ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 355.23
Х. Г. Тухбиев
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, система обеспечения качества образования.
Одной из основных задач реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации является модернизация системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров. В связи с организационно-штатными изменениями совершенно по иному будет рассматриваться система подготовки будущих офицеров.
Key words: Military Forces of Russian Federation; system of quality of education supply.
One of the base aims of reforming the Military Forces of Russian Federation is modernization of the military-education system, improved level of preparing the officers team. In connections with state-organization changes the officers-preparing system would be absolutely different.
В настоящее время практика отечественной высшей военной школы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме качества образования, ставшей одной из наиболее острых проблем не только в рамках Вооруженных Сил Российской Федерации, но и всей страны в целом. Это вызвано происходящей функциональной дифференциацией управленческой деятельности органов военного управления и высших учебных заведений, изменением организационной структуры высшей школы, децентрализацией образовательной системы и т.д. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами с ориентацией на качественные аспекты и реформирование на их основе системы образования.
Несмотря на достаточно длительное существование термина «качество образования», не существует его однозначного определения. Многоаспектность категории «качество» позволяет трактовать его по-разному. Педагоги отождествляют его с полнотой знаний и их глубиной, способностью обучающегося воспроизводить признаки изучаемого содержания, необходимые и достаточные для понимания сущности учебной дисциплины. В других случаях под качеством образования понимается обобщенность знаний на основе анализа связи признаков, основных идей, ведущей концепции. Нередко качество образования связывают с системностью знаний, с умениями обучающегося выстроить в процессе усвоения знаний отношения познаваемых объектов, создать их иерархию. Иногда при оценке качества на первый план ставятся конкретность знаний, их осознанность и прочность, логичность изложения материала, рациональность способов и приемов решения учебных задач. С этих позиций качество образования в основном определяется общей учебной подготовкой.
На современном этапе содержание понятия «качество образования» рассматривается как интегральная характеристика системы образования. Это комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условий и результатов образовательного процесса. Анализ исследований по проблеме качества образования показал, что под ним понимается критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. Такая трактовка представляется наиболее рациональной.
Система обеспечения качества образования сегодня - это система управления на основе общепринятых требований стандартов как гарантии образовательного учреждения в области достижения целей образования. В то же время структуризация этой системы, ее роль и место в
образовательном процессе расписана в различных источниках фрагментарно, с уклоном исследователей в ту или иную область исследования.
Обеспечение качества образования в вузе осуществляется путем организации связей и отношений, возникающих между объектами и субъектами в процессе их совместной деятельности. В соответствии с этой особенностью, систему обеспечения качества образования в вузе правомерно рассматривать как систему организационного управления применительно к качеству, состоящую из управляющей и управляемой подсистем, связанных между собой каналами прямой и обратной связи. В наиболее общем плане управляющая подсистема обеспечения качества образования в вузе включает в себя совокупность должностных лиц, осуществляющих руководство и обучение студентов, а управляемая подсистема объединяет структурные подразделения и переменный состав вуза.
Многие исследователи говорят, что система управления качеством образования является не сколько частью общей системы управления, сколько ее специфической особенностью. Поэтому в каждой из подсистем качества реализуются все классические функции управления. При этом подсистема планирования качества включает виды деятельности, направленные на установление норм (стандартов) качества военного образования и необходимые операционные процессы для их достижения; подсистема контроля качества включает деятельность уполномоченных органов военного управления и учебных заведений, направленную на организацию управления и контроля выполнения установленных требований к качеству; подсистема улучшения качества включает виды деятельности, направленные на повышение способности системы военного образования выполнить требования к качеству.
Наконец, подсистема обеспечения качества включает виды деятельности, направленные на всестороннее обеспечение устойчивого функционирования системы военного образования в целях достижения качества подготовки будущих офицеров. Эти виды деятельности практически идентичны видам обеспечения, входящих в систему обеспечения образовательного процесса (методическое, научное, информационное, учебно-материальное, правовое, финансовое обеспечение). Различие состоит лишь в том, что эти виды обеспечения необходимо рассматривать применительно к качеству образования, учитывать в первую очередь их роль и влияние на качество подготовки будущих офицеров.
Таким образом, в условиях реформирования системы военного образования важно осознание всеми субъектами образовательного процесса конечной цели своей деятельности: подготовку специалиста владеющего как ключевыми, так и специальными профессиональными компетенциями, способного решать разнообразные служебные задачи, готового к инновационной деятельности в области управления силами и средствами, имеющего высокую мотивационную направленность на службу, осознающего общественную значимость самой профессии и свою роль в реализации служебных обязанностей.
Литература
1. Федеральный закон от 6.07.06. - № 103 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», постановление Правительства РФ от 25.06.07. - № 402.
2. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. М.: ГК СВ, 2006. - 21 с.
3. Ахметгареев, Р.А. Основные направления повышения качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в системе военного вуза / Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин, В.Г. Иванов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 251-257.
© Х. Г. Тухбиев - полковник, начальник факультета военного обучения КГТУ, [email protected].