4. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy patrioticheskogo vospitaniya voennyh kadrov. Novosibirsk: NGU, 2001.
5. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.
6. Kalugin Yu.E. Samoobrazovanie, formirovanie gotovnosti kprofessional'nomu samoobrazovaniyu. Chelyabinsk: YuUrGU, 2000.
7. Sychkova N.V. Vospitanie tvorcheskogo otnosheniya k usvoeniyu professional'nyh znanij u studentov vuza v issledovatel'skoj deyatel'nosti. Magnitogorsk: MaGU, 2000.
8. Vishnevskaya L.P., Vishnevskaya G.V. Samoobrazovanie kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2009; 12 (16): 156 - 158.
9. Samoobrazovanie. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2003.
10. Samoobrazovanie. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak; Moskva: OLMA-PRESS, 2004.
11. Ban'kovskaya N.I. Issledovanie motivacionnyh harakteristik samoobrazovaniya studentov. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2010; 2: 282 - 294.
12. Lebedeva V.P. Samoobrazovanie i puti professional'nogo rosta uchitelya novoj shkoly. Psihodidaktika v teorii i praktike razvivayuschego obrazovaniya. Chernogolovka, 2011.
13. Fomashina I.V. Organizaciya samoobrazovaniya buduschih voennyh specialistov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2007; 45: 433 - 466.
Статья поступила в редакцию 30.11.15
УДК 37.035.7
Makarenko V.S., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Mardakhaev L.V., Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social and Family Pedagogy, Russian State
Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ACTIVE POSITION OF MOTHERLAND DEFENDERS IN CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The article analyzes modern pedagogical conditions of improvement of activity to the formation of the active position of defenders of Russia at cadets of military schools. Pedagogical conditions of success of the specified activities (socio-pedagogical, organizational-pedagogical, environmental), their nature and contents are described. The paper explains the specific role of formation of a professionally active component in the active position of Russian defenders. The main directions of formation and consolidation of staff cadets are given. The study defines a hierarchy of organizational-pedagogical conditions of successful formation of the active position of students. The research is based on the analysis of scientific literature and pedagogical practices of professional education in military universities. The work presents ways of improvement of process of forming of the active position of soldiers, who defend their country.
Key words: ways and pedagogical conditions of formation of active position, defenders of motherland, cadets of military university.
В.С. Макаренко, соискатель Российского государственного социального университета, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Л.В. Мардахаев, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной и семейной педагогики Российского государственного
социального университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПУТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА У КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье анализируются современные педагогические условия совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов военных вузов. Определены педагогические условия успешности указанной деятельности (социально-педагогические, организационно-педагогические, средовые), сформулированы их сущность и содержание. Особая роль отводится формированию профессионально-деятельностного компонента активной позиции защитника Отечества, активу курсантского подразделения. Определены основные направления формирования и сплочения коллектива курсантов. В ходе исследования была определена иерархия организационно-педагогических условий успешности формирования активной позиции обучающихся. На основе анализа научной литературы и педагогической практики профессионального воспитания в военных вузах представлены пути совершенствования процесса формирования активной позиции защитника Отечества у курсантов.
Ключевые слова: пути и педагогические условия формирования активной позиции, защитник Отечества, курсанты военного вуза.
Основные пути совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов во многом определяются существующими и целенаправленно создаваемыми педагогическими условиями.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «условие» определяется как:
«1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.
4. Правило, установленное в какой-либо области жизни, деятельности.
5. Обстановка, в которой происходит осуществление чего-либо: хорошее условие для работы... Действовать в благоприятных условиях...
6. Данные, из требований которых следует исходить.
В условиях чего, при наличии чего окружающего, обуславливающего, сопутствующего» [1].
Сопоставляя ранее сказанное с приведённым определением можно предположить, что условия различных уровней можно подразделить на «благоприятные» и «неблагоприятные».
