Научная статья на тему 'Реализация психолого-педагогических условий в процессе профессионального становления будущих офицеров'

Реализация психолого-педагогических условий в процессе профессионального становления будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОФИЦЕРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL TERMS / GROUP OF OFFICERS / PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суляев М. Н.

Высшее военно-профессиональное образование, являясь частью структуры государственной системы высшего профессионального образования, имеет основной целью подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для решения задачи обеспечения военной безопасности России. Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, социально-политические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы Российской Федерации в военной области, возрастающие тенденции к усложнению средств вооруженной борьбы, сложность выполнения стоящих задач приводят к значительному повышению требований к профессиональным и личностным качествам будущего офицера.High military education has an important aim – to prepare professional officers to protect Russian Federation. Modernization of Russian Armed forces and structural changes in social and political sphere of life led to new terms of effective soldier, new standards of professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суляев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация психолого-педагогических условий в процессе профессионального становления будущих офицеров»

М. Н. Суляев

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, офицерский коллектив, профессионализация.

Высшее военно-профессиональное образование, являясь частью структуры государственной системы высшего профессионального образования, имеет основной целью подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для решения задачи обеспечения военной безопасности России. Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, социально-политические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы Российской Федерации в военной области, возрастающие тенденции к усложнению средств вооруженной борьбы, сложность выполнения стоящих задач приводят к значительному повышению требований к профессиональным и личностным качествам будущего офицера.

Key words: psycho-pedagogical terms, group of officers, professionalization.

High military education has an important aim - to prepare professional officers to protect Russian Federation. Modernization ofRussian Armed forces and structural changes in social and political sphere of life led to new terms of effective soldier, new standards of professional development.

Введение

Подготовка военных кадров ВС РФ во многом обуславливается характером и перспективами развития профессиональной и социально ориентированной деятельности офицерского корпуса, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями, современным уровнем научно-технического прогресса, состоянием и перспективами развития военного дела.

Проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации реформы: переход на контрактную систему комплектования, совместный характер эксплуатации и боевого применения вооружения и техники, предъявляют особые требования к качеству профессиональной подготовки и социального воспитания будущих офицеров. В этих условиях армия испытывает острую потребность в офицерах, которые преданы России, способны к критическому инновационному мышлению, диалоговому взаимодействию, обладают высоким уровнем социальной и профессиональной компетентности. Такие специалисты смогут в будущем стать инициаторами новых дел, будут способны возглавить и на должном уровне управлять военными предприятиями, частями, соединениями в условиях экономической и финансовой самостоятельности. Данные обстоятельства требуют особого внимания к проблемам социального и профессионального становления курсантов в военном вузе, а также студентов военных факультетов гражданских вузов.

Психолого-педагогические условия в процессе профессионального становления будущих офицеров

Высшее военно-профессиональное образование, являясь частью структуры государственной системы высшего профессионального образования, имеет основной целью подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для решения задачи обеспечения военной безопасности России. Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, социальнополитические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы

Российской Федерации в военной области, возрастающие тенденции к усложнению средств вооруженной

217

борьбы, сложность выполнения стоящих задач приводят к значительному повышению требований к профессиональным и личностным качествам будущего офицера.

При этом основное значение отводится способности и готовности офицеров актуализировать собственные личностные психологические ресурсы для достижения поставленных задач. Поэтому особенно важным является формирование у военнослужащих таких психологических качеств, которые обеспечивали бы в последующем эффективную военно-профессиональную деятельность. Безусловно, только подготовленные специалисты могут самостоятельно предвидеть и предотвратить возникновение ошибок в военно-профессиональной деятельности, кризисов и конфликтов в подразделениях. В этой связи чрезвычайно важную роль приобретают собственные, внутренние ресурсы, самоорганизация и саморегуляция личности военнослужащего.

Такое видение позволяет по-новому проанализировать суть и механизмы профессионального становления личности, что является требованием науки и практики в настоящее время, провозглашающее идеал высокого профессионализма. Кроме того, кардинальные изменения, произошедшие в государстве и в обществе за последнее время, динамика социальных процессов, происходящих на современном этапе, изменили не только ценностные ориентации курсантов и офицеров, но и сам подход к высшему военно-специальному образованию [1].

