Научная статья на тему 'Разработка программы подготовки волонтеров в олимпийском движении и ее внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей'

Разработка программы подготовки волонтеров в олимпийском движении и ее внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / VOCATIONAL TRAINING OF SERVICE SPECIALTIES / OLYMPIC GAMES / VOLUNTEERS MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренева Мария Вадимовна, Кружков Денис Александрович

Разработка программы подготовки волонтерского корпуса для обслуживания Олимпийских игр на основе изучения международного опыта позволяет сформировать социальную компетентность учащейся молодежи Кубани на основе ее внедрения в учебный процесс учреждений высшего и среднего профессионального образования для последующей работы на XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи. Основной предмет изучения технологии подготовки волонтеров на основе их интеграции в образовательное пространство в рамках специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Результаты исследования имеют прикладное значение для подготовки специалистов в области сервиса и туризма и смежных специальностей, готовых выполнять функции волонтеров на Олимпийских играх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренева Мария Вадимовна, Кружков Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER TRAINING PROGRAM IN OLYMPIC MOVEMENT AND ITS APPLICATION TO PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF SERVICES

Development of a volunteer training program on the basis of international experience and its further introduction into educational process at Postsecondary Institutions and Higher Education Establishments for involving students in voluntary service at the Olympic Games XXII and XI Paralympics of 2014 in the city of Sochi. The subject of the research is volunteer training technology and its introduction into educational process within the framework of 100103 specializations Socio-Cultural Services and Tourism. Results of our investigation have got applied function for the training specialists in the field of service and tourism and other specialists to be volunteers at the Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Разработка программы подготовки волонтеров в олимпийском движении и ее внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей»

спорт, 2001. - Вып. 1. - С. 53-56.

2. Ермаков, В.В. Фазовый состав конькового хода / В.В. Ермаков, А.С. Савельев, О.Ю. Солодухин // Актуальные вопросы биомеханики спорта : сб. науч. тр. -Смоленск, 1985. - С. 17-18.

3. Кондратов, А.В. Техника коньковых ходов // Лыжный спорт : сб. науч. тр. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - Вып. 2. - С. 18-20.

4. Салмела, Ч. Новые тенденции в коньковой технике // Лыжный спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - Вып. 5-6. - С. 78-83.

5. Смольянов, В. Коньковый ход : новые песни о старом / В. Смольянов, К. Волков, А. Коробков // Лыжный спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 2001.

- Вып. 17. - С. 128-132.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ И ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Мария Вадимовна Коренева, аспирант,

Денис Александрович Кружков, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Разработка программы подготовки волонтерского корпуса для обслуживания Олимпийских игр на основе изучения международного опыта позволяет сформировать социальную компетентность учащейся молодежи Кубани на основе ее внедрения в учебный процесс учреждений высшего и среднего профессионального образования для последующей работы на XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи. Основной предмет изучения

— технологии подготовки волонтеров на основе их интеграции в образовательное пространство в рамках специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Результаты исследования имеют прикладное значение для подготовки специалистов в области сервиса и туризма и смежных специальностей, готовых выполнять функции волонтеров на Олимпийских играх.

Ключевые слова: Олимпийские игры, волонтерское движение, профессиональное образование сервисных специальностей.

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER TRAINING PROGRAM IN OLYMPIC MOVEMENT AND ITS APPLICATION TO PROFESSIONAL EDUCATION IN

THE FIELD OF SERVICES

Maria Vadimovna Koreneva, post-graduate student,

Denis Aleksandrovich Kruzhkov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Abstract

Development of a volunteer training program on the basis of international experience and its further introduction into educational process at Postsecondary Institutions and Higher Education Establishments for involving students in voluntary service at the Olympic Games XXII and XI Paralympics of 2014 in the city of Sochi. The subject of the research is volunteer training technology and its introduction into educational process within the framework of 100103 specializations “Socio-Cultural Services and Tourism”. Results of our investigation have got applied function for the training specialists in the field of service and tourism and other specialists to be volunteers at the Olympic Games.

Key words: vocational training of service specialties, Olympic Games, volunteers movement.

Решение Международного олимпийского комитета об избрании города Сочи местом проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года обусловило приоритетную направленность деятельности Олимпийского комитета Рос-

сии, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также всех профильных высших учебных заведений на активизацию образовательной и физкультурно-спортивной работы среди молодежи (Л. В. Тягачев, 2002, В. А. Фетисов, 2006, В. Л. Мутко, 2008).

