Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ политического воспитания курсантов в военном вузе'

Ретроспективный анализ политического воспитания курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / MILITARY ACADEMY / POLITICAL EDUCATION OF FUTURE OFFICERS / POLITICAL EDUCATION HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопуха Александр Дмитриевич, Подмаренко Андрей Александрович

В статье исследуется роль политической культуры офицера в оценке политических процессов современности. Анализируется характер политической подготовки офицеров Советской армии, рассматривается современное состояние политического воспитания будущих офицеров в военных вузах. Предложены теоретические основы организации политического воспитания в образовательном процессе военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF MILITARY INSTITUTION STUDENTS POLITICAL EDUCATION

This article describes the role of political culture officer in assessing modern political processes. The authors analyze the nature of the Soviet army officers political training, discusses the current state of political education of future officers in military academies. Theoretical foundations for the organization of the political education in the educational process of the military academies are proposed.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ политического воспитания курсантов в военном вузе»

9. Капустина З. Я. Культура гражданского становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. 2006. № 1. С. 17-20.

10. Коротаева Е. Г. Воспитание гражданственности у школьников в условиях социального партнерства с муниципальной библиотекой// Библиотековедение. 2010. № 2. С. 16-21.

11. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 70 с.

12. Курков, В. В. Исследование образовательных ресурсов региональной прессы в сфере гражданского образования Калужской области [Электронный ресурс] // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Вып. 8. URL: http://www.science-kaluga.nu.

13. Милованов К. Ю. Гражданское воспитание и духовно-нравственный потенциал современного российского общества // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (7-9 дек. 2011 г.). М.: Ин-т семьи и воспитания РАО, 2012. Т. 1. С. 79-83.

14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom. nu/content/nefonma/index5.htm.

15. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России //Образование и наука. 2011. № 2. С. 3-16.

16. Поздеева О. В. Подготовка студентов к осуществлению гражданского воспитания школьников //Вестник Сам-ГУ. 2008. № 5/1 (64). С. 152-158.

17. Савотина Н. А. «...Гражданином быть обязан» //Образование и общество. 2002. № 3. С. 30-34.

18. Савотина Н. А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития //Воспитание школьников. 2003. № 5. С. 6-9.

19. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете [Электронный ресурс] / Г. Солдатова, Е. Зотова, А. Че-калина, О. Гостимская. М., 2011. URL: http: //detionline. com/assets/files/neseanch/caught_by_net.pdf.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897). URL: [^//минобрнауки. рф/документы/938.

21. Федосов А. Ю. Построение безопасной информационной среды школы: социально-педагогические проблемы и пути решения [Электронный ресурс] //Интернет и современное общество : материалы XII Всерос. объединенной конф. URL: http://nois.loino.nu/index.php?mo dule=anticles&action=view&cid=0&id=146.

22. Федотова Г. А., Мирветалиева С. З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2009. 144 с.

23. Филонов Г. Н. Теория воспитания: потенциал формирующего воздействия //Педагогика. 2011. № 7. С.12-20.

24. Философский энциклопедический словарь / ред кол.: А. А. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 226 с.

25. Фельдшейн Д. И. Взаимосвязь теории практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогика. 2010. № 10. С. 3-16.

26. Цымбаленко С. Б. Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве XXI века [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 2. URL: http://mic.ong.nu/index. php/2-nomen-2012/117-podnastayushchee-pokolenie-v-nossijskom-infonmatsionnom-pnostnanstve-khkhi-veka.

УДК/UDC 378:37.017.4 А. Д. Лопуха, А. А. Подмаренко

A. Lopoukha, A. Podmarenko

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF MILITARY INSTITUTION STUDENTS POLITICAL EDUCATION

В статье исследуется роль политической культуры офицера в оценке политических процессов современности. Анализируется характер политической подготовки офицеров Советской армии, рассматривается современное состояние политического воспитания будущих офицеров в военных вузах. Предложены теоретические основы организации политического воспитания в образовательном процессе военного вуза.

This article describes the role of political culture officer in assessing modern political processes. The authors analyze the nature of the

Soviet army officers political training, discusses the current state of political education of future officers in military academies. Theoretical foundations for the organization of the political education in the educational process of the military academies are proposed.

Ключевые слова: военный вуз, политическое воспитание курсантов, история политического воспитания.

Keywords: military academy, political education of future officers, political education history.

