УДК 355.23
И. Р. Утяшев
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА ВОЕННЫХ КАФЕДР ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
Ключевые слова: реформирование военного образования, военные кафедры, культура общения, обучение, воинская
деятельность.
При проведении реформы системы военного образования для достижения положительного результата необходимо учитывать удовлетворение не только потребностей государства, но и личности, необходимо усилить внимание к человеческому фактору, обеспечить реализацию принципов социального партнерства, обеспечить регулярное получение обратной связи от заинтересованных субъектов реформы. Следует учитывать мнение, как преподавателей вузов, так и студентов, представителей различных общественных объединений, занимающихся военной проблематикой. Кроме того, важно усилить общественный контроль за ходом реформы военного образования со стороны профильных общественных объединений, движений, а также научный подход к оценке эффективности реформы военного образования.
Key words: reforming of military education, military chairs, culture of communication, and learning, military activity.
At carrying out reform of system of military education for achievement of positive result it is necessary to consider satisfaction not only needs of the state, but also the personality, it is necessary to strengthen attention to a human factor, to provide realization of principles of social partnership, to provide regular receiving feedback from the interested subjects of reform. It is necessary to consider opinion, both teachers of military higher education institutions, and cadets, representatives of the various public associations which are engaged in a military perspective. Besides, it is important to strengthen public control over a course of reform of military education from profile public associations, movements, and also a scientific approach to an assessment of efficiency of reform of military education.
Введение
Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, оптимизация организационно-штатной структуры воинских частей (подразделений), существенное уменьшение количества офицерских должностей и необходимость повышения качества подготовки офицерских кадров, в настоящее время, приводит к необходимости реформирования всей системы военного образования. Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» предусматривала приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в Российской Федерации в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. В результате выполнения ее мероприятий в стране модернизирована материально-техническая база и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, создана эффективная система управления военным образованием в России.
В апреле 2013 года в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. состоялась научно-практическая конференция «Повышение качества подготовки офицеров в гражданских вузах в условиях реформирования военного образования и перехода высшей школы на многоуровневую систему обучения». На конференции обсуждались вопросы совершенствования нормативно-правовой базы организации и подготовки военных специалистов в
гражданских вузах, организации обеспечения вооружением, военной техникой и материальными средствами, факультетов военного обучения, военных кафедр и военных учебных центров. Рассматривались проблемы обучения и воспитания студентов в системе военной подготовки при гражданских вузах, где было отмечено, что одним из приоритетных направлений образования сегодня стало формирование духовно-нравственного потенциала общества.
Формирование культуры общения
студентов в процессе обучения и воспитания на военных кафедрах при гражданских вузах
На факультетах военного обучения и военных кафедрах при гражданских вузах всегда уделялось большое внимание воспитанию студенческой молодежи, формированию высокой культуры общения и поведения ее морально-нравственной и психологической готовности к военно-профессиональной деятельности.
В настоящее время в вузы приходят молодые люди, выросшие в новых исторических условиях, в обстановке развития и становления современного российского общества.
Преподавательский состав военных кафедр, который в своей основной массе начал научно-педагогическую деятельность еще в советский период, сталкивается с поистине новой молодежью, где некоторые старые подходы к обучению и воспитанию современных студентов должны быть пересмотрены. Одной из причин тормозящий процесс взаимодействия преподавателя и студента, на наш взгляд, является слабый уровень культуры
общения студентов, который затрудняет формирование важных военно-профессиональных качеств будущего офицера.
Специфические особенности военной подготовки при гражданских вузах определяются всем укладом жизнедеятельности студентов. Воинский коллектив сугубо мужской, все виды деятельности и взаимоотношения студентов в течение военного дня, отведенного времени на военную подготовку, строго регламентированы требованиями Общевоинского устава, приказами командиров и начальников. Наряду с учебными занятиями значительное время в распорядке дня занимают мероприятия информационно-воспитательного, спортивно-
массового, общественно-культурного и военно-патриотического характера. Все они требуют постоянного взаимодействия и общения. Поведению каждой личности в коллективе свойственно, так называемое, коллективистское самоопределение, характеризуемое как сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его целей, норм и ценностей. Межличностные отношения и культура общения в непосредственной зависимости лежат как бы на поверхности всех взаимоотношений, а отношение к воинской деятельности составляет их глубинный слой.
