Научная статья на тему 'Формирование умений самоуправления студентов в учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах'

Формирование умений самоуправления студентов в учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОДИСЦИПЛИНА / САМОКОНТРОЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ARMED FORCES / MILITARY DEPARTMENT / THE TRAINING PROCESS / MANAGEMENT SYSTEM / SELFMANAGEMENT / SELFEDUCATION / SELF-DISCIPLINE / SELF-CONTROL / CREATION / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев О. В., Тухбиев Х. Г.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.This article addresses the problem of self-formation of skills of students and their impact on the military profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование умений самоуправления студентов в учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах»

УДК 378.124.92

О. В. Кудрявцев, Х. Г. Тухбиев

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ вузах

Ключевые слова: Вооружённые Силы, военная кафедра, учебный процесс, система управления, самоуправление, самовоспитание, самодисциплина, самоконтроль, формирование, реализация.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.

Keywords: Armed Forces, military department, the training process, management system, self-management, selfeducation, self-discipline, self-control, creation, implementation.

This article addresses the problem of self-formation of skills of students and their impact on the military profession.

Реформирование и модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации связано не только с перевооружением, но и с системой управления, с человеческим фактором. В Вооруженных Силах основой управления являются Общевоинские уставы, приказы и распоряжения командиров и начальников. В тоже время, вся военно-профессиональная деятельность, принятие решений в той или иной обстановке требуют от будущего офицера самостоятельности, глубокого, осмысленного подхода к оценке сложившейся ситуации, просчета возможных вариантов ее развития, поиска адекватных действий и всей полноты ответственности за конечный результат. В этих условиях в системе подготовки офицерских кадров к будущей военно-профессиональной деятельности важнейшей составной частью является формирование умений самоуправления. Отсюда вытекает научно-педагогическая проблема, нуждающаяся в специальном исследовании и решении. Любой вид деятельности предполагает свою систему управления и самоуправления. Центральным звеном осознанного самоуправления, несомненно, является принятая субъектом цель деятельности. Регуляторная функция цели деятельности в наиболее общем виде определена как системообразующая функция. Функциональный блок программирования исполнительских функций связан со звеном саморегуляции, как «субъективной модели значимых условий деятельности». Оценка результатов, как функциональный блок системы самоуправления, согласована со всем комплексом тех реальных условий, затруднений, коррекций, необходимых для достижения заданной цели. Корректирование системы самоуправления должно осуществляться как в ходе выполнения действий, так и после их осуществления.

Разработка проблемы «само-процессов» занимает значительное место в современной психологической и педагогической литературе. Наиболее изучены процессы эмоциональной устойчивости, саморегуляции, самоконтроля при принятии решений.

В военной педагогике проблемы самовоспитания, самодисциплины, самоконтроля рассматривались в общепостановочном плане и при исследовании общих проблем обучения и воспитания военнослужащих А.В. Барабанщиковым, С.В. Бордуновым, И.А. Алехиным,

М. А. Лямзиным и другими. Несмотря на значительное количество научных трудов в области обучения и воспитания и, в частности, «само-процессов» в военной педагогике, проблема формирования умений самоуправления в учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах не являлась предметом специального изучения.

В настоящее время сложились противоречия между существующей системой управления и самоуправления, основанных на воинских уставах, приказах распоряжениях

командиров и начальников, и необходимостью проявления офицером в военнопрофессиональной деятельности самостоятельности, инициативы, творчества, а также между объективной необходимостью формирования умений самоуправления будущих офицеров и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий формирования умений самоуправления, позволяющих военнослужащим проявлять самостоятельность и разумную инициативу в военно-профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость исследования условий эффективного формирования умений самоуправления в учебной деятельности студентов и практического переноса их в военно-профессиональную деятельность. В данном случае объектом исследования выступает процесс подготовки студентов к военно-профессиональной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах. Предметом исследования является состав и особенности психолого-педагогических условий формирования у студентов умений самоуправления в учебной деятельности и перенос их в военно-профессиональную деятельность.

Процесс формирования умений самоуправления студентов в учебной деятельности может быть эффективным при реализации и решении следующих психолого-педагогических условий:

• содержание, методы, формы организации учебной деятельности, средства обучения направлены на целевое, поэтапное формирование умений самоуправления студентов в учебной деятельности;

• чем выше уровень самостоятельности, творческой активности и глубже познания студентов, тем выше уровень сформированности умений самоуправления;

• процесс формирования умений самоуправления должен осуществляется на каждом этапе учебной деятельности с учетом возникающих затруднений и способов их преодоления;

• специальная и психолого-педагогическая подготовка преподавателей в области формирования умений самоуправления должна быть ориентирована на специфические особенности самоуправления офицера в современной военно-профессиональной деятельности.

Выделенные психолого-педагогические условия представляют совокупность объективных возможностей содержания, методов, организационных форм обучения и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение задач по подготовке высококлассного военного специалиста.

В содержание понятия самоуправления в учебной деятельности необходимо вкладывать:

- осознание и постановку субъектом целей и задач предстоящей деятельности;

- отбор на этой основе необходимых действий, построение их в необходимой последовательности;

- регулирование и коррекцию на основе самоконтроля результатов отдельных действий, всего хода работы и её конечного результата.

Исходя из этого, самоуправление в учебной деятельности является её компонентом, и заключается в осознании содержательно-процессуальной стороны деятельности, целенаправленного применения умственных, практических действий и самоконтроля. Таким образом, становление самоуправления в качестве компонента учебной деятельности создаёт потенциальные возможности для рационального построения любой деятельности, в том числе и военно-профессиональной.

Проведя анализ учебной деятельности студентов военной кафедры можно сделать вывод, что творчески преобразующего уровня познавательной деятельности достигает небольшое количество обучаемых. Этот факт свидетельствует о том, что существующая система обучения и воспитания не обеспечивает целенаправленное формирование мотивации самоуправления курсантов учебной деятельностью.

Для того чтобы курсанты достигли наивысшего уровня самостоятельной познавательной активности, необходимо, чтобы все элементы педагогической системы целенаправленно стимулировали самостоятельный творческий подход к решению учебных задач, эмоционально закрепляя любое проявление новаторства, инициативы.

Литература

1. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие. // Под общ. ред.И.А. Алехина. -М., 2005.

2. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях МО РФ. М., 2008.

3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М., 1986.

4. Военная педагогика/ Под общ. ред. А.В. Барабанщикова. - М.: ВПА, 1986.

© О. В. Кудрявцев - нач. учебной части - зам. начальника военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ; Х. Г. Тухбиев - начальник факультета военного обучения КНИТУ, fvo33@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.