Развитие представлений о политической культуре офицера, ее сущности и природе, роли и значении в военно-профессиональной деятельности выдвинуло на передний план задачи организации политического воспитания курсантов военного вуза, поскольку установлено, что формирование и развитие политической культуры — это воспитательная задача, требующая, особенно в самом начале процесса, глубоких целенаправленных преобразований личности. Она решается преимущественно в военном профессиональном образовании как одном из ключевых этапов профессионального самоопределения офицера и имеет продолжение в дальнейшей профессиональной жизни офицера, при этом вектор самостоятельного развития политической культуры офицера, как правило, задается в военном вузе.

Назвать проблему политического воспитания будущих офицеров новой нельзя, так как ее разработка имеет давнюю историю. Отношение к политическому воспитанию офицера всегда определялось уровнем развития всего гражданского общества, его политической культурой, отношением к армии как государственному институту и субъекту политической жизни, поэтому длительное время актуальность политического воспитания курсантов военного вуза не только искусственно принижалась, но в ряде случаев отрицалась полностью.

Способность офицера оценивать политические явления и процессы, формировать к ним свое отношение и придерживаться государственной «политической линии» при принятии самостоятельных профессиональных решений обрела свою ценность в рефлексивной деятельности офицеров дореволюционной Российской армии по результатам Первой мировой и Гражданской войн. В отношении политической культуры офицера это время и эти события можно назвать рубежом концептуальных изменений, обусловленных осознанием политических причин поражения, в том числе и связанных с позицией офицерского корпуса, сознательно дистанцирующегося от политики. «Офицерство воспитывалось и воспитывало армию и флот в сознании, что войско является не только защитником Отечества от врагов внешних, но опорою царского строя от врагов внутренних. ...В послереволюционные годы офицерство подвергалось упрекам, да оно и само себя нередко упрекало за то, что его изолированность от политико-социальной жизни народа сделала его безоружным против разлагающей пропаганды революционе-

ров в 1917 г » [1, с. 137]. В мемуарной литературе первых десятилетий XX века часто содержится мысль о том, что в процессе профессиональной подготовки офицеров был упущен момент появления новых, политических координат военного дела [2; 3]. Центральную идею, формирующаую политическую позицию офицера, предложил М. И. Драгомиров в своих требованиях к облику офицера: «... Преданность Государю и Родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания» [4, с. 89]. Однако в сложной и динамичной военно-политической ситуации конца Первой мировой, в процессе Февральской и Октябрьской революций, в ходе Гражданской войны ее было недостаточно, требовалась способность творчески использовать данную идею, а главное — правильно оценивать политические явления и процессы, осознавать их важность в современном военном деле, использовать политические знания и убеждения в работе с подчиненными. Яснее и выразительнее всех, на наш взгляд, эту потребность выразил Шарль де Голль, который в 30-х годах ХХ века пытался осмыслить процесс проникновения политики в военное дело. «В армии нет блестящей карьеры, которая не служила бы широкой политике, — писал он, но нет и великой славы государственного деятеля, если она не отбрасывает свой блеск на дело национальной обороны» [5, с. 213].

Совсем иначе к политической позиции военнослужащего относились организаторы Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), которая изначально рассматривалась как «. поддержка для грядущей социалистической революции в Европе» [6, с. 356], то есть для политического процесса. Они, безусловно, учитывали военно-политическую ситуацию и проявившееся значение политических факторов военного дела. Условиями поступления в РККА, согласно декрету об ее создании, являлись политическая благонадежность и убежденность в идеалах Великой Октябрьской социалистической революции. Поскольку быстрое формирование идейно единой и политически элитной армии в размерах, необходимых для решения военных задач, стоящих перед молодой Советской республикой, оказалось невозможным, она комплектовалась преимущественно военнослужащими, призванными ранее, а основу командного состава составляли офицеры старой армии. Наряду с обеспечением их политической благонадежности, с самого момента создания РККА ставились и реша-

лись вопросы идеологически выверенного политического воспитания личного состава, которые были делегированы институту военных комиссаров. Постановлением Наркомвоена от 08.04.1918 в РККА было создано бюро военных комиссаров, которое в разных форматах просуществовало до 1942 года (с 1919 года — политотдел, затем политуправление Реввоенсовета, с 1922 года — политуправление РККА). Военный комиссар, а впоследствии политический руководитель, являлся «... непосредственным политическим органом советской власти при армии» [7]. Одновременно с этим уже в 1918 году V Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов поставил задачу формирования нового командного состава, «... целиком проникнутого идеями рабочей и крестьянской революции». Для подготовки красных командиров из состава «сознательных» и энергичных солдат РККА предполагалось использовать широкую сеть инструкторских школ и курсов.

