Научная статья на тему 'Структура волонтерской подготовки студентов'

Структура волонтерской подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЕЦ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ / НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / VOLUNTEER / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEER TRAINING / VOLUNTEER MOVEMENT / ORIENTATION TO VOLUNTEER ACTIVITY / THE PROFESSIONAL FOCUSED VOLUNTEER TRAINING / THE DIRECTIONS OF VOLUNTEER TRAINING / MORAL PERSONALITY / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василиади Афина Георгиевна

Степень гуманизации общества в первую очередь характеризуется отношением к наиболее уязвимым членам общества. При этом здесь имеет значение не только отношение государства, но и отношение общества и конкретных людей. Одним из проявлений гуманизма является волонтерство, понимаемое как социальное явление и общественное движение. Развитие волонтерского движения в студенческой среде имеет существенное воспитательное значение и значение с точки зрения профессиональной подготовки. Однако основные условия применения волонтерства как средства и метода профессионального и нравственного развития личности в вузах страны не применяются в достаточной мере в силу отсутствия знаний о компонентах и условиях волонтерской деятельности. В статье представлено обоснование и структура волонтерской деятельности с точки зрения причинно-следственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василиади Афина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF STUDENT’S VOLUNTEER TRAINING

Degree of a humanization of society first of all is characterized by the attitude towards the most vulnerable members of society. At the same time here has value not only attitude of the state, but also the attitude of society and specific people. One of manifestations of humanity is the volunteering understood as the social phenomenon and social movement. Development of the volunteer movement in the student's environment has essential educational value and value from the point of view of vocational training. However the main conditions of application of volunteering as means and a method of professional and moral development of the personality in higher education institutions of the country are not applied adequately owing to lack of knowledge of components and conditions of volunteer activity. Justification and structure of volunteer activity from the point of view of relationships of cause and effect is presented in article.

Текст научной работы на тему «Структура волонтерской подготовки студентов»

УДК 378:316.334.2 ББК 74.480.43 В 19

А.Г. Василиади

Преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: Afine789@mail.ru

СТРУКТУРА ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Степень гуманизации общества в первую очередь характеризуется отношением к наиболее уязвимым членам общества. При этом здесь имеет значение не только отношение государства, но и отношение общества и конкретных людей. Одним из проявлений гуманизма является волонтерство, понимаемое как социальное явление и общественное движение. Развитие волонтерского движения в студенческой среде имеет существенное воспитательное значение и значение с точки зрения профессиональной подготовки. Однако основные условия применения волонтерства как средства и метода профессионального и нравственного развития личности в вузах страны не применяются в достаточной мере в силу отсутствия знаний о компонентах и условиях волонтерской деятельности. В статье представлено обоснование и структура волонтерской деятельности с точки зрения причинно-следственных связей.

Ключевые слова: волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, волонтерская подготовка, волонтерское движение, ориентация на волонтерскую деятельность, профессионально-ориентированная волонтерская подготовка, направления волонтерской подготовки, нравственная личность, профессиональные качества.

A.G. Vasiliadi

Teacher of the Department of Social Cultural Service and Tourism, the Kuban State

University of Physical Culture, Sport and Tourism; E-mail: Afine789@mail.ru

STRUCTURE OF STUDENT'S VOLUNTEER TRAINING

Abstract. Degree of a humanization of society first of all is characterized by the attitude towards the most vulnerable members of society. At the same time here has value not only attitude of the state, but also the attitude of society and specific people. One of manifestations of humanity is the volunteering understood as the social phenomenon and social movement. Development of the volunteer movement in the student's environment has essential educational value and value from the point of view of vocational training. However the main conditions of application of volunteering as means and a method of professional and moral development of the personality in higher education institutions of the country are not applied adequately owing to lack of knowledge of components and conditions of volunteer activity. Justification and structure of volunteer activity from the point of view of relationships of cause and effect is presented in article.

Keywords: the volunteer, the volunteer, volunteer activity, volunteer training, the volunteer movement, orientation to volunteer activity, the professional focused volunteer training, the directions of volunteer training, the moral personality, professional qualities.

Современное развитие общества требует новой системы образования [1; 2; 11 и др.]. Оно должно быть направлено на формирование системных компетенций, обеспечивающих возможность проектирования своего профессионального будущего, а также формирование таких важных личностных профессиональных качеств, как ответственность за свою работу и ее результативность, возможность адаптации своей деятельности в зависимости от общественных потребностей, веру в значимость своей работы, в себя и в свои профессиональные способности [8; 9 и др.].

