Научная статья на тему 'Основы организации воспитательной работы на факультете военного обучения ФГБОУ ВПО «КНИТУ»'

Основы организации воспитательной работы на факультете военного обучения ФГБОУ ВПО «КНИТУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SYSTEM OF PEDAGOGICAL WORK / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ОБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PEDAGOGICAL WORK / PEDAGOGIES / THE SUBJECT AND OBJECT OF PEDAGOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федченко Г. Н.

В статье рассматриваются основы, определяющие общий порядок организации воспитательной работы на факультете военного обучения ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федченко Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to consideration of main foundations which are determining general order of organizing pedagogical work at the department of military education «ФГБОУ ВПО» in Kazan State Technological University.

Текст научной работы на тему «Основы организации воспитательной работы на факультете военного обучения ФГБОУ ВПО «КНИТУ»»

УДК 338

Г. Н. Федченко

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ФГБОУ ВПО «КНИТУ»

Ключевые слова: воспитание, система воспитательной работы, субъекты воспитания, объекты воспитания, воспитательная работа.

В статье рассматриваются основы, определяющие общий порядок организации воспитательной работы на факультете военного обучения ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».

Keywords: Pedagogies, system of pedagogical work, the subject and object of pedagogies, pedagogical work.

This article is dedicated to consideration of main foundations which are determining general order of organizing pedagogical work at the department of military education «ФГБОУ ВПО» in Kazan State Technological University.

Воспитательная работа в системе военного обучения гражданских ВУЗов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другими нормативными и правовыми актами Министерства обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации. Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности факультета военного обучения и направленных на формирование у студентов необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания [1,4].

Главной целью воспитательной работы на факультете военного обучения является проведение государственной политики в области подготовки офицерских кадров. Ее достижению должны быть подчинены все стадии воспитательной деятельности. Задачи воспитательной работы решаются с учетом общественно-политической, социально-экономической, религиозной и информационной обстановки района дислокации (базирования) вуза, морально-психологического состояния личного состава. Воспитательная работа проводится в ходе образовательного процесса, повседневной деятельности, совместной учебной, научной работы и других видов деятельности личного состава.

На факультете военного обучения воспитательная работа имеет свои особенности и должна учитывать специфику и условия выполнения поставленных задач.

К особенностям воспитательной работы на факультете военного обучения относятся:

Органическое единство воспитания и обучения студентов.

Воспитание студентов, направленное на формирование у них качеств военачальника, офицера-организатора, способного управлять подчиненными, настойчиво и решительно добиваться постав-

ленных целей, исполнения приказов вышестоящих начальников.

Формирование у студентов качеств военного педагога, учителя и воспитателя своих подчиненных, умеющего общаться и работать с людьми, сплачивать их в дружный коллектив, а также обладающего педагогическим тактом, являющегося требовательным, чутким и заботливым командиром, владеющим методами, принципами и средствами воспитания, способным эффективно использовать весь арсенал педагогических средств, совершенствующим свою педагогическую культуру, мастерство.

Участие в воспитательной работе всех должностных лиц.

Обеспечение непрерывности воспитательной работы, дифференцированного подхода при ее организации с различными категориями личного состава.

Проведение воспитательной работы в обстановке строгого уставного порядка, рассматриваемого как одно из условий и действенного средства воспитания студентов;

Проведение воспитательной работы не только в учебных аудиториях, но и в полевых условиях, выполнение учебных задач, максимально приближенных к боевой обстановке, в ходе войсковой стажировки, учебного военного сбора;

Влияние на воспитание студентов всех сторон педагогического процесса (целей, содержания, организации, уровня подготовки преподавательского состава, состояния материальной базы, быта, отдыха и т.д.).

Воспитательная работа на факультете военного обучения является составной частью воспитательной работы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет».

Основными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у граждан:

Государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу;

Профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как будущим офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;

Трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военно-учетной специальностью;

Общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса и повседневной деятельности факультета военного обучения и граждан. Организация воспитательной работы включает:

Анализ уровня воспитанности граждан на основе изучения документов, поведения и поступков, а также проведения бесед, наблюдений, опросов, социологических исследований и др.;

Согласованную практическую работу личного состава факультета военного обучения на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач по годам обучения граждан;

Анализ, обобщение достигнутых результатов воспитательной работы и выработку предложений по ее совершенствованию, систематическое обучение преподавательского состава факультета военного обучения практике воспитательной работы.

Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной и методической работой, отражает интересы военной подготовки граждан. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике учебных коллективов, ориентировать граждан на активную работу по самообразованию и самовоспитанию.

Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы граждан, их всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого гражданина.

Воспитательная работа на факультете военного обучения планируется, организуется и проводится под руководством начальника в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих ее содержание, рекомендаций начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил и Инструкцией по организации образовательной деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства

образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 г. № 666/249) [2].

Преподавательский состав факультета военного обучения обеспечивает решение воспитательных задач личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной деятельности, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и гражданам, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

Воспитание студентов - это целенаправленный, планомерный и управляемый процесс формирования и развития личности обучающихся, осуществляемый органами военного управления и должностными лицами факультета военного обучения в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению. Воспитание студентов базируется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. Воспитание студентов представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности обучающихся и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач будущей службы офицером. Воспитание студентов является приоритетным направлением служебной деятельности всех должностных лиц факультета военного обучения.

Основной целью воспитания студентов является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Основными задачами воспитания являются формирование и развитие у студентов:

Любви к Отечеству, моральной и психологической готовности к его защите, верности конституционному и воинскому долгу, уважения к народам и народностям Российской Федерации, их традициям и культуре;

Гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам и офицерскому корпусу, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной профессией;

Офицерской чести и достоинства, воли и мужества, других необходимых офицеру морально-боевых и нравственных качеств;

Педагогической культуры и организаторских качеств, умения обучать и воспитывать подчиненных, управлять военно-социальными процессами в воинских коллективах, укреплять в них правопорядок, воинскую дисциплину и организованность, поддерживать их постоянную боевую готовность;

Общей культуры и нравственной чистоты, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.

Под содержанием воспитания студентов понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического воспитания. Основные виды и направления воспитания студентов взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на студентов в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Основными направлениями государственно-патриотического воспитания студентов являются формирование патриотизма, активной гражданской позиции военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; морального духа на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; интернационализма в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие студентов в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Основными направлениями воинского воспитания являются: формирование научного военно-философского аспекта мировоззрения, создание условий и мотивации роста профессионализма студентов; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки обучающихся решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в подразделениях; создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категории военнослужащих в выполнении воинского долга, моделирование реальных межличностных (внутригрупповых), групповых отношений в воинском коллективе в ходе учебно-воспитательного процесса и повседневной деятельности подразделений; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю студентов с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение студентов знаниями о предъявляемых требованиях со стороны

общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение студентам социальной значимости военной службы; стимулирование потребно -сти студентов в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости обучающихся; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности студентов, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей студентов, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания обучающихся.

Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию студентов с целью формирования у них твердого знания уставов, законов и положительного отношения к ним, устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки обучающихся по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и общественности на активное участие в право-воспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов студентов.

Экономическое воспитание - воздействие на студентов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания студентов являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с обучающимися экономических стимулов; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности; обучение студентов умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание - воздействие на студентов в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания студентов являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам

профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание - воздействие на студентов в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Основными направлениями физического воспитания студентов являются: организация плановых занятий по физической подготовке; проведение спортивно-массовых мероприятий; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание - воздействие на студентов в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания студентов являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение студентов в практические мероприятия по охране природы; осуществление их экологического обучения [3].

© Г. Н. Федченко - полковник, доц., старший преподаватель [email protected].

Заключение

Процесс воспитания и формирования высокой культуры общения студентов в системе обучения на военной кафедре, будет обеспечиваться только в том случае, если он будет иметь целенаправленный характер с учетом особенностей современной военно-профессиональной деятельности; если студенты в полной мере осознают необходимость совершенствования воспитания и ценность культуры общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; если в основе процесса воспитания и обучения будет лежать теоретическая модель формирования современного человека, человека общества.

Литература

1. Приказ министра обороны Российской Федерации 2004 года №70.

2. Приказ министра обороны Российской Федерации и министра образования и науки Российской Федерации 2009 года №666/249.

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, 2001 г.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приложение №3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2004г., №70.

5. Тухбиев Х.Г., Проблемы формирования культуры общения военнослужащих в системе военно - профессиональной подготовки./ Х.Г. Тухбиев //Вестник КГТУ-2012.-№ 10.-С .424-426.

6. Каражев А.Г., Психологические особенности развития сплоченности учебных групп (взводов) студентов в процессе обучения и воспитания на военной кафедре. /А.Г. Каражев // Вестник КГТУ - 2013. №10. - С.332-335.

военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.