№ 9. - P. 26-30.
Контактная информация: sga181054@yandex.ru
УДК 796.011
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Алексей Владимирович Перков, соискатель,
Краснодарский университет МВД России (КУ МВД России)
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие динамику уровня физической подготовленности учащихся начальных классов в годичном цикле на основе срезовых (в начале и по окончании учебного года) обследований младших школьников. В результате исследования установлены сенситивные временные периоды для развития физических качеств детей 7-10 лет.
Ключевые слова: младшие школьники, возрастные периоды, физическое развитие.
AGE PERIODS OF THE INTENSIVE DEVELOPMENT OF MAIN PHYSICAL QUALITIES OF ELEMENTARY SCHOOLS JUNIOR PUPILS
Alexey Vladimirovich Perkov, the competitor,
Krasnodar University of Internal Affairs of Russia
Annotation
The paper presents the data of experiments and investigations characterizing the dynamics of the level of physical preparedness of junior pupils during annual cycle. They were received on the basis of examination of younger pupils at the beginning and at the end of a school year. Sensitive time periods for the development of physical qualities among children aged 7-10 were found as a result of the investigation.
Keywords: junior schoolchildren, age periods, physical development.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из фундаментальных проблем теории и методики физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ является дидактически аргументированные построения процесса развития физических качеств [2,5,9,11,12]. При этом большое значение имеют научно обоснованные данные о периодах возрастного развития детей 7-10 лет, наиболее благоприятных для организации целенаправленных педагогических воздействий для акцентированного формирования физического статуса учащегося [4,7].
Несмотря на значительное количество публикаций по этой тематике, многие ученые и практические работники тождественны во мнении о необходимости углубления имеющихся научных фактов и аргументов, подтверждающие сенситивный характер того или иного возрастного отрезка в онтогенетическом периоде младших школьников обоего пола в контексте развития физических качеств [1,3,4,8].
Целью исследования являлось уточнение сроков благоприятных периодов повышения уровня физической подготовленности младших школьников, дифференцированных по полу и возрасту.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Уровень физической подготовленности определялся с использованием контрольных упражнений на основе модифицированной системы Еврофит [1,3].
В исследовании использовались интегральные показатели, сформированные на основе разработанных пропорциональных шкал и обобщенно характеризующие уровень развития физических качеств [6,10].
Исследование проводились с сентября 2003 по июнь 2007 года на базах общеобразовательных школ г. Краснодара. В нем приняли участие 1623 учащихся младших классов (820 мальчиков, 803 девочки).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе проведенных исследований использовался новый комплекс критериев определения сенситивности различных возрастных периодов:
1. Характеристики изменения параметров уровня развития физических качеств в течение учебного года.
2. Данные, характеризующие достоверность различий абсолютных значений изучаемых показателей между детьми смежных возрастов на I (начало учебного года) и II (окончание учебного года) этапах обследования.
3. Определение темпов прироста (Тпр.) показателей.
4. Параметры, отражающие достоверность различий показателей Тпр. между детьми смежных возрастов.
Изучение достоверности изменений интегральных показателей физической подготовленности детей 7-10 лет в учебном году позволило установить следующие научные факты:
1. Абсолютное большинство интегральных показателей физической подготовленности изменилось на существенно достоверном уровне.
2. Выявлен ряд интегральных показателей, абсолютные среднегрупповые значения которых на первом этапе больше, чем на втором. К ним относятся характеристики выносливости в группе 9-летних девочек и гибкости во всех возрастах, как в группах девочек, так и мальчиков.
3. Отдельно следует подчеркнуть отсутствие положительной динамики по показателям гибкости как общую тенденцию в развитии данного физического качества, играющего важную роль в реализации двигательного потенциала человека на всех этапах онтогенеза.