Разрабатываемая система образования должна не только обеспечивать воспроизводство квалифицированных кадров, но и создавать условия личностного развития нравственной личности и нравственного продвижения личности в карьере. Именно этот аспект в современной педагогике недостаточно разработан, о чем свидетельствуют ряд нормативных документов прошлых лет и результаты исследований ряда ученых [11; 12 и др.].

Следствием этого явления становится предметно-дисциплинарное разделение логики и содержания обучения и сосредоточение учебных интересов обучающейся молодежи на овладение только узкопрофессиональными знаниями и навыками.

Следует согласиться с идей о том, что главной ценностью образования является не объем усвоенных знаний и принятой информации, а духовное развитие человека и формирование его составляющих компонентов: как культура, нравственные ценности и духовные идеалы. И это в полной мере характерно для системы профессионального образования [8; 9 и др.].

Возникает потребность в получении важного системного эффекта образования, связанного с формированием готовности специалиста к волевой регуляции собственного поведения в обществе и

профессиональной сфере, в активном регулировании своей целостной жизненной стратегии.

Изложенные выше проблемы могут эффективно разрешаться при привлечении студентов к волонтерской деятельности, которая предоставляет человеку возможность выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать другим и находить самим себе поддержку друзей, чувствовать свою необходимость и пользу [3; 5; 11 и др.].

Волонтерство является одним из ярких проявлений молодежью своего миропонимания, менталь-ности, субкультуры, и поэтому волонтерская деятельность может выступать как критерий, как средство и как форма нравственного воспитания и воспроизводства в обществе общечеловеческих ценностей и нравственных позиций.

Поэтому волонтерская деятельность по своей сущности и во всех своих компонентах (в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом) является социально ориентированной. Её применение может быть направлено на реализацию трех разнонаправленных аспектов:

а) обеспечение влияния активных людей на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе;

б) обеспечение влияния самой общественно важной деятельности на личностные свойства человека, включающегося в данную деятельность;

в) получение человеком, участвующим в данной деятельности, значимых компетентностей и конкретных знаний, навыков и умений.

Важнейшим условием организации работы и удержания волонтеров является организация процесса их обучения. При этом существуют общий аспект знаний, касающийся

вообще волонтерства и волонтерской деятельности (например, знание определенных технологий расширения объема оказания помощи уязвимым людям, приобретения новых и укрепления существующих контактов и связей с другими организациями, повышения имиджа организации, привлечение дополнительных ресурсов и др.), а также конкретный уровень знаний, обеспечивающий непосредственное исполнение конкретных волонтерских процедур.

Исходя из этого в сфере общей подготовки волонтеров процесс должен носить характер профессиональной ориентации (процесс, призванный помочь волонтеру понять цели своей деятельности и комфортно почувствовать себя в волонтерской организации и выполнять волонтерскую деятельность). А процесс профессионал ь-ного обучения и адаптации к определенным видам деятельности (обеспечение волонтеров базовой и практической информацией, умениями, навыками, опытом, компетенциями), с помощью которых они смогут соотносить свои действия с общей деятельностью и смогут содействовать достижению конкретных целей организации, относится к профессиональной подготовке [4; 5; 7 и др.].

Ориентация проводится по-разному, но, как правило, включает информацию, касающуюся истории волонтерской организации, характеристики действующих программ и получателей помощи, информацию об организационной структуре, о распорядке работы и основных организационных принципах деятельности, о требованиях к ведению дел и сроках проведения обучения, о критериях оценки качества работы, об алгоритмах действий в различных рабочих ситуациях и др. Ориентация отличается от обучения. Ориентация - это действия общего, ознакомительного характера. Обучение проводится в

соответствии с функциональными обязанностями каждого волонтера.

Следует понимать, что не бывает готовых волонтеров, так как даже высоко квалифицированный специалист нуждается и в ориентации, и в конкретном обучении.

Наиболее простой выход обеспечения компетентности волонтеров - найти наиболее подходящие виды деятельности для волонтеров с учетом потребности организации, получателей услуг, самих волонтеров и других заинтересованных сторон (например, администрации учебного заведения). Поэтому, привлекая волонтеров, организация должна точно представлять себе, для решения каких проблем создается целевая группа, как будет обеспечено решение проблемы организации деятельности вообще и каждого волонтера в частности, каким образом будут разрешены непосредственные проблемы волонтера.

Понимая в целом, зачем и для чего привлекаются волонтеры, следует определиться, в каких именно областях деятельности будут задействованы волонтеры и чем именно они будут заниматься.

