Научная статья на тему 'Организация аксиологического воспитания школьников в процессе обучения'

Организация аксиологического воспитания школьников в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1491
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / AXIOLOGICAL EDUCATION / VALUE ORIENTATIONS / BRINGING-UP TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхаркахова Аида Шумафовна

В статье отражены результаты научного исследования, посвященного решению проблемы поиска и обоснования научных основ и практических способов организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения их иностранному языку; охарактеризована сущность аксиологического воспитания школьников, представлена система гуманистических ценностных ориентаций, ее структурые компоненты и критерии; описана система выявленных психолого-педагогических условий организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения; представлены разработанные и экспериментально апробированные модель и методика аксиологического воспитания школьников в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF AXIOLOGICAL EDUCATION IN THE COURSE OF PUPIL LEARNING

The paper shows the results of the scientific research on searches and justification of scientific bases and practical ways of the organization of axiological education in the course of pupil learning a foreign language. The essence of axiological education of pupils is characterized. The author describes the system of humanistic value orientations, its structural components and criteria and the system of the revealed psychological-pedagogical conditions of the organization of axiological education in the course of pupil learning. This work provides also the developed and experimentally approved model and technique of axiological education in the course of pupil learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Организация аксиологического воспитания школьников в процессе обучения»

УДК 37.017 ББК 74.200.52 Т 92

А.Ш. Тхаркахова

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: khazovasn@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье отражены результаты научного исследования, посвященного решению проблемы поиска и обоснования научных основ и практических способов организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения их иностранному языку; охарактеризована сущность аксиологического воспитания школьников, представлена система гуманистических ценностных ориентаций, ее структурые компоненты и критерии; описана система выявленных психолого-педагогических условий организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения; представлены разработанные и экспериментально апробированные модель и методика аксиологического воспитания школьников в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: аксиологическое воспитание, ценностные ориентации, воспитывающее обучение.

A.Sh. Tkharkakhova

Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler. ru

ORGANIZATION OF AXIOLOGICAL EDUCATION IN THE COURSE OF PUPIL LEARNING

Abstract. The paper shows the results of the scientific research on searches and justification of scientific bases and practical ways of the organization of axiological education in the course of pupil learning a foreign language. The essence of axiological education of pupils is characterized. The author describes the system of humanistic value orientations, its structural components and criteria and the system of the revealed psychological-pedagogical conditions of the organization of axiological education in the course of pupil learning. This work provides also the developed and experimentally approved model and technique of axiological education in the course of pupil learning a foreign language.

Keywords: axiological education, value orientations, bringing-up training.

В условиях быстрого обновления знаний происходит разрушение старой системы ценностей, а новые ценностные ориентиры появляются стихийно и являются, преимущественно сугубо индивидуалистическими. Направленность личности на духовные, культурные ценности продолжает деградировать и существенно уступает прагматической направленности [1, 2 и др.]. При этом если современные требования к личностно-деловым качествам, профессиональным способностям, компетенциям человека сегодня достаточно активно обсуждаются, разрабатываются и отражаются в многочисленных научнопедагогических исследованиях, то вопросы ценностно-смысловой идентичности и определенности российских граждан еще далеки от разрешения.

Актуальность обозначенной проблемы признана на государственном уровне, что видно, в частности, из содержания Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного воспитания. Об этом же свидетельствует и ценностное наполнение содержания современных образовательных стандартов начального, основного,

полного общего образования. В них ценностные ориентации и установки личности (гражданско-патриотические, семейные, экологические и пр.) заявлены как личностные и метапредмедметные результаты освоения учебных программ и отражены в «портретах выпускников школ». Однако «принятый список» не полон, вопрос о содержании новой системы ценностей до сих пор остается дискуссионным. При этом большинство ученых сходятся во мнении, что наиболее важным является сохранение у новых поколений россиян безусловных, общечеловеческих гуманистических ценностных ориентаций [1, 2, 3, 4 и др.], являющихся нравственной основой конкурентоспособности современной личности [5].

Идеологический вакуум и ценностная неопределенность общества, с одной стороны, и понимание того, что решить кризисные проблемы и способствовать прогрессивному развитию общества может только воспитанный (культурный и социализированный) человек, вновь актуализировало значимость воспитания, в частности, в системе общего образования. При этом, хотя принцип единства обучения, воспитания и развития поддерживается большинством педагогов, однако в реальной школьной практике он практически не соблюдается: эти процессы развиваются параллельно.

