Научная статья на тему 'Профессиональная физическая и функциональная подготовка курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики'

Профессиональная физическая и функциональная подготовка курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / STUDENTS / СУДОВОДИТЕЛИ / NAVIGATORS / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SWIMMING PRACTICE / ПРОГРАММА / PROGRAMME / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / МЕТОДИКА / METHODS / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулекин И.В.

В статье обосновываются содержание и организация физической и функциональной подготовки курсантов к условиям длительного плавания, а также методика самостоятельных занятий физическими упражнениями и ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулекин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PHYSICAL AND FUNCTIONAL TRAINING OF STUDENTS-NAVIGATORS FOR THE FOR THE LONG SWIMMING PRACTICE CONDITIONS

The content and organization of physical and functional training students for the conditions of the long swimming practice at a higher educational institution is substantiated in the paper. Methods of independent classes in physical exercises and their eff ectiveness in the process of pedagogical experiment is grounded in the paper as well.

Текст научной работы на тему «Профессиональная физическая и функциональная подготовка курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Старший преподаватель И. В. Кулекин

Новороссийская государственная морская академия, г. Новороссийск Контактная информация для переписки: г. Новороссийск, ул. Видова, 165, кв. 186.

В статье обосновываются содержание и организация физической и функциональной подготовки курсантов к условиям длительного плавания, а также методика самостоятельных занятий физическими упражнениями и ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: курсанты, судоводители, плавательная практика, программа, профессиональная подготовка, методика, физические упражнения.

Уровень профессиональной подготовки выпускников вузов обусловлен степенью освоенности соответствующих знаний и умений, а также их функциональной и физической готовностью к выполнению своей работы (И. В. Герасимова, 2006; А. Н. Пилипенко, 2006 и др.).

В вузах водного транспорта, как и в других учебных заведениях, эти виды подготовки курсантов обеспечивают соответствующие блоки дисциплин, а также совокупность различных видов профессионально ориентированной практики.

Общая и профессионально ориентированная физическая, функциональная и двигательная подготовка курсантов осуществляется в вузах водного транспорта в процессе академических и других форм занятий физической культурой (М. В. Щодро, 1989 и др.).

Программа профессиональной подготовки курсантов-судоводителей предусматривает обязательную, в совокупности не менее 12 месяцев, плавательную практику. В процессе этой практики ведется личная международная книга регистрации практической подготовки курсанта-судоводителя на борту судна. На основе этого документа, после завершения обучения в вузе, молодому специалисту выдается Сертификат компетенции (Рабочий диплом).

Исследования особенностей профессиональной деятельности плавсостава в процессе рейса позволили выявить отрицательное в целом влияние условий, в которых она осуществляется, на соматическое здоровье, психологическое и функциональное состояние систем организма человека (Е. В. Михайленко, 2007; В. Н. Евстафьев, А. В. Скиба, А. М. Поспелов, 2008 и др.).

Это можно отнести и к курсантам-судоводителям, у которых однократный выход на плавательную практику может достигать шести месяцев и более (Т. В. Демидова, Э. М. Псядло, Е. В. Антошина, И. В. Пле-тос, 2001).

Очевидно, что плавательная практика такой длительности в условиях судна будет снижать у курсантов-судоводителей достигнутый до этого в процессе систематических академических занятий физической культурой в вузе уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма. Отсюда и уровень развития профессионально важных для судоводителей показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния курсантов к окончанию обучения в вузе будет в целом снижен, уменьшая в определенной степени и профессиональную готовность выпускников к эффективному выполнению профессиональной деятельности.

В связи с этим представляется очевидным, что в вузах водного транспорта необходимо осуществлять специальную профессионально ориентированную физическую и функциональную подготовку курсантов-судоводителей как в рамках академических занятий физической культурой, так и в рамках самостоятельных занятий физическими упражнениями на судне при выполнении рейса (Л. М. Мацевич, 1987; М. В. Щодро, 1989).

Вместе с тем традиционно реализуемая в настоящее время в вузах водного транспорта программа дисциплины «Физическая культура» не выделяет специального по содержанию, организации и методике этапа физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики. В ней так же отсутствуют содержательные, организационные и методические аспекты проведения курсантами-судоводителями самостоятельных занятий физическими упражнениями непосредственно в процессе профессиональной практики в условиях длительного плавания на судне.