Одним из принципиальных различий между системой военного образования офицеров дореволюционной России и развернутой в 1918 году системой подготовки командиров РККА являлось повышенное внимание к политической подготовке последних. Организация политической подготовки будущих командиров РККА преследовала цель обеспечить им возможность выполнять функции не только военного или технического, но и политического руководства. Цель достигалась:

— централизацией управления партийно-политической и культурно-просветительской работой с обучаемыми, формированием единого органа, отвечающего за политическую подготовку (политическое отделение Военно-учебного управления),

— разработкой единых программ политической подготовки. Обязательность курсов политической грамоты во всех военно-учебных заведениях была установлена I Всероссийским съездом представителей советских командных курсов. Программа обеспечивала освоение «. истории экономического развития, теории марксизма, истории революционного движения, российской революции, строительства советской власти и ее политики в различных областях жизни» [8, с. 44], понимание эксплуататорского характера капиталистических отношений, сущности империализма и пр.;

— развитием сети первичных партийных организаций в военно-учебных заведениях (партийная конференция коммунистов во-

енно-учебных заведений, партийные бюро военно-учебных заведений), тесным взаимодействием с партийными, политическими и культурными организациями на марксистской платформе [9; 10].

Политическое развитие курсантов советских военно-учебных заведений после Гражданской войны, когда руководство РККА от краткосрочных курсов перешло к многоуровневой системе военных училищ, наряду с их общеобразовательной и военной подготовкой признавалось в числе ведущих целей. Председатель Реввоенсовета СССР, нарком по военным и морским делам и руководитель военной реформой 1924-1925 годов М. В. Фрунзе неоднократно критиковал узость специфических военных знаний, которые, по его мнению, у военного руководителя должны базироваться на основе политических, социальных и экономических знаний [11]. В целом анализ процесса строительства системы командных кадров РККА на начальном этапе позволил исследователям выделить его ключевую проблему, отражающуюся на подходах к политическому воспитанию, — низкий уровень общего образования и культурного развития личного состава, что необходимо корректировать уже в процессе учебы. При этом классовый принцип комплектования военно-учебных заведений в ущерб общеобразовательной подготовке указывает на то, что руководство РККА все-таки сделало свой выбор в пользу приоритета идейной убежденности и твердой политической платформы будущих командиров.

Постепенно преодолевая данное противоречие, система военного образования СССР усложняла содержание политической подготовки командиров РККА. В канун Великой Отечественной войны политическая подготовка основывалась:

— на марксистко-ленинской идеологии как основе мировоззрения командира;

— философских теориях марксизма и ленинизма, диалектического материализма, марксистско-ленинского учения о войне;

— знаниях в области политической экономики, экономической политики СССР, достаточных для понимания экономической подоплеки политических явлений и процессов;

— глубоких знаниях всеобщей истории, истории России и СССР, истории партии и социалистических движений в мире, обеспечивающих системный взгляд на военную политику и понимание ее культурно-исторических факторов;

— методической грамотности в организации партийно-политической работы с личным составом [12].

На наш взгляд, примечательным является тот факт, что требования к политической подготовке командира РККА, в отличие от других дисциплин учебного плана, раскрывались далеко не только через традиционные знания, умения и навыки. От командира требовалась идейная убежденность, преданность делу партии, умение видеть проблему и формировать политические выводы и т. д. Таким образом, политическая подготовка в большей степени, чем другие дисциплины, становилась результатом воинского воспитания.

В 1942 году, в ходе Великой Отечественной войны, был окончательно упразднен институт военных комиссаров, то есть восстанавливался принцип единоначалия при одновременном делегировании командиру руководства политической работой в подразделении, части. «Великая Отечественная война с немецкими захватчиками закалила наши командные кадры, выдвинула огромный слой новых талантливых командиров, испытанных в боях и до конца верных своему воинскому долгу и командирской чести, — сказано в указе «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». — В суровых боях с врагом командиры Красной Армии доказали свою преданность нашей Родине, приобрели значительный опыт современной войны, выросли и окрепли в военном и политическом отношениях» [13]. Естественно, это решение определяло очередное усложнение требований к личности офицера, который по уровню политической подготовки (знаниям и представлениям, идейной убежденности, общеобразовательной и культурной базе) не должен был уступать комиссару.