В философии условие трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых
он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, ту обстановку, в которой последние возникают и развиваются [2, с. 497].
В комплексе педагогических условий нами выделяются социально-педагогические, организационно-педагогические, психолого-педагогические, средовые условия.
В ходе исследования в качестве наиболее значимых курсантами, преподавателями и командирами курсантских подразделений были выделены такие социально-педагогические условия, как наличие общегосударственной государственно-патриотической идеологии и ценностей, единство и согласованность систем воспитания разного уровня, гуманизация военно-профессиональной среды.
Анализ подходов к проблеме организационно-педагогических условий образовательной деятельности (В.А. Сластенин, В.П. Беспалько, В.К. Дьяченко, И.А. Зимняя, А.Д. Лопуха, Н.И. Во-йтина, Н.В. Федина, И.С. Якиманская, Е.И. Козырева, А.В. Ива-
нов и др.) позволяет понимать под комплексом организационно-педагогических условий успешного формирования активной позиции защитника Отечества совокупность объективных организационных условий успешности образовательного процесса.
А.И. Подберезкин делит их на организационные и педагогические: «Организационные условия - совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом, а под педагогическими условиями понимаем совокупность целенаправленного образовательного процесса» [3, с. 47].
Детально организационно-педагогические условия не описаны в научной и учебной литературе, хотя этот термин постоянно используется в различных педагогических публикациях. В нашем случае к организационно-педагогическим мы относим условия обеспечения успешности организации и управления процессом формирования активной позиции защитника Отечества курсантов. В этом смысле основными признаками указанного понятия являются:
1. То, что они отражают отношение процесса формирования активной позиции защитника Отечества к окружающим его явлениям (условиям), без которых этот процесс успешно существовать не может.
2. Организационно-педагогические условия обеспечивают наиболее эффективное протекание педагогического процесса, обеспечивают его упорядоченность и целесообразность.
3. Это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса формирования активной позиции защитника Отечества.
4. Организационно-педагогические условия - совокупность объективно существующих содержания, форм, методов и социальной культурно-образовательной среды, направленных на решение задач формирования активной позиции курсантов.
5. В главном - организационно-педагогические условия играют роль правил, которые обеспечивают успешную организацию, протекание процесса формирования активной позиции защитника Отечества и управления им.
Исходя из сказанного, мы понимаем под организационно-педагогическими условиями обеспечения успешности формирования активной позиции защитника Отечества совокупность организационно-управленческих и материальных средств, мер, возможностей, обстоятельств управленческого воздействия, взаимодействия и материального обеспечения успешности образовательного процесса. К указанным организационно-педагогическим условиям, выявленным в ходе исследования, относятся высоко оцененные обучаемыми, педагогами и командирами подразделений: реализация программно-целевого государственно-патриотического подхода в воспитании курсантов; организация повышения квалификации педагогических работников в специализированных структурах МО РФ; качественная организация кадрового отбора профессорско-педагогического и командного состава, мониторинга успешности формирования качеств личности курсантов; создание современной учебно-материальный базы обучения. В таблице 1 представлена их иерархия.
Указанные условия создавались в ввузе как путем совершенствования существующей учебно-материальной базы (локальные информационные учебные сети, новые компьютерные классы, электронные библиотеки, контрольно-обучающие программы), так и создания новых систем обеспечения образовательного процесса (управленческих, хозяйственных, мониторинга учебного процесса). В настоящее время решается вопрос создания новой полевой учебно-материальной базы училища, на что выделены значительные средства.
Проблема повышения квалификации педагогов решалась путем организации взаимодействия с существующими гражданскими вузами гг. Новосибирска, Барнаула, Томска, Кемерово, Омска, где было подготовлено свыше 20 педагогов высшей квалификации, повысило квалификацию 120 человек, и реализацией аккредитованной программы «Преподаватель высшей школы» в рамках училища согласно полученной нами лицензии. В 2009-2012 годах было подготовлено около 150 преподавателей с квалификацией «Преподаватель высшей школы».
