УДК 378
Р. А. Ахметгареев, В. Е. Вараксин, В. Г. Иванов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Ключевые слова: глубинная модернизация, Вооруженные силы, военное образование, Министерство Обороны.
Проводимая сегодня глубинная модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в полном объеме коснулась и системы высшего военного образования. При этом проблема управления качеством образования в военном вузе нуждается в особом рассмотрении.
Key words: global modernization, Armed Forces, military education, Department of Defense.
The global modernization of the Russian Armed Forces has related the system of higher military education in all points. In this case the supervision of the higher education quality in military institutes is under particular consideration.
Сегодня система военного образования приводится в соответствие с реалиями военной организации нашего государства, приравнивается к современным стандартам российской высшей школы. В этих условиях основные подходы и организационно-управленческие позиции в определении содержания обучения и воспитания офицеров тактического звена соизмеряются с результатами научно-методических поисков всех заинтересованных участников образовательного процесса.
Как нам представляется, в соответствии с концепцией модернизации системы военного образования приоритетными направлениями её развития и повышения качества образовательного процесса являются:
• уточнение кадрового заказа на подготовку офицеров и уточнение источников его реализации;
• внедрение инновационных методов в содержание подготовки военных кадров;
• гуманитаризация военного образования за счет увеличения бюджета времени, выделяемого в ввузах на изучение военной педагогики и психологии управления;
• внедрение новых подходов к методическому обеспечению образовательного процесса;
• существенное изменение системы физического, нравственно-правового воспитания курсантов;
• развитие и совершенствование учебно-материальной базы военных вузов;
• совершенствование законодательства в области военного образования.
При этом основной целью модернизации является обеспечение условий для подготовки в военных вузах высококвалифицированных офицеров-специалистов, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством в указанные сроки. Важнейшую роль при этом играет профессиональное становление офицеров, то есть приобретение ими военно-профессиональных знаний, умений, навыков, а также опыта деятельности в объеме, обеспечивающем успешное и качественное выполнение своих функциональных обязанностей.
Новые оборонные задачи, решаемые ВС РФ, предъявляют повышенные требования к профессиональному становлению офицеров непосредственно в военных вузах, так как современный офицер-выпускник с первых дней пребывания в должности обязан не только в совершенстве владеть вооружением и военной техникой, но и уметь обучать подчиненных, в том числе и проходящих службу по контракту.
Рассматривая основные направления повышения качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в системе военного вуза, есть необходимость подчеркнуть роль и значение личностно-социальной среды ввуза (курсанты, преподаватели, методы,
формы и условия обучения и воспитания); нематериальный компонент профессиональной образовательной среды (воспитательная среда, нормативно- регулятивные средства, содержание военно-профессионального образования, образ жизни военного специалиста, ценности и стандарты); материальный компонент профессиональной образовательной среды (учебно-материальная база, учебно-полевая база и др.).
Предлагаемая нами теоретическая модель профессионального становления будущих офицеров представляет собой совокупность следующих компонентов: целей, уровней, содержания и результатов военно-профессиональной подготовки, а также форм обучения, направленных на формирование военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения офицерами-выпускниками своих функциональных обязанностей.
Есть необходимость напомнить, что личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь программой, сформированной в социальной среде. Именно такой подход к рассмотрению онтогенетического развития определяет направленность на поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов. В настоящее время четко прослеживаются значительные психологические, социально-психологические изменения человека, которые фиксируются проводимыми оперативными и глубокими исследованиями. Как подчеркивает Фельдштейн Д.И., сложность современной системы воспитания подрастающего поколения обусловливается еще и своего рода «ножницами» разных сфер воспитательного воздействия на молодых людей [3].
Известно, что у нас, во-первых, все еще доминирует греческая модель обучения, суть которой-передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого учителя, модель, дополненная в эпоху Просвещения учебной книгой. Во-вторых, большинство школьных учителей и преподавателей вузов сформировались в рамках определенной системы мышления, связанной в основном с четко организованной информацией, получаемой через утвержденные программы, рекомендованные книги. Информация же, поступающая к ним сейчас через телевидение и другие источники, накладывается на уже сформировавшуюся у них устойчивую систему знаний и взглядов.
Что касается молодых людей, то они попадают под действие указанных «ножниц», когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей, прежде всего, от СМИ. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а разорванно, не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляет собой качественно иной тип, так как организована и воспринимается по-иному. Она, в частности, принципиально меняет сочетание зрительного и слухового восприятия.
