УДК: 373.103.71
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ ПРОГИМНАЗИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аспирант Чернышенко К. Ю.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В статье представлены данные исследования динамики показателей эмоционально-волевых качеств учащихся 7-10 лет прогимназии в течение учебного года, дифференцированные по половозрастным признакам.
Ключевые слова:
эмоционально-волевые качества, учащиеся младших классов общеобразовательных учреждений, физическое воспитание.
Проблема рационально-
го использования в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях эмоционально-волевого потенциала младших школьников всегда была предметом изучения многих исследователей [2, 3, 10, 11, 15]. Ее актуальность заключается в следующих основных обстоятельствах:
1. Эмоциональное состояние детей зависит от многочисленных факторов и во многом обеспечивает результативность их учебной работы как основного вида деятельности младших школьников.
2. В связи с поступлением в школу изменяется весь уклад жизни ребенка, предполагающий:
- переход на новый вид ведущей деятельности;
- необходимость проявления известных волевых усилий;
- умение считаться с интересами классного коллектива и разделять коллективную ответственность;
- формирование личностных предпосылок для успешного разрешения основного противоречия нового уклада жизни между постоянно растущими требованиями, предъявляемыми учебной работой к личности ребенка, и необходимостью постоянного им соответствия.
3. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно эмоциональны, что отражается в следующих важных моментах:
- эмоциональной окраске основных видов их психической деятельности;
- неспособности сдерживать чувства, их внешние
проявления, в непосредственности при выражении радости, печали, страха и т. д.;
- большой эмоциональной неустойчивости, склонности к аффектам, частой смене настроения.
4. Младший школьный возраст обладает большими возможностями для формирования и развития коллективистических отношений, способствующих, в том числе, воспитанию чувства взаимопомощи, уважения друг к другу, межличностных отношений в целом [1, 4, 5, 16].
Вышеизложенные положения являются одними из оснований при определении целевых установок, содержания и технологических подходов к разработке экспериментальной методики физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений с преимущественным использованием олимпийских ценностей и идеалов. Вместе с тем, по мнению разработчиков многих используемых в практике программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, важнейшим условием достижения проективных задач является учет в процессе их формирования половозрастных особенностей динамики основных развиваемых личностных особенностей детей [6, 7, 8, 9, 13, 14].
В ходе многолетних исследований изучалась динамика показателей эмоционально-волевых качеств младших школьников в годичном учебном цикле.
Значения коэффициентов вариации, свидетельствующие о нормальном распределении полученных данных, позволили при изучении внутригрупповых изменений использовать 1:-критерий знаков, а межгрупповых различий - W-критерий Вилкоксона [12].
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие обобщения:
1. По мере взросления учащихся выявлены достоверные изменения следующих негативных качеств детей:
- тревожности - в 8, 9 и 10 лет как в группах девочек, так и мальчиков;
- агрессивности - в 9 и 10 лет у мальчиков; в 8, 9 и 10 лет - у девочек;
- трудности в общении - в 9 и 10 лет в обеих половых группах.
2. Позитивно изменились параметры следующих эмоционально-волевых качеств:
- саморегуляции - в 8, 9 и 10 лет в группах мальчиков; в 7, 9 и 10 лет - в группах девочек;
- самооценки - в 9 и 10 лет в обеих половых группах.
3. Необходимо отметить негативные тенденции в изменении интегрального показателя эмоционально-волевых качеств учащихся обоего пола в 9 и 10 лет.
В ходе предварительных исследований изучались отличия в проявлении эмоционально-волевых качеств у учащихся смежных возрастов в начале (I этап обследования) и по окончании (II этап обследования) учебного года.
Установлены следующие научные факты:
1. В начале учебного года:
- более высокую степень проявления тревожности как у мальчиков, так и у девочек 9 лет по сравнению с
8-летними учащимися; в 10 лет по сравнению с детьми
9-летнего возраста (Р<0,01);
- более высокую степень проявления неуверенности в себе у мальчиков и девочек 9 лет по сравнению с 8-летними учащимися и 10-летними по сравнению с 9-летними;
- более высокую степень трудности в общении у девочек и мальчиков 9 лет по сравнению с 8-летними школьниками;
- более высокую агрессивность 7- и 9-летних мальчиков по сравнению соответственно с 8- и 10-летними учащимися;
- способность к саморегуляции в большей степени выражена у более старших детей;
- учащиеся 8 лет (мальчики) имеют преимущество по интегральному показателю по сравнению с 9-летними детьми.
2. По окончании учебного года:
- дети 9 и 10 лет имеют более выраженные показатели тревожности и неуверенности в себе по сравнению с более младшими учащимися, как девочками, так и мальчиками;
- агрессивность более выражена у мальчиков 9 лет по сравнению с 8-летними учащимися и девочек 9 и 10 лет по сравнению с 8- и 9-летними школьницами соответственно;
- у более старших детей выявлены трудности в общении с группами 7-8- и 8-9-летних школьников обоего пола;
- саморегуляция на более высоком уровне установлена у более старших детей, как девочек, так и мальчиков, во всех изученных возрастных группах;
- уровень самооценки более объективен у старших детей только при сравнении 8- и 9-летних учащихся;
- по-прежнему 8-летние дети имеют преимущество по интегральному показателю эмоционально-волевых качеств по сравнению с 9-летними учащимися.
