Научная статья на тему 'Педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов в военном вузе'

Педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION / СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ / STATUS / ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / AND FACTORS AFFECTING THE SUCCESS OF THE STATE-PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопуха Александр Дмитриевич, Володин Роман Викторович

В статье анализируются проблемы и состояние патриотического воспитания в системе военного образования и педагогические условия управления им в современных социокультурных условиях в образовательной среде военного вуза. Рассмотрены состояние и факторы патриотического воспитания в советский период и современные обстоятельства политического и социального характера, негативно влияющие на его успешность. С учетом современной практики патриотического воспитания курсантов военных вузов исследуются педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов (социально-педагогические, организационно-педагогические, психолого-педагогические и социально-средовые), приводятся ранговые показатели. В качестве наиболее значимых определены: наличие государственной программы патриотического воспитания, создание его развитой базы, оптимальная мотивация участников, патриотически ориентированное коллективное мнение и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

The article analyzes the problems and status of Patriotic education in the system of military education and pedagogical conditions of its development under modern socio-cultural conditions in the educational environment of the military University. The authors reviewed the status and factors of Patriotic education in the Soviet period and modern circumstances of political and social nature that hinder its effectiveness. Results of this analysis may be used as a framework to conceptualize pedagogical conditions providing effective development of Patriotic education of students, i. e. socio-pedagogical, pedagogical, psychological, psycho-pedagogical and social-environmental, given their rank as the indicators in the cadet environment. The program «Patriotic Education of Russian Citizens in 2016-2020» is regarded as the advanced basis for further development of conceptual and practical approaches towards patriotic education in military schools that aim to bolster patriotism among students at all levels

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов в военном вузе»

нимали красоту не столько как природное свойство вещей, а как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Прекрасное, с их точки зрения, — это результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты, с его идеалами и представлениями о мере и гармонии.

По нашему мнению, прекрасное выступает в виде некоего мысленного идеала отражаемого предмета, чьи гармоничные черты доведены до определенного завершения, они совершенно упорядочены. В той мере, в которой предмет соответствует его мысленному идеалу, он оценивается субъектом восприятия как соответствующий или несоответствующий понятию прекрасное.

Безобразное выступает антиподом прекрасному, оно выражает отрицательную эстетическую ценность. Безобразное — значит лишенное образа, порядка, гармонии, меры, нечто противоположное мысленному идеалу.

Вышесказанное о сущности категорий прекрасного и безобразного дает основание говорить, что природа данных категорий, из-

начально принадлежащих к сфере эстетического, позволяет им выйти далеко за ее рамки, становясь категориями сферы этического, интеллектуального и т. д. Точно также категории гармоничного, упорядоченного, соразмерного, являясь категориями эстетическими, пронизывают и объединяют весь духовный мир человека. На наш взгляд, ряд компонентов системы эстетической культуры личности (эстетические эмоции, переживания, чувства и т. д.) имеют место не только там, где речь идет о художественных объектах и явлениях, но и в нехудожественных сферах деятельности человека.

Таким образом, опираясь на данные положения, мы можем сделать вывод о том, что основные эстетические категории и ряд компонентов эстетической культуры личности выступают в роли связующих элементов между ней и остальными компонентами общей культуры человека. По нашему мнению, эти связи являются системообразующими в системе общей культуры человека, что придает формированию эстетической культуры особую важность в процессе целостного воспитания личности.

УДК/uDC 378 А. Д. Лопуха, Р. В. Володин

A. Lopoukha, R. Volodin

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ КУРСАНТОВ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDuCATION OF CADETS IN A MILITARY uNIVERSITY

В статье анализируются проблемы и состояние патриотического воспитания в системе военного образования и педагогические условия управления им в современных социокультурных условиях в образовательной среде военного вуза. Рассмотрены состояние и факторы патриотического воспитания в советский период и современные обстоятельства политического и социального характера, негативно влияющие на его успешность. С учетом современной практики патриотического воспитания курсантов военных вузов исследуются педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов (соци-

ально-педагогические, организационно-педагогические, психолого-педагогические и социаль-но-средовые), приводятся ранговые показатели. В качестве наиболее значимых определены: наличие государственной программы патриотического воспитания, создание его развитой базы, оптимальная мотивация участников, патриотически ориентированное коллективное мнение и др.