Совершенно ясно, что мы имеем дело с новым объективно и активно действующим явлением-процессом, воздействие которого будет нарастать. Между тем характеристики, содержание его еще не изучены и не стали предметом серьезного научного обсуждения.
Сегодня чрезвычайно важным направлением в организации обучения и воспитания военнослужащих является проблема толерантности. В современной ситуации резкого обострения политической и экономической обстановки, а также роста социального напряжения во всем мире раскрывается чрезвычайная сложность функционирования систем межгосударственных, межэтнических отношений. В то же время выявляется малая изученность психологических характеристик этнических общностей, их изменяющихся, усложняющихся взаимоотношений и т. д. Очень мало разрабатывается тесно связанная с этим острейшая проблема профилактики этно- и ксенофобий, воспитания толерантности. Актуализируется задача развития этнопсихологии, в частности разработки психолого-педагогических основ толерантного воспитания, формирования у детей, подростков, юношества личностных качеств, включающих уважительное, ответственное отношение к
представителям любой нации, потребности и умения кумулировать в единстве и интегрировать лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческие ценности.
Возвращаясь к проблеме повышения качества военного образования, есть необходимость более подробно сказать о инновационных технологиях.
Внедрение инновационных технологий в методику проведения учебных занятий является одним из перспективных и востребованных направлений в современной педагогической науке. Это связано и с постоянной модернизацией системы подготовки специалистов, и с появлением новых технических средств обучения, и с изменением форм подготовки специалистов. Большое значение для активизации работы в этой области имеет расширение образовательного пространства за счет применения современных технологий[2].
Прежде чем приступить к рассмотрению инновационных образовательных технологий, рассмотрим специфические особенности учебной деятельности в военном вузе. Образовательный процесс в военном вузе по своей природе имеет процессуальный характер -как движение от целей к результату, его самоанализу, самооценке. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе военного вуза предполагает рассмотрение структуры, содержания и механизмов учебной деятельности, формирующих профессиональные умения специалистов. Деятельностный подход порождает личностный подход к формированию современного военного специалиста в учебной деятельности, что позволяет говорить о новом качественном явлении в профессиональной педагогике, а именно: о синтезе личности курсанта и самой учебной деятельности. Такой синтез позволяет преодолеть известную обособленность рассмотрения учебной деятельности и формирования личности современного военного специалиста. Для проникновения в глубь этих процессов рассмотрим специально понятия «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Их часто не разводят, используют как равнозначные (особенно в зарубежной и, в частности, американской психологии). Заметим, что смешение понятий «учение» и «учебная деятельность» может привести к теоретической путанице.
Учение может иметь место как при осуществлении учебной, так и других видах деятельности. Выполняя их, человек узнаёт многое, ранее не известное ему. При этом в учебной деятельности усвоение знаний, способов действий выступает как прямой её продукт, а в других видах деятельности оно является продуктом побочным.
Когда речь идёт об учебной деятельности, то имеется в виду, прежде всего, учебная задача, действия и операции, выполняемые обучающимися. Когда же говорится о познавательной деятельности, то имеются в виду познавательные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения и др.
Многими авторами учебная деятельность рассматривается как система умственных и практических действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Такое определение учебной деятельности нельзя считать полным. Применительно к высшему венному учебному заведению, ее нельзя рассматривать в отрыве от специфики подготовки военных кадров и направленности ее на конечную цель. Ее анализ как производного, исторически выделившегося из труда вида деятельности, следует вести с характеристик тех потребностей общества, которые оно может удовлетворить только посредством этого вида деятельности.
Еще несколько десятилетий назад такая общественная потребность состояла в вооружении новых поколений только научными знаниями как всеобщей предпосылки овладения способами деятельности. Сегодня нельзя считать достаточным вооружение новых поколений только научными знаниями. Поэтому правомерно считать общественной потребностью, отвечающей учебной деятельности, не только вооружение курсантов научными знаниями как всеобщей предпосылкой овладения способами воинской деятельности, но и формирование качеств личности офицера в современных условиях. А отсюда и основу учебной деятельности составляет такой вид социально значимой деятельности, как овладение
научными знаниями, способами действий и личностными качествами.
