эмоционально насыщенной, так и эмоционально бедной, всегда превалирует эмоционально насыщенная, комфортная обстановка, предполагающая свободу и активность, самостоятельность, возможность личностного развития, формирующая готовность к нестандартным решениям.
Образовательная творческая среда, направленная на эффективное формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования предполагает возможное использование проектных и творческих методов, обеспечивающих развитие правовых знаний, умений для осуществления профессиональной деятельности.
Библиографический список
Таким образом, образовательная творческая среда позволяет использование различных видов деятельности (учебной, практической, научно-исследовательской, общественно-полезной), организация обучения на основе активного, творческого характера, где бакалавр педагогического образования является субъектом, а не объектом педагогического процесса, ориентация на формирование способности оперировать правовыми знаниями и умениями, как психологической основы развития личностных качеств, обеспечивает эффективное формирование правовой компетентности в будущего специалиста.
1. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007; 5: 21 - 25.
2. Полякова М.Е. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
3. Алижанова Х.А. Педагогические условия экономической подготовки обучающихся с использованием методов маркетинговых исследований. Среднее профессиональное образование. 2009; 5.
4. Алижанова Х.А., Гаджиев Г.М. Игровые технологии обучения основам менеджмента. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011; 2.
5. Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие. Челябинск, 1996.
6. Гальперин П.Я. ,Талызина Н.Ф. В основе - управление процессом усвоения знаний. Вестник высшей школы. 1965; 6: 19 - 24.
7. Ковалев А.Г. Психология личности. Москва, 1970.
References
1. Goncharova N.L. Kategorii «kompetentnost'» i «kompetenciya» v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Sbornik nauchnyh trudov SevKavGTU. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2007; 5: 21 - 25.
2. Polyakova M.E. Formirovanie pravovoj kompetentnostistudentov tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Alizhanova H.A. Pedagogicheskie usloviya 'ekonomicheskoj podgotovki obuchayuschihsya s ispol'zovaniem metodov marketingovyh issledovanij. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 5.
4. Alizhanova H.A., Gadzhiev G.M. Igrovye tehnologii obucheniya osnovam menedzhmenta. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; 2.
5. Duranov M.E. Issledovatel'skijpodhod kprofessional'nojpedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 1996.
6. Gal'perin P.Ya. ,Talyzina N.F. V osnove - upravlenie processom usvoeniya znanij. Vestnik vysshej shkoly. 1965; 6: 19 - 24.
7. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. Moskva, 1970.
Статья поступила в редакцию 26.04.17
УДК 37.017.4
Lopoukha T.L., Саnd. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Highest Military Command School (Novosibirsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Podmarenko A.A., teacher, Novosibirsk Highest Military Command School; postgraduate, Omsk State Pedagogical University
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF THE POLITICAL EDUCATION OF CADETS OF A MILITARY ACADEMY. The paper analyzes problems of organization of the political education of cadets of modern military schools. Among the most significant tasks is the formation of the theory and rationale of contemporary practices of political education. It explores possible organizational forms. The formation of theoretical approaches to political education allowed to formulate its basics and main groups of principles (general principles of education in the framework of cultural approach to organizations of the military-pedagogical process, professional education), substantiates the idea of political education of students in the assimilation of cultural, historical and professional experience. The research justifies the conditions of development of professional culture, organizational forms of political education.
Special attention is paid to practice of participation of students in political activities and justification for the integrated development of their political culture. nhe organization of the political education of students, its contents, theoretical and methodological basis, organizational forms, means and methods.
Key words: military-pedagogical process, political education, students.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц., Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
А.А. Подмаренко, преп. Новосибирского высшего военного командного училища, аспирант Омского государственного
педагогического университета, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье анализируются проблемы организации политического воспитания курсантов современных военных вузов. Среди них наиболее значимыми являются формирование теории и обоснование современных практик политического воспитания. Исследуются его возможные организационные формы. Формирование теоретических подходов к политическому воспитанию позволило сформулировать его сущность и основные группы принципов (общие принципы воспитания в рамках культурологического подхода, организации военно-педагогического процесса, профессионального воспитания), обосновывается идея политического воспитания курсантов на основе усвоения культурно-исторического и профессионального опыта. Обоснованы условия развития профессиональной культуры, организационные формы политического воспитания.
Особое внимание уделено практике участия курсантов в политической деятельности и обоснованию комплексного характера развития их политической культуры.
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, политическое воспитание, курсанты.
Организация - одна из ключевых функций управления военным вузом, обеспечивающая формирование необходимой для политического воспитания курсантов инфраструктуры, форм, методологии и принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса, распределения полномочий и ответственности, а также выбор содержательной основы [1]. Обращаясь к теориям моделирования педагогических систем, мы выбираем для решения организаторских задач фрагментарную содержательную модель, отражающую только те позиции, которые необходимо менять в организации образовательного
процесса военного вуза: сущность, принципы, концептуальные идеи, содержательную основу, пути развития политической культуры (направления политического воспитания), основные организационные формы. Вместе с тем мы оставляем без внимания те необходимые параметры системы, которые уже существуют и отвечают требованиям политического воспитания курсантов. Перечисленные позиции, как мы считаем, отвечают принципу необходимости и достаточности для организации политического воспитания курсантов военного вуза на практике (рис. 1).
Принципы воспитания, разработанные в культурологическом подходе
Принципы воспитания, военнослужащих и организации Ключевой процесс -
военно-педагогического процесса развитие политической культуры Принципы профессионального личности в профессиональном воспитания курсантов военного вуза военном образовании
Социально-исторический опыт политической деятельности и взаимодействия субъектов политики, накопленный обществом, Вооруженными Силами и офицерским корпусом
Принципы
~Т
Концептуальная идея (замысел) _х__
Содержательная
основа _i_
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ
Целенаправленный процесс освоения, переживания, принятия, применения и развития социально-исторического опыта политической деятельности и взаимодействия субъектов политики
Пути развития политической культуры (направления воспитания)
■ Развитие базиса -
(базовой общей и профессиональной культуры)
Освоение, принятие и использование в профессиональной деятельности массивов общей и профессиональной культуры
_ Включение.
е политическую деятельность
Формирование опыта и собственной политической позиции курсанта, согласование личного опыта с социально-историческим опытом
Политическое -
обучение
Освоение социально-исторического опыта политических взаимоотношений, накопленного обществом, Вооруженными Силами и офицерским корпусом (социально-профессиональной группой)
- Собственно
политическое воспитание
Изменение личности в процессе осмысления, использования и принятия социально-исторического опыта
Организационные формы политического воспитания
■Учебная деятельность:
- учебная дисциплина "Основы политической экономики";
- организационные модули социально-гуманитарных дисциплин;
- тематические блоки профессиональных дисциплин._
Внеучебная деятельность: ^^
- научно-исследовательская работа;
- самообразование и просвещение
Воспитательная работа: -
- политическое информирование;
- политическая агитация;
- политическая пропаганда.
-Формы практического участия
в политической деятельности
- реализация гражданских прав и обязанностей;
- участие в самоуправлении;
- политическое воспитание сокурсников
Комплексные формы Система военно-исторического образования курсантов
военного вуза_
Рис. 1. Организационные основы политического воспитания курсантов военного вуза
Прежде чем охарактеризовать организацию политического воспитания курсантов военного вуза, остановимся на сущности данного процесса. Воспитание - одна из базовых категорий педагогической науки, которая наряду с образованием, обучением и развитием составляет основу её категориально-понятийного аппарата. С позиций базового для нашего исследования культурологического подхода воспитание - это «...процесс ретрансляции системы ценностей, норм, механизмов культуры субъекту общества с целью его адаптации, самоопределения, самосовершенствования и самореализации, где человек не только воспринимает и развивается на основе ценностей культуры, но и вносит в нее принципиально новое, оставляющее его в обществе и истории, культуре и искусстве как образец для подражания и почитания» [2]. Уточнить это наиболее общее определение позволяют работы И.А. Алехина [3], О.Ю. Ананьина [4], О.Ю. Ефремова [5] и прочих учёных, понимающих процесс воспитания военнослужащих как целенаправленную деятельность государства, органов военного управления, командиров и начальников по формированию и развитию качеств личности военнослужащего, обеспечивающих выполнение им своего предназначения. С учетом особых запросов военно-профессиональной деятельности к своему ключевому субъекту -офицеру сущность процесса воспитания курсантов военного вуза раскрывается в работах А.В. Барабанщикова, О.Г. Зае-ца, Э.Х Карсанова, А.Д. Лопуха, Т.Л. Лопуха, А.Г. Шабанова и Е.В. Туркина, В.Л. Разгонова и многих других авторов. Общим для перечисленных авторов является понимание воспитания курсантов военного вуза как процесса, усиливающего потенциал личности не только в профессиональной деятельности, но и в личностном, и в профессиональном развитии. Авторы обращаются к глубоким преобразованиям личности в процессе воспитания, поддерживающим профессиональное самоопределение и самореализацию в контексте всей профессиональной жизни будущего офицера. Здесь появляется возможность учесть особенности предмета нашего исследования (развитие политической культуры курсанта как ведущий процесс личностного изменения в политическом воспитании), а также защищаемое положение гипотезы (социально-исторический опыт общества, вооруженных сил и офицерского корпуса как содержательная основа политического воспитания).
В итоге мы определяем политическое воспитание курсантов военного вуза как целенаправленный процесс освоения, переживания, принятия, применения и развития социально-исторического опыта политической деятельности и взаимодействия субъектов политики, накопленного обществом, Вооруженными силами Российской Федерации и их офицерским корпусом, в ходе которого, в соответствии с современными требованиями военно-профессиональной деятельности, развивается их личная политическая культура. Результатом политического воспитания курсантов военного вуза является повышение их личного потенциала в решении профессиональных задач с политическим контекстом.
Принципы политического воспитания курсантов военного вуза условно отнесены нами к трем группам. Первую группу составляют общие принципы воспитания, разработанные в рамках культурологического подхода, в частности, в исследовании Г.И. Гайсиной [6]. К их числу автор относит:
- принцип системной реконструкции культуры, который в нашем случае означает необходимость представления социально-исторического опыта политической деятельности и взаимодействия субъектов политики как целостной картины, охватывающей не только события и явления политической жизни, но и причинно-следственные связи, образы, идеи, беспристрастно отражающей различные подходы и мнения. Данный принцип должен существенно отличать современное политическое воспитание от советского отсутствием избирательности в выборе содержания;
- принцип учёта субъектности культурного развития и дея-тельностного характера реализации субъектного начала в культуре, требующий учёта индивидуального восприятия массивов политической культуры на каждого курсанта, различия их влияния на личность. Кроме того, данный принцип требует учёта положений деятельностного подхода к организации воспитания, согласно которому деятельность по освоению, осмыслению, использованию и развитию политической культуры выступает ведущим фактором развития личности;
- принцип единства нормативного и креативного аспектов бытия культуры. Согласно данному принципу, курсант является
не только потребителем культуры, но и ее творцом, способным как развивать, так и разрушать культуру.
Вторая группа образуется исследованиями, имеющими своим предметом организацию военно-педагогического процесса, воспитания военнослужащих. Если в работах И.А. Алехина [3], О.Ю. Ананьина [4], О.С. Калюжного [7], О.Ю. Ефремова [5] и прочих авторов формулируется более 20 принципов воспитания военнослужащих, то применительно к предмету нашего исследования следует подчеркнуть три ключевых из них:
- принцип профессиональной направленности политического воспитания;
- принцип воспитания во всех видах образования и жизнедеятельности курсантов военного вуза;
- принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.
Наконец, третью группу образуют принципы профессионального воспитания будущих офицеров, сформулированные в работах А. В. Барабанщикова [8], Э.Х. Карсанова [9], А.Д. Лопуха, Т.Л. Лопуха, А.Г Шабанова и Е.В. Туркина [10], В.Л. Разгонова [11] и др. Применительно к политическому воспитанию нам представляются необходимыми:
- принцип идеологического единства и опоры на идейно-ценностные основы профессионального воспитания;
- принцип принятия курсанта как саморазвивающегося субъекта воспитания и субъект-субъектных отношений в воспитательном процессе;
- принцип идентичности курсанта с офицерским корпусом, вооруженными силами и российским обществом.
Выбор концептуальной идеи организации политического воспитания курсантов военного вуза, соответствующей современным условиям военно-профессиональной деятельности и профессионального военного образования мы осуществляли на основе исследований В. Л. Бозаджиева, И.Н. Гомерова, И.Г. Долининой, О.В. Золотарева, Т Е. Климовой и С.Н. Чернова, А.И. Лушнова, И.А. Тютьковой и пр. В качестве концептуальной идеи (замысла) организации политического воспитания курсантов военного вуза используется мысль о том, что достижение его целей возможно за счёт целенаправленного развития политической культуры личности на основе социально-исторического опыта.
Пути решения задачи целенаправленного развития политической культуры курсантов военного вуза (условно их также можно назвать направлениями политического воспитания) определяются при обращении к основным условиям этого процесса. Решая аналогичные исследовательские задачи, Д.А. Солоницын [12] выделил следующие условия развития личной культуры в военно-педагогическом процессе:
- организованная и целенаправленная инкультурация, т. е. управляемое погружение курсанта в политическую культуру общества, вооруженных сил и офицерского корпуса;
- организованная рефлексия собственного развития курсанта как субъекта политической культуры;
- педагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта в образовательном процессе военного вуза.
Реализация условий развития политической культуры возможна, если в политическом воспитании курсантов выделить такие направления, как развитие её базиса (базовой общей и профессиональной культуры человека); политическое обучение, собственно политическое воспитание и включение курсантов в практическую политическую деятельность.
Роль базовой общей и профессиональной культуры в развитии политической культуры военнослужащего, с одной стороны, доказана в истории решения проблемы политического воспитания, о которой мы писали выше. В настоящий момент она учтена и отражена в закономерностях педагогического процесса, организованного на основе культурологического подхода в исследованиях. С другой стороны, политическая культура офицера сама по себе есть проявление его общей и профессиональной культуры. Концептуальную модель развития общей и профессиональной культуры в системе профессионального образования разработал А.Н. Галагузов. В частности, он доказал закономерную связь между:
- культурным развитием субъекта и степенью интеграции профессиональных ценностей, идей и идеалов, иных элементов профессиональной культуры в образовательный процесс;
- обеспечением непрерывной культурной преемственности между поколениями профессионалов и профессиональным потенциалом будущего специалиста;
- принятием целостности культурного развития субъекта и эффективность развития отдельных проявлений его общей и профессиональной культуры. Следует отметить, что эти закономерности, безусловно, учитываются в теории и практике военного образования и являются общепринятыми.
Непосредственно к развитию политической культуры относится следующее направление - политическое обучение курсантов. В процессе политического обучения предполагается освоение накопленного опыта политической деятельности и взаимодействия субъектов политики.
Понятие «политическое воспитание» используется нами в двух значениях. Кроме базового процесса, разработкой которого мы занимаемся, это еще и собственно политическое воспитание, т. е. процесс осмысления, принятия и оценки социально-исторического опыта, в ходе которого происходят изменения личности. Необходимость этого направления также доказана в теории и опыте решения проблемы.
Наконец, необходимым направлением политического воспитания курсантов военного вуза мы считаем включение их в реальную политическую деятельность, в которой используется и преобразуется освоенный социально-исторический опыт, формируется личный опыт и согласовывается с социально-историческим опытом, возникает собственная политическая позиция курсанта.
К основам организации политического воспитания курсантов военного вуза мы также относим организационные формы воспитательной работы с ними. В теориях управления педагогическими системами организационная форма определена как один из способов упорядочивания функционирования системы, а ещё ближе к процессу воспитания как «...механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени» [13]. Поскольку политическое воспитание курсантов - комплексный процесс, организационно располагающийся во всех областях образовательного процесса военного вуза, целесообразно, как мы считаем, рассматривать пять групп организационных форм: в учебной деятельности, во внеучебной деятельности, в воспитательной работе, в практической политической деятельности, а также комплексные формы, затрагивающие все перечисленные выше области. Не касаясь содержательной части политического воспитания, кратко охарактеризуем его организационные формы.
Выбор организационных форм политического воспитания основан на положительном опыте практико-ориентированных исследований в области развития как профессиональной культуры курсантов в целом, так и ее отдельных проявлений, выполненных С.В. Веретиным и О.Н. Тымчуком, В.Н. Жешко, В.Р Коноваловым, О.Н. Монаховым, Н.П. Мураевым, Д.А. Солоницыным и пр. Разделяя организационные формы политического воспитания, мы, тем не менее, учитываем целостность процессов развития личности. При этом в каждой из областей образовательного процесса военного вуза педагогическое влияние может быть сосредоточено на одном из компонентов политической культуры.
Так, в учебной деятельности могут создаваться такие формы политического воспитания, которые будут стимулировать развитие политической культуры курсанта через когнитивный
Библиографический список
компонент. Примерами таких форм могут служить специальные дисциплины учебного плана, содержание которых включает социально-исторический опыт политической деятельности и взаимодействия субъектов политики, а также отдельные организационные модули дисциплин гуманитарного плана. Опыт перечисленных выше исследований показывает, что подобные задачи могут решаться практически во всех дисциплинах профессионального блока за счёт введения специального контента или разработки тематических блоков.
Во внеучебной деятельности курсантов, где нет такой формализации, как в учебном процессе, акцент политического воспитания возможен на мотивационном компоненте политической культуры. Формы, которые мы предлагаем в нем использовать, изначально предполагают наличие мотивации, основанной на повышенном познавательном интересе: научно-исследовательская работа, выполняемая на соответствующую тематику, а также самообразование курсанта, которое в плане развития политической культуры обладает повышенным потенциалом.
Воспитательная работа - наиболее активная часть воспитательного процесса в военном вузе. Рассматривая возможности воспитательной работы как направления политического воспитания, мы опираемся на исследования А.В. Барабанщико-ва [8], В.Н. Богатырева [14], В.А. Копылова [15], А.Ю. Филатова и К.К. Костина [16], других ученых. В общем определении - «... это комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки. Воспитательная работа является составной частью образовательной деятельности высшего военно-учебного заведения» [15, с. 4-5]. Организационные формы политического воспитания в этой области образовательного процесса военного вуза должны, как мы считаем, быть направлены преимущественно на ценностно-ориентационный компонент. Обращаясь к опыту советского времени, мы включили в данную группу: политическое информирование, политическую агитацию и политическую пропаганду, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные в политическом воспитании. При этом мы учитываем, что в новых условиях они должны быть методически и содержательно переработаны и адаптированы.
Дефицитом в сложившихся воспитательных практиках является практическое участие курсантов в политической деятельности. Как правило, оно ограничивается формальной реализацией своих избирательных прав. Этим обстоятельством, как мы считаем, обусловлена проблема нашего исследования. В политическом воспитании, нацеленном на развитие политической культуры личности курсанта военного вуза, эта группа может использовать такие формы участия, как: реализация гражданских прав и обязанностей, участие в самоуправлении военным вузом, политическое воспитание сокурсников.
Наконец, комплексный характер развития политической культуры курсанта военного вуза, использование всех предложенных организационных форм политического воспитания возможен в системе исторического образования.
1. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. Москва: МПСИ, 2005: 584.
2. Скворцова А.Ю., Сушенцева Д.В., Козырева О.А. Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания». Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012: 50 - 53.
3. Алехин И.В. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Под ред. И. В. Алехина. Санкт-Петербург: БГТУ, 2004: 248.
4. Ананьин О.Ю. и др. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под общ. ред. Н. И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005: 340.
5. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2008: 640.
6. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2002: 37.
7. Калюжный А.С. Закономерности и принципы воспитания военнослужащих. Нижний Новгород, 2004.
8. Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. Москва: Воениздат, 1989.
9. Карсанов Э.Х. Инновации в военно-профессиональном воспитании курсантов в военных вузах: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2014.
10. Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Шабанов А.Г., Туркин Е.В. Обучение и воспитание в высшей школе. Новосибирск: НВИ ВВ МВД России им. генерала армии И. К. Яковлева, 2015.
11. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.
12. Солоницын Д.А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
13. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. Москва: Эгвес, 2009.
14. Богатырев В.Н. и др. Воспитательная работа в Вооруженных силах Российской Федерации. Под общей редакцией Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.
15. Копылов В.А. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014: 60.
16. Филатов А.Ю., Костин К.К. Организационно-педагогические условия воспитательной работы в военном учебном заведении на современном этапе развития Вооруженных сил РФ: монография. Рязань: РВВДКУ, 2012: 255.
References
1. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: MPSI, 2005: 584.
2. Skvorcova A.Yu., Sushenceva D.V., Kozyreva O.A. Osobennosti modelirovaniya definicij kategorii «Vospitanie» v strukture izucheniya dis-cipliny «Teoriya i metodika vospitaniya». Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). Sankt-Peterburg: Renome, 2012: 50 - 53.
3. Alehin I.V. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh silRossijskojFederacii. Pod red. I. V. Alehina. Sankt-Peterburg: BGTU, 2004: 248.
4. Anan'in O.Yu. i dr. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obsch. red. N. I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005: 340.
5. Efremov O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008: 640.
6. Gajsina G.I. Kul'turologicheskijpodhod v teoriiipraktikepedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002: 37.
7. Kalyuzhnyj A.S. Zakonomernostiiprincipy vospitaniya voennosluzhaschih. Nizhnij Novgorod, 2004.
8. Barabanschikov A.V. Psihologiya ipedagogika vysshej voennoj shkoly. Moskva: Voenizdat, 1989.
9. Karsanov 'E.H. Innovacii v voenno-professional'nom vospitanii kursantov v voennyh vuzah: monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2014.
10. Lopuha A.D., Lopuha T.L., Shabanov A.G., Turkin E.V. Obuchenie i vospitanie v vysshejshkole. Novosibirsk: NVI VV MVD Rossii im. generala armii I. K. Yakovleva, 2015.
11. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.
12. Solonicyn D.A. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury oficera vprocesse voennoj sluzhby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
13. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. Moskva: 'Egves, 2009.
14. Bogatyrev V.N. i dr. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Pod obschej redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.
15. Kopylov V.A. Vospitatel'naya rabota: soderzhanie, organizaciya, metodika. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2014: 60.
16. Filatov A.Yu., Kostin K.K. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vospitatel'nojraboty v voennom uchebnom zavedenii na sovremennom 'etape razvitiya Vooruzhennyh sil RF: monografiya. Ryazan': RVVDKU, 2012: 255.
Статья поступила в редакцию 27.04.17
УДК 377
Rabadanova A.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF INNOVATIVE METHODS OF TRAINING ON DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF THE STUDENT.
The research discusses innovative methods of teaching that promote development of creative cognitive activity and self-education of the student. The creative activity of the student is the introduction of something new. Under the innovation implies certain changes aimed at improving the quality of education. In the education the system reveals diverse group of innovation in educational content, methods, technologies, forms, methods, techniques that impact on the system of specialists training for professional activity. One of the priorities of vocational education is to intensify the development of new methods and technologies of education aimed at ensuring the readiness of future specialist to work in changing situations.
Key words: creative activity, self-education, innovative teaching methods, knowledge, abilities, skills, development of creativity, professional activity.
А.А. Рабаданова, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
В данной статье рассматриваются инновационные методы обучения, способствующие развитию творческой познавательной активности и самообразования студента. Творческая деятельность студента - это внедрение чего-либо нового. Под новшеством подразумеваются определённые изменения, направленные на совершенствование качества обучения. В системе образования выявляются разнообразные группы нововведений: в содержании образования, методиках, технологиях, формах, методах, приёмах, что оказывает влияние на систему подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Одной из приоритетных задач профессионального образования является активизация разработки новых методов и технологий обучения, направленных на обеспечение готовности будущего специалиста к работе в изменяющихся жизненных ситуациях.
Ключевые слова: творческая деятельность, самообразование, инновационные методы обучения, знания, умения, навыки, развитие креативности, профессиональная деятельность.
В России, как и во всем мире, идёт процесс интенсивного развития инновационных процессов в сфере образования. Практика современного образования показывает, что инновации в педагогике получают сегодня самое широкое распространение в формировании творческой деятельности студентов.
Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Всё те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, с помощью каких методов увеличить объём изучаемого материала. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и
воспитания, способствующих развитию творческой деятельности студента [1].
С поисково-творческим обучением студента профессиональной школы и его самообразованием тесно связан такой важный феномен современного образовательного пространства как инновационная деятельность.
В системе образования выявляются разнообразные группы нововведений: в содержании образования, методиках, технологиях, формах, методах, приёмах, что оказывает влияние на систему подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Одной из приоритетных задач профессионального образования является активизация разработки новых методов и технологий