Научная статья на тему 'Аксиологический принцип в организации образовательного процесса школы'

Аксиологический принцип в организации образовательного процесса школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2776
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / AXIOLOGIE / AXIOLOGIC PRINCIPLE / VALUE / VALUE GUIDELINES / VALUE ORIENTATED ACTIVITY / VALUE UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернякова Наталья Николаевна

Раскрывается актуальность аксиологического принципа в организации образовательного процесса школы, психологическая и педагогическая сущность понятий: аксиологический принцип, ценностные ориентации, ценностно-ориентационная деятельность, ценностное воспитание. Представлен педагогический опыт организации образовательного процесса в НОУ школе «Источник» г. Екатеринбурга на основе аксиологического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернякова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiologic Principle in Educational Process Organization

This article is about the actuality of axiologic principle in educational process organization. Also considered the psychological and pedagogical meanings of the following concepts: Axiologic principle, Value guidelines, Value orientated activity, Value upbringing. You can find the example of education process organized according to axiological principles in the school Istochnik (Source), Ekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Аксиологический принцип в организации образовательного процесса школы»

УДК 37.013.73

Н. Н. Чернякова

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; аксиологический принцип; ценность; ценностные ориентации; ценностно-ориентационная деятельность; ценностное воспитание.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается актуальность аксиологического принципа в организации образовательного процесса школы, психологическая и педагогическая сущность понятий: аксиологический принцип, ценностные ориентации, ценностно-ориентационная деятельность, ценностное воспитание. Представлен педагогический опыт организации образовательного процесса в НОУ школе «Источник» г. Екатеринбурга на основе аксиологического принципа.

N. N. Tchernyakova

AXIOLOGIC PRINCIPLE IN EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

KEY WORDS: Axiologie; Axiologic principle; Value; Value guidelines; Value orientated activity; Value upbringing.

ABSTRACT. This article is about the actuality of axiologic principle in educational process organization. Also considered the psychological and pedagogical meanings of the following concepts: Axiologic principle, Value guidelines, Value orientated activity, Value upbringing. You can find the example of education process organized according to axiological principles in the school “Istochnik” (“Source”), Ekaterinburg.

В настоящее время Россия переживает острейший кризис, связанный с разрушением идеалов и ценностей, существует серьезная опасность духовно-нравственного опустошения не только современников, но и будущих поколений соотечественников. В педагогической теории и практике, психологии и социологии накоплен обширный опыт изучения ценностно-мотивационной сферы личности (А. Г. Асмолов, В. А. Сласте-нин, В. Д. Шадриков, Б. Г. Ананьев,

А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев). Важнейшей проблемой на современном этапе развития системы образования является создание условий для ценностного воспитания, под которым понимается «не прямая передача воспитанникам общечеловеческих ценностного опыта, а формирование у молодежи способности к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах» [6, с. 422]. Основой реали-

зации ценностного воспитания является аксиологический принцип, выделяемый педагогами В. А. Сластениным, В. И. Ни-кандровым, который базируется на аксиологии — философском учении о материальных, культурных, духовных,

нравственных и психологических ценностях личности коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В педагогике аксиология выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Одним их важнейших педагогических принципов, выделяемыми педагогами. Аксиологический принцип нужно рассматривать во взаимосвязи двух понятий: аксиологическое развитие личности учителя и аксиологическое образование как процесс и результат приобщения ребенка к определенной системе ценностей. Весомый вклад в развитие психологии ценностей внесли Б. Г. Ананьев, А. Ф. Ла-зурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, которые полагают, что именно смысл является основанием для познания мира, задает направление, активизирует деятельность человека. Анализируя специфику личных потребностей, ученые считают, что ценностные ориентации представляют общие смысловые образования, которые определяют цели и средства достижения личности и переводят любой вид деятельности в ее нравственно-смысловой план. Человеку для сознательной и свободной деятельности нужно не только представление о ценностях, которые бы направляли его поведение, но создание условий, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций. под которыми понимается детерминированные устремления, желания, потребности, выступающие для него в качестве

важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности. Важнейшей категорией аксиологического принципа является ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально-полезном, идеальном, должном, о том к чему надо стремиться, а чего избегать [2, с. 101]. Именно проблема организации ценностно-ориентационной деятельности становится особенно актуальной при организации образовательного процесса в школе. Педагогическое сообщество осознает глубину и актуальность существующей проблемы, но для ее решения педагогам не хватает опыта, знаний, владение соответствующими педагогическими технологиями, обеспечивающих развитие ценностных ориентаций школьников.

