показал эксперимент, оказывает положительное влияние на техническую подготовленность и улучшает, в целом, уровень подготовки преподавателя физической культуры и спорта. Однако этот методический прием должен быть использован только в сочетании с физическими упражнениями.
В целях сокращения сроков развития специфических двигательных способностей студентов и, таким образом» повышения эффективности подготовки специалистов физической культуры и спорта на базе специализированных вузов целесообразно применять методику БМС.
С целью поывшения эффективности становления максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса студентов-гимнаетов и их технического уровня рекомендуется использовать разработанную методику применения аппаратов БМС.
Не рекомендуется использовать БМС как средство активного отдыха между подходами (при развитии максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса), так как эффективность такого воздействия оказалась крайне низкой. Мы предполагаем, что подобная закономерность будет наблю-
даться не только при развитии максимальной силы, но и других двигательных качеств как слагаемых профессионализма педагога физической культуры. Поэтому мы указываем на целесообразность непосредственного выполнения упражнений на БМ-аппаратах.
Для развития максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса рекомендуется применять выявленные нами в исследовании параметры БМС.
Необходимо при работе на аппаратах биомеханической стимуляции учитывать специфику развития тех или иных двигательных способностей.
Методически грамотное применение методики БМС с целью развития двигательных способностей требует тщательного подбора соответствующих упражнений с расчетом воздействия стимуляции вдоль мышечных волокон.
Таким образом, реализация на практике разработанной методики применения аппаратов биомеханической стимуляции может, как показало исследование, реально обеспечить прирост уровня двигательно-технической подготовленности студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Абдулина Q.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
2. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе II Теор. и практ. физ. культ, 1996. № 12.
3. Верхошзнский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988,
4. Струнив НА. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: Дне. ... канд. пед. наук. М., 1994.
5. Чичикин ВТ. Проблемы содержания физкультурного образования II Теор. и практ. физ. культ. 1994. № 12.
6. Земсков Е.А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России II Там же. 1997. №11.
7. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance II Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. V. 3.
8. Андрианова Г.Г., Коц Я.У., Мартынов В.А. и др. Применение электростимуляции для тренировки мышечной силы II Новости медицинского приборостроения. 1971. Вып. 3.
9. Белов Е.С Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: Автореф. дис. ... канд. пед, наук. М., 1974.
10. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 1987.
11. Назаров В,Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции II Теор. и практ. физ. культ,
1987, Ns 12.
12. Ашмарин Б,А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978.
13. Зациорский В.М, Спортивная метрология. М., 1982.
ГЛ. Попов
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Томский государственный педагогический университет
Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится педагог как носитель общечеловеческих ценнос-
тей, созидатель творческой индивидуальности. Сложность и неоднозначность происходящих и в нашем обществе перемен ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистичес-
ких принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки учителя-воспитателя [1-4].
Современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивнопрогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регули-рующих. Главная их суть - в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки; в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личноегно ориентированным, преобразующим суперпозицию учителя и субординационную позицию ученика в личностно-равноправные позиции. Технологии такого типа «способствуют “запуску” внутренних механизмов развития личности посредством использования в учебно-воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр, психоло-го-педашгического тренинга, использования новых педагогических технологий» - форм воспитательной работы [5-7].
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.
Можно выделить несколько инновационных направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность подготовки специалистов по физической культуре [8, 9].
Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ утверждает необходимость формирования физической культуры личности, обосновывая тем самым фило-софско-культурологический подход в организации учебного процесса.
Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития. Физкультурное воспитание преследует более важную цель - воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры [б, 8].
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие; забота человека о поддержании в норме, усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоро-
вье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [1, 10].
В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурноспортивной деятельности. Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов [1, 3].
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание [1].
Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельно-стного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью [6, 9].
Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирова-
ние физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационной структуре данной отрасли в целом, учебных заведений, более высокой профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, обновления методической документации, у чебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.
Воспитание здорового образа жизни, В основу этого вида воспитания положены информационные и практические подходы: ознакомление с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе здоровьесберегающего потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный фактор является, по существу» одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека [1,8].