Следовательно, разработка содержательных аспек-

тов программы и методики профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительного плавания представляется актуальной.

В связи с вышеизложенным объектом исследования стал процесс физического воспитания курсантов вузов водного транспорта, в границах которого был выбран предмет исследования - содержательные аспекты методики профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительного плавания.

Целью исследования являлись разработка и обоснование содержательного и процессуального компонентов физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительного плавания на основе методики занятий физическими упражнениями в условиях вуза и самостоятельных занятий в процессе плавательной практики на судне.

Исследования показали, что эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях длительного плавания при прохождении курсантами профессиональной практики определяется, в том числе, и содержанием физического воспитания на предшествующем ей этапе непосредственно в вузе

В связи с этим при анализе содержания теоретического курса действующей программы дисциплины «Физическая культура» стала очевидной целесообразность изменения последовательности изложения лекционного материала таким образом, чтобы в четвертом семестре курсанты второго года обучения изучали материал, который бы позволял сформировать у занимающихся основы знаний по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В соответствии с этими изменениями в последовательности изложения лекционного материала целесообразно в такой же очередности проводить и методико-практические занятия по физической культуре. Причем, если общий объем этих занятий остается прежним, то их распределение по курсам обучения должно соответствующим образом измениться. В частности, если традиционная программа по физической культуре в вузах предусматривает на первом курсе 14 часов методико-практических занятий, то в связи с предлагаемыми изменениями в последовательности изложения лекционного материала их объем должен быть увеличен до 20 часов. По этой же причине на третьем и четвертом курсах объем методико-практических занятий должен будет сократиться до 2-х часов вместо 8 часов по традиционной программе.

Вполне естественно, что это вызовет необходимость соответствующего перераспределения объема часов и на учебно-тренировочные занятия по курсам обучения, но без изменения их общего количества в целом.

Определенные изменения необходимо будет внести и в действующий план-график распределения учебного материала по дисциплине «Физическая культура». В данном случае, учитывая необходимость включения выявленных в исследовании приоритетных средств физического воспитания, которые оказывают положительное влияние на профессионально важные показатели физического развития, соматического здоро-

вья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния судоводителей, предлагается новый вариант плана-графика распределения учебного материала по физической культуре на четвертый семестр второго курса с целью подготовки курсантов к условиям длительного плавания в процессе шестимесячной профессиональной практики на судах.

По сравнению с действующим в настоящее время планом-графиком распределения учебного материала по физической культуре для курсантов-судоводителей в новом варианте предусматривается выделение отдельных занятий для изложения теоретического и методико-практического содержания программы.

Планирование занятий по атлетической гимнастике предлагается оставить без изменения.

Беговые упражнения с использованием тренажеров рекомендуется запланировать на те занятия, на которых курсанты либо занимаются атлетической гимнастикой в тренажерном зале, либо бегают на средние и длинные дистанции.

Спортивные игры с малым количеством участников и уменьшенными размерами площадки (настольный теннис, мини-футбол, баскетбол на одно кольцо) предлагается проводить на всех методико-практических занятиях, а также на занятиях по кроссовой подготовке.

Известные в настоящее время комплексы общераз-вивающих и разработанные специалистами (В. И. Ильи-нич, 1978; В. М. Щодро, 1989 и др.) группы физических упражнений, оказывающих целенаправленное влияние на развитие профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния судоводителей, необходимо выполнять практически на каждом занятии, за исключением лекционных.

Комплексы физических упражнений, в зависимости от их целевой направленности, классифицируются на следующие группы:

1. Упражнения, направленные на развитие способности дозировать силовые напряжения.

2. Упражнения, направленные на развитие сенсомо-торных реакций.

3. Упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведение линейной величины пространства.

4. Упражнения, направленные на развитие элементарных форм быстроты.

5. Упражнения, направленные на развитие ловкости, равновесия и вестибулярной устойчивости.

6. Упражнения, направленные на развитие устойчивости к гипоксии.

7. Упражнения, направленные на развитие свойств внимания.

8. Упражнения, направленные на развитие свойств памяти.

9. Упражнения, направленные на развитие эмоциональной устойчивости.

Представляется очевидным, что сохранение достигнутого на академических занятиях физической культурой в вузе или замедление темпов снижения уровня

физической и функциональной подготовленности курсантов в процессе шестимесячной плавательной практики во многом обусловлено эффективностью их самостоятельных занятий физическими упражнениями на судне во время рейса.

