Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые компоненты профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии'

Ценностно-смысловые компоненты профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL MEANINGS / PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY COLLEGE / CADETS / NATIONAL GUARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

В статье детально анализируются основные подходы к содержанию феноменов: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции в контексте военно-профессионального образования. Аргументируется значимость ценностно-смысловых компонентов в системе профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии. Приводятся данные о ценностно-смысловых составляющих общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Components of Professional Competences of Future Officers of the National Guard

In the article analyzes the main approaches to the phenomena of professional readiness, professional competence, professional competence in the context of professional military education. Discusses the importance of value-semantic components in the system of professional competences of future officers of the national guard. Provides data on value-semantic components of General cultural, professional and military professional competencies that are formed in the process of learning in universities of national guard troops.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые компоненты профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии»

УДК 378+316.6+355/359

Утюганов Алексей Анатольевич

Кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социальных наук, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected], Новосибиск

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация. В статье детально анализируются основные подходы к содержанию феноменов: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции в контексте военно-профессионального образования. Аргументируется значимость ценностно-смысловых компонентов в системе профессиональных компетенций будушдх офицеров национальной гвардии. Приводятся данные о ценностно-смысловых составляющих обшекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные смыслы, профессиональные компетенции, военный вуз, курсанты, национальная гвардия.

Введение в проблему. Происходящие в настоящее время изменения в российском обществе и в его основных институтах, в том числе в системе образования, проявляются, в частности, в переосмыслении приоритета многих ценностей, актуализируя значимость проблемы не только профессионального, но и личностного развития будущих офицеров национальной гвардии. Так, как указывает И. В. Шевченко, современные нормативные требования к военно-профессиональному образованию вполне однозначно формулируют новую задачу подготовки офицерских кадров - современный офицер должен обладать не только достаточной компетентностью для решения задач служебно-боевой деятельности, но и определенными личностными особенностями [16, с. 98]. К числу таких личностных качеств, необходимых будущим офицерам национальной гвардии, по нашему мнению, можно отнести в первую очередь профессионально-важные ценностно-смысловые ориентации. Ценностно-смысловая детерминированность и деонтологический характер деятельности офицера национальной гвардии закономерно определяют то, каким образом и для чего должна осуществляться их профессиональная подготовка в профильных военных вузах. Очевидно, что содержание профессиональной подготовки будущих офицеров национальной гвардии должно предполагать формирование системы ценностно-смысловых ориентаций личности. В этой связи серьезное внимание обоснованно привле-

кает проблема морально-этического, духовно-нравственного воспитания курсантов в процессе военно-профессионального образования, требующая внесения определенных корректив в организацию воспитательно-образовательного процесса в вузах национальной гвардии.

Теоретический анализ проблемы. Результатом профессионального образования является совокупность знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, определяемая многими авторами понятием «профессиональная готовность». Как известно, в психологии готовность понимается как необходимое условие успешной деятельности личности, в том числе и профессиональной. В данном контексте А. В. Луговая и Е. В. Дмитриев выделяют два основных подхода к изучению профессиональной готовности в психолого-педагогической науке: деятельностный, в котором готовность анализируется через взаимосвязь с установкой к деятельности (Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе), и личностный, рассматривающий готовность как интегративную характеристику личности (В. А. Крутецкий, Л. А. Канды-бович, М. И. Дьяченко, В. М. Мельников). Применительно к социально-ориентированной профессиональной деятельности более релевантным представляется последний подход. Неслучайно, при характеристике профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов А. В. Луговая и Е. В. Дмитриев понимают под ней «це-

лостное состояние личности, предполагающее актуализацию в процессе подготовки к профессиональной деятельности способностей и качеств личности» [9]. Такой ракурс рассмотрения профессиональной готовности неизбежно подразумевает включение в число ее структурно-содержательных характеристик ценностно-смысловых ориен-таций личности. Так, Ю. Т. Русаков отдельно выделяет ценностно-ориентировочный аспект профессиональной готовности, связанный, по его мнению, с осмыслением значимости профессиональной деятельности и обусловленный формированием в процессе высшего образования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений к профессиональной деятельности и к себе, как будущему профессионалу [12]. Очевидно, что профессиональная готовность к деятельности офицера, включающая готовность к действиям в экстремальной, критической ситуации, должна включать соответствующие ценностные и смысловые основания. Как справедливо пишет в более широком контексте Ф. Е. Василюк, профессия, связанная с риском для жизни, когда «в критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни» [2, с. 129], предъявляет особые требования к личностным качествам, и прежде всего - к ценностно-смысловой готовности к ее осуществлению.