В. Н. Мясищев говорил об отношении личности к действительности, «которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся внутренним потенциалом ее деятельности» [4, с. 28]. Наиболее актуальным для развития образовательного процесса в школе является организация такой ценностно ориентационной деятельности, которая бы позволила формировать у ребенка избирательное отношение к получаемой информации и приобретаемому социальному опыту.

Именно ценности и формирование ценностного отношения к миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких современных моделях и педагогических концепциях, принадлежащих И. А. Зимней, Ю. А. Караковскому, Б. Т. Лихачеву, Н. Д. Никандрову,

В. Д. Шадрикову. В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой ценностные ориентации трактуются как «относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и ду-

ховных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности, способ дифференциации человекам объектов по их значимости» [3, с. 45].

Как пишет Е. В. Дымина, «ценность обнаруживает себя в процессе деятельности через оценку тех или иных событий или отношений к этим событиям» [Цит. по: 1, с. 16]. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек (ученик) осознавал наличие в нем таких свойств, которые способны удовлетворить его определенные потребности, предложенный социальный опыт обеспечивал выбор из множества перелагаемых смыслов, созданного человечеством, поэтому одним из важнейших условий организации ценностно-ориентационой деятельности учащихся может служить: социально значимая деятельность, отвечающая потребностям школьников, имеющая ценностно-ориентационную направленность и обеспечивающая возможность нравственного выбора.

Феноменологической особенностью трактовки ценностей, важнейшей особенностью ценностного сознания является глубокая внутренняя связь с эмоциональными переживаниями мира (П. К. Анохин, К. К. Платонов), поэтому важным условием при организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся является обеспечение развития эмоционально-потребностной среды личности ребенка через создание условий для эмоционального переживания ребенком происходящих событий.

В отечественной психологии в качестве ведущей системообразующей характеристики личности выделяют ее направленность. При этом ученые отождествляют это понятие это с понятием «ценностные ориентации». Рассматривая специфику ценностных ориентацией, Б. Г. Ананьев отмечает, что в психологии они выступают как целостная совокуп-

ность или система сознательного отношения личности к обществу, группе, труду, самой себе. Понятие направленность личности психологи тесно связывают с понятием установка. Установка, по мнению Узнадзе, означает «готовность активного субъекта к деятельности» [Цит. по: 1, с. 20]. Таким образом, ведущие ученые-психологи тесно связывают понятия ценностные ориентации, направленность личности, установка, потребность, интересы личности. Понятие «ценностные ориентации» в педагогическом словаре трактуются как «детерминированные устремления, желания, потребности, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности» [6, с. 422]. Разрабатывая проблему ценностных ориентаций личности, В. А. Ядов предложил диспозиционную структуру предрасположений личности.

Им предложена иерархическая система диспозиций личности:

Первый уровень — элементарные фиксированные установки, формируются в простейших жизненных ситуациях, в условиях переживания;

Второй уровень — социальные фиксированные установки имеют сложную структуру, содержащую эмоциональный (оценочный компонент), когнитивный (рассудочный), поведенческий компоненты.

Третий уровень — базовые социальные установки, общая направленность интересов личности на сферу той или иной активности, формируются на основе более сложных социальных потребностей. Установки личности формируются на базе оценки социальных явлений, Высший уровень: «ценностные ориентации» проявляется как цели жизни, средства их достижения, обусловленные социальной действительностью и особенностями жизни человека, формируются на основе высших социальных потребностей человека в рамках социокультурных условий, дающих возможность реализо-

вать социальные и индивидуальные потребности личности.

Данная система диспозиций личности может служить основой для отбора содержания, форм, методов, технологий при организации и диагностики ценностноориентационной деятельности школьников.

Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников, состоит в «целенаправленном осмыслении, оценке ими социально значимых тех или иных явлений, процессов, объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов» [5, с. 452]. По мнению наших педагогов, к специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относятся: максимальная свобода выбора, исключающая принуждение в любых его проявлениях, деятельность организуется педагогами с учетом потребностей школьников, большое значение имеет ее общественный характер (В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов). Данные позиции позволяют позволяют определить требования к педагогическим технологиям при организации ценностноориентационной деятельности. Среди технологий, наиболее точно ориентированных на развитие ценностных ориентаций школьников, выделяют личностно-ориентированные, имеющие диалогическое основание и рефлексивные, создающие имитационное пространство. Таким образом, анализируя психологопедагогические теории и положения, лежащие в основе реализации аксиологического принципа, можно определить необходимые условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентацией учащихся при организации образовательного процесса в школе:

• создание условий для включения учащихся в социально значимую деятельность, отвечающую потребностям школьников, имеющую ценностно-ориентационную направленность;

• содержание, формы и методы воспитания и обучения при организации образовательного процесса, должны обеспечивать развитие эмоциональ-но-потребностной сферы личности и создавать условия для эмоционально-ценностного свободного выбора;

• развитие культуросообразной среды образовательного учреждения должна обеспечивать приобщение учащихся к мировым общекультурным ценностям; создавать условия для нравственного выбора на основе эмоциональных переживаний;

• использование в образовательном процессе личностно ориентированных технологий, имеющих диалоговое основание (игровые, интерактивные, рефлексивные, технологии критического мышления, технологии моральных дилемм);

• организация учебной и внеурочной деятельности должны обеспечивать возможности для проявления ценностных ориентаций школьников.

Примером развития гуманистической

образовательной системы, в которой одним из важнейших является аксиологический принцип организации образовательного процесса, является НОУ школа «Источник». Данное образовательное учреждение, организованное в 1991 г., существует уже 17 лет, развивается как гуманистически ориентированная воспитательная система, признаками которой являются: наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

В негосударственном общеобразовательном учреждении школе «Источник» накоплен практический опыт организации образовательного процесса, где пе-

дагоги стремятся реализовать аксиологический принцип в организации образовательного процесса для развития духовно-нравственных ценностных ориентацией школьников.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» воспитание рассматривается как первостепенный приоритет образования, он принят педагогическим коллективом школы как основной ориентир в развитии и организации образовательного процесса. НОУ школа «Источник» развивается по типу «школа воспитания». В образовательном учреждении обучается около 100 человек (5—11 классы) и поэтому ключевым понятием Образовательной программы школы является понятие «адаптивность образовательной среды» как способность образовательной среды устанавливать соответствие между образовательными услугами, образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персоналов; для каждого ребенка и взрослого. Среда характеризуется разнообразием образовательных услуг, согласованных с ними личностно ориентированными технологиями, учитывающими индивидуальные особенности и интересы обучающихся; создающая условия для полноценного духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития; гражданского, профессионального становления. Основными принципами, положенными с основу организации образовательного процесса НОУ школы «Источник», являются принцип гуманизации; аксиологический принцип, принцип культуросообразно-сти, принцип субъектности, принцип целостности педагогического процесса; принцип интегративности и преемственности содержания, форм и методов организации образовательного процесса. Основой образовательной системы явля-

ется воспитывающее обучение, под которым мы понимаем «обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, усваиваемому учебному материалу» [6, с. 240].

Педагогический коллектив объединяет стремление воспитывать в наших детях ценностное отношения к миру, к другим людям к самому себе через осознание, приобщение к культурным, историческим и духовным ценностям мировой и отечественной культуры. При этом процесс воспитания не подавляет и не подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, придает им воспитывающую направленность.

Поэтому приоритетными целями Образовательной программы школы являются формирование у школьников универсальных познавательных способностей и компетентностей, обеспечивающих интеграцию знаний в гуманистическое мировоззрение; воспитание у каждого школьника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовность защищать и отстаивать достоинство свое и других людей; формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению в современной культуре).