Учебная деятельность-деятельность предметная. Курсанты производят самые разнообразные виды предметной деятельности: наблюдают за предметами и явлениями, ставят опыты, эксперименты, решают военно-профессиональные задачи, слушают объяснение преподавателя и т.п. Предметом учебной деятельности являются научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы военно-профессиональной деятельности или решение некоторого класса конкретных военно-профессиональных задач.
Учебная деятельность, как и деятельность в целом, есть форма активного отношения курсанта к изучаемому учебному материалу и к военно-профессиональной деятельности в целом. Она начинается не с «пустого места», а на базе некоторой переориентации индивида. Активность познания-это проявление преобразовательного отношения обучающегося к объектам его познания и объектам деятельности. Она предполагает избирательность подхода к объектам познания, постановку перед собой выбора объекта, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующей военно-профессиональной деятельности, направленной на решения военно-служебной задачи. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать курсанта как активного субъекта этой деятельности. А это самый главный фактор личностного развития и самоуправления.
Учебная деятельность не может рассматриваться только как форма активности обучающегося. Это-коллективная деятельность объединенных индивидов. Она опосредована педагогическим воздействием, предполагает общение между преподавателем и курсантами, а также между самими курсантами, совместные усилия, направленные на реализацию цели деятельности. Она является одной из основных форм включения обучающихся в систему общественных отношений, в процессе которой усваиваются многообразные социальные качества и нормы. Учебная деятельность-это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Основная функция учебной деятельности-познавательная, направленная на удовлетворение потребностей курсанта в знаниях об окружающем его мире. В ходе ее он реализует специфические жизненные мотивы и цели.
Полученные знания, способы действий обучающиеся переосмысливают, приходят к новым выводам и обобщениям, применяют их к решению нестандартных творческих теоретических и практических задач. В этом проявляется преобразующая функция учебной деятельности. Учебная деятельность связана со всеми сторонами личности курсанта: потребностями, мотивами, интересами, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к изучаемым знаниям и др. Она оказывает всестороннее воздействие на него и формирует качества личности. В этом выражается воспитательная функция учебной деятельности. Стержневой линией личностного формирования является нравственное развитие личности, воспитание убеждений, моральной стойкости, общественно-политической активности, трудолюбия, решительности, быстроты принятия решения, способности взять на себя ответственность за принятые решения. Указанные личностные качества формируются не изолированно друг от друга, не по частям, а во взаимосвязи. Именно в целостном педагогическом процессе создаются благоприятные условия для гармонического формирования различных сторон личности курсанта. Как видно из самой сущности учебной деятельности, она требует применения системного подхода к ее изучению и рассмотрения как целостной системы во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях. Системное рассмотрение педагогических явлений обусловлено задачами комплексного воспитания, переориентацией военной педагогики на формирование личности курсанта. К решению этих задач современная высшая военная школа подготовлена всем ходом своего предшествующего развития.
Общую понятийную базу системного исследования образуют такие понятия как свойство, отношение, связь, элемент, подсистема, целостность, структура, организация, дифференциация, интеграция, управление и т.д. Они довольно обстоятельно раскрыты в
исследованиях И.В.Блауберга, Э.Г.Юдина, В.Г.Афанасьева и др. Главное в системном подходе- рассмотрение исследуемого объекта как некоей целостности или системы. Целое является определенным детерминантом своих частей, оно подчиняет части, преобразует их согласно своей собственной природе. Анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого. Система-это не просто совокупность элементов, а целостный комплекс взаимосвязанных элементов, образующих особое единство со средой, входящий как элемент в системы более высокого порядка, состоящий из систем более низкого порядка как элементов, имеющий сложившиеся определенные принципы своего функционирования. Целостная система обладает рядом характеристик, главные из которых-наличие структуры, внутренней организации системы, полнота компонентов, создающих целое, наличие системного интегрального качества, отличного от свойств и качеств, образующих его компонентов. Системный подход приобрел междисциплинарный характер и превратился в общенаучный. В настоящее время идеи системного подхода к исследованию и интерпретации явлений и фактов действительности получили широкое распространение в самых различных областях знаний. Это одна из характерных особенностей развития современной науки.
В военной педагогике давно пользуются такими понятиями, как система и структура военного образования. Вопрос о системном подходе в исследовании педагогических явлений впервые поставили Ф.Ф.Королев и Э.Г.Юдин, М.А.Данилов. Успехи современной педагогической науки, передовой педагогической практики убедительно свидетельствуют о том, что педагогические явления не изолированы друг от друга. Так, каждое действие преподавателя и курсанта имеют свою сложную структуру. Их взаимосвязанная деятельность направлена на овладение содержанием военного образования. Содержание образования находится в единстве с методом. Метод, в свою очередь, не функционирует вне содержания. Содержание и метод для их реализации предполагают определенные формы организации, в результате которой между преподавателем и курсантом возникает определенная форма общения [3].