Под профессиональным становлением понимается формирование профессиональной компетентности, процесс овладения моделями и средствами решения профессионально-служебных задач. Профессиональное становление - это многогранный процесс, охватывающий длительный период жизни военного специалиста, в котором можно выделить три важнейших этапа: специальный профессионально-психологический отбор, обучение и воспитание в военном вузе и собственно профессиональная деятельность в подразделении.

В результате анализа современных условий подготовки военных специалистов были выявлены следующие противоречия:

- между возрастающими требованиями к офи-

церам в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и уров-

нем подготовленности выпускников военных вузов к военно-профессиональной деятельности;

- между необходимостью повышения эффективности профессионального становления военных специалистов в современных условиях и имеющейся системой военно-профессиональной подготовки курсантов в военных вузах;

- между необходимостью формирования рациональных способов и приемов команднометодической деятельности, навыков воспитательной работы и реальным уровнем психологопедагогической подготовки выпускника в условиях вуза;

- между необходимостью кардинального повышения качества военно-педагогической подготовки курсантов и консерватизмом системы военного образования;

- между необходимостью увеличения объема времени, отводимого для обучения курсантов по гуманитарным дисциплинам и общим бюджетом времени, отведенного на обучение в вузе;

- между потребностью офицеров в эффективном преодолении трудностей военной службы и их подготовкой к актуализации психологических механизмов личностной самоорганизации для преодоления данных трудностей.

Реформа Вооруженных сил в полном объеме коснулась и системы военного образования, которая за свою трехсотлетнюю историю аккумулировала уникальный военно-исторический опыт России, не раз оправдывала себя в условиях сложнейших общественных испытаний и имеет бесспорные достижения и преимущества.

В соответствии с концепцией реформирования системы военного образования приоритетными направлениями ее развития являются:

• разработка кадрового заказа на подготовку офицеров и уточнение источников его реализации (в настоящее время из-за резко возросших масштабов досрочного увольнения младших офицеров и роста отчисления курсантов вузы способны выполнить задачу комплектования войск офицерами лишь на одну треть от реальной потребности);

• совершенствование содержания подготовки военных кадров;

• гуманитаризация военного образования за счет увеличения бюджета времени, выделяемого в вузах на изучение военной педагогики и психологии и права;

• внедрение новых подходов

к методическому обеспечению учебного процесса;

• существенное изменение системы воспитания курсантов;

• совершенствование системы управления военным образованием;

• повышение качества укомплектованности военных вузов научно-педагогическими кадрами, по-

вышение уровня квалифика-

ции преподавательского состава;

• развитие и совершенствование учебноматериальной базы военных вузов;

• совершенствование законодательства в области военного образования.

Основной целью реформы является обеспечение условий для подготовки в военных вузах высококвалифицированных офицеров-специалистов, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством в указанные сроки. Важнейшую роль при этом играет профессиональное становление офицеров, то есть приобретение ими военно-профессиональных знаний, умений, навыков, а также опыта деятельности в объеме, обеспечивающем успешное выполнение своих функциональных обязанностей.

Социально-политические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы Российской Федерации в военной области, реформирование ВС РФ предъявляют повышенные требования к профессиональному становлению офицеров непосредственно в военных вузах, так как современный офицер-выпускник с первых дней пребывания в должности обязан не только в совершенстве владеть вооружением и военной техникой, но и уметь обучать подчиненных, в настоящее время часто не обладающих достаточным уров-

нем общеобразовательной подготовки.

Проблемам профессионального становления военных специалистов уделялось значительное внимание в работах военных педагогов и психологов.

Профессиональное становление будущих офицеров в военных вузах будет обеспечиваться с требуемым качеством, необходимым для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ в высококвалифицированных специалистах при условиях если:

• разрабатывается концепция профессионального становления офицеров в условиях реформирования системы военного образования, что дает возможность командованию вузов обеспечить поэтапную подготовку будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности в войсках, а молодому офицеру легче адаптироваться к условиям военной службы;

• в деятельность военных вузов внедряется система профессионального становления будущих офицеров, обеспечивающая приоритет военнопрофессиональной направленности обучения, воспитания и развития курсантов;

• разрабатываются и применяются инновационные формы обучения курсантов, направленные на профессиональное становление будущих офицеров.