С точки зрения возможностей совокупного решения организационных проблем, сосредоточения людей, имеющих возможности (физические, психологические, знаниевые и др.) их решения, особое значение имеет создание волонтёрских групп в условиях профессиональных учебных заведений [6; 7 и др.].

Это обуславливается большим количеством разнообразных факторов, которые можно условно разделить на три группы:

- организационные преимущества (например, для волонтеров основной (приоритетной) деятельностью является учеба или работа, а у группы объединённых одинаковым режимом деятельности легче выделить время для совместной реализации волонтерского проекта);

- существование укрупненных групп специальностей, суть

которых заключается в профессиональной реализации во многом схожих задач, которые на общественном уровне реализуют волонтеры (социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи, логопеды, некоторые медицинские работники, работники сферы физической культуры и др.);

- в группе людей с одинаковым уровнем подготовленности, примерно с одинаковым пониманием процессов, объединённых единым и общественно значимым интересом, легче найти друзей и удовлетворить другие интересы.

Процесс привлечения к волонтерской деятельности обеспечивает становление личности волонтера через приобщение его к базовым ценностям на основе развитой способности к взаимодействию с другими людьми. То есть формирует профессионально значимые компетенции.

Деятельностный подход является методологической основой построения любого образования [10-12 и др.] и особенно практико-ориентированного образования [12-13 и др.].

Суть практико-ориентирован-ного подхода - направленность всего процесса на конечный результат, каковым выступают профессионально важные профессиональные навыки и умения. То есть направление образования, готовящего студентов к овладению практическими навыками деятельности в сфере своей профессии. Ведущие ученые в области психологии деятельности отмечают, что процесс обучения связан с расходованием некоторых ресурсов. Однако, расходуя ресурсы на практическую деятельность, мы получаем определенный продукт и при этом формируем многочисленные новые внутренние и внешние ресурсы [13], при этом наиболее важными являются внутренние ресурсы, к которым В.Д. Шадриков относит все положительные изменения человека, осуществляющего деятельность, а именно знания,

навыки, опыт, развитие свойств личности.

Исходя из этого, в нашем случае волонтерская деятельность не только решает поставленные перед волонтерами социально значимые задачи (обеспечивая тем самым внешние изменения важных ресурсов), но и изменяет собственное состояние путем усвоения знаний, формирования умений и навыков, понимает ценности профессиональной и волонтерской деятельности, что естественным образом приводит к нарастанию внутренних ресурсов, нарастанию уверенности в общественной значимости своей волонтерской и профессиональной деятельности. А это вновь приводит к усилению деятельностной составляющей собственной жизни, к прогрессирующему профессиональному развитию волонтера.

Ресурс субъекта деятельности, то есть волонтера - это набор свойств личности, который присвоен личностью, он ими располагает и поэтому может их передавать, использовать в процессе деятельности. То есть личностный ресурс имеет объективный характер. Его применение зависит от субъекта, но его наличие и величина на определенный момент не зависят от воли самого человека. Признание объективного характера ресурса человека определяет и возможности управления ими со стороны того, кто организовывает деятельность человека.

Организатор управляет только тем, каким образом каждый участник процесса реализует объективно существующий набор ресурсов. Вместе с тем качество реализации и степень развития ресурсов как раз зависят от самого исполнителя, от того, насколько полно он растрачивает ресурсы и как в процессе деятельности появляется потребность в развитии новых ресурсов.

В соответствии с идеями А.Н. Леонтьева процесс деятельности происходит по схеме, первым этапом которого является

Подготовка к волонтерской деятельности

т

Ориентация на волонтерскую деятельность

Направление - общая подготовка:

выявление имеющихся личностных ресурсов; развитие ресурсов, обес печивающих мотивацию и готовность к волонтерской деятельности

т

Задачи:

1. Определение нравственных ресурсов и их развитие.

2. Выявление личного отношения к волонтерской деятельности и ее коррекция.

3. Формирование общих, имеющих значение для волонтерской работы качеств личности.

4. Формирование мотивации к волонтерской работе.

5. Формирование общих знаний , навыков, умений и опыта волонтерской работы.

6. Обеспечение интегр ационного взаимодействия получе нных общих знаний, навыков, умений, опыта волонтерской работы и превращение их в компетенции.

хххххххххххххххххххххх, .,ххх: Профессионально-ориентированная волонтерская подготовка

Направление - специализированная подготовка: подготовка к конкретной волонтерской деятельности; формирование профессиональной компетентности через участие в волонтерской деятельности

•J V W V V W V V W V V W V V W V V W V V .

Основные реализуемые задачи:

Формирование знаний, навыков, умений и опыта использования специальных средств и методов в волонтерской работе.