Одним из путей решения данной проблемы, как свидетельствует международный (I. Lanzoni, Lykogianni D. 2000, D. Brettell, 2001, J. Rogge, 2001, Spanoudakis Y., 2004 и другие) и отечественный опыт (Н. А. Слабжанин, 2004, В. С. Родиченко, 2006, М. В. Коренева, 2007 и другие), может стать привлечение молодежи к участию в волонтерском и олимпийском движении.

Мы предположили, что анализ международного опыта подготовки волонтеров и его внедрение в учебный процесс учреждений высшего и среднего профессионального образования Краснодарского края и деятельность студенческих общественных организаций позволит направить социальную активность молодежи с целью привлечения в качестве добровольных помощников при организации XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и других крупных спортивных соревнований.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как показывает международный опыт, привлечение, набор и подготовка потенциальных волонтеров должны начинаться задолго до Олимпийских игр. Поэтому уже за шесть лет до начала Игр в Сочи Олимпийская академия Юга России и Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (как профилирующий вуз) должны начать подготовку населения Краснодарского края к выполнению обязанностей добровольцев. Все вышеперечисленное диктует необходимость модернизации системы образования.

Вместе с тем, обучение добровольцев и их преподавателей должно строиться на основе олимпийского образования и совпадать с философией и принципами олимпизма. В связи с этим мы проанализировали доклады представителей 28 стран по вопросам олимпийского образования, представленные на VIII Международной Сессии Президентов и директоров Национальных олимпийских академий и официальных представителей Национальных олимпийских комитетов (Греция, Олимпия, 2006, 2008), и на этой основе разработали региональную программу подготовки волонтеров. Основными ее целями являются: распространение научных знаний об олимпизме, адаптированных к специфике различных отраслей медицины, истории, экономики, психологии, педагогики, информационных технологий, управления, анимации и сферы обслуживания, а также вклад в общее развитие молодежи с передачей необходимых знаний для того, чтобы волонтеры чувствовали уверенность при выполнении своих обязанностей.

Программа состоит из трех уровней: личностного, образовательного и технологического.

Личностный уровень определяет полное осознание работы, выполняемой волонтерами, деятельность в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма, достижение образовательных целей олимпийского движения.

Образовательный уровень включает в себя изучение истории античных и современных Олимпийских игр, принципов олимпизма, информации о спортивных дисциплинах, истории города Сочи, олимпийского туризма и специфики сферы обслуживания при организации Олимпийских игр.

Технологический уровень содержит лекции, обсуждения, предполагает проведение конференций, фестивалей, спортивных соревнований с участием добровольцев, разработку интернет-сайтов о волонтерах, включение лекций по тематике Олимпийских игр в учебные планы факультетов социально-культурного сервиса различных вузов.

Также на основе изучения международного опыта выявлены основные технологии отбора и подготовки волонтеров, программы обучения которых к Олимпийским играм 1980-2008 гг. включали в себя от 50 до 150 часов теоретических занятий, тре-

нингов в малых группах и отработку навыков на небольших соревнованиях.

В рамках подготовки к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи в КГУФКСТ была образована временная научная группа по информационно-методическому обеспечению и обучению студенческой молодежи для формирования волонтерского корпуса. В рамках ее деятельности осуществляется разработка проекта «Социально-педагогические аспекты формирования системы подготовки волонтеров для предстоящих XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», получившего совместный грант администрации Краснодарского края и Российского гуманитарного научного фонда проект № 08-06-38601а/Ю.

С сентября 2008 года в учебный план специальности 100103 «Социальнокультурный сервис и туризм» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма включена дисциплина «Организация и обслуживание Олимпийских игр», способствующая формированию профессиональноориентированной, нравственной и творчески активной личности, которая участвует в процессе постоянного совершенствования и самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей. Структура и содержание дисциплины представлены в таблице.