В связи с этим возрастает роль воспитания здорового образа жизни, разработки методик его осуществления, проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.
Программа воспитания здорового образа жизни, помимо других разделов, должна содержать следующие приоритетные направления:
- воспитание физической культуры человека,
- воспитание потребности и навыков здорового образа жизни,
- практическое освоение оздоровительных систем.
Олимпийское воспитание. В содержании олимпийского воспитания, так же как и в других видах рассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры в первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.
Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества,
уважения и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической культуры. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры [1, 9, 10].
Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.
Олимпийская культура-это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.
В программу олимпийского образования молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления - познавательное, мотивационное, практическое:
1 -е - формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
2-е - формирование интереса к спорту; потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;
3-е - формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, спартианских играх, культурно-спортивных мероприятиях).
Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового образа жизни и сближению людей в духе олимпизма.
В последнее время все больший интерес привлекают идеи конверсии высоких технологий спортивной тренировки в систему физкультурного образования.
Возможность и необходимость использования достижений науки в спорте неоднократно отмечалась специалистами физической культуры. При этом пред-
лагалось только учитывать специфику задач физического воспитания и возрастные особенности занимающихся. Вопрос же о конверсии высоких технологий спортивной тренировки фактически не поднимался. Напротив, рекомендовалась особая по отношению к ним осторожность. Соответственно и методологические основы конверсии, ее принципы и механизмы не разрабатывались [1,7].
Все кардинально изменилось за последние годы. Слабая технологическая вооруженность и недостаточная эффективность практики физического воспитания наряду с резким снижением уровня здоровья и продолжительности жизни населения России, с одной стороны, демократизация общественной жизни, гуманитаризация образования, приоритет здоровья в программах социального развития физической культуры, с другой стороны, стимулировали научный поиск, вызвали необходимость пересмотра прежних концепций физического воспитания и обусловили формирование инновационных концепций социальной его организации [6].
Среди них особое значение имеет концепция конверсии высоких технологий спортивной подготовки, предлагающая конкретный механизм рациональной и эффективной реализации всех остальных. Эта концепция возникла не случайно и отнюдь не на пустом месте. Помимо общепризнанных фундаментальных достижений спортивной науки она опирается на не
востребованные ранее научно-прикладные разработки проблем физического воспитания.
Физическое воспитание и спортивная тренировка отличаются д руг от друга характером конечных целей, результатов и частично составом используемых средств и методов. В содержании физического воспитания обычно выделяют две стороны: обучение движениям и воспитание физических качеств; в содержании спортивной тренировки - четыре: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. В американской теории физического воспитания и спорта выделяют четыре уровня развития, которыми мы управляем: органическое, нейромышеч-ное, интеллектуальное (интерпретивное) и эмоциональное. Содержание сторон и уровней в различных подходах к их выделению частично совпадает [5, 8].
Управление процессом индивидуального развития должно осуществляться, а его содержание развертываться в пределах одной и той же матрицы формирования способностей и свойств субъект-объекта воспитания и тренировки - человека.
Таким образом, учет и дальнейшее развитие инновационных подходов и направлений в физической культуре, на наш взгляд, представляется весьма эффективным и перспективным в ракурсе физического совершенствования человека и, если смотреть несколько уже, в процессе подготовки высококвалифицированных физкультурных кадров.
Литература
1. Виленский У.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза II Физ. культ.: воспит., образов., тренир. 1996. № 1.
2. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта: Курс лекций. М., 1998.
3. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности II Теор. и практ. физ. культ. 1997.
№ 6.
4. Чесноков H.H. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности
в современном обществе II Там же, 1998. Na 11-12.
5. Бальсевич В.К. и др. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания II
Там же. 1997. № 6,
6. Ильинич В.И, Студенческий спорт и жизнь. М., 1995.
7. Лубышева Л.И., Бальсевич В,К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни II Мат-яы Междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб., 1994
8. Лотоненко А.В, и др. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи II Сб. тр, сотрудников и студентов Воронеж, гос. ун-та. Воронеж, 1998.
9. Озолина Е.В. и др. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук И Теор, и практ. физ. культ. 1999, № 5,
10. Лотоненко A.B. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. М., 1999.