Научная статья на тему 'Военно-профессиональное становление офицерских кадров как основополагающий фактор укрепления боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации'

Военно-профессиональное становление офицерских кадров как основополагающий фактор укрепления боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОФИЦЕРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION / GROUP OF OFFICERS / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суляев М. Н., Ибрагимов А. А.

В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в ВС РФ. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами. В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы, и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой.Nowadays the problem of professionalization in Russian Armed forces is very important. Only a professional can effectively manage groups of soldiers during war operations and everyday activity. But very low level of advertising and importance of Russian army have led to many problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-профессиональное становление офицерских кадров как основополагающий фактор укрепления боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации»

УДК 355.23

М. Н. Суляев, А. А. Ибрагимов

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ БОЕГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, офицерский коллектив, профессионализация, профессионализм.

В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в ВС РФ. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами. В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы, и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой.

Key words: professional military education, group of officers, professionalization, professionalism.

Nowadays the problem of professionalization in Russian Armed forces is very important. Only a professional can effectively manage groups of soldiers during war operations and everyday activity. But very low level of advertising and importance of Russian army have led to many problems.

Введение

Преобразования, произошедшие в нашей стране за последние годы в политической, социальной, экономической и других сферах, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалистов. Проблема реформирования Вооруженных Сил является одной из насущных проблем современной России. Государство не может считать себя защищенным, если армия не соответствует современным стандартам. Реформа армии, несомненно, должна начинаться с создания квалифицированного офицерского корпуса. Офицер -основа любой армии - должен быть высокообразованным человеком, который знаком с современными технологиями, способен к самообразованию, обучению и воспитанию своей смены. Продолжающееся реформирование высшей военной школы предполагает качественные изменения в содержании и организации образования с целью повышения эффективности подготовки профессионалов высокой квалификации, способных в новых социально-экономических условиях продуктивно решать возникающие задачи.

Проблема профессионального становления будущих офицеров не является новой. Она была актуальной с момента возникновения армии в связи с необходимостью качественной подготовки

офицерского корпуса.

Современные требования к уровню военно-профессиональной подготовки

В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в Вооруженных Силах. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.

В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы, и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, жаждущие денежной наживы, не

соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой.

Социально-политические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы Российской Федерации в военной области, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) предъявляют повышенные требования к профессиональному становлению офицеров непосредственно в военных вузах, так как современный офицер-выпускник с первых дней пребывания в должности должен не только в совершенстве владеть вооружением и военной техникой, но и уметь обучать подчиненных, часто не обладающих достаточным уровнем общеобразовательной подготовки.

В современных условиях реформирования ВС РФ становится первостепенным вопрос и о повышении уровня профессиональной подготовки военных специалистов. Повышение уровня подготовки офицерских кадров предусматривает в рамках реализации единой государственной военной политики осуществление широкого спектра социально-политических, нормативно-правовых, духовно-нравственных, учебно-методических и иных мероприятий, а также качественное улучшение работы всех образовательных структур.

Проведенный анализ руководящих документов, посвященных военно-

профессиональной деятельности офицерского состава, результатов их опросов и анкетирования показал, что к основным требованиям, предъявляемым государством и обществом, Министром обороны к современному офицерскому корпусу, целесообразно отнести следующие.

Как представляется, определяющим требованием следует считать профессионализм и компетентность выпускников военных вузов. Речь идет не только о глубоком знании военного дела, практических навыках и умениях, военно-профессиональном мастерстве. Как известно, можно быть прекрасным специалистом, но относиться к

выполнению служебных обязанностей без души, формально и казенно. Другими словами, офицер должен обладать высокой военно-профессиональной культурой, которая включает в себя, помимо должностной и служебной, духовно-нравственную составляющую.

Следующим важным требованием выступает юридическая законность военно-профессиональной деятельности офицера, которая предполагает осуществление должностных обязанностей на строгой правовой основе. В этом требовании заложено, с одной стороны, строгое и безусловное выполнение порядка и правил прохождения офицерской службы, ответственность за порученное дело, с другой -создание условий для реализации предоставленных законами прав, льгот и преимуществ.