В послевоенное время проблема политической подготовки офицеров приобрела научный характер и разрабатывалась преимущественно с позиции деятельностного подхода (ГА. Ашев, Н.В.Бакаев, А. В. Барабанщиков, Н.П. Сторо-женко, Н. Ф. Феденко и пр.). Именно поэтому в советское время чаще употребляется понятие «подготовка», чем «воспитание», хотя последнее составляет большую часть процесса политической подготовки. Политическая подготовка офицера изучалась как процесс и как одна из сторон, граней результата его обучения и воспитания. Одновременно с этим усиливается внимание к общим философским, социальным и историко-культурным основам политической подго-

товки, то есть ее понимание и трактовка в военно-научной литературе, на наш взгляд, постепенно приближались к категории «культура».

Политическая подготовка военнослужащих, в том числе и офицерского состава Вооруженных Сил СССР, рассматривалась как «... система мероприятий по идейно-политическому воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ» [14]. Значение политической подготовки офицера в послевоенное время подтверждается тем, что она была рядоположенным явлением с боевой подготовкой, а не частью последней. В установочных документах цели и результаты политической подготовки, обращенные к личности, раскрывались через:

— коммунистическое мировоззрение офицера;

— его боевые и морально-политические качества;

— осознание патриотического и интернационального долга [15].

Сравнительный анализ программ политической подготовки в послевоенные годы показывает, что требования к качествам личности, которые определяют результат политической подготовки, постоянно усиливались. Тем не менее основываясь на работах И. А. Алехина, А. В. Барабанщикова, П. Н. Городова, В. П. Давыдова и В. П. Луценко, В. П. Иванова, Н. С. Кравчуна и других авторов, посвященных вопросам организации обучения и воспитания советских офицеров, мы предположили, что проблема не решается только с позиции деятельностного подхода, поскольку такие образования личности, как политическое мировоззрение и политическое сознание, не могут формироваться исключительно в военном образовании, они являются культурно, исторически и социально обусловленными.

Поиск глубоких личностных оснований воспитания офицера вообще характерен для советской военной науки и для заявленной проблемы в частности. В ряде исследований послевоенного периода, выполненных, например, И. И. Власовым, В. И. Михеевым, В. Г Чмыховым и другими учеными, политическая подготовка офицера как результат практически отождествлялась с ее идеологическим и философским базисом — марксистско-ленинским учением, его освоением и использованием в профессиональной деятельности. С данных позиций предполагалось не столько развитие системы знаний и представлений, сколько формирование марксистко-ленинского мировоззрения, идео-

логически верного взгляда на политические события и явления, определенной системы ценностей и мотивов партийно-политической деятельности офицера, встроенной в его профессиональную деятельность. В этот же период сложилась практика обязательной партийности среднего и старшего командного состава, то есть политические взгляды офицера преимущественно определялись с партийной платформы. В существовавшей системе политической подготовки офицеров Вооруженных Сил СССР марксистско-ленинская подготовка рассматривалась как основная форма, используемая наряду с политической учебой и практической партийно-политической работой.

Таким образом, советский этап разработки проблемы политического воспитания офицера, с полным правом можно назвать фундаментальным, поскольку выполненные в это время исследования и накопленный (в том числе и богатый военный) опыт:

— раскрыли глубокие личностные основания субъективной политической позиции офицера;

— выявили потребность общеобразовательного и культурного базиса политического воспитания;

— доказали необходимость не только политического обучения, но и политического воспитания офицера как субъекта военно-политических отношений;

— продемонстрировали социальную, культурную и историческую обусловленность политического воспитания офицера как результата;

— актуализировали научную задачу более точного определения результата политического воспитания.

В конце XX — начале XXI века проблема политического воспитания разрабатывалась с позиции не только деятельностного, но и многих других методологических подходов к пониманию педагогических явлений и процессов, в том числе и культурологического подхода. В исследованиях В. Н. Абрамова, А. Ф. Тумило-вича, В. О. Храмова и других ученых доказано, что ключевым процессом политического воспитания офицера может быть развитие политической культуры личности. Становится очевидной нацеленность воспитания на мировоззренческие основы поведения офицера как субъекта политики, выделяются культурно и исторически обусловленные факторы, формирующие его политическую позицию, принятие моделей политических решений и полити-ческихдействий.