Проблема формирования культуры общения у студентов проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах имеет и более глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, и ее качество, сам результат определяются культурой отношений. Военный специалист, обладающий в достаточной степени высокой культурой общения и коммуникативными умениями, как правило, уверенно ориентируется в самых различных ситуациях военно-профессиональной деятельности: в мирное время - в процессе несения караульной и внутренней служб, в ходе решения учебно-тактических задач, выполнения боевых стрельб, вождения боевых машин и др.; в военное время - в экстремальных условиях при выполнении задач контртеррористического характера, миротворческих миссий и др. От уровня культуры общения в значительной мере зависит не только организационный и технологический успех, высокая воинская дисциплина и правопорядок в воинском коллективе, но также, что не менее значимо, эмоционально-ценностное отношение военного специалиста к процессу и результату своей военно-профессиональной деятельности [1].
Студенты прошедшие отбор на факультет военного обучения или военную кафедру при гражданском вузе, направляются во взвода (учебные группы), в составе которых они занимают то или иное положение, выполняют определенные обязанности. Эти обязанности связаны с учебой, несением службы в нарядах, участием в военно-патриотической, общественно-культурной и других видах работ. Все они требуют взаимодействия, постоянного межличностного общения студентов и их четких совместных действий. Хотя каждый студент имеет индивидуально-психологические особенности, и является носителем определенных мнений, убеждений,
которые могут в определенной мере отличаться друг от друга, их объединяет сама деятельность по выполнению стоящих перед ними военно-служебных задач.
Необходимо отметить, что для преподавателя военной кафедры основными задачами по обучению и воспитанию студентов являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств, как, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности на успешную военно-профессиональную деятельность [2].
Современный выпускник высшего учебного заведения, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, в том числе в области культуры общения. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения учебно-воспитательного процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студентов культуре общения. Практика показывает, что в современном российском обществе на фоне негативных процессов изменений в сознании людей норм морали и нравственности культура общения студенческой молодежи заметно снижается. В связи с этим, одной из основных задач, для офицеров преподавателей военных кафедр при гражданских вузах, становится: через включение студентов в воинскую деятельность накладывать отпечаток на коллективную психологию и выводить их на новый уровень взаимоотношений и культуру общения.
Качественный уровень подготовки современных офицеров определяется различными факторами. Один из них - формирование высокой культуры общения в процессе обучения и воспитания.
Для общего представления содержания и процесса формирования культуры общения в коллективе необходим анализ следующих понятий: общение, коммуникация, коммуникативные умения, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, креативность.
В повседневной жизнедеятельности человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от людей, с которыми он взаимодействует и среды, в которой живет. Этого опыта, в большинстве случаев, бывает недостаточно, например, для овладения военной профессией, а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях,
обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в кино, радио, телевидении и интернете т.д. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.
Общение также может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей. В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых -активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.
Коммуникация - в деятельностном подходе -совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними [3].
Не секрет что большинство студентов находятся на низком уровне сформированности коммуникативных умений (Чурсина А. Д.,
Дашкин М. Е. и др.). А, кроме владения общими коммуникативными умениями, от них требуется уже и овладение профессиональными коммуникативными умениями. Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений студентов осложняется следующими факторами: низким уровнем сформированности общих коммуникативных умений и необходимостью овладения профессиональными коммуникативными умениями; необходимостью овладения коммуникативными умениями, связанными с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов.