Особую проблему составляет организация и осуществление так называемого воспитывающего обучения, теоретические основы которого разработаны Ю.К. Бабанским, Л.И. Божовичем, Ш.И. Ганелиным, Н.Ф. Добрыниным, Б.П. Есиповым, И.Я Лернером, М.Н. Скаткиным, В.А. Сухомлинским, Г.И. Щукиной и другими учеными. Для многих учебных предметов до сих пор отсутствует методическое обеспечение реализации воспитательных функций через содержание обучения. К таким дисциплинам относится и иностранный язык, ее содержание обладает огромным воспитательным потенциалом. Более того, обычная общеобразовательная программа обучения иностранному языку заключает в себе возможности осуществления воспитывающего обучения.

Согласно общепринятому мнению, воспитание школьников имеет своей целью, прежде всего, интериоризацию подрастающим поколением системы социально-культурных ценностей. Оно в широком смысле направлено на то, чтобы весь спектр общекультурных ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-ориентационной и ценностнонаправленной деятельности личности [2, 6, 7 и др.]. То есть аксиологический компонент является основополагающим в воспитании, а формирование у школьников гуманистических ценностных ориентаций можно рассматривать как конкретную цель воспитания, в достижении которой важнейшая роль принадлежит образованию [3].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам сущности аксиологического подхода к воспитанию и обучению (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов и др.), сущности и содержания системы ценностных ориентаций личности (М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В. Франкл и др.), закономерностей и способов ее формирования (М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, М.Г. Казакина, Б.С. Круглов, Т.Н. Мальковская, В.А. Нудько и др.) позволили констатировать, что на теоретическом уровне достаточно разработаны и широко освещены вопросы сущности понятий «ценности» и «ценностные ориентации», их места в структуре личности, функции, возрастных особенностей, механизмов формирования в процессе обучения и т.д., исследованы проблемы аксиологического (ценностного) воспитания школьников, отбора ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс и содержание образования. Однако недостаточно исследований, выявляющих психологопедагогические условия аксиологического воспитания средствами содержания образования в рамках конкретной учебной дисциплины. Вовлечение ценностей в содержание образования происходит стихийно, не целенаправленно, поэтому проблема ценностного наполнения содержания образования остается не до конца решенной.

Очевидно, что проблема ценностей и ценностных ориентаций как целевых ориентиров образовательного процесса недостаточно изучена, равно как и вопросы

конкретного содержательного и методического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций у школьников при обучении их иностранному языку. В связи с вышеизложенным целью нашего исследования стало теоретическое и эмпирическое обоснование системы педагогических условий организации аксиологического воспитания школьников при обучении их иностранному языку.

В настоящее время ведущие идеи, целевые установки российской государственной политики в области образования свидетельствуют о признании значимости воспитательного компонента педагогической деятельности. В частности, ценностное содержание заложено в современные образовательные стандарты, в функции которых включено не только обеспечение доступного и качественного образования, но и духовно-нравственное воспитание и развитие личности. Соответственно в каждой позиции «портрета выпускника школы» отражены качества, характеристики, являющиеся результатом, прежде всего, воспитания. Это любовь к Родине, признание ценностей человеческой жизни, гражданского общества, семьи и пр., осознание ценности труда, науки и образования, ориентация в поступках на нравственные ценности и т.п. [8].

В Стандарте зафиксированы требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательных программ. Ценностные аспекты этих требований ярче всего представлены (прямо либо косвенно) и занимают ведущую позицию среди личностных результатов. К ним, согласно Стандарту основного общего образования, относятся: воспитание российской гражданской идентичности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению; формирование уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; развитие эстетического сознания и др.

В структуре образовательной программы выделяются три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержательный раздел представляет собой совокупность программ, обеспечивающих достижение личностных, предметных и метапредметных результатов образования. Деятельность образовательных учреждений предписывается осуществлять на основе программу развития универсальных учебных действий, программ отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, и программы воспитания и социализации обучающихся. Последняя в обязательном порядке должна включать такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В каждой из вышеназванных программ заложены основания для осуществления воспитания в процессе обучения. Так, направленность программы развития универсальных учебных действий связана в том числе с формированием личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок. Программы отдельных учебных предметов - обеспечивать достижение не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов. Заметим, что стандартами не определена обязательность отражения в указанных программах конкретного спектра ценностных ориентаций, которые следует формировать у школьников в процессе обучения, равно как и форм воспитательной работы педагога.