Современных исследований в области политического воспитания офицера и курсанта военного вуза значительно меньше, поскольку научная общественность весьма осторожно относится к проявляющейся политической стороне военно-профессиональной деятельности. Кроме того, политическое воспитание не является самостоятельной частью воинского воспитания, определенной на концептуальном уровне [16], а постановка и решение данной проблемы соприкасаются с неоднозначно оцениваемыми проблемами идеологии воспитания [17], статуса и функций армии как политического института [18; 19], политической жизни военнослужащих, их политических прав и обязанностей, ограничений в участии. В работах современных авторов (И. В. Дениско, Ю. А. Коробова, О. Н. Монахова, А. П. Нахимова, Е. Я. Подлесного и др.] доказывается определяющая роль социально-исторического опыта политической жизни, накопленной обществом и армией, офицерским корпусом в формировании политической культуры офицера. Одновременно с этим авторы ставят проблему освоения и интериоризации этого опыта, его творческого использования в профессиональной деятельности офицера, что, собственно, и определяет уровень развития личной политической культуры.

Социально-исторический опыт — это одна из базовых категорий социально-исторического детерминизма, сближающего деятель-ностный и культурологический подходы к определению педагогических явлений и процессов. Во-первых, социально-исторический опыт выступает в единстве исторического и социального, то есть может быть рассмотрен не только в системе социальных (в том числе и политических) отношений, но и имеет историческое развитие. Во-вторых, опыт реализуется во взаимоотношениях предыдущих и последующих поколений и предполагает наличие преемственности, но одновременно деструкции и творческого преобразования. В-третьих, как следствие, социально-исторический опыт передается через обычаи, традиции, нормы, обряды и через новации. В-четвертых, опыт по своей природе духовно-материален, то есть является наиболее близким к категории «культура», результатом какой-либо деятельности.

Мы, разумеется, не можем решить методологическую проблему, связанную с достижением единства в понимании категории социально-исторического опыта, но в рабочем определении учитываем его атрибутивные характеристики. В отношении же природы соци-

ально-исторического опыта сошлемся на докторскую диссертацию В. А. Тихонова, который опирается на идентичность сущности социального и исторического опыта и определяет его как «... исторически накапливающийся, отражающийся в общественном сознании и деятельности общественных субъектов комплекс реальных, относительно неопровержимых свойств и закономерностей социального бытия и общественного развития» [20, с. 14]. Это, по мнению автора, вполне конкретные знания, выводы, модели и примеры, обеспечивающие регулирование любой практики.

Социально-исторический опыт, необходимый для развития политической культуры офицера, — это накопленный обществом, вооруженными силами, офицерским корпусом в процессе их исторического развития динамично меняющийся комплекс реальных свойств и закономерностей политической действительности, политической стороны деятельности армии, взаимодействия политических субъектов, выражающийся в конкретных знаниях, традициях, обычаях, нормах, выводах, моделях, примерах и т.д. Освоение курсантом военного вуза данного социально-исторического опыта, а также его использование в решении профессиональных задач с политическим контекстом являются эффективными механизмами развития политической культуры будущего офицера. Данное положение основано на базовых теориях культурологического подхода в педагогике (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, Г И. Гайсина, В. П. Борисен-ков, О. В. Гукаленко и А. Я. Данилюк, Н.Б. Крылова, М. И. Ситникова и И. Ф. Исаев, др.). Мы считаем социально-исторический опыт политической деятельности и взаимодействия субъектов политики, накопленный обществом, Вооруженными силами Российской Федерации и их офицерским корпусом, содержательной основой политического воспитания курсантов военного вуза.

Основываясь на анализе проблемы политического воспитания офицера в историческом развитии, можно заключить, что в практическом решении задачи моделирования политического воспитания курсантов военного вуза с позиции методологического культурологического подхода можно опереться на три группы теорий:

— концепции и теории целенаправленного развития политической культуры личности в образовательных системах;

— базовые теории организации военно-педагогических процессов в целом и воинского

воспитания в частности в их современном прочтении;

— теории развития профессиональной культуры курсантов (политической культуры в частности) в воспитательном процессе военного вуза.

При организации систем политического воспитания следует также использовать положения теорий в области моделирования педагогических явлений и процессов (А. Н. Дахин, Е. А. Лодатко, О. А. Остапенко, В. А. Ясвин и др.). Перечисленные теории позволяют разрабатывать систему политического воспитания курсантов в образовательном процессе современного военного вуза.

1. Месснер Е., Вакар С., Вербицкий С. Российские офицеры // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. М.: Военный университет: Русский путь, 2000. 639 с.