Коммуникативная деятельность преподавателя и студентов осуществляется успешно, когда у преподавателя развиты следующие качества:
- коммуникативные способности -способности вступать в общение, свертывать и возобновлять его, проводить свою стратегическую линию, осуществлять ее в тактике поведения, учитывать каждый раз состав обучаемых, их уровень подготовленности к восприятию новой научной информации, ее содержание и структуру, формы организации и методы обучения, предвидеть возможные затруднения и ошибки в учебной деятельности обучаемых, осуществлять ее коррекцию;
- коммуникативная компетентность - знания, умения, навыки в области общения, коммуникабельность. Наряду с жизненным опытом, здравым смыслом необходима специальная подготовка человека в области коммуникативного общения;
- креативность - творческий подход в управлении коммуникативной деятельностью, охватывающий творческую позицию, являющуюся открытым, гибким и самостоятельным способом отношения личности к окружающим, творческое выражение, с помощью которого личность отвечает на вызовы внешнего окружения. К творческому подходу относятся и самобытность личности, раскрывающаяся через развитие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других.
Преподаватель должен знать
закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями, речевым этикетом и высокой культурой общения. Педагогическое общение - это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятной обстановки, способствующей формированию высокой культуры общения и разностороннему развитию личности студента.
Основой формирования культуры общения при организации воспитательной деятельности офицерами преподавателями военной кафедры является опора на опыт прошлых лет, на воинские ритуалы и традиции ВС РФ и вуза, современной концепции военно-патриотического воспитания молодежи. В соответствии с целями и задачами по формированию культуры общения будущих офицеров преподаватель военной кафедры должен сосредоточить основные усилия на следующих наиболее важных направлениях:
- воспитание высокого чувства патриотизма, любви к Родине, профилактике нарушений воинской дисциплины и негативных социальных проявлений в студенческой среде (пьянство, наркомания, курение);
- формирование научного мировоззрения, ответственного подхода к обучению, интерес к военной науке и научным знаниям;
- формирование у студентов уважительного отношения к требованиям Общевоинского устава ВС РФ, приказам командиров (начальников), а также уважения к законам Российской Федерации;
- создание условий для усвоения студентами материально-культурных и духовных ценностей, накопленных человечеством и российским обществом;
- помощь студентам в раскрытии их внутреннего потенциала, содействие в самоопределении, самоутверждении и самореализации;
- стимулирование процесса самопознания, выработки индивидуального образа жизни, культуры общения и поведения.
Проектное решение проблемы
направленности учебно-образовательного и воспитательного процессов, военно-служебной и общественно-культурной деятельности на формирование культуры общения будущих военных специалистов можно представить в виде следующей последовательности действий:
- поставить цели и решить задачи процесса формирования культуры общения в учебной группе (учебном взводе) студентов;
- осуществить отбор и структурирование содержания учебного материала, видов военно-служебной, общественно-культурной и других видах деятельности, формирующих культуру общения;
- определить совместную стратегию по дисциплинам для формирования культуры общения в образовательном процессе;
- разработать и реализовать систему педагогических средств и методов (задачи культурологического характера) направленных на формирование культуры общения.
Заключение
Процесс формирования высокой культуры общения студентов в системе военной подготовки при гражданских вузах, будет обеспечиваться в случае, если этот процесс будет иметь направленный характер и учитывать особенности современной военно-профессиональной деятельности; если структура и
содержание военной подготовки студентов к позитивному общению станут неотъемлемой частью гуманитарной подготовки; если студенты осознают смысл и ценность культуры общения в жизни и профессиональной деятельности; если в основу процесса обучения и воспитания будет положена теоретическая модель формирования культуры общения.
Литература
1. Тухбиев Х.Г., Проблемы формирования культуры общения военнослужащих в системе военно-профессиональной подготовки. /Х.Г. Тухбиев // Вестник КГТУ - 2012. - № 10. - С. 424-426.
2. Утяшев И.Р., Проблемы формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности /И.Р. Утяшев // Вестник КГТУ - 2011. - № 9. - С. 323-325.
3. Селуянов А.А. Актуальные проблемы системы военного образования: пути и методы решения /А.А. Селуянов // Фундаментальные исследования - 2007. - № 2 - С. 80-84
© И. Р. Утяшев - подполковник, кан. пед. наук, доц., начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 25.12.13. по 20.04.14.