Основными научными подходами, определяющими целостный педагогический процесс, отбор содержания, форм, методов воспитания, характер взаимодействия являются следующие: компе-тентностный подход — это подход, акцентуирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [8, с. 21]; социокультурный подход (разработанный И. А. Кузьми-

ным), реализуется в единстве трех взаимосогласованных стратегий обучения: стратегия отбора содержания, длительного поэтапного обучения, обучение на социокультурном опыте и личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

В результате накопленного педагогического опыта образовательного учреждения школы «Источник», целенаправленного изучения склонностей, интересов, результатов деятельности учащихся и педагогов, запросов родителей сформировались основные направления в деятельности образовательного учреждения:

— развитие ключевых компетенций учащихся;

— создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

— развитие духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников.

Системный подход в реализации содержания образования на всех ступенях обучения обеспечивает реализацию данных направлений. Система гуманитарных курсов выстроена с учетов возрастных и психофизических особенностей учащихся и направлена на развитие ценностных ориентаций школьников. Базовые учебные курсы «История русской культуры» (7—8 классы), «Мировая художественная культура» (9—11 классы) расширены за счет факультативных: «Нравственные основы культуры» (5—6 классы), «Основы православной культуры» (5—6 классы), «Урал. Человек. Истоки» (экспериментальный факультативный курс для учащихся 7—8 классов), «Нравственные основы семейной жизни» (10—11 классы).

Учебные занятия дополняются организацией внеурочной деятельности учащихся через развивающие проекты:

«Учебные поездки», «Интеллектуальные технологии», «Дни исторических эпох». Участие в данных проектах строится на основе личностно-ориентированных технологий, имеющих диалогическое и рефлексивное основание, создающих иммитационное пространство. Внеурочная деятельность учащихся направлена на осмысление и пробуждение интереса учащихся к учебному материалу, активизацию их деятельности через включение в деловые и ролевые игры. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует развитию у школьников навыков организации и самоорганизации, коммуникативных и рефлексивных качеств личности, формированию ключевых компетенций, целенаправленно развивает духовно-нравственные ценностные ориентации школьников.

Проекты: «Учебные поездки» и «Дни исторических эпох» дополняют, расширяют знания учащихся, создают условия для реализации диалогового обучения, ценностного осмысления учебного материала базовых учебных предметов инвариантной части учебного плана: литературы, истории, мировой художественной культуры. Они реализуются на основе социокультурного и интеграционных подходов, приобщают учащихся к природно-историческим, социально— политическим, культурно-этническим и иным особенностям региона, создают основу для духовного самоопределения личности учащегося, обеспечивают деятельностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, позволяют сблизить позиции педагогов в преподавании своих предметов.

Аксиологический принцип важнейший при организации образовательного процесса в школе. При его реализации необходимо учитывать следующие условия: обеспечивать включение учащихся в социально-значимую деятельность, отвечающую потребностям школьников, имеющую ценностно-ориентационную направленность; содержание, формы и

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 62

методы обучения и воспитания должны использовать в образовательном процес-

обеспечивать развитие эмоционально- се личностно ориентированные техноло-

потребностной сферы личности ребенка, гии, имеющие диалоговое основание для

создавать основу для ценностного выбо- развития критичности мышления, соз-

ра; приобщать к мировым общекультур- давать основу сознательного ценностно-

ным ценностям на основе системного и го выбора.

интеграционных подходов; необходимо

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АСТАШОВА, Н. А. Учитель : проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. — М. : МОДЭК, 2000.

2. КАГАН, М. С. Опыт системного анализа / М. С. Каган. — М. : Мысль, 1974.

3. КОДЖАСПИРОВА, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : МарТ, 2005.

4. МЯСИЩЕВ, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев — Л. : ЛГУ, 1980.

5. СЛАСТЕНИН, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред.

В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2006.

6. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков. — М. : Сфера, 2004.

7. ФОРМИРОВАНИЕ ценностных ориентаций школьников / под ред. В. Г. Воронцовой,

А. К. Колеченко. — СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т пед. мастерства, 1998.

8. ЯРОЧКИНА, Г. В. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компе-тентностной основе для системы вузовского профессионального образования / Г. В. Ярочки-на, С. А. Ефимова ; Моск. психолого-социальный ин-т. — М., 2006.

Получено 03.09.08 © Чернякова Н. Н., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.