The article analyzes the problems and status of Patriotic education in the system of military education and pedagogical conditions of its development under modern socio-cultural conditions in the educational environment of the military University. The authors reviewed

the status and factors of Patriotic education in the Soviet period and modern circumstances of political and social nature that hinder its effectiveness. Results of this analysis may be used as a framework to conceptualize pedagogical conditions providing effective development of Patriotic education of students, i. e. socio-pedagogical, pedagogical, psychological, psycho-pedagogical and social-environmental, given their rank as the indicators in the cadet environment. The program «Patriotic Education of Russian Citizens in 2016-2020» is regarded as the advanced basis for further development of conceptual and practical approaches towards patriotic education in military schools that aim to bolster patriotism among students at all levels.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, управление, педагогические условия эффективности патриотического воспитания, состояние и факторы, влияющие на успешность государственно-патриотического воспитания.

Keywords: patriotic education development, pedagogical conditions of effectiveness of Patriotic education, status, and factors affecting the success of the state-Patriotic education.

Обеспечение эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов военных вузов в условиях появления новых вызовов и угроз безопасности России становится особенно актуальным. В. В. Путин, выступая на церемонии вручения государственных премий в День России, отметил особую роль идеалов патриотизма в сохранении кода нации. Эти ценности составляют ядро идеалов Российского государства.

В советский период интернациональное и патриотическое воспитание военнослужащих осуществлялось в социалистическом обществе, пропагандирующем социальные идеи равенства на основе монополии коммунистической идеологии и ценностей в социально гомогенной среде. При этом зачастую объединялись задачи воспитания противоположных качеств. Например, формирование «советского патриотизма, социалистического интернационализма, политической бдительности и классовой ненависти к врагам нашей Родины» [1, с. 80] в условиях общенародного государства было маловыполнимой задачей. А «мирное соревнование двух противоположных социальных систем» на деле было той самой «холодной войной», которую США выиграли у СССР [2].

Вопреки распространенному мнению о том, что в советский период патриотическое воспи-

тание военнослужащих было хорошо налажено, отметим, что в документах по организации воспитания военнослужащих этого периода собственно о нем речи, как правило, не идет [3-6]. Речь, как правило, шла об идейной закалке, верности социалистической Родине, воспитании интернационализма, которые предусматривают «международную солидарность, взаимопомощь, единство действий рабочего класса, трудящихся всех стран в их борьбе за общие цели, взаимное уважение независимости и самостоятельности каждой партии, ее ответственности перед народом своей страны и перед трудящимися других стран...» [7, с. 308].

Произошедшие во второй половине 80-х гг. прошлого столетия в период мирного противоборства двух социальных систем утрата и делигитимизация «коммунистических» ценностей, нарастание существовавших в «приглушенной» форме межэтнических конфликтов и упадок оборонного сознания предопределили проигрыш СССР в «холодной войне» и его расчленение на этноориентированные государства, часто, как Грузия, Молдавия, Украина, государства Прибалтики, антироссийски направленные [2; 8-10]. При этом в военно-педагогической науке государственный патриотизм, оборонное сознание понимались как отражение оборонительной потребности, которая «является естественной, биологической, унаследованной нами от предков; инстинкт самосохранения, в котором она выражается, — наиболее общий и древний инстинкт» [1, с. 56]. Но считалось, что она «играет определяющую роль лишь в психике, находящейся на самом низшем уровне развития.». Советская же психология, «рассматривая проблемы поведения воина в опасной ситуации, свои главные надежды возлагает на социальные потребности, которые определяют поведение человека, находящегося на высшем уровне развития психики» [1, с. 57]. К такого рода потребностям были отнесены «потребность в защите Отечества, стремление овладеть богатством марксистско-ленинской идеологии, участвовать в общественной деятельности, в построении коммунизма в нашей стране» [11, с. 40]. В ходе реализации политики перестройки оборонительная потребность населения была существенно ослаблена, а у многих людей разрушена. Патриотическое воспитание молодежи, которое в СССР существовало как военно-патриотическое, во всех его формах было свернуто. Отметим, что управление им имело партийно-административный характер [12; 13]. Поэтому в 90-е гг. прошлого

века с разрушением структур КПСС стал очевиден его упадок.

За прошедшие 25 лет ситуация в российском обществе и воспитательной среде системы образования существенно изменилась. Переход к рыночной модели сопровождался ростом социального неравенства, было конституционно запрещено формирование общегосударственной идеологии. Страна утратила до 40 % своей территории и населения, распад СССР нанес моральную травму населению, пережившему синдром пораженчества [2; 8; 14].

Отказ от системного воспитания патриотизма военных кадров в 90-е гг. прошлого столетия вызвал упадок, биологическую и социальную деградацию россиян, офицеров в особенности [5; 13; 14]. В период прихода к власти В. В. Путина внимание к патриотическому воспитанию населения возросло. Сформированы государственные программы патриотического воспитания, в педагогической практике его выделяют как отдельное направление воспитания [13; 15-18]. Следует отметить, что в государственно-патриотическом воспитании не учитывается ряд объективных обстоятельств, влияющих на его эффективность.