Проблема совершенствования кадрового подбора преподавателей и командиров курсантских подразделений решается путем внедрения конкурсной системы отбора среди военнослужащих из войск, имеющих высокую военно-профессиональную подготовку, а также из числа выпускников военных учебно-научных центров (военных академий). Конкурсной является и система последующего продвижения по службе, что особенно важно в целях преодоления отрицательных последствий реформирования военного образования А.Э. Сердюковым.
Достаточно много сделано руководством ввуза по компьютеризации учебного процесса. Имеющиеся ограничения в этой области связаны с требованиями режима соблюдения государственной тайны. Повышение качественного отбора абитуриентов соблюдается в рамках Закона РФ «Об образовании», его ужесточение ограничено рамками ЕГЭ, профессионально-психологического отбора и требований к физической подготовленности.
Необходимо отметить, что образовательный уровень поступающих по результатам ЕГЭ существенно снижается. Многие поступающие медленно читают, порой проявляют непозволительную неосведомленность в истории страны, низкую грамотность.
Психолого-педагогические условия - это существенные обстоятельства, влияющие на психику военнослужащих и воинских коллективов при осуществлении ими образовательной деятельности, от которых зависит ее успешность. Их сущность развивается в трудах В.Г. Леонтьева, Е.Н. Шиянова, С.Л. Рубинштейна, Д. Узнадзе, В.О. Волкова, И.В. Михалец и др. По их мнению, психолого-педагогические условия - это комплекс условий, компонентов образовательного и воспитательного процесса, совокупность психологических механизмов и факторов. Целью их реализации является обеспечение психолого-педагогического сопровождения формирования качеств личности обучаемых. В качестве основных факторов формирования ценностных ориентаций курсантов выступают: умение курсантов оценивать приоритетные ценности; конформизм, продуктивные ценности,
Таблица 1
Иерархия организационно-педагогических условий успешности формирования активной позиции
защитника Отечества курсантов
№ п/п Организационно-педагогические условия формирования активной позиции курсантов Ранг условия
курсанты преподаватели
1. Повышение квалификации педагогов. 2 2
2. Создание современной учебно-материальной базы. 1 1
3. Мониторинг формирования активной позиции курсантов как аттестационный показатель. 5 7
4. Государственная программа государственно-патриотического воспитания. 7 6
5. Кадровый отбор командного и преподавательского состава ввузов на конкурсной основе. 3 3
Совершенствование планирования образовательного процесса. 8 8
Усиление контроля учебного процесса. 9 9
Расширение отчетности по воспитательной работе. 10 10
Использование информационно-компьютерных технологий. 4 5
Повышение качества профессионального кадрового отбора абитуриентов. 6 4
ориентированные на будущую офицерскую профессиональную деятельность.
К основным психолого-педагогическим условиям успешности формирования активной позиции защитника Отечества у курсантов опрошенные курсанты, преподаватели и командиры курсантских подразделений достаточно консолидированно отнесли высокую мотивацию курсантов к офицерской службе, наличие значимых для них стимулов, комфортный морально-психологический климат в курсантском подразделении, господство положительного общественного мнения. Они считают их важными в формировании ценностных ориентаций в процессе обучения.
1. Вышесказанное свидетельствует о том, что современная дидактика определяет педагогические условия как факторы образовательного процесса, обеспечивающие его успешность.
2. В дидактике и теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают педагогические процессы, необходимое поле развития, включающее механизмы и факторы формирования качеств личности.
3. Педагогические условия являются «структурной оболочкой» педагогических моделей и технологий, в которых реализуются компоненты процесса формирования активной позиции защитника Отечества курсантов, определяют их успешность.
Ниже представлены пути совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества курсантов.
Для успешного формирования активной позиции защитника Отечества в условиях воинской деятельности важнейшее значение имеет сформированность научного мировоззрения у курсантов. При этом следует добиваться органического единства глубоких знаний с твердыми профессиональными убеждениями, социально-политической активностью и морально-нравственными установками.