Таблица

Объем дисциплины «Организация и обслуживание Олимпийских игр»

№ п/п ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ Количество часов

Всего часов Лекции Практи- ческие занятия Семинарские занятия Само-стоятель-ная работа

1. Введение в олимпизм. Агоны в античной Греции 12 2 2 1 7

2. Международный олимпийский комитет и его функции 12 2 2 1 7

3. Международный опыт олимпийского образования 12 2 2 1 7

4. Олимпийский комитет и Олимпийские академии России 12 2 2 1 7

5. Волонтерский корпус: история и назначение 12 2 2 1 7

6. Волонтерский корпус: технологии подготовки 12 2 2 1 7

7. Олимпийские церемонии и их роль в организации Игр 12 2 2 1 7

8. Обслуживание спортсменов, соревнований и сооружений 12 2 2 1 7

9. Специфика работы в олимпийской деревне 12 2 2 1 7

10. Обслуживание спортсменов-паралимпийцев 12 2 2 1 7

ВСЕГО: 120 20 20 10 70

С целью расширения знаний студентов о волонтерском движении разработано пособие «Феномен волонтерства в общественной жизни и олимпийском движении (исторический аспект)», в котором рассматриваются принципы добровольчества и приводится краткий исторический очерк его развития в основных сферах деятельности. Пособие включает в себя 6 основных глав, раскрывая значимость волонтерского движения во всем мире в различных сферах общественной жизни: сущность современного волонтерства; международное добровольческое движение; почему люди работают бесплатно; волонтеры в олимпийском движении; этапы развития олимпийско-

го волонтерства; формирование современной модели олимпийского волонтера.

В качестве дополнения к пособию разработаны 2 открытые лекции «Социальные волонтеры» и «Олимпийские волонтеры», к которым подготовлены мультимедийные и видеоматериалы, включающие в себя историю развития понятия волонтерства и раскрытие его роли как в социальной сфере, так и в олимпийском движении.

На основании вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. Международная практика привлечения добровольных помощников для обслуживания Олимпийских игр ведет свою историю с 1896 года и постепенно сформировалась в отдельную научно обоснованную технологию, основными элементами которой являются олимпийское образование, коммуникативная компетентность и тренинг на олимпийских объектах.

2. Международные программы олимпийского образования, используемые в системе обучения волонтеров, предполагают изучение истории античных и современных Олимпийских игр, принципов олимпизма и честной игры, а также особенностей применения личного профессионального опыта в добровольной работе при обслуживании участников, судей и гостей Олимпийских и Паралимпийских игр.

3. Концепция разработанной программы подготовки волонтерского корпуса предполагает комплексный подход к решению поставленных задач на личностном, образовательном и технологическом уровнях.

4. Результаты анкетирования студентов после проведения занятий по дисциплине «Организация и обслуживание Олимпийских игр» показали, что внедрение данного курса существенно повысило интерес студентов к олимпийской проблематике и способствовало его внедрению в масштабах вуза с целью стимулирования активности молодежи в волонтерском обеспечении научно-методических и спортивнооздоровительных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, В. От Красной площади до Красной Поляны / В. Абрамов, П. За-рудный // Российская газета. - 2006. - 14 декабря.

2. Коренева, М.В. Феномен волонтерства в общественной жизни и олимпийском движении : (исторический аспект) / М.В. Коренева. - Краснодар : [б.и.], 2008. -45 с.

3. Мутко, В. Л. Год молодежи в России в 2009 году // http://www.ruy.ru/mol_news.html?did=1807 : Официальный сайт Российского союза молодежи. - 03.10.2008.

4. Родиченко, В.С. Олимпийское образование в новой России / В.С. Родичен-ко. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 48 с.

5. Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слаб-жанин. - Новосибирс. : Сибирский центр поддержки общественных инициатив, 2001. -190 с.

6. Тягачев, Л.В. Будущее российского олимпийского движения : интервью радиостанции «Эхо Москвы» // http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/ 17791. -04.03.2002.

7. Brettell, D. The Sydney volunteers // Olympic Review, December-January. -2001. - Vol. XXVII, No. 42. - Р. 37-43.

8. Lanzoni, I. The Volunteers during and after the Olympic Games : Youth Camp and Olympic Education School Programmes from / I. Lanzoni, D. Lykogianni // http://olympicstudies.uab.es/volunteers/lanzoni.html.

9. Rogge, J. Volunteerism // Olympic Review, December-January. - 2001. - Vol. XXVII, No. 42. - P. 3.

10. Spanoudakis, Y. The cultural and moral dimension of volunteering at the Olympic games of Athens 2004 // International Olympic Academy IOA forty-fourth session. -Ancient Olympia, 2004. - P. 103 - 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.