Воспитательная работа как функция образовательного учреждения и соответственно педагогов, составляет содержание, собственно программы воспитания и социализации обучающихся. Именно в этой программе отражен ряд базовых ценностей - целевых установок воспитания: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд, наука, природа, человече-

ство и т.д. Предполагается, что Программа должна содержать более детальное описание ценностных ориентиров, а также направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися [8].

Несмотря на то, что де-факто в Стандартах воспитательная работа приравнена к учебной по значимости, де-юре их содержание допускает двоякое толкование распределения воспитательных задач между урочными и внеурочными формами работы со школьниками и позволяет по-прежнему игнорировать воспитание как компонент процесса обучения.

Вышесказанное актуализирует важность уточнения методологических основ и определения конкретных способов организации воспитывающего обучения, соответствующих современным реалиям жизнедеятельности общества, направлениям и целевым ориентирам обновления содержания образования. Одним из комплексных средств в данном контексте выступает, по нашему мнению, целенаправленная, последовательная и непрерывная реализация учителями-предметниками воспитательных функций в процессе обучения школьников, организация ими аксиологического воспитания школьников в процессе обучения. Результаты теоретического и эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.

Аксиологическое воспитание представляет собой интеграцию ценностноориентационного содержания всех традиционных видов воспитания. В его процессе происходит развитие ценностно-ориентационной деятельности воспитанников в отношении процессов и явлений нравственной, трудовой, экологической, гражданской, семейной и других сфер общественного бытия. Формирование у школьников гуманистических ценностных ориентаций, как цель аксиологического воспитания, является одной из ведущих воспитательных задач учителей-предметников, ее решение возможно в процессе обучения, при условии акцентирования внимания учащихся на аксиологическом содержании изучаемого материала.

Сегодня существует достаточно классификаций ценностей, однако ни одна из них не осуществлена на основании содержательно-смысловых особенностей объекта ценностноориентационной деятельности. Поскольку в учебном процессе важнейшим средством воспитания является содержание обучения, то и ценности целесообразно дифференцировать таким образом, чтобы была возможность их четкого когнитивно-информационного предъявления. Исходя из этого рационально выделить такие группы ценностей, как трудовые (интересная работа, польза обществу, ответственность за свой труд, профессиональное развитие и т.д.), нравственные (свобода, добро, мир, права человека, верность, надежность, порядочность и пр.), эстетические (красота, гармония, преумножение прекрасного и т.п.), физкультурные (здоровый образ жизни, активность, работоспособность, хорошая физическая форма и др.), интернационально-патриотические (любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение их традиций, толерантность и т.д.), интеллектуальные (знания, интеллектуальное развитие, самосовершенствование и т.п.).

Структура системы гуманистических ценностных ориентаций представлена когнитивным (отражающим взгляды, интересы, мнения и убеждения личности), эмоциональным (характеризующим отношения личности к ценностям) и мотивационноповеденческим (отражающим стремление личности к поведению и деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями) компонентами. Соответствующими критериями сформированности системы ценностных ориентаций личности являются когнитивные (знание содержания и смысла гуманистических ценностей, понимание их социальной роли и умение выделять ценности в объекте познания), эмоциональные (позитивное отношение к гуманистическим ценностям как к личностно значимым, эмоциональная активность в их освоении), мотивационно-поведенческие (готовность опираться на усвоенные знания как на регуляторы сознания и поведения, умение воплощать знания о ценностях в различных видах деятельности и в поведении).

Процесс формирования ценностных ориентаций представляется как усвоение,

интериоризация и - далее - экстериоризация ценностей в поведении и деятельности личности; основной психологический механизм включает процессы восприятия и осознания ценностей, их дифференцирование и верификацию, интериоризацию и дальнейшее внешнее проявление. Соответственно логично выделение следующих этапов формирования ценностных ориентаций личности: информационно-поискового, целью которого является создание когнитивного ядра системы ценностных ориентаций, рефлексивно-оценочного, на котором интериоризируются значения и смыслы ценностей, и деятельностно-поведенческого, предполагающего экстериоризацию освоенных ценностей. Данная последовательность обязательна для освоения каждой новой группы ценностей.