Важно, чтобы каждый курсант глубоко осознал реальную опасность развязывания новой войны и сделал для себя выводы о необходимости отличного овладения офицерской специальностью, укрепления дисциплины, организованности и порядка, образцового несения службы и активно реализовывал их в своей практической деятельности, занимал активную позицию защитника Отечества.
Формирование научного мировоззрения способствует выработке у обучаемых соответствующих ценностных ориентаций, сквозь призму которых они воспринимают предъявляемые требования, происходящие события, поведение своих товарищей по службе. Процесс идет более успешно, если воинское воспитание курсантов дополняется систематическим и целеустремленным нравственным воспитанием на основе требований воинской морали, военной присяги и воинских уставов. Тем самым формируются правильные критерии оценки личностных качеств, достоинств и недостатков сослуживцев, требований командно-педагогического коллектива.
Формируя научное мировоззрение и ценностные ориентации у курсантов, командиры и преподаватели тем самым оказывают влияние и на процесс формирования у них разумных потребностей и широких социальных мотивов деятельности, выступающих важнейшим источником активности личности. Разумные потребности - это такие потребности человека, которые соответствуют его личным возможностям, а способы их удовлетворения - нормам военно-профессиональной морали. В них правильно сочетаются материальные и духовные, общественные, коллективные и личные потребности, а их удовлетворение способствует всестороннему и гармоничному развитию личности будущего офицера.
Исключительно важное значение имеет формирование у каждого курсанта внутренней потребности в добросовестном выполнении воинского долга, а также широких социальных мотивов деятельности: воинского долга, преданности Отечеству, своему народу и т. п. Такая мотивация, если она сформирована, способствует активизации творческих возможностей, интеллектуального потенциала обучаемых, без чего невозможны успешное овладение специальностью, формирование и развитие активной позиции защитника Отечества. Активизация интеллектуального потенциала, познавательной деятельности предполагает, кроме формирования широких социальных мотивов, побуждающих проявлять активность на занятиях, проблемное изложение учебного материала, вызывающее интерес к нему, постоянное поддержание контакта с аудиторией, создание атмосферы творческого поиска и состязательности, высокую требовательность к слушателям и т. д.
В активизации позиции курсантов большую роль играет формирование у них эмоционально-волевой сферы, соответствующей требованиям, предъявляемым офицерской воинской службой. Речь идет о воспитании высоких морально-политических чувств и волевых качеств. Это достигается военно-исторической пропагандой героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны, при выполнении интернационального долга по оказанию помощи афганскому народу, в защите единства России в 90-е годы XX века, глубоким разъяснением сложности современной международной обстановки и необходимости высокой боевой готовности. Для воспитания у курсантов волевых качеств необходимо создать условия, позволяющие им накапливать опыт преодоления трудностей воинской службы, закалять волю.
Формирование профессионально-деятельностного компонента активной позиции защитника Отечества предполагает совершенствование профессиональной подготовки, обеспечение качественного освоения оружия и боевой техники. Добиться этого можно, лишь опираясь на знание закономерностей развития и функционирования психических познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и др. Важно учитывать также закономерности усвоения знаний, выработки навыков и умений, возможности применения в учебном процессе современных технических средств.
Большое влияние на активизацию позиции курсантов оказывает зрелое коллективное мнение. В коллективном мнении оценки происходящих событий даются с позиций идеологии и политики российского государства и общества, оценки поведения военнослужащих - с точки зрения требований военной присяги и воинских уставов. Для формирования такого мнения следует непрерывно повышать научно-теоретический уровень курсантов, их профессиональную сознательность, нравственную воспитанность, тщательно готовить все виды собраний личного состава, являющихся официальной формой выражения коллективного мнения, обеспечивать возможность свободного изложения и отстаивания своей точки зрения. Все это будет способствовать поддержанию здоровых настроений в воинских коллективах, их влиянию на участие в формировании социальной и профессиональной позиции обучаемых.