Программа подготовки в вузе судоводителей включает обязательную плавательную практику не менее двенадцати месяцев. Учебным планом первая шестимесячная профессиональная практика на судне курсантам планируется на пятый семестр третьего года обучения.

Поэтому для решения этой задачи в процессе систематических занятий

физическими упражнениями на судне в условиях длительного плавания, необходимо разработать для курсантов комплект планирующей документации и соответствующих методических материалов.

Учитывая особенности режима работы и отдыха курсантов на судне в процессе плавательной практики, когда их личное время начинается в 17-00 часов вечера и заканчивается в 8-00 часов утра, целесообразно длительность занятия физическими упражнениями ограничить одним часом и проводить их через день с одним выходным днем по следующей схеме: понедельник (занятие физическими упражнениями) - вторник (отдых) -среда (занятие физическими упражнениями) - четверг (отдых) - пятница (занятие физическими упражнениями) - суббота (отдых) - воскресенье (выходной день).

Беря за основу данную схему проведения занятий, был определен примерный объем часов самостоятельных занятий физическими упражнениями курсантов на весь шестимесячный период плавательной практики.

Далее, для эффективной реализации в условиях длительного плавания планируемого объема часов на самостоятельные занятия физическими упражнениями был разработан соответствующий план-график распределения приоритетных средств физической и функциональной подготовки курсантов.

Здесь каждое самостоятельное занятие должно обязательно включать комплекс общеразвивающих упражнений и бег на тренажере. Если первые позволяют добиться необходимой эластичности мышц, а отсюда и большой амплитуды движений в суставах, то вторые - подготовить нервно-мышечный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы к выполнению последующих упражнений, а также, в зависимости от длительности и интенсивности бега, оказать поддерживающее или развивающее воздействие на механизмы энергообеспечения и функциональное состояние соответствующих систем организма.

Каждое самостоятельное занятие физическими упражнениями должно быть комплексным и включать задания из каждой группы приоритетных средств.

Самостоятельное занятие физическими упражнениями в рейсе предлагается начинать либо в 17-30 часов, либо в 18-00 часов.

Время одного занятия предлагается распределять между рекомендуемыми группами средств следующим образом:

1. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 мин).

2. Выполнение одного из девяти комплексов физических упражнений конкретной целевой направленности (10-15 мин).

3. Выполнение бега на тренажере (20-30 мин).

4. Выполнение игровых упражнений или участие в одной из игр (20-30 мин).

Полноту реализации курсантами разработанной программы самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе длительного плавания должно обеспечить ее включение в число обязательных заданий на период плавательной практики от кафедры физического воспитания.

Для проверки эффективности разработанной программы и методики самостоятельных занятий физическими упражнениями на судне в условиях длительного плавания был организован шестимесячный эксперимент с августа 2009 по январь 2010 года. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 курсантов 3 курса специальности 180402 «Судовождение» Новороссийской государственной морской академии, из которых в случайном порядке были сформированы экспериментальная (п=25) и контрольная (п=25) группы.

С целью эффективной реализации разработанной программы самостоятельных занятий физическими упражнениями на судне для каждого курсанта экспериментальной группы на период плавательной практики был подготовлен пакет необходимых планирующих и методических материалов, куда входили:

1. Цель и задачи реализации программы самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе длительной плавательной практики.

2. Примерное распределение часов самостоятельных занятий курсантов физическими упражнениями на период плавательной практики.

3. Примерная недельная схема расписания занятий и дней отдыха.

4. План-график самостоятельных занятий физическими упражнениями на период плавательной практики.

5. Комплексы общеразвивающих упражнений:

- на месте,

- в движении,

- в парах.

6. Комплексы упражнений разной целевой направленности:

- на развитие способность дозировать силовые напряжения,

- на развитие сенсомоторных реакций,

- на развитие восприятия и воспроизведение линейной величины пространства,

- на развитие элементарных форм быстроты,

- на развитие ловкости, равновесия и вестибулярной устойчивости,

- на развитие устойчивости к гипоксии,

- на развитие свойств внимания,

- на развитие свойств памяти,

- на развитие эмоциональной устойчивости.

7. Схема увеличения нагрузки в беге на тренажере и методические рекомендации по контролю интенсивности выполнения.