В процессе обучения неразделимы интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникают вне человека. В совместной деятельности раскрывается личность преподавателя, и формируются качества личности обучаемого. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, с помощью системного подхода мы рассмотрели и объект нашего исследования-учебную деятельность курсантов как целостную систему. Стремясь изучить ее свойства, присущие ей закономерности, мы не изолируем учебную деятельность от других, связанных с ней явлений, а наоборот, стремимся рассмотреть ее с позиции более сложного целого, как его органический элемент. Учебная деятельность выступает как подсистема по отношению к процессу обучения в целом; процесс обучения, в свою очередь, входит в систему военного воспитания. Учебная деятельность рассматривается как элемент других, более сложных систем, в отношении с процессом обучения в целом, с управлением учебной деятельностью, с индивидуальными особенностями курсантов, проявляемыми в учебной деятельности, с противоречиями в организационной, мотивационной, содержательной, процессуальной и контрольно-оценочной сторонах учебной деятельности.
С другой стороны, в соответствии с системным подходом мы включили в рассмотрение самой учебной деятельности все ее компоненты, их взаимосвязи и отношения, т.е. внутреннюю структуру. Это позволило лучше разобраться в ее функционировании, в механизме педагогического воздействия на формирующуюся личность будущего офицера.
Педагогами и психологами признается, что в качестве основных компонентов учебной деятельности выступают, прежде всего, содержание учебного материала, методы, формы, средства и способы организации. Последние выступают в качестве дидактических средств, обеспечивающих достижение цели деятельности (учебных занятий). В реальной учебной деятельности курсанта они слиты воедино и представляют собой ее содержательную и
процессуальную стороны, а по отношению к преподавателю- и методическую, организационную.
Управление учебной деятельностью обучающихся со стороны преподавателя непременное условие ее осуществления. Оно включает в себя:
- диагностику познавательных возможностей обучающихся;
- определение цели занятия и целей учебных действий;
- определение содержания, характера, объема, степени сложности учебных задач и способов действий, исходя из целей деятельности и познавательных возможностей обучаемых;
- педагогический анализ учебной деятельности отдельных групп и обучающихся;
- оценку результатов учебной работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала программным требованиям и потенциальным возможностям курсантов;
- соответствующую коррекцию учебной деятельности обучающихся.
Управление учебной деятельностью направлено на полное, целенаправленное использование интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов всех обучаемых учебной группы, создание условий, обеспечивающих их деятельность на уровне потенциальных возможностей. Оно включает получение преподавателем и самими обучающимися обратной информации, ее переработку и соответствующее корригирование процесса обучения.
В практике военного вуза получение преподавателем информации об усвоении курсантами учебного материала предусматривает разнообразные формы опроса на занятии с применением дидактического материала, элементов программированного обучения, технических средств, контрольные работы, непосредственные наблюдения и др. Преподаватель часто в ходе изложения учебного материала обращается с информационными вопросами к отдельным курсантам, просит их повторить нужные определения, привести примеры, подтверждающие то или иное положение, дать пояснение к используемым на уроке чертежам, схемам в пределах ранее усвоенных знаний.
Но все эти методы проверки результатов обучения в основном фиксируют конечные результаты учебной работы. Сам же процесс усвоения курсантами системы знаний и способов действий нередко остается вне специального анализа со стороны преподавателя. Индивидуализация и дифференциация же учебной деятельности предполагает анализ самого механизма усвоения учебного материала каждым курсантом.
Литература
1. Абросимов, В.Н. Профессиональные качества преподавателя / В.Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг в образовании: информ.-аналит. журн. / - М.: Спутник +, 2001.- №6. - С.61-64.
2. Гончарук, Н.П. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности будущих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / Н.П. Гончарук, Л.Б. Таренко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №3. - С.128-132.
3. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека / Д.И. Фельдштейн. - Пущино: пНц РАН М, 2007. - 224 с.
© Р. А. Ахметгареев - канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики ВПО КГТУ, аЬа1оуюЬ61 @шаП.гц; В. Е. Вараксин - асп. той же кафедры; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф., проректор КГТУ.