Цель и результат профессионального образования рассматриваются также с использованием понятия «профессиональная компетентность», которая, как и профессиональная готовность, трактуется как ин-тегративная личностная характеристика, определяющая эффективность выполнения профессиональной деятельности. Так, Э. Ф. Зеер и Ю. А. Тукачев, анализируя проблему сопряжения профессиональных и образовательных стандартов, в качестве «стандарта на выходе» рассматривают понятие «компетентность специалиста», интерпретируя ее как сложную характеристику, включающую вместе с когнитивными, операциональными, мотивационными, поведенческими и другими составляющими также и результаты обучения в виде как знаний и умений, так и системы ценностных ори-ентаций [7]. И. А. Зимняя в своей модели профессиональной компетентности наряду с когнитивным, мотивационным и поведен-

ческим компонентами отдельно описывает и ценностно-смысловой структурно-содержательный компонент, интерпретируемый ею как личностное отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения [8]. Акцентируя внимание на деятельностной основе профессиональной компетентности, А. В. Хуторской понимает последнюю как совокупность взаимосвязанных личностных качеств - знаний, умений и навыков, способностей и ценностно-смысловых ориента-ций [14]. В диссертационном исследовании О. Е. Пермякова обосновывается авторская концепция профессиональной компетентности, в структуре которой автор выделяет внешнюю составляющую - «оболочку», включающую комплекс социально-профессиональных компетенций, а также внутреннее «ядро», представляющее собой профессиональную «Я-концепцию», которая основывается на ценностных ориентациях личности [10].

В трактовке профессиональной компетентности офицера мы согласны с позицией, представленной в исследовании А. И. Шишкова, который понимает под ней интегративное свойство личности, включающее ее стремление и способность при осуществлении служебно-боевых задач реализовать свой потенциал, включающий как специальные знания, умения и навыки, так и морально-боевые качества [17]. При этом в качестве основных компонентов профессиональной компетентности будущих офицеров им рассматриваются, в частности, нормативно-правовой и духовно-нравственный, которые по своему содержанию соответствуют ценностно-смысловому компоненту в терминологии И. А. Зимней.

С учетом особой роли ценностных ориен-таций в профессиональной компетентности будущего офицера Е. А. Жежера в аналогичном контексте говорит о социокультурной компетентности курсантов военного вуза как интегративной личностной характеристике, представляющей собой совокупность социально значимых и профессионально важных личностных качеств, необходимых для полноценного вхождения в социально-профессиональную среду, и включающей, наряду со знаниями и умениями, и собственно ценностные ориентации [4]. Таким образом, такая личностная характеристика, как осознанная и внутренне принятая система профессиональных ценностно-смысловых ориентаций

является важным компонентом в структуре профессиональной компетентности будущего офицера национальной гвардии.

Близким к категории «профессиональная компетентность» является понятие «профессиональная компетенция». В ряде работ эти термины смешиваются, являясь фактически синонимичными, однако, как справедливо отмечает Э. Ф. Зеер, компетентность не сводится к компетенции. Характеризуя различия между этими понятиями, он подчеркивает, что компетентность определяется знаниями, умениями и навыками, а компетенция - способностью мобилизовать их в конкретной социально-профессиональной ситуации [6]. По определению В. Д. Шадрикова, компетентность относится к субъекту деятельности, в то время как компетенция - к решению задач, связанных с этой деятельностью [15]. А. В. Хуторской сходным образом определяет компетентность как владение соответствующей компетенцией [14]. И. А. Зимняя соотносит понятия «компетентность» и «компетенция» следующим образом: компетенция включает внутренние, скрытые, потенциальные образования, такие как знания, представления, отношения и ценности, которые затем проявляются в компетентности [8]. В концепции О. Е. Пермякова компетентность выступает системой, состоящей из компетенций, определяющих успешность профессиональной деятельности. Компетенция, в свою очередь, также представляет собой сложную систему, состоящую из подсистем - способностей субъекта деятельности. Соответственно, профессиональные компетенции фактически рассматриваются им как способности, основанные, по словам автора, на знаниях, умениях, навыках и ценностях личности [10]. В военной психологии и педагогике такие личностные характеристики, как ценностные ориентации, зачастую прямо представлены в виде компетенций, формируемых в едином учебно-воспитательном процессе, причем акцент делается не только на формировании значимости ценностей, но и на готовности к их реализации [13]. В этой связи в настоящем исследовании мы будем рассматривать профессиональную систему ценностно-смысловых ориентаций личности как важную составляющую профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии.