С позиций построения природосообразности программ использования средств физического воспитания в контексте формирования и развития личностных характеристик детей существенное прикладное значение имеет вопрос о гендерных различиях в проявлениях эмоционально-волевых качеств учащихся младшего школьного возраста.
По итогам обследования учащихся в начале учебного года установлено:
- начало учебного года:
1) преобладание у мальчиков чувства тревожности (10 лет), неуверенности в себе (10 лет, Р<0,01), агрессивности (7 лет, Р<0,01), саморегуляции (8 лет, Р<0,01), самооценки (7 и 8 лет, Р<0,01), интегральному показателю (10 лет, Р<0,05);
2) преобладание у девочек чувства агрессивности (8 лет, Р<0,05), трудности в общении (8 лет, Р<0,01);
- окончание учебного года:
1) преобладание у мальчиков чувства тревожности (10 лет, Р<0,01), неуверенности в себе (10 лет, Р<0,01), трудности в общении (9 лет, Р<0,01; 10 лет, Р<0,05), саморегуляции (8 лет, Р<0,05), самооценки (7 и 8 лет, Р<0,01);
2) у девочек более выраженными оказались только показатели агрессивности (10 лет, Р<0,05);
3) как и в начале учебного года, мальчики превзошли девочек по интегральным характеристикам проявления эмоционально-волевых качеств в 10-летнем возрасте (Р<0,05).
Полученные в ходе исследований данные позволяют сформулировать следующие констатации, полезные в процессе формирования экспериментальной методики:
1. Выявлены две противоположные тенденции динамики показателей эмоционально-волевых качеств. Первая - рост негативных проявлений по мере взросления детей и, следовательно, увеличения стажа их обучения в общеобразовательных учреждениях: тревожности, агрессивности и трудностей в общении. При этом эти научные факты установлены у более старших детей и сохраняются, как правило, на протяжении всего учебного года. Следует предположить, что они являются следствием организационно-содержательных условий учебно-воспитательного процесса, создающего все более тяжелые для детской психики условия обучения в связи с увеличивающимся количеством изучаемых дисциплин, объемами учебной нагрузки и домашних заданий, повышающейся сложностью программного материала. Вторая заключается в позитивных изменениях в саморегуляции и самооценке, что создает предпосылки для педагогического влияния различными средствами, в том числе и физического воспитания, на эмоционально-волевую сферу младших школьников.
2. Выявленные гендерные различия в отдельных аспектах особенностей эмоционально-волевой сферы детей 7-10 лет не имеют, по нашему мнению, явно выраженного характера, что позволяет при решении во-
№1 • 2011
29
проса нивелирования средствами физического воспитания негативных проявлений использовать для девочек и мальчиков идентичные задания, методы их реализации, а также подходы для количественной и качественной оценки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонова, Я. Г. Социально-педагогические условия, необходимые для организации внеклассной физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / Я. Г. Антонова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - № 3. - С. 51.
2. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин.
- Краснодар, 2001. - 48 с.
3. Баландин, В. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учебное пособие / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, С. А. Лих, Р. И. Соленова.
- Краснодар, 1999. - 104 с.
4. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 г.г.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006. - № 6. - С. 2-6.
5. Бальсевич, В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. -2004. - № 1. - С. 26-33.
6. Белозерова, Л. М. Методология изучения возрастных изменений / Л. М. Белозерова // Клиническая геронтология. -2002. - Т. 8. - № 12. - С. 3-7.
7. Бултукова, А. В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: авто-
реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. В. Бултукова. - Краснодар, 2006. - 24 с.
8. Гавердовский, Ю. К. Примерная учебная программа по физической культуре / Ю. К. Гавердовский, А. П. Матвеев, А. Ю. Малофеев [и др.] // Физическая культура в школе. - 1999. -№ 2. - 30 с.
9. Горбунова, Е. И. Подготовка детей-левшей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. И. Горбунова. - Краснодар, 2009.
- 24 с.
10. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 48 с.
11. Демидова, Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии / Е. В. Демидова. - Краснодар: Краснодарские известия, 2004. - 154 с.
12. Лысенко, В. В. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте [Текст]: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / В. В. Лысенко, В. А. Долгов. - Краснодар, 1995. - 125 с.
13. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений: учеб. изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2004. - 128 с.
14. Неверкович, С. Д. Построение программы по физической культуре для начальной школы / С. Д. Неверкович, С. П. Киршев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 12-17.
15. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В. И. Столяров. - М.: Физическая культура, 2004. - 400 с.
16. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Академия, 1998.
- 304 с.
EMOTIONAL-VOLITIONAL STATE OF 7-10 AGED PROGYMNASIUM PUPILS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF TRADITIONAL PROGRAMMES OF PHYSICAL EDUCATION
K. Chernishenko, a Post-Graduate Student
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The data of researches of the dynamics of indices of emotional-volitional qualities of 7-10 aged progymnasium pupils during an academic year are presented in the paper. They are differentiated according to sex-aged indications.
Key word: emotional-volitional qualities, pupils of junior classes of general secondary educational institutions, physical education.