Формирование мотивов, черт личности, позволяющих применять знания, навыки, умения и опыт использования специальных средств и методов в волонтерской работе.

Обеспечение интеграционного

взаимодействия полученных

специальных знаний, навыков, умений, опыта волонтерской работы и превращение их в компетенции.

Обеспечение позитивного влияния волонтерской деятельности на профессиональное становление

студентов.

Применение компетенций для повышения эффективности

олонтерской деятельности.

Системный эффект

Самостоятельное и эффективное применение общих и профессиональных компетенций для повышения качества

Рис. 1. Структура подготовки студентов к волоттерской деятельности

порож дение, формирование мотива и самой деятельности, затем деятельность регулируется по ходу ее протекания, и уже потом, на основании знаний, навыков и опыта, происходит развитие деятельности,

трансформируемое в случае необходимости [11]. С этой точки зрения А.Н. Леонтьева процесс подготовки к волонтерской деятельности приводит к следующим идеям. Следует формировать мотивы овладения и

применения знаний, навыков, умений и компетенций по реализации действий, составляющих основу волонтерской деятельности и контролировать их динамику, определять состав (объем) изучаемых действий и обеспечить их усвоение, определить пути увеличения и реализации потенциала в конкретном виде деятельности.

Наличествующий уровень ресурсов, способы их реализации в условиях деятельности, способы расширения и углубления ресурсов как потенциала действий волонтера. При этом деятельностный потенциал волонтера определяется

наличием некоторой совокупности внеших факторов и внутренних личностных свойств. Поэтому их наличие может быть принято в качестве критериев. Тогда количественные параметры этих критериальных показателей могут служить определителем степени их развития.

Изложенные выше подходы позволяют классифицировать структуру, определить направления и задачи волонтерской подготовки студентов в виде логической схемы (рис. 1) и приступить к изучению состава средств, методов и технологии этого направления работы.

Примечания:

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 114.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер,

2006. 304 с.

3. Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности. Самара: Изд-во Самар. ун-та,

2007. 138 с.

4. Вязова Н.В. Профессиональное волонтёрство как средство формирования личностного компонента готовности будущего психолога к инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 1. С. 24-33.

5. Даль Л.В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012. 26 с.

6. Данилова О.Р., Шумейко А.А. Реализация технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов посредством волонтерской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

7. Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов): автореф. дис. . канд. пед. наук. Владивосток, 2012. 28 с.

8. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2005. № 1(37). С. 5-12.

9. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. М., 2005. С. 46-59.

10. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психол.: МОДЭК, 1997. 608 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

12. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта. М.: Физическая культура и спорт, 2010. 336 с.

13. Никандров Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры // Педагогика. 1996. № 4. С. 110-113.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baydenko V.I. Competence approach to the design of the state educational standards of higher professional education (methodological and methodical problems): a methodical manual. M.: Research center of problems of the quality of specialists' training, 2005. P. 114.

2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: a manual. SPb.: Piter, 2006. 304 pp.

3. Vandysheva L.V. Formation of readiness of the future specialists of social work for volunteer activities. Samara: Publishing house of Samara University, 2007. 138 pp.

4. Vyazova N.V. Professional volunteering as a means of forming a personal component of readiness of the future psychologist to innovative activity // Bulletin of Tambov University. 2008. No. 1. P. 24-33.

5. Dal L.V. Development of students' readiness to social and pedagogical projecting in the process of professionally-oriented volunteer activity: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. N. Novgorod, 2012. 26 pp.

6. Danilova O.R., Shumeyko A.A. The implementation of technology of formation of professional competence of the future social teachers by volunteer activity // Modern problems of science and education. 2012. No. 6.

7. Zachinyaeva E.F. Educational volunteer practices as a factor of professional identification of students (based on the training of future speech therapists): Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Vladivostok, 2012. 28 pp.

8. Zeer E.F. Competence approach as a methodological position of vocational training modernization // Bulletin of educational and methodical association for vocational teacher education. No. 1, 2005. (37). P. 5-12.

9. Zimnyaya I.A. Socio-professional competence as a holistic result of vocational training (an idealized model) // Problems of education quality. Bk. 2. M., 2005, P. 46-59.

10. Zinchenko V.P. Image and activity. M.; Voronezh: Publishing house of the Institute of practical psychol.: MODEK, 1997. 608 pp.

11. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1977. 304 pp.

12. Neverkovich S.D. Pedagogy of physical culture and sports. M.: Physical culture and sports, 2010. 336 pp.

13. Nikandrov N.D. Russian education on the background of economy, social policy and culture // Pedagogy. 1996. No. 4. P. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.