Изучение достоверности различий абсолютных значений интегральных показателей физической подготовленности между учащимися смежных возрастов в начале и по окончанию учебного года позволяет сделать следующие обобщения:
1. В начале учебного года выявлены существенные различия между детьми из смежных возрастов по показателям:
- скоростно-силовой подготовленности (Р<0,01) выносливости (Р<0,01), координации (Р<0,01), силы (Р<0,01) за исключением девочек 8-9 лет во всех половозрастных группах с преимуществом более старших учащихся;
- во всех половозрастных группах более младшие школьники имеют преимущество по интегральным характеристикам гибкости при высоком уровне достоверности различий (Р<0,01);
- высокий уровень различий по интегральным показателям абсолютного большинства изучаемых параметров с преимуществом более старших детей (за исключением параметров гибкости), по-видимому, обусловлен поступательным развитием детей в ходе онтогенетического взросления и условий обучения и воспитания в общеобразовательной школе.
2. По окончанию учебного года:
- увеличение количества интегральных показателей различия, по которым установлены с преимуществом более младших школьников по сравнению с первым этапом (характеристики гибкости во всех половозрастных группах (Р<0,01); силы (Р<0,05 - 7-8 лет; Р<0,01 - 8-9 лет в группах девочек; выносливости 8-9 лет (Р<0,01 -девочки, Р<0,01 - мальчики 9-10 лет);
- сохранение тенденции преимущества девочек и мальчиков более младших возрастов по интегральным показателям гибкости.
Общей тенденцией является значительный прирост абсолютных значений инте-
гральных показателей всех физических качеств (исключая гибкость) от первого ко второму этапу обследований.
Данные, полученные в ходе изучения Тпр. интегральных показателей физической подготовленности, позволили установить следующие тенденции разнонаправленного изменения вектора Тпр. абсолютных значений показателей физической подготовленности:
- системное снижение по мере взросления учащихся параметров Тпр. скоростно-силовой подготовленности в группах мальчиков;
- гетерохронность изменения в сторону уменьшения и увеличения параметров Тпр. скоростно-силовой подготовленности, силы, выносливости, координации в группах девочек и силы в группах мальчиков;
- отрицательные значения и снижение уровня параметров Тпр. показателей
гибкости в годичном учебном цикле во всех половозрастных группах;
- увеличение Тпр. по сравнению с параметрами предыдущего возраста характеристик скоростно-силовой подготовленности, силы, координационных возможностей 9-летних и координации 10-летних девочек и 9-летних мальчиков.
Изучение суммарных усредненных параметров Тпр. интегральных показателей физической подготовленности свидетельствует о следующих научных фактах:
1. Наличие общей тенденции уменьшения общего суммарного показателя Тпр. интегральных показателей физической подготовленности младших школьников с более явной ее выраженностью в группах мальчиков.
2. Большие абсолютные значения суммы Тпр. интегральных показателей в группах мальчиков 8 лет, а девочек - 7, 9 и 10 лет.
3. Преимущество по сумме Тпр. 9-летних учащихся обоего пола по сравнению с 10-летними школьниками.
Большое значение для определения онтогенетических особенностей изменения параметров физической подготовленности младших школьников 7-10 лет имеют данные о различиях показателей Тпр. изучаемых характеристик учащихся у детей смежных возрастов, к основным из которых относятся:
- отсутствие достоверных различий по показателям Тпр. у мальчиков параметров скоростно-силовой подготовленности в 7-8 лет, гибкости в 8-9 лет; силы в группах девочек 8 и 10 лет;
- преимущество более младших детей в абсолютном большинстве изученных случаев;
- более старшие учащиеся превзошли по Тпр. более младших школьников по показателям: скоростно-силовой подготовленности, силы, гибкости (девочки 8-9 лет), силы (мальчики 8-10 лет и 9-10 лет), выносливости (девочки 9-10 лет) и координации (мальчики и девочки 9-10 лет).
На основе результатов предварительных срезовых обследований детей 7-10 лет определены возрастные периоды (таблица), наиболее благоприятные для развития физических качеств младших школьников. При этом в таблице представлены данные по двум физическим качествам, развитие которых в каждом возрасте наиболее целесообразно.