Таким образом, профессиональные ком-

петенции, профессиональная компетентность и профессиональная готовность являются системными образованиями, интегрирующими в себе комплекс профессионально значимых личностных характеристик, включая и ценностно-смысловые ориентации. Закономерно, что во многих психолого-педагогических исследованиях все эти феномены рассматриваются одновременно, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом многими авторами эти понятия не разграничиваются или же фактически сближаются. В частности, И. А. Зимняя представляет профессиональную готовность в качестве мотивационно-го компонента профессиональной компетентности [8]. В. Г. Зарубин в аналогичном контексте определяет профессиональную компетентность как мотивационно-ценност-ную и когнитивно обеспеченную готовность действовать в сфере своей компетенции. В этой связи А. В. Луговая и Е. В. Дмитриев на основе теоретического анализа современных подходов к данной проблеме обосновывают общее понятие «профессиональная готовность и компетентность будущего специалиста», раскрывая ее как интегративную характеристику личности выпускника вуза, обеспечивающую его успешную адаптацию и дальнейшую самореализацию в профессиональной деятельности, а также эффективность ее выполнения [9]. В работах по военной педагогике понятия «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция» также, как правило, принципиально не разграничиваются либо рассматриваются как достаточно близкие. Так, О. В. Евтихов понимает профессиональную компетентность как интегральную характеристику уровня профессиональной готовности, определяющего способность продуктивно решать профессиональные задачи, возникающие в реальной ситуации профессиональной деятельности. В этой связи автор определяет профессиональную компетентность выпускника вуза правоохранительных органов как обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение сформированными компетенциями, а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами, которое обеспечивает результативность самостоятельной профессиональной деятельности [3]. Соот-

ветственно, в структуре профессиональной компетентности будущих офицеров правоохранительных органов им выделяется два основных компонента: профессиональные компетенции, в свою очередь разделяемые на общепрофессиональные, профессионально-служебные, профессионально-деятель-ностные; а также профессионально-психологические качества, включающие как личностные (когнитивные, эмоционально-волевые, личностно-мотивационные, организационно-управленческие), так и дея-тельностные (способности, умения, навыки и особенности профессионального поведения) характеристики.

Очевидно, что подобное разделение является достаточно условным, поскольку противопоставление компетенций и личностных качеств вызывает вполне обоснованные возражения в силу их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, как уже отмечалось, такие личностные характеристики, как ценностные ориентации, в современной педагогической науке и практике рассматриваются в качестве профессиональных компетенций, формируемых в процессе профессионального образования. Мы полагаем, что внутреннее принятие и осознанность профессионально-важных ценностей является одновременно и целью, и условием формирования профессиональных компетенций будущих офицеров национальной гвардии, что не противоречит трактовке О. В. Евтихова, в понимании которого «каждая компетенция выступает и как результат подготовки, и как цель, которые конкретны, измеримы и определены по времени» [3, с. 23]. Следовательно, значимость и готовность к реализации профессиональных ценностей может рассматриваться в качестве базового компонента системы профессиональных компетенций будущего офицера национальной гвардии.

Неслучайно, что ценностно-смысловые компоненты подробно представлены в перечнях компетенций выпускников, формируемых в результате освоения программы по всем специальностям и направлениям, реализуемым сегодня в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации. Как показывает проведенный нами анализ нормативно-правовой и специальной документации, в настоящее время обучение в вузах войск национальной гвардии осу-

ществляется по следующим специальностям:

- 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения»;

- 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы»;

- 17.05.02 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»;

- 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения»;

- 37.05.02 «Психология служебной деятельности»;

- 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»;

- 45.05.01 «Перевод и переводоведение»;

- 56.05.01 «Тыловое обеспечение».

Следует отметить, что в вузах национальной гвардии, как и в других военно-учебных заведениях высшего профессионального образования, образовательный процесс включает в себя не только освоение гражданской специальности, но и одновременное получение военно-учетной специальности. Базовыми документами, раскрывающими содержание подготовки офицеров в вузах национальной гвардии, являются основные профессиональные образовательные программы, разрабатываемые как в соответствии с требованиями образовательных стандартов по данным специальностям, так и с учетом квалификационных требований к выпускникам воинских специальностей. Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) содержат общекультурные и профессиональные компетенции по перечисленным специальностям и военно-профессиональные компетенции по той или иной военно-учетной специальности. По основным профессиональным образовательным программам имеются типовые учебные планы, утвержденные приказами ГКВВ МВД России, а также рабочие учебные планы, которые утверждены начальником соответствующего военного института.

