Научная статья на тему 'Управление курсантами военного вуза как фактор качества современной профессиональной подготовки будущих специалистов'

Управление курсантами военного вуза как фактор качества современной профессиональной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CADETS / MANAGEMENT / VOCATIONAL TRAINING / WORLD OUTLOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенко Людмила Витальевна, Котенко Ирина Викторовна, Опошнянский Алексей Валентинович, Коржан Эдуард Алексеевич, Мингалев Вячеслав Владимирович

В статье охарактеризована инновационная практика управления курсантами в структуре педагогической деятельности военного вуза. Показано, как этот вид управленческой деятельности оказывает влияние на формирование мировоззренческих позиций курсантов в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котенко Людмила Витальевна, Котенко Ирина Викторовна, Опошнянский Алексей Валентинович, Коржан Эдуард Алексеевич, Мингалев Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A FACTOR OF QUALITATIVE MODERN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE EXPERTS

The paper presents an innovative experience of cadetsmanagement in the educational activities of the military university. The authors show how this kind of management activity affects the students during their vocational training, with the aim of worldview forming.

Текст научной работы на тему «Управление курсантами военного вуза как фактор качества современной профессиональной подготовки будущих специалистов»

УДК 378.6 Котенко Людмила Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Котенко Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Опошнянский Алексей Валентинович

кандидат философских наук, доцент филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Коржан Эдуард Алексеевич

военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Мингалев Вячеслав Владимирович

военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

УПРАВЛЕНИЕ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Kotenko Lyudmila Vitalievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Senior Research Associate, Subdepartment for Research Activity and Training of Teachers, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

Kotenko Irina Viktorovna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Air Force Academy, Krasnodar

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovich

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

Korzhan Eduard Alekseevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

Mingalyov Vyacheslav Vladimirovich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

MANAGEMENT OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A FACTOR OF QUALITATIVE MODERN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE EXPERTS

Аннотация:

В статье охарактеризована инновационная практика управления курсантами в структуре педагогической деятельности военного вуза. Показано, как этот вид управленческой деятельности оказывает влияние на формирование мировоззренческих позиций курсантов в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова:

военный вуз, курсанты, управление, профессиональная подготовка, мировоззренческие позиции.

Summary:

The paper presents an innovative experience of cadets' management in the educational activities of the military university. The authors show how this kind of management activity affects the students during their vocational training, with the aim of worldview forming.

Keywords:

military higher educational institution, cadets, management, vocational training, world outlooks.

Актуальность проблемы обусловлена требованиями, изложенными в современных законодательных и программных документах, которые обращают основное внимание на управление курсантами в военных вузах. Этот вопрос освещен в Законе РФ «Об образовании», постановлениях Российского союза ректоров, начиная с 1996-1998 гг.

Изучение соответствующих источников и документов позволило сделать вывод о том, что в основание образовательно-воспитательной деятельности учреждений, в том числе военных, была заложена известная концепция системно-целостного педагогического процесса.

Так, например, согласно высказыванию генерал-полковника, кандидата военных наук В.Ф. Кулакова, под технологией управленческой деятельности следует понимать совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование командиром управленческого инструментария. Она включает стратегию, тактику и технику управления [1, с. 230].

Становится понятным, почему в условиях образовательных учреждений педагог выступал скорее в роли координатора обучения, нежели управленца, и каковым он должен быть на самом деле.

С точки зрения военных педагогов (например, О.Ю. Ефремова), офицер является руководителем процесса обучения и воспитания военнослужащих. Они считают, что «в развитии вооруженных сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры - ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их подготовки, от способности и готовности к руководству подчиненным личным составом, обучению и воспитанию военнослужащих в решающей степени зависит успех подразделений, частей, соединений» [2, с. 332].

Самым же важным критерием деятельности управления курсантским коллективом, который оказывает влияние на эффективность учебной, методической, научной деятельности, на уровень межличностных отношений, организованность, является стиль управления офицера -руководителя педагогического коллектива.

Система психолого-педагогических воздействий офицера на курсантов обусловлена спецификой решаемых им учебных, воспитательных и других задач и объемом его должностных полномочий, а также личностными особенностями и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.

В теории и практике управленческой деятельности сложились различные подходы и методы руководства, такие как административные и морализаторские; деловые и бюрократические; директивные («формалистские»), коллегиальные («товарищеские») и попустительские («свойские»); автократические и демократические. Все они в той или иной мере могут проявляться в управленческой деятельности.

В целом из стилей управления наиболее эффективным надо признать ситуационный как гибкий, динамический стиль, последовательно изменяющийся в зависимости от складывающихся управленческих ситуаций. Наиболее же эффективно сочетание стиля с направленностью личности на основные аспекты педагогического взаимодействия, которое может характеризовать личностные ориентации руководителя, среди которых: собственный опыт, позиции и суждения.

Стиль управления офицерами может зависеть от конкретных условий, психологии, культуры, традиций. Исследования показали, что стиль управления зависит также и от многих ситуативных факторов. Кроме того, он обусловлен подготовленностью подчиненных решать поставленные задачи, нести ответственность за свое управление курсантами. Соответственно, в этом ключе осложнялось осуществление своевременной управляемой регулируемой деятельности с курсантами, педагогически выдержанной и грамотной.

С учетом сложившихся предыдущих обстоятельств не только педагоги, но и психологи стали задумываться о том, как повысить оценивание собственной управленческой деятельности, которая позволит современным педагогам военного вуза одновременно управлять курсантами и стимулировать собственную педагогическую работу.

Подобная двухсторонняя деятельность преподавателя в данном аспекте обеспечивает специфическую обратную связь, так как позволяет самому же преподавателю систематически определять характер собственного процесса управления курсантами и самим же его корректировать. Но нельзя сказать, что сегодня процесс управления курсантами военного вуза как фактор качества современной профессиональной подготовки будущих специалистов имеет только позитивные стороны.

Изучение архивных документов и анализ современной практики управления позволили сделать заключение о том, что в структуре педагогической управленческой деятельности военного вуза многое осложняется по объективным причинам, таким как:

- отсутствие возможности у высококвалифицированных военных офицеров и командиров принимать активное участие в управлении курсантами в связи с их руководящей работой;

- определенные ограничения, обусловленные спецификой военного вуза, для гражданских педагогов, которые не позволяют им осуществлять непосредственное руководство курсантами вне учебных занятий;

- снижение качества управления курсантами из-за отсутствия у офицеров педагогических знаний, умений и навыков;

- расслоение коллектива военного вуза в педагогической и офицерской среде из-за различного статусного положения среди офицеров и преподавателей;

- увеличение определенной дистанции между офицерами, командирами, военными преподавателями и педагогами в связи с привлечением их из других вузов, в том числе гражданских;

- отсутствие единой управленческой системы.

Другой серьезной проблемой управления в военном вузе является перегруженность курсантов учебными занятиями и воинскими заданиями, отсутствие у них достаточного количества свободного времени для восстановления физических сил в условиях ухудшения качественных