В работе необходимо учитывать особенности коллективных настроений: преимущественную обусловленность социальными факторами, условиями жизнедеятельности курсантов, большую побудительную силу, заразительность, динамизм, изменчивость.
Зрелое коллективное мнение, здоровое настроение являются важнейшей психологической предпосылкой успешности формирования активной позиции защитника Отечества. Особую роль в его формировании играет актив подразделения.
В работе по формированию положительных традиций и преодолению отрицательных командирам и преподавателям необходимо учитывать, что их зарождение и закрепление в коллективе - закономерный социально-психологический процесс, а поэтому может контролироваться и направляться. Для сознательной и целеустремленной выработки положительных традиций следует планировать социально значимые действия, разъяснять курсанту его роль, создавать положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности, обеспечивать достижение высоких результатов, давать им положительную оценку. В дальнейшем необходимо организовывать деятельность по оправдавшей себя модели, закреплять положительное отношение к ней.
Зрелое мнение воинского коллектива, положительные настроения, традиции, уставные взаимоотношения - всё это уже характеризует социально-психологическую атмосферу в таком коллективе как здоровую, способствующую активизации человеческого фактора. Вместе с тем важным признаком и проявлением такой атмосферы выступает сплоченность воинского коллектива. В социально-психологическом плане сплочение воинского коллектива означает организацию гибкой системы воздействия на межличностные отношения военнослужащих, создание здорового общественного мнения вокруг любых проявлений недисциплинированности. Для этого надо глубоко знать структуру и содержание отношений, состав и направленность микрогрупп, их лидеров, руководить процессом их включения в социально-полезную деятельность коллектив курсантов.
В военной психологии признано, что сплочение воинских коллективов проходит в процессе многообразной служебной деятельности. Именно в решении задач профессиональной подготовки будущих офицеров происходит их сближение. Установле-
ние связей между курсантами составляет основу интегративного социально-психологического феномена коллектива - сплочения. Г.Д. Луков прослеживал связь коллективной деятельности (де-ятельностного единства, эмоциональной идентификации) и высоконравственных отношений в процессе сплочения коллектива, используя категории из войсковой практики: «товарищеское воздействие», «пример для подражания» на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, «воспитательная роль воздействий», «сплочение» [4].
Исследование курсантских коллективов с позиций личност-но-деятельностного подхода, анализ опыта офицеров-воспитателей, преподавателей позволяют выделить ряд конкретных направлений по сплочению и формированию коллектива курсантского подразделения.
Первое и наиболее важное направление - это раскрытие высоких целей учебной и воспитательной деятельности, перспектив развития курсантского коллектива.
Постоянное разъяснение командиром, преподавателем стоящих перед курсантским коллективом образовательных задач создает у курсантов общий настрой, здоровую морально-психологическую атмосферу. Это побуждает людей мобилизоваться, сплотиться, совершенствовать свои гуманитарные, социально-экономические и военные знания, качественно решать служебные.
Второе направление - это культивирование среди курсантов так называемых отношений ответственной зависимости. В подразделении с учебной целью ведется квазипрофессиональная деятельность, курсанты исполняют командные, общественные и иные социальные роли, осваивают различные слу-жебно-должностные позиции. Курсанты при соподчинены, хотя они, как правило, и равны по воинскому званию. Благоприятные возможности для успешной реализации этого принципа заключены в учебно-воспитательной деятельности. Весь процесс учебно-служебной деятельности ставит курсантов в подобное положение. Командирам, преподавателям следует на всех занятиях создавать отношения ответственной зависимости, формирующей ответственность будущих офицеров.