Наиболее распространенной гражданской специальностью, по которой обучаются будущие офицеры национальной гвардии, является специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемая в трех из четырех существующих в Российской Федерации вузов войск национальной гвардии - в Санкт-Петербургском, Саратовском и Новосибирском военных институтах. Военно-учетной специальностью,

одновременно реализуемой, в частности, в Новосибирском военном институте войск национальной гвардии имени генерала армии И. К. Яковлева, является специальность 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». Соответственно, содержание компетенций будущих офицеров национальной гвардии и их ценностно-смысловых компонентов мы будем рассматривать на примере данных специальностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 39. Квалификационные требования к военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» утверждены приказом ГКВВ МВД России от 17.07.2013 г. № 255. В соответствии с данными документами в ОПОП по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» содержится 16 общекультурных (далее - ОК), 30 профессиональных (ПК) и 54 военно-профессиональных компетенций (ВПК), целый ряд которых по своему содержанию имеет отчетливый ценностно-смысловой характер.

Результаты исследования. Как следует из результатов проведенного нами анализа, из 100 компетенций, осваиваемых в процессе военно-профессионального образования, 25 компетенций, т. е. ровно четверть, являются ценностно-смысловыми по своему содержанию. При этом наибольшая доля ценностно-смыслового компонента отмечается в группе общекультурных компетенций -37,5 %. Среди военно-профессиональных компетенций доля ценностно-смыслового компонента несколько ниже - около 30 %. В группе профессиональных компетенций ценностно-смысловой характер имеют лишь 10 %.

Содержательный анализ перечисленных компетенций позволяет отнести их к одной или к нескольким основным ценностям-целям профессиональной деятельности офицера национальной гвардии, выделенным нами в предыдущем разделе. Так, например, такая компетенция, как «способность проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, пре-

дотвращению национальных и религиозных конфликтов» (ВПК-10) содержит одновременно ориентацию на ценности патриотизма и толерантности. При этом в зависимости от представленности в перечисленных компетенциях данные ценности имеют различный ранг значимости (табл.).

Как видно из приведенных данных, наибольшее внимание в рассматриваемой основной профессиональной образовательной программе уделяется формированию таких компетенций, как: обеспечение безопасности государства и общества, соблюдение норм права и законности, верность присяге и воинскому долгу, войсковое товарищество и готовность к взаимопомощи - каждая из этих ценностей содержится в пяти отдельных компетенциях. Несколько меньшую приоритетность имеют такие ценности, как ответственность за жизнь подчиненных и толерантность к этнокультурным различиям - они отражены в четырех компетенциях. Наименее представлены в формируемых компетенциях патриотизм и преданность Отечеству, а также защита прав и свобод граждан. Тем не менее нельзя сказать, что им уделяется недостаточное внимание - они представлены в трех и двух компетенциях соответственно.

Более показательным, на наш взгляд, представляется неравномерность отражения описываемых ценностей в различных группах компетенций. Так, такие ценности как «права и свободы граждан», а также «законность» содержатся в общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, т. е. они формируются в процессе освоения специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», что представляется вполне логичным. В ходе освоения военно-учетной специальности «Служеб-но-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» происходит осознание и внутреннее принятие таких ценностей, как «патриотизм», «безопасность государства и общества», «воинский долг», «войсковое товарищество» и «ответственность за подчиненных», обоснованно отраженных в военно-профессиональных компетенциях. Осмысление и повышение значимости ценности «толерантность» обеспечивается в ходе освоения как общекультурных, так и военно-профессиональных компетенций в равной степени.