8. Примерный комплекс силовых упражнений на

тренажерах и методические рекомендации по их выполнению и регулированию величины нагрузки.

9. Примерный перечень, содержание и условия выполнения упражнений из мини-футбола и баскетбола на одно кольцо, методические рекомендации по регулированию интенсивности и величины нагрузки.

10. Дневник самоконтроля выполнения программы самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе плавательной практики.

Для оценки эффективности экспериментальной методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в период длительной плавательной практики на судне использовался сравнительный анализ профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния курсантов до и после ее завершения. При этом сравнительному анализу подвергались как динамика исследуемых показателей в каждой из групп, так и исходные и конечные величины контрольной и экспериментальной группы.

Сравнительный анализ, который был проведен перед началом педагогического эксперимента, позволил установить, что исходные величины профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния у курсантов-судоводителей из экспериментальной группы не имеют существенных отличий от аналогичных показателей их однокурсников из контрольной группы.

Далее было установлено, что за период шестимесячной плавательной практики у курсантов контрольной группы ухудшилось 62,5% профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья и функционального состояния систем организма. В частности, за этот период у них статистически достоверно увеличилась масса тела (р<0,05), уменьшились жизненная емкость легких (р<0,05), окружность грудной клетки при вдохе (р<0,05), абсолютная (р<0,01) и относительная (р<0,001) величины общей физической работоспособности, ухудшился весоростовой индекс Кетле (р<0,05), устойчивость к гипоксии в пробах Штанге (р<0,01) и Генчи (р<0,01), индекс Руффье (р<0,05).

У курсантов же экспериментальной группы, которые в течение шестимесячной плавательной практики реализовывали разработанную программу самостоятельных занятий физическими упражнениями, ни один из показателей физического развития, соматического здоровья и функционального состояния систем организма достоверно не ухудшился (р>0,05), а относительная величина общей физической работоспособности у них даже возросла на 11,2% (р<0,05).

Сравнивая исходные и конечные профессионально важные психофизиологические показатели курсантов контрольной группы было установлено, что за период плавательной практики у них они все изменились.

В частности, участие в плавательной практике оказало положительное влияние на вестибулярную устойчивость курсантов этой группы (р<0,05).

Вместе с тем показатели простой и сложной сенсо-

моторных реакций, реакции на движущийся объект, способность точно воспроизводить пространственные, временные и силовые характеристики движений, показатели внимания и памяти, функциональная подвижность (лабильность) нервных процессов и эмоциональная устойчивость за период плавательной практики у них ухудшились (р<0,05-0,001).

Сравнительный анализ аналогичных показателей у курсантов- судоводителей экспериментальной группы позволил установить, что у них за период плавательной практики, так же как и у курсантов контрольной группы, статистически достоверно улучшился показатель вестибулярной устойчивости (р<0,01). Остальные же профессионально важные психофизиологические показатели сохранились практически на том же уровне, который они имели до плавательной практики (р>0,05).

Сравнивая исходные и конечные показатели уровня развития физических качеств у курсантов контрольной группы, было установлено, что за шесть месяцев плавательной практики у них существенно снизились показатели быстроты в беге на 100 метров (р<0,001), общей выносливости в беге на 3000 метров (р<0,01) и скоростно-силовых способностей в прыжке в длину с места (р<0,001). Вместе с тем за этот период у них практически не изменились (р>0,05) показатели максимальной силы мышц-сгибателей кисти правой и левой руки, силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц живота и сгибателей тазобедренного сустава.

У курсантов экспериментальной группы за шесть месяцев плавательной практики показатели быстроты в беге на 100 метров, общей выносливости в беге на 3000 метров и скоростно-силовых способностей в прыжке в длину с места практически не изменились (р>0,05), тогда как показатели максимальной силы мышц-сгибателей кисти правой и левой руки, силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц живота и сгибателей тазобедренного сустава статистически достоверно возросли (р<0,05 - 0,001).

Обобщение полученных результатов указывает на то, что за период шестимесячной плавательной практики на судне у курсантов контрольной группы улучшилось 2,8%, осталось практически на прежнем уровне - 28,6% и ухудшилось - 68,6% профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния.

У курсантов экспериментальной группы за этот же период улучшилось 17,1% и осталось практически на прежнем уровне - 82,9% профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния. У них не отмечено ни одного показателя, который бы за период плавательной практики достоверно ухудшился.