1. Патриотическое воспитание молодежи ведется «кружковым методом», в основном объединяя энтузиастов-патриотов, а основная масса информации СМИ имеет космополитический характер. С учетом сказанного, как свидетельствует наш опыт, у значительной части абитуриентов при поступлении в военный вуз выявляются космополитические установки.

2. Парадокс России в сфере воспитания патриотизма выражен тем, что в отличие от других стран ее элитные группы населения антипатриотичны, эти качества их представители передают потомству. В итоге офицерский корпус формируют дети рабочих, крестьян и кадровых военнослужащих, а его ценности вступают в противоречие с ценностями либерализма элитных групп.

3. В патриотическом воспитании будущих офицеров недооцениваются воспитательные возможности сети Интернет. Наш опыт их использования совместно с Новосибирским филиалом СГА (директор А. Г Шабанов) показывает, что они обладают высоким инновационным потенциалом. По мнению курсантов — участников всероссийских видеоконференций с участниками войны, руководства патриотических ориентаций, такие мероприятия хорошо формируют патриотизм.

4. Постсоветский период показывает, что повысить эффективность патриотического

воспитания курсантов могли бы молодежные организации государственно-патриотической направленности в Вооруженных силах. В их формировании был бы полезен советский опыт работы с молодежью в рамках молодежных и детских организаций. В воспитании детей и юношества таковыми могли быть организации, подобные комсомолу, например Российский союз молодежи, объединяющие уровни начальных, старших классов, студенчество, военнослужащих.

5. Поскольку личностным проявлением социальных качеств курсантов выступает их социальная деятельность, то целесообразно придать патриотической деятельности курсантов, курсантских подразделений системообразующий статус. Ее основой должна стать военно-патриотическая работа с учащейся молодежью.

Рассматривая личность курсанта как систему, можно представить ее как совокупность различных качеств:

— личностных, моральных (патриотизм, верность военному долгу, ответственность, альтруизм, совестливость, отзывчивость и др.);

— общесоциальных (патриотизм, гражданственность, светская вера, справедливость, отзывчивость, творческая активность и др.);

— воинских (дисциплина, ответственность, законопослушность, патриотизм, гражданственность);

— военно-профессиональных (развитость военно-профессиональных компетенций, профессиональное мастерство, корпоративный дух, мужество, профессиональные способности, государственный патриотизм).

В большинстве личностных структур различного уровня представлен патриотизм. Вместе с тем, как видно из проводимых исследований, его современное состояние у курсантов военных вузов свидетельствует о серьезных проблемах. Практика свидетельствует и о том, что реализуемая в военных вузах система патриотического воспитания, определенная в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией и Государственной программой патриотического воспитания граждан России [15; 19-20] в ряде случаев не срабатывает. Причинами, на наш взгляд, являются:

— отсутствие в среде воспитания благоприятных педагогических условий;

— не учитываются особенности существующей специфики системы военного образования;

— наблюдается несоответствие путей реализации Концепции и Программ патриотиче-

ского воспитания меняющимся социальным условиям и факторам социальной среды.

Перед лицом растущих военных угроз и с учетом прилагаемых усилий Запада в разрушение единства нашего общества особое значение имеют педагогические условия и пути обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов военных вузов.

«Условие» С. И. Ожеговым определяется как: «обстановка, в которой происходит осуществление чего-либо: хорошее условие для работы. Действовать в благоприятных условиях. » [21, с. 839]. Рассматривая это толкование как базовое, уточним его смысл с позиций разных наук. Так, в философии «условие» — «категория, отражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может» [22, с. 497]. С позиции социологического знания условия труда — «совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, оказывающие существенное влияние на здоровье, настроение и работоспособность индивида» [23, с. 428].

В социальной педагогике культурная среда школы представлена как «совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие» [24, с. 379].

Важность учета условий в образовании отмечают Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов: «Система эффективна там и только тогда, где и когда она отвечает своеобразию реальных условий жизнедеятельности того или иного учреждения, его материальным и кадровым возможностям, предметной и бытовой среде, составу и традициям педагогического и ученического коллективов, родительскому составу, внешним связям в социуме» [25, с. 96].