Таблица

Ценностные компоненты общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций офицеров национальной гвардии

Число компетенций,

Название Компетенции, содержащие содержащих данную Ранг

ценности данную ценность ценность, в т. ч.: ценности

ОК ПК ВПК Все

Патриотизм ОК-1, ВПК-10, ВПК-26 1 0 2 3 7

Безопасность государства и общества ВПК-7, ВПК-13, ВПК-30, ВПК-34, ВПК-36 0 0 5 5 1-4

Права и свободы граждан ОК-2, ПК-11 1 1 0 2 8

Законность ОК-1, ОК-6, ПК-2, ПК-10, ВПК-33 2 2 1 5 1-4

Воинский ОК-5, ВПК-2, ВПК-6, ВПК-8, 1 0 4 5 1-4

долг ВПК-26

Войсковое ОК-7, ВПК-8, ВПК-11, ВПК- 1 0 4 5 1-4

товарищество 27, ВПК-28

Ответственность за подчиненных ВПК-11, ВПК-28, ВПК-34, ВПК-36 0 0 4 4 5-6

Толерантность ОК-3, ОК-7, ВПК-10, ВПК-29 2 0 2 4 5-6

Выводы. Таким образом, ценностно-смысловые компоненты отчетливо представлены в общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенциях, осваиваемых будущими офицерами национальной гвардии в процессе профессионального обучения. Значимость профессионально-ориентированной системы ценностно-смысловых ориентаций для эффективного осуществления военно-профессиональной деятельности позволяет рассматривать ее в качестве основы формирования профессиональных компетенций офицеров национальной гвардии. Полученные нами результаты объективно отражают общую тенденцию аксиологизации высшего образования, проявляющуюся в фокусировке на ценностно-смысловой проблематике как методологической основе современной

образовательной практики и концентрации на работе с ценностями и смыслами как ее «магистральном» направлении [11]. Отмеченная тенденция закономерно проявляется и в аналогичном смещении образовательных приоритетов в системе военного образования, поскольку повышение требований к уровню профессиональной компетентности будущих офицеров неизбежно актуализирует ценностно-смысловую детерминанту их профессиональной подготовки как гарантов безопасности и обороноспособности России [1]. Сказанное определяет необходимость изучения психолого-педагогических закономерностей процесса становления системы ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов войск национальной гвардии с целью повышения его эффективности при реализации компетентностного подхода.

Библиографический список

1. Бунин С. В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач (на материале военного института внутренних войск МВД России): дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2005. - 222 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

3. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: дис. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 2015. - 424 с.

4. Жежера Е. А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 218 с.

5. Зарубин В. Г. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 511 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 384 с.

7. Зеер Э. Ф., Тукачев Ю. А. Теоретико-методологические основы сопряжения образовательных и профессиональных стандартов // Психология образования: проблемы и перспективы. - М.: Смысл, 2004. - C. 85-86.

8. Зимняя И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

9. Луговая А. В., Дмитриев Е. В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - URL: http://www.science-education.ra/ru/artide/view?id=18830 (дата обращения: 25.09.2016).

10. Пермяков О. Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2009. - 327 с.

11. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической

работы с молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2014. - № 2. - С. 40-49.

12. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 40 с.

13. Утюганов А. А., Пфетцер С. А. Граждан-ско-патриотические ценности в структуре политического сознания молодежи, обучающейся в военном вузе // Казанская наука. - 2013. -№ 7. - С. 266-270.

14. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.

15. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 26-31.

16. Шевченко И. В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России. -Саратов, 1999. - 98 с.

17. Шишков А. И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 278 с.

Поступила в редакцию 12.12.2016

Utyuganov Alexei Anatolevich

Cand. Sci. (Psychol.), Head of the Department of Humanities and Social Sciences, Novosibirsk Military Institute Army General I. K. Yakovlev, Russian troops National Guard, [email protected], Novosibirsk

AXIOLOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD

Abstract. In the article analyzes the main approaches to the phenomena of professional readiness, professional competence, professional competence in the context of professional military education. Discusses the importance of value-semantic components in the system of professional competences of future officers of the national guard. Provides data on value-semantic components of General cultural, professional and military professional competencies that are formed in the process of learning in universities of national guard troops.

Keywords: value orientations, personal meanings, professional competence, military College, cadets, the national guard.

References

1. Bunin, S. V., 2005. Sovershenstvovanie pro-fessional'noj podgotovki budushhix oficerov k vy-polneniyu sluzhebno-boevyx zadach [Improvement of professional training of future officers for execution of official-combat objectives]. Cand. Sci. (Ped-ag.). Novosibirsk, 222 p. (in Russ.).

2. Vasilyuk, F. E., 1984. Psixologiya perezhivani-ya (analiz preodoleniya kriticheskix situacij) [Psychology experiences (analysis of overcoming critical situations)]. Moscow: MSU Publ., 200 p. (in Russ.).

3. Evtixov, O. V., 2015. Formirovanie profes-sional'noj kompetentnosti kursantov v obrazo-

vatel'noj srede vuza pravooxranitel'nyx organov [Formation of professional competence of students in the educational environment of the University law enforcement]. Dr. Sci. (Pedag.). Krasnoyarsk, 424 p. (in Russ.).