Сравнительный анализ профессионально важных для судоводителя показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния, которые были зафиксированы у курсантов после окончания плавательной практики, позволил выявить, что члены экспериментальной группы превосходят

своих однокурсников из контрольной по целому ряду рассматриваемых характеристик.

В частности, к окончанию плавательной практики у них оказалась больше жизненная емкость легких (р<0,01), окружность грудной клетки во время вдоха (р<0,01), абсолютная (р<0,01) и относительная (р<0,01) величины общей физической работоспособности, возросла устойчивость к гипоксии в пробах Штанге (р<0,01) и Генчи (р<0,01), улучшился индекс Руффье (р<0,05). Остальные же 50,0% показателей физического развития, соматического здоровья и функционального состояния систем организма у курсантов из экспериментальной группы не имели к окончанию плавательной практики статистически достоверных отличий (р>0,05) от аналогичных показателей однокурсников из контрольной группы.

Сравнительный анализ конечных величин профессионально важных для судоводителя психофизиологических показателей выявил к окончанию плавательной практики преимущество курсантов из экспериментальной группы по точности воспроизведения пространственных характеристик движений (р<0,05), точности воспроизведения силовых характеристик движений (р<0,05), по показателям внимания (р<0,05) и памяти (р<0,05), уровню эмоциональной устойчивости (р<0,01) и функциональной подвижности (лабильности) нервных процессов (р<0,05). По остальным же 41,7% профессионально важным психофизиологическим показателям курсанты контрольной и экспериментальной групп практически не отличались друг от друга.

К окончанию плавательной практики курсанты из экспериментальной группы стали превосходить однокурсников из контрольной по всем показателям физической подготовленности (р<0,05).

Таким образом, результаты сравнительного анализа как динамики исследуемых показателей в каждой из групп, так и исходных и конечных величин контрольной и экспериментальной групп, позволяют говорить о том, что реализация разработанного содержания программы и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях шестимесячной пла-

вательной практики оказывают в целом положительное влияние на профессионально важные параметры физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния курсантов, не позволяя им существенно снижаться в процессе длительного плавания под воздействием сложных условий жизнедеятельности на судне и неблагоприятных факторов внешней среды, в которых осуществляется профессиональная деятельность судоводителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Герасимова, И. В. Психологическое содержание деятельности операторов службы управления движением судов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Герасимова. - Владивосток, 2006. - 24 с.

2. Демидова, Т. В. Факторы условий труда и их влияние на заболеваемость моряков / Т. В. Демидова, Э. М. Псядло, Е. В. Антошина, И. В. Плетос // Вестник морской медицины. - 2001. - № 1. - С. 25-30.

3. Евстафьев, В. Н. Уровни физической работоспособности и эргометрические показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у моряков / В. Н. Евстафьев, А. В. Скиба, А. М. Поспелов // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2008. - № 3. - С. 77-78.

4. Ильинич, В. И. Физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. - М.: Высшая школа, 1978. - 245 с.

Мацеевич, Л. М. Охрана здоровья моряков / Л. М. Маце-вич. - М.: Траснспорт, 1986. - 200 с.

5. Михайленко, Е. В. Личностные ресурсы как фактор адаптации -реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Михайленко. - Хабаровск, 2007. - 24 с.

6. Пилипенко, А. В. Психологический анализ принятия решения судоводителями автореф. дис. . канд. психол. наук / А. В. Пилипенко. - Владивосток, 2006. - 24 с.

7. Щодро, М. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших и средних специальных морских учебных заведений: методическое пособие / М. В. Щодро. - Л.: Мортехинформреклама, 1989. - 64 с.

PROFESSIONAL PHYSICAL AND FUNCTIONAL TRAINING OF STUDENTS-NAVIGATORS FOR THE FOR THE LONG SWIMMING PRACTICE CONDITIONS

V Kulekin, Senior Teacher

Novorossiisk Naval State Academy named after F. Ushakov, Admiral; the city of Novorossiisk. Contact information for correspondence:

The content and organization of physical and functional training students for the conditions of the long swimming practice at a higher educational institution is substantiated in the paper. Methods of independent classes in physical exercises and their effectiveness in the process of

pedagogical experiment is grounded in the paper as well.

Key words: students, navigators, swimming practice, programme, professional training, methods, physical exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.