Полученные экспериментальные данные позволяют, по нашему мнению, более эффективно решать проектировочные задачи процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ в контексте интенсивного и природосообразного развития физических качеств детей 7-10 лет.
Таблица
Сенситивные периоды развития физических качеств детей 7-10 лет
В о с т (лет)
7 8 9 10
№
п/п
Интегральные показатели (балл)
Мальчики
1 Скоростно-силовая подготовленность І1111111111111111111ІІІІ І1111111111111111111ІІІІ
2 Сила ®
3 Выносливость
4 Гибкость
5 Координация ® ®
Девочки
1 Скоростно-силовая подготовленность
3
Сила
Выносливость
®
4
Гибкость
5 [Координация_______________________________________________
Примечания: ||||||||||||||| ||||||||||| - физические качества с наивысшими темпами прироста.
® - физические качества со вторыми по абсолютным значениям темпами прироста.
ЛИТЕРАТУРА
2
1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процессов физического воспитания в начальной школе : автореф. дис.... д-ра. пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 50 с.
2. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 г.г.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-6.
3. Банникова, Т. А. Результаты мониторинга физического состояния учащихся города Краснодара в 2005-2006 учебном году / Т.А. Банникова, Ю.К. Чернышенко. -Краснодар : [б.и.], 2006. - 213 с.
4. Гужаловский, А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза, ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984. - С.211-223.
5. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - 48 с.
6. Ланда, Б.Х. Тестирование в физическом воспитании / Б.Х. Ланда // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 26.
7. Лёвушкин, С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения / С.П. Лёвушкин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-4.
8. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.
9. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9.
- С. 10-14.
10. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 52 с.
11. Мынарски, В. Структура двигательных потенциальных возможностей учеников в возрасте от 8 до 14 лет / В. Мынарски, Д. Наварецки // Сборник научных тру-
01020100010201020102010001
дов, серия : Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia z. 3, Politechnika Opolska. - Opole, 2000. -С. 39-52.
12. Наварецки, Д. Сравнение физического развития среди учениц первого и четвёртого классов общеобразовательного лицея № 2 в городе Ополе в 1990-1995 гг. // Сборник научных трудов, серия: Wychowanie Fizyczne i Rehabilitacja z. 1. - Opole, 1997. - С.63-76.
Контактная информация: chernyshenko@kgafk.ru
УДК 796.07
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗОВ
Светлана Николаевна Петрова, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Автором выявлена ранговая структура наиболее ценных личностных качеств выпускника технического вуза; разработана классификация личностных качеств, необходимых выпускнику технического вуза для эффективной профессиональной деятельности; обоснована педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Экспериментально подтверждена высокая эффективность данной технологии.
Ключевые слова: педагогическая технология; готовность к профессиональной деятельности; студенты технических вузов.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL WORK FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
Svetlana Nikolayevna Petrova, the competitor,
The St.-Petersburg State Polytechnical University,
St.-Petersburg
Annotation
The work presents the results of the carried out research on working out the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical universities. The author reveals rank structure of the most valuable personal qualities of the graduate of technical college; classification of the personal qualities necessary for the graduate of technical university for effective professional work is developed; the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical university is proved. High efficiency of the given technology is experimentally confirmed.
Keywords: pedagogical technology; readiness for professional work; students of technical university.
Практика профессиональной деятельности выпускников технических вузов требует решения задачи формирования специалистов нового типа, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых зависят жизненные и профессиональные успехи выпускников технических вузов. Однако, как отмечает Председатель правительства РФ В.В.Путин, многим выпускникам технических вузов не хватает профессионализма и достаточного уровня развития личностных качеств. Техническая отрасль испытывает огромный дефицит в хорошо подготовленных и преданных своему делу кадрах. Многие выпускники технических вузов меняют свою профессию из-за отсутствия желания работать в промышленном секторе производства и низкого уровня профессио-