Поскольку ценностно-риентационная деятельность, как и любая деятельность человека, развивается от репродуктивной к творческой, то в образовательном процессе, направленном на аксиологическое воспитание учащихся (то есть на актуализацию их ценностно-ориентировочной активности), выделяются три стадии: репродуктивного

осуществления учащимися ценностно-ориентационной деятельности, частично-поискового осуществления учащимися ценностно-ориентационной деятельности и самостоятельного ценностно-ориентационного творчества. На каждой стадии соблюдается последовательность этапов формирования ценностных ориентаций школьников, но уровень продуктивности ценностно-ориентационной деятельности учащихся поступательно возрастает.

Основным средством аксиологического воспитания школьников в процессе обучения их английскому языку является такой компонент содержания обучения, как лексический материал, соответствующий учебным планам и программам. Лексический материал представлен текстами конкретных учебников и учебных пособий, дополнительных источников когнитивного содержания, в том числе произведениями художественной литературы на английском языке, рассказами учителя, а также запечатленный в личном опыте учащихся в виде фактов и событий их жизни.

Эффективность аксиологического воспитания школьников в процессе обучения обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют следующие:

- аксиологичность образовательного процесса (ценностная определенность учебновоспитательного процесса, ценностное наполнение содержания образования, аксиологичность деятельности субъектов образовательного процесса);

- личностно-ориентированный подход к образованию (обеспечение единства ценностей и личностных смыслов учащихся; учет индивидуальной траектории аксиологического развития школьников; опора на индивидуальный опыт учащихся);

- опора на принцип активности субъектов учебно-воспитательного процесса;

- психологическая обоснованность образовательного процесса (опора на психологический механизм формирования ценностных ориентаций, учет закономерностей развития личности и деятельности).

Поэтапная и стадийная реализация этих условий представлена моделью аксиологического воспитания школьников в процессе обучения их английскому языку. Теоретическая модель поэтапно описывает организацию аксиологического воспитания школьников в процессе обучения. В модели выделяются взаимосвязанные блоки: целеопределяющий (система воспитательных ценностей, компоненты и критерии сформированности системы ценностных ориентаций личности), содержательный (содержание обучения английскому языку, содержание деятельности субъектов образовательного процесса), методический (педагогические условия, формы, методы и приемы обучения и воспитания), диагностический (уровни сформированности системы ценностных ориентаций личности, методы диагностики, стимульный материал) и процессуальные (этапы формирования системы ценностных ориентаций личности школьников и стадии развития воспитательного процесса) (Рисунок №1).

На практике реализовать теоретическую модель позволяет разработанная методика формирования ценностных ориентаций в образовательном процессе по английскому языку.

Она построена на основе стадий и этапов данного процесса во взаимосвязи с конкретным содержанием обучения английскому языку, формами и методами организации учебновоспитательной деятельности. В зависимости от наполнения учебного процесса конкретным лексическим содержанием методика может применяться на любой ступени обучения, поскольку основана на общих психологических и педагогических закономерностях и принципах. В нашем исследовании методика конкретизирована и предназначена для организации учебно-воспитательного процесса в восьмом классе общеобразовательной школы. При этом для каждой стадии процесса формирования ценностных ориентаций сформулированы этапные воспитательные задачи, описаны формы и методы обучения и воспитания; охарактеризованы особенности деятельности субъектов образовательного процесса; определена совокупность основного и дополнительного лексического материала, а также основные ценности, осваиваемые при его изучении.

Воспитательные

ценности:

1. Трудовые

2. Нравственные

3. Эстетические

4.Физкультурные

5. Интернационально-

патриотические

6. Интеллектуальные

I

Содержание обучения -лексические темы (блоки):

1. Ученик и его окружение.

2. Страна изучаемого языка.

3. Родная страна.

4. Увлечения, хобби, будущая профессия.

5. Защита окружающей среды.

Цель

Психологопедагогические условия:

1. Аксиологичность образования:

А - ценностная определенность учебно-воспитательного процесса;

Б - ценностное наполнение содержания образования;

В - аксиологичность деятельности субъектов образования.