Психолого-педагогическими условиями успешного профессионального становления будущих офицеров в военных вузах являются:

а) обеспечение положительной мотивации учебной и военно-профессиональной деятельности курсантов, формирование высокой культуры общения, укрепление эмоционально-волевой сферы [2];

б) организация обучения на высоком уровне сложности с использованием контекстного и проблемно-деятельностного подходов к профессиональному становлению военных специалистов;

в) активизация сознания, мышления, воображения, воли курсантов, направленная на развитие у них интереса к будущей военной специальности, побуждение их к непрерывному совершенствованию военно-профессиональных знаний, умений и навыков;

г) наличие в военных вузах высококвалифицированных педагогических и командных кадров, имеющих богатый опыт военно-профессиональной деятельности и способных передать его курсантам;

д) обеспечение необходимой учебно-

материальной базой, позволяющей осуществлять подготовку офицеров на вооружении и военной технике или на специальных тренажерах в условиях, приближенных к реальным;

е) создание в военном вузе обстановки, способствующей инициативному, творческому использованию полученных военно-профессиональных знаний, умений и навыков;

ж) выявление у курсантов профессиональноважных способностей и качеств личности и их развитие применительно к получаемой специальности.

Необходимо отметить, что немало важным условием профессионального становления будущих офицеров является формирование у курсантов высокой морально-психологической готовности, дисциплинированности, воинского долга, сознательности и ответственности за порученное дело[3].

На современном этапе реформирования военного образования сформулированы следующие концептуальные положения:

а) система профессионального становления обладает свойствами гибкости и саморазвития, предусматривающими модернизацию и видоизменение учебных планов и программ по специальностям подготовки военных специалистов в зависимости от изменяющихся требований к офицеру современной армии;

б) качество профессионального становления будущих офицеров в военном вузе повышается при условии обеспечения личностной значимости для курсантов как самого процесса становления, так и его результатов;

в) обязательным условием успешного профес-

сионального становления будущих офицеров в военном вузе является военно-

профессиональная направленность математических и естественно-научных, общепрофессиональных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

г) в военном вузе должна обеспечиваться многоуровневость системы профессионального становления, обеспечивающая последовательное достижение курсантом определенных уровней военно-профессиональной квалификации в заданные сроки;

д) система профессионального становления будущих офицеров в военном вузе должна обеспечить интеграцию и дифференциацию военно- профессионального образования курсантов, предусматривающего как коллективные (в составе боевых расчетов), так и индивидуальные (на тренажерах) формы обучения, а также учет психологопедагогических особенностей их личности;

е) результаты профессионального становления офицеров в военном вузе должны создать условия для непрерывного повышения офицером своей квалификации в течение всего периода его службы в Вооруженных Силах.

В процессе профессионального становления происходит совершенствование таких психических качеств личности будущего офицера, необходимых ему для эффективного выполнения функциональных обязанностей в войсках, как адаптивность и нервнопсихическая устойчивость.

Реализация описанных нами психологопедагогических условий будет способствовать эффективной реализации реформ и модернизации ВС РФ, а также повысит престиж российской армии как высокопрофессиональной структуры, где созданы все условия для постоянного развития и самосовершенствования.

Литература

1. Варнавских Е.А. Развитие индивидуальности военного профессионала: теоретический аспект / Е.А. Варнавских // Военная мысль - 2001. - №4. С. 54-57.

2. Тухбиев Х.Г. Проблемы формирования культуры общения военнослужащих в системе военно - профессиональной подготовки /Х.Г. Тухбиев// Вестник КНИТУ -2012. - №10 - С. 424-427.

3. Утяшев И.Р. Проблемы формирования моральнопсихологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности /И.Р. Утяшев // Вестник КГТУ - 2011. - №9. С. 323-325.

© М. Н. Суляев - начальник военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ ^'уо ук 2.ги.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 15.12.12. по 25.12.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.