Третье направление - расширение сферы общения членов курсантского коллектива. Суть работы в том, чтобы не допустить замыкания военнослужащих в рамках «землячеств», групп по интересам негативной направленности, таящих в себе опасность развития группового эгоизма. Поэтому весьма важным для сплочения коллектива является создание сетки позитивных коллективных связей, путем включения курсантов в состав временных
Библиографический список
малых групп. Осуществляя контакты с другими военнослужащими и подвергаясь их влиянию, курсанты попадают в ответственные зависимости, развивающие у них коллективизм, взаимную ответственность, предотвращает нездоровое соперничество и эгоизм.
Четвертое направление - включает организацию коллективной деятельности развивающей состязательность и взаимопомощь. Доказано, что для сплочения курсантского коллектива большое значение имеет чувство принадлежности к нему, развитие чувства коллектива.
Состязательность в психологическом плане является сущностью любого соперничества и следствием общественной жизни людей. В ней каждый человек или коллектив утверждает себя. Развитие состязательности не должно исключать взаимную помощь между курсантами и подразделениями.
Пятое направление - это воинские ритуалы как средство активизации деятельности курсантского коллектива. Осуществление данного средства предполагает формирование традиций, оформление смыслового и художественного содержания ритуалов, определения курсантскими подразделениями, самой процедуры выделения групп военнослужащих для их реализации. Цель подобных мероприятий - формирование чувства гордости, связанного с сознанием принадлежности к училищу, к Армии России в целом. Продуманность цели, места проведения, эмоциональность ритуала - важные факторы, обусловливающие возникновение коллективного сопереживания и повышающие эффективность воздействия такой торжественной процедуры. Все ритуалы должны строиться в соответствии с требованиями воинских уставов и характеризоваться глубиной идейного содержания, что помогает эффективнее сплачивать курсантский коллектив.
В НВВКУ разработаны, внедрены, прижились и вошли в практику ритуалы: «День училища», возложение цветов и венков к мемориалу «Героям-выпускникам», «День ВДВ», «День военной разведки».
Подведём краткий итог:
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий повышает успешность формирования активной позиции защитника Отечества курсантов.
2. Основными путями совершенствования процесса развития активной позиции является формирование научного мировоззрения, эмоционально-волевой сферы, соответствующей требованиям офицерской службы, использование мнения коллектива, раскрытие высокой цели офицерской профессии.
1. Условие. Толковый словарь русского языка. Под редакцией С.Н. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2006.
2. Условие. Философский словарь. Под редакцией И.П. Фролова. Москва: Политиздат, 1987.
3. Подберезкин А.И. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов школы милиции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2000.
4. Луков Г.Д. Психология. Москва: Воениздат, 1960.
References
1. Uslovie. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. Pod redakciej S.N. Ozhegova, N.Yu. Shvedovoj. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2006.
2. Uslovie. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.P. Frolova. Moskva: Politizdat, 1987.
3. Podberezkin A.I. Pedagogicheskie usloviya voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov shkoly milicii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2000.
4. Lukov G.D. Psihologiya. Moskva: Voenizdat, 1960.
Статья поступила в редакцию 03.12.15
УДК 371
Nikolaeva N.M., Physics and Mathematics teacher, Secondary General Education School № 39 (St. Petersburg, Russia),
Е-mail: [email protected]
STRUCRTURE-FUNCTIONAL MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF A SECONDARY SCHOOL. In the article, the author state objective, methodological, communicative, conceptual and organizational, analytical and effective components of the structural-functional model of gradual formation of corporate culture among the subjects of pedagogical process (pupils, teachers, parents) of a secondary school. The corporate culture of secondary school is a powerful strategic tool that allows addressing common challenges, mobilizing common initiative and ensuring effective communication of all parts of the school. The model of the process of formation of corporate culture in a secondary school should ensure consistency, continuity and sequence of development of this process. The main purpose of the developed model, is the formation of corporate culture among the subjects of pedagogical process (pupils, teachers, parents) of a secondary school.
Key words: methodological approaches, principles, mechanisms, factors, contents, human technologies, cluster communication, corporate culture.