Важным требованием является гуманизм, уважение личности подчиненного военнослужащего. Главным элементом любой социально-педагогической системы является человек с его идеями, целями и интересами. Гуманизм и уважение личности военнослужащего подразумевают, прежде всего, гарантированное развитие инициативы, таланта, профессиональных навыков, творческих способностей, получение фундаментального образования, максимальное удовлетворение информационных потребностей, создание возможностей и необходимых условий для военно-профессионального роста и продвижения по службе в соответствии с личными заслугами. В основе требования равных возможностей для профессионального и служебного роста, соблюдения единого статуса военнослужащего всеми должностными лицами лежит законодательное закрепление положения о том, что каждый офицер имеет право продвигаться по военной службе на общих условиях равенства и правовых возможностей.

Высокий профессионализм военного руководителя не мыслится без обстоятельных методических знаний в области боевой и морально-психологической готовности подразделений и частей, а также воспитательной работы с личным составом [1]. В этой связи требуется разработка современных методических материалов, наглядных пособий, изучение и использование зарубежного опыта подготовки военных профессионалов.

Если обобщить основные требования к современному офицеру на каждом этапе его учебы, то на выходе из военного вуза или с военного факультета гражданского вуза он должен обладать качествами:

1. квалифицированного военного специалиста;

2. умелого руководителя подразделения, организатора всех видов воинской деятельности;

3. квалифицированного военного педагога, умеющего обучать и воспитывать подчиненный личный состав.

Военно-профессиональное образование

офицеров в течение всего периода их учебы направлено в первую очередь на формирование у них высокого профессионализма, служащего основой для успешного исполнения ими качеством подготовки офицерских кадровых служебных обязанностей как в мирное время, так и в условиях боевой обстановки. При этом под профессионализмом офицера

понимается его готовность выполнять военно-профессиональную деятельность по определенной военной специальности (группе специальностей) с высоким качеством, а также его способность обучать и воспитывать подчиненных.

Профессионализм офицера проявляется:

• в высокой военно-профессиональной и общеобразовательной подготовке и в обладании многосторонней квалификацией, позволяющих ему уверенно выполнять военно-профессиональную деятельность на всех уровнях военной карьеры;

• быстроте приспосабливаемости к новым условиям и требованиям военной службы;

• непрерывном расширении видов военно-профессиональной деятельности, осваиваемых им в течение всего периода службы в Вооруженных Силах;

• умении творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки, применять их в решении боевых и служебных задач;

• широкой эрудиции и высокой общей культуре, обеспечивающих определенный социальный статус офицера как образованного человека и государственного служащего;

• высокой профессиональной мобильности, характеризующейся быстротой переключения от одного вида деятельности (боевой, эксплуатационной, педагогической и т.д.) к другому;

• умении анализировать деятельность подчиненных и качеством подготовки офицерских кадров собственную, принимать обоснованные решения и добиваться их выполнения.

В связи с тем, что офицер в течение своей учебы, а затем и служебной деятельности занимает ряд должностей (командир взвода, командир роты, инженер, старший инженер батальона, начальник штаба батальона, заместитель командира батальона по воспитательной работе, по вооружению, командир батальона и т.д.), отличающихся друг от друга и объемом необходимых военно-профессиональных знаний, умений и навыков, и уровнем ответственности (за подчиненных, за выполняемые задачи и т.п.), опытом боевой и служебной деятельности.

Проводя аналогию с непрерывным профессиональным образованием, мы можем говорить о непрерывном профессиональном становлении офицера, позволяющем ему делать военную карьеру и добросовестно исполнять любую должность, на которую он будет назначен.

Военно-профессиональная деятельность современного российского офицера по-прежнему весьма многогранна и специфична. Характер и условия выполнения задач офицеров-подводников, ракетчиков, авиаторов, мотострелков, танкистов и других совсем не похожи друг на друга. Данное положение обусловливает и совершенно особый, выработанный годами характер взаимоотношений, связей и особенностей индивидуального и коллективного поведения офицерского состава в

каждом виде ВС РФ, роде войск и специальных войсках [2].

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит, в конечном счете, решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории ВС России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры -основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство

предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала [3].

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Литература

1. Утяшев И.Р. Проблемы формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности /И.Р. Утяшев // Вестник КГТУ - 2011. - №9. С. 323-325.

2. Рытенков, С.Г. Этика корпоративных отношений /С.Г. Рытенков // Российское военное обозрение.- № 11 (70). -2009. С. 10-12.

3. Тухбиев, Х.Г. Проблема обеспечения качества подготовки будущих офицеров в условиях реформирования системы военного образования /Х.Г. Тухбиев // Вестник КГТУ - 2011. - № 6. - С. 281-282.

© М. Н. Суляев - начальник военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ; А. А. Ибрагимов - старший преподаватель военной кафедры КНИТУ, ^'уо ук 2.га.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.