2. Брусилов А. А. Мои воспоминания. М. : Вече, 2013. 286 с.

3. Деникин А. И. Очерки русской смуты. М.: Айрис-пресс, 2015. Кн. 1. 219 с.

4. Драгомиров М. И. Избранные труды: Вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л. Г. Бескровного. М. : Воениздат, 1956. 687 с.

5. Голль Ш. де. На острие шпаги. М. : Европа, 2006. 240 с.

6. Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Декреты Советской власти. М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. I. 627 с.

7. Положение о военном комиссаре //ЦГАКА, ф. 8, оп. 7, д. № 34, лл. 31-34.

8. Главное управление военно-учебных заведений. 1917-1920: Обзор деятельности. М. : Издание Главного управления военно-учебных заведений, 1920. 725 с.

9. Бакаев Н. В. Партийное влияние: Заметки о марксистско-ленинской подготовке офицеров. М. : Воениздат, 1961. 87 с.

10. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в СССР. Новосибирск : НВВПУ, 1991. 261 с.

11. Фрунзе М. В. Избранные произведения. М. : Воениздат, 1977. 480 с.

12. О постановке учебной работы в военных академиях РККА : постановление РВС СССР от 9 ноября 1932 г. //ЦГАКА, ф. 33989, оп. 7, д. № 97, л. 41.

13. Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной армии [Электронный ресурс] : указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. иЯЬ: http://Www.libussn.ru/doc_ussn/ ussr_4371.htm (дата обращения: 05.09.2016).

14. Словарь военных терминов / сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. М. : Воениздат, 1988. С. 189.

1 5. Учебные и тематические планы политической подготовки для высших офицерских школ и курсов усовершенствования офицерского состава Министерства Вооруженных сил Союза ССР / Глав. полит. упр. вооруж. сил СССР. М. : Воениздат, 1947. 27 с.

16. Об организации работы с личным составом в Вооруженных силах Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны Рос-

сийской Федерации № 655 от 12.10.2016 г. URL: http://vww.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=680435#0 (дата обращения: 27.04.2017)

17. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 24 с.

18. Колесниченко К. Ю. Армия и политика: теория и практика прикладного политического анализа : моногр. Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2014. 141 с.

19. Родачин В. М. Армия и политическая власть //Военная мысль. 1993. № 5. С. 12-19.

20. Тихонов В. А. Философско-методологические основания анализа исторического опыта : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01, 09.00.11. Самара, 2007. 264 с.

УДК/UDC 378.183 И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан

I. Rassokhina, Y. Arshinova, M. Bilan

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

VOLUNTEER ACTIVITIES AS MEANS OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Статья посвящена изучению влияния волонтерской деятельности на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов вуза гуманитарных направлений. Описаны результаты исследования мотивации волонтерской деятельности студенческой молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to studying the impact of volunteer work on the formation of humanities majors' cultural and professional competence. The results of students' volunteering activities motivation study are also presented.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты вуза, мотивы, мотивация волонтерской деятельности, профессионально значимые компетенции.

Keywords: volunteering, university students, motives, motivation of volunteer activities, professionally relevant competence.

В настоящее время высшее образование переходит на уровневую систему и компетент-ностно-ориентированный подход, который направлен на формирование практико-ориен-тированного обучения. Ключевыми образовательными компетенциями в высшем профессиональном образовании являются компетенции, обращенные к личностному развитию студента, что позволяет создать условия для развития более зрелой, автономной, способной к быстрой адаптации к профессиональной де-

ятельности, конкурентоспособной, творческой, осмысленной и продуктивной личности студента, будущего профессионала. Кроме того, современному специалисту предъявляются требования готовности действовать в нестандартных ситуациях и нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

Идеология формирующегося гражданского общества дает возможность каждому гражданину нести солидарную ответственность за все процессы, касающиеся социальной сферы, принимать посильное участие в решении вопросов местного сообщества. Институт гражданского общества актуализирует волонтерскую (добровольческую) деятельность для поддержания ценности социальной солидарности. Сегодня добровольчество оформляется в важный самостоятельный социальный институт гражданского общества, активно развиваются формы и направления этой деятельности.

В современных условиях развития высшего образования именно к студенческой молодежи предъявляются особые требования активного включения в волонтерскую деятельность. Участие в добровольческой деятельности для студента становится важным условием формирования необходимых общекультурных компетенций (для студентов гуманитарных направлений — общепрофессиональных компетенций), освоения социальной практики, нара-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.