4. Zhezhera, E. A., 2008. Formirovanie so-ciokul'turnoj kompetentnosti kursantov vysshix voenno-uchebnyx zavedenij v processe izucheniya gumanitarnyx discipline [Formation of sociocultur-al competence among students of higher military educational institutions in the process of studying humanitarian disciplines]. Cand. Sci. (Pedag.). Chelyabinsk, 218 p. (in Russ.).

5. Zarubin, V. G., 2007. Kompetentnostnyj podx-od v podgotovke kadrov v oblasti gumanitarnyx tex-nologij [Competence approach in training specialists in the field of humanitarian technologies]. Saint Petersburg: Herzen University Publ., 511 p. (in Russ.).

6. Zeer, E. F., 2009. Psixologiya professional'no-go obrazovaniya [Psychology of professional education]. Moscow: Academy Publ., 384 p. (in Russ.).

7. Zeer, E. F., Tukachev, Yu. A., 2004. Teor-etiko-metodologicheskie osnovy sopryazheniya obrazovatel'nyx i professional'nyx standartov [Theoretical and methodological basis of conjugation of educational and professional standards]. Psixologiya obrazovaniya: problemy i perspektivy [Psychology of education: problems and prospects]. Moscow: Smysl Publ., pp. 85-86 (in Russ.).

8. Zimnyaya, I. A., 2006. Kompetentnostnyj podxod: kakovo ego mesto v sisteme sovremen-nyx podxodov k probleme obrazovaniya (teor-etiko-metodologicheskij aspekt) [Competence approach: what is its place in the system of modern approaches to education (theoretical-methodological aspect)]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 8, pp. 20-26 (in Russ.).

9. Lugovaya, A. V., Dmitriev, E. V, 2015. Profes-sional'naya gotovnost' i professional'naya kompetent-nost' vypusknikov vuzov FSIN Rossii [Professional commitment and professional competence of graduates of the Federal penitentiary service of Russia]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education] [online]. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=18830 (Accessed 25 September 2016) (in Russ.).

10. Permyakov, E. O., 2009. Razvitie sistem

ocenki kachestva podgotovki specialistov [Development of systems of assessing the quality of preparation of specialists]. Dr. Sci. (Pedag.). Saint Petersburg, 327 p. (in Russ.).

11. Seryj, A. V., Yanickij, M. S., Xarchen-ko, E. V., 2014. Cennostno-smyslovye aspekty psix-ologicheskoj raboty s molodezh'yu, naxodyashhe-jsya v krizisnoj situacii [Value-semantic aspects of psychological work with youth in crisis situations]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 2, pp. 40-49 (in Russ.).

12. Rusakov, Yu. T., 2006. Razvivayush-haya obrazovatel'naya sreda kolledzha kak faktor formirovaniya gotovnosti studentov k profession-al'noj deyatel'nosti [Developing educational environment of the College as a factor of formation of readiness of students to professional activity]. Cand. Sci. (Pedag.). Magnitogorsk, 40 p. (in Russ.).

13. Utyuganov, A. A., Pfetcer, S. A., 2013. Grazh-dansko-patrioticheskie cennosti v strukture politich-eskogo soznaniya molodezhi, obuchayushhejsya v voennom vuze [Civil Patriotic values in the structure of the political consciousness of young people studying in military high school]. Kazanskaya nauka [Kazan science], 7, pp. 266-270 (in Russ.).

14. Xutorskoj, A. V., 2003. Didakticheskaya e'vristika: Teoriya i texnologiya kreativnogo obu-cheniya [Didactic heuristics: Theory and technology of creative learning]. Moscow: Moscow state University Publ., 416 p. (in Russ.).

15. Shadrikov, V. D., 2004. Novaya model' spe-cialista: innovacionnaya podgotovka i kompetent-nostnyj podxod [New model of the specialist: innovative training and competence approach]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 8, pp. 26-31 (in Russ.).

16. Shevchenko, I. V., 1999. Problemy podgotovki oficerskix kadrov v vuzax VV MVD Rossii [Problems of training officers in the universities of the MIA of Russia]. Saratov, 98 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Shishkov, A. I., 2014. Formirovanie profes-sional'noj kompetentnosti kursantov voennyx vuzov v xode taktiko-special'noj podgotovki [Formation of professional competence of cadets of military universities in the tactical and special training]. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 278 p. (in Russ.).

Submitted 12.12.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.