Изучение подходов к проблеме педагогических условий успешности образовательной деятельности позволяет выделить среди них социально-педагогические, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

К первым, по мнению А. Д. Лопуха и А. В. Муд-рика, относятся: общие социально-педагогические условия, социальные, географические, этнические, религиозные, природные, существующие на мега- и макроуровнях; специфические социально-педагогические условия (материальные условия и моральный климат в социальной группе офицеров, условия

труда педагогов, состояние мотивационной сферы, направленность государственной информационной политики) существуют на мезо-и микроуровнях [5, с. 121-129; 2б]. Условия данного уровня детерминируются условиями в обществе и его институтах.

К числу наиболее значимых относятся единство и согласованность систем воспитания разного уровня, общегосударственная патриотическая идеология, гуманизация образовательной среды.

Исследование основных подходов к проблеме организационно-педагогических условий образования (В. П. Беспалько, В. К. Дьяченко, И. А. Зимняя, Н. И. Войтина, И. С. Якиманская, А. В. Иванов, В. А. Сластенин, Л. В. Марда-хаев) позволяет сформулировать определение указанного феномена как совокупность объективных организационно-управленческих и материальных предпосылок успешности патриотического воспитания. В изученной нами литературе не существует единого мнения на указанный счет, хотя этот термин в педагогических исследованиях является общеупотребимым.

Поэтому, рассматривая их в данной статье, мы относим к ним организационно-управленческие и материальные условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов. Их общие признаки:

— процесс управления патриотическим воспитанием без них существовать успешно не может;

— совокупность системно связанных условий успешности вышеуказанного процесса;

— условия обеспечивают упорядоченность, успешность и целесообразность процесса управления патриотическим воспитанием;

— указанные условия в комплексе являются совокупностью средств, направленных на обеспечение успешности патриотического воспитания.

В целом организационно-педагогические условия — это правила, обеспечивающие успешную организацию управления процессом патриотического воспитания курсантов, совокупность материальных и организационно-управленческих средств, возможностей, коммуникаций, всестороннего обеспечения процесса воспитания. В ходе исследования нами были оценены ранговые показатели значимости различных организационно-педагогических условий для успешного воспитания патриотизма курсантов. В ноябре 2014 г. было опрошено 67 курсантов и 15 офицеров преподавателей и командиров курсантских подразделений (табл. 1).

Таблица 1

Ранговые показатели организационно-педагогических условий воспитания патриотизма

Организационно-педагогические условия Ранг условия

Курсанты Офицеры

Использование мотивационно-программно-целевой технологии управления воспитанием 4 2

Качественный подбор управленческого и педагогического коллективов 3 4

Создание развитой материальной базы патриотического воспитания 2 3

Государственная программа патриотического воспитания граждан России 1 1

Использование возможностей сети Интернет в проведении воспитательных мероприятий 5 6

Создание общественных патриотических организаций совместно с организациями по делам молодежи г. Новосибирска 7 7

Плановое участие курсантов в военно-патриотической работе в школах 6 5

Их анализ свидетельствует о том, что в качестве наиболее значимых были отмечены: использование мотивационно-программно-целевой технологии управления воспитанием; качественный подбор управленческого и педагогического коллективов; создание развитой материальной базы патриотического воспитания (мемориальные комплексы, музеи, социальная реклама военной службы, поддержка интереса к истории армии, офицерства, училища), Государственная программа патриотического воспитания граждан России и др. Организационно-педагогические условия создавались как руководством училища, так и вышестоящим командованием в ходе реформ, осуществляемых генералом армии С. К. Шойгу.

Улучшение кадрового отбора профессорско-преподавательского состава было серьезной проблемой, поскольку специалисты указанного профиля с начала 90-х гг. в об-

разовательных организациях Минобороны России не готовятся. Психолого-педагогические условия, как показывает анализ работ В. Г Леонтьева, С, Л. Рубинштейна, И. В. Миха-лец, М. В. Булановой-Топорковой, Р. С. Немова, Д. Узнадзе, — это комплекс элементов образовательно-воспитательного процесса, совокупность психологических механизмов и факторов, влияющих на его успешность.

Цель их реализации — обеспечение эффективности формирования качеств личности обучаемых. М. В. Буланова-Топоркова отмечает условия или факторы двух видов — личностные и ситуативные. К первым она относит объективную самооценку, уверенность в своих силах, склонность к риску, отсутствие конформности, богатое подсознание, любовь к построению планов на будущее. Ко вторым — лимит времени, слишком слабую или сильную мотивацию, стрессовые состояния, самоцензуру и др. [27, с. 438].

Таким образом, психолого-педагогические условия являются существенными обстоятельствами, влияющими на психику курсантов и успешность их патриотического воспитания.

В ходе исследования нами был установлен ранг основных психолого-педагогических условий путем опроса в июне 2013 г. 75 курсантов и 12 преподавателей (табл. 2).