2. Личностно-ориентированный подход:

А - обеспечение единства ценностей и личностных смыслов учащихся;

Б - учет индивидуальной траектории аксиологич. развития школьников;

В - опора на индивидуальный опыт учащихся.

3. Принцип активности

субъектов учебно-

воспитательного процесса.

4. Психолог. обоснованность образовательного процесса:

А - опора на психол.механизм формирования цен.ориентаций;

Б - учет закономерностей развития личности и деятельности.

I

2 модель аксиол

Система ценностных ориентаций личности

Структурные компоненты

когнитивный

- полнота знаний о содержании и смысле гуманист. ценностей;

- понимание места и роли выделенных гуманистических ценностей в иерархии ценностей; - умение выделить ценностные явления в объекте познания и объяснить свой выбор;

эмоциональный

- позитивное отношение к гуманист. ценностям;

- восприятие гуманист.

ценностей как

личностно значимых;

- эмоциональная

активность деятельности освоению ценностей, их восприя

Методы и приемы обучения и воспитания

- этические рассказ, беседа;

- положительный пример;

- создание воспитывающих ситуаций;

- решение нравственных дилемм;

- методы витагенного

обучения;

- ролевая игра;

- метод проектов;

- драматизация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дискуссия, диспут

по

новых

ю;

РЭ §

S

0 И

1

О Щ

щ о S а

cd ..

д з

ро О *' ■в-

s

й

и

ц

Мотивационно-

поведенческий

- сформированность

мотивов поведения,

основанных на

гуманистических ценностях;

- проявление ценностного отношения к миру;

- готовность опираться на усвоенные знания как на регуляторы сознания и

ц

- л «

м s в

ин рн

ее

Ё * § 8

і

ч

D

CQ

О

Ï

О

¡S

о

о

к

hQ

ч

8

ч

о

К о о В он ие ft Я

е

X

и

т

с

о

н

н

а

в

о

р

и

м

&

о

ф

с

и

и

р

е

ти

р

К

ащихся в процессе обучения английскому язы

и

н

и

о

£

Результат

высокий

выше среднего

среднии

ниже среднего

низкий

Методы диагностики: опрос, ранжирование, пед. наблюдение, экспертная оценка, м-д дневников

1 - репродуктивное

освоение ценностноориентационной деятельности

2 - частично-поисковое о суще ствле ние ценностноориентационной деятельности

3 - самостоятельное

ценностноориентационное творчество

о

т

ди

К

К

о

К

о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ч

К

ч

о

ог

о

в

о

о

я

К

т

р

щ

в

Экспериментальная апробация разработанной модели осуществлялась на базе СОШ № 17 города Майкопа, в эксперименте участвовали школьники двух восьмых классов, принципиально не отличающихся по уровню сформированности системы ценностных ориентаций учащихся. Результаты исходной диагностики позволили сделать вывод о недостаточной когнитивной базе и ценностно-ориентационной активности, неадекватности ценностных отношений школьников, что свидетельствовало о необходимости целенаправленного аксиологического воспитания данного контингента.

В экспериментальной группе учебный процесс по английскому языку осуществлялся в соответствии с содержанием разработанной методики. На первой стадии учащиеся осваивали лексического материал, учитель разъяснял им значение и смыслы ценностей, отраженных в текстах, рассказах и с помощью вопросов уточнял степень усвоения ценностей учащимися. Далее школьники под руководством педагога оценивали предъявленные в лексическом материале и зафиксированные в сознании ценности, подбирали примеры и ситуации, позволяющие адекватно оценить усвоенные ценности, обсуждали ценности с точки зрения их личностной значимости, а также в контексте перевода их в мотивы поведения и деятельности. Основными методами учебновоспитательной деятельности были разъяснение, пример, этический рассказ, решение нравственных дилемм, дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели, трансляция когнитивного содержания в эмоциональное.

На второй стадии учащиеся, большей частью самостоятельно, осуществляли аксиологический анализ лексического материала, с помощью учителя выделяли отраженные в нем ценности и их значения и смыслы. Далее они самостоятельно оценивали выделенные категории, анализировали свой жизненный опыт в ценностном контексте, определяя при этом адекватность собственных отношений тем или иным ценностям. С помощью учителя они осознавали роль усвоенных ценностей в своей жизни и учились моделировать аксиологически выверенные способы поведения, общения, деятельности. Образовательный процесс осуществлялся с применением таких методов и приемов, как этическая беседа, дискуссия, решение дилемм, ретроспективный анализ жизненного опыта, драматизация, создание воображаемых ситуаций нравственного выбора.

На третьей стадии учащиеся экспериментальной группы самостоятельно выделяли аксиологическое ядро в содержании обучения, явлениях и фактах действительности, обосновывали общественную значимость выделенных ценностей, их место в иерархии социальных ценностей, определяли их личную значимость. Постепенно школьники осознавали усвоенные ценности, как достояние собственного опыта, начинали проявлять чувства и переживания, адекватные усваиваемым ценностям. Они научились самостоятельно выделять учащимися ценностно-ориентационные детерминанты поведения и деятельности, моделировать аксиологически оправданные способы (стратегии) поведения и деятельности, начали реально проявлять ценностное отношение к миру, ориентироваться на усвоенные ценности в поведении и деятельности. Основными методами организации учебно-воспитательного процесса были дискуссии и ролевые игры, создание воспитывающих ситуаций, обсуждение реальных событий, витагенные аналогии, разработка проектов.

Усвоение школьниками экспериментальной группы гуманистических ценностей проявилось в том, что они стали терпимее к мнению окружающих, вежливее и добрее друг к другу, к родным и близким. Классный коллектив сплотился и стал дружнее, учащиеся проявляли большую активность в классных и общешкольных мероприятиях, были инициативными и ответственными при выполнении поручений. Многие из них начали серьезно задумываться не только о будущей профессии, но и подготовке к профессиональному образованию. Учащиеся стали добросовестнее относиться и к подготовке домашних заданий, а на уроках - проявлять большую активность и самостоятельность; у них заметно повысился интерес к традициям и обычаям других народов, а также к истории и культуре собственного народа. Положительные изменения в отношениях и поведении учащихся экспериментальной группы отметили и учителя

школы, и родители.

Анализ результатов итогового обследования учащихся, сравнение их с начальными позволили констатировать эффективность разработанной модели: в экспериментальной группе статистически значимо улучшились показатели распределения школьников по уровням сформированности системы ценностных ориентаций. Стало достоверно больше учащихся с высоким и выше среднего уровнями, достоверно меньше - с низким и ниже среднего уровнями (Р<0,05), тогда как в контрольной группе значительных изменений в этом аспекте не произошло: как и в начале года, больше половины школьников характеризовались низким и ниже среднего уровнями сформированности системы ценностных ориентаций.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента однозначно свидетельствуют о том, что применение разработанной модели организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения их английскому языку позволяет эффективно решать воспитательные задачи по формированию системы ценностных ориентаций школьников, что свидетельствует о достижении поставленной цели.

Примечания:

1. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.

2. Савина Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

3. Александрова Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 1999.

4. Бондаревская Е.В. Введение в тексты и ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1995. С. 3-27.

5. Хазова С.А. Критерии конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 2.

6. Постников П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oim.ru/reader.asp

7. Heslep R. Education in Democracy: Education’s Moral Role in the Democratic State. Iowa: State University Press, 1989.

8. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: www.ed.gov. ru/ d/ob-edu/noc/rub/standart

References:

1. Nudko V.A. Formation of humanistic value orientations of students (based on foreign language learning in a higher school): Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Ulyanovsk, 2006.

2. Savina Yu.G. Formation of value orientations of students by means of decorative and applied arts: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. M., 2006.

3. Aleksandrova E.N. Influence of the content of geographic education on the formation of value orientations of senior teenagers: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Petrozavodsk, 1999.

4. Bondarevskaya E.V. Introduction in texts and value foundations of the personality-centered education of humanistic type // Education in search of human senses. Rostov-on-Don, 1995. P. 3-27.

5. Khazova S.A. Criteria of competitiveness of a person // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2011. Iss. 2.

6. Postnikov P.G. History didactics (on the way to professional skill) [An electronic resource]. URL: http://www.oim.ru/reader.asp

7. Heslep R. Education in Democracy: Education’s Moral Role in the Democratic State. Iowa: State University Press, 1989.

8. Federal educational standard of the main general education: The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 of December 17, 2010. URL: www.ed.gov.ru/ d/ob-edu/noc/rub/standart

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.