Таблица2

Значимость психолого-педагогических условий патриотического воспитания

Психолого-педагогические условия Ранг условия

Курсанты Офицеры

Оптимальная мотивация 1 2

Уверенность в своих силах 3 3

Профилактика стрессовых ситуаций, конфликтов 7 7

Объективная самооценка 8 8

Развитие лидерских качеств, склонности к риску 4 5

Отсутствие конформности 5 4

Умение планировать свое будущее (конструирование жизненной стратегии) 6 6

Положительное патриотически ориентированное коллективное мнение 2 1

К наиболее значимым психолого-педагогическим условиям опрошенные отнесли: оптимальную мотивацию, патриотически ориентированное коллективное мнение, уверенность в своих силах, развитие лидерских качеств. Современные решения Министерства обороны РФ повысили разноплановые мотивации к патриотическому поведению курсантов. Вопросы развития уверенности в своих силах и лидерских качеств курсантов решаются как в игровой форме на занятиях, при военно-шефской работе с гражданской молодежью, так и в рамках деятельности общественного объединения курсантов «Лидер», который ведет работу во внеучебное время.

Охарактеризованные выше педагогические условия выступают в качестве среды, в которой протекают процессы патриотического воспитания, факторы которой обеспечивают его успешность или неэффективность. Создание педагогических условий, адекватных современной социокультурной ситуации в России и среде военного образования, обеспечивает успешность управления государственно-патриотическим воспитанием курсантов.

1. Средин Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. — М. : Военное изд-во МО СССР, 1981. — 254 с.

2. Лопуха А. Д. Современная война (Сущность, способы и средства ведения в новом тысячелетии). — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2000. — 119 с.

3. Партийно-политическая работа в Красной Армии. Документы. 1921-1929 гг. / под ред. М. И. Ясюкова. -М. : Воениздат, 1981. — 576 с.

4. Волкогонов Д. А. Советский солдат. — М. : Воениздат, 1987. — 324 с.

5. Лопуха А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. — Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2001. — 252 с.

6. Психология и педагогика высшей военной школы : учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов [и др.] ; под ред. А. В. Барабанщикова. — М. : Воениздат, 1989. — 366 с.

7. Краткий политический словарь / под общ. ред. Н. В. Шишлина, Л. А. Оникова. — М. : Политиздат, 1978. — 415 с.

8. Лопуха А. Д. Россия в III тысячелетии: проблемы и перспективы (апология «путинизма»). — Новосибирск : Архивариус-Н, 2013. — 174 с.

9. Бжезинский З. Великая шахматная доска : пер. с англ. — М. : Международные отношения, 1998. — 256 с.

10. Глазьев С. Ю. Геноцид. -. М. : Терра, 1998. — 320 с.

11. Стрежнев В. В. Индивидуальный подход в воспитании воинов: Заметки психолога. — М. : Воениздат, 1978. — 160 с.

12. Лопуха А. Д., Визер В. Г., Чернов С. А. Теоретические основы и практические предпосылки патриотического воспитания. — Новосибирск : НВВКУ, 2003. — 241 с.

13. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, Г. Н. Филонов ; под ред. С. В. Дармодекина, А. К. Быкова. — М. : ГНИИ семьи и воспитание, 2007. — 328 с.

14. Сметанников В. В. Духовная реабилитация военнослужащих Российской армии: методология, методика и результаты социологического анализа : дис. ... канд. социол. наук. — Новосибирск , 2000. — 207 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс».

16. Военная педагогика : учеб. пособие / под общ. ред. И. А. Алехина. — М. : Изд-во ВУ, 2007. — 464 с.

17. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб. : Питер, 2014. — 640 с.

18. Военная педагогика : учеб. пособие / под ред. А. А. Башлакова. — М. : Красная Звезда, 2003. — 504 с.

19. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

20. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. — М. : Росвоенцентр, 2003. — 24 с.

21. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М. : ООО «ИТИ Технологии», 2006. — 944 с.

22. Философский словарь / под ред. И. П. Фролова. — 5-е изд. — М. : Политиздат, 1987. — 590 с.

23. Краткий словарь по социологии / под ред. Д. М. Гви-шиани, Н. И. Лапина ; сост. Э. М. Корнеева, Н. Ф. Наумова. — М. : Политиздат, 1989. — 479 с.

24. Социальная педагогика : учеб. пособие / А. В. Иванов [и др.] ; под ред. А. В. Иванова. — М. : ИТК «Дашков и Ко», 2010. — 424 с.

25. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во УРАО,

1999. — 616 с.

26. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : «Академия»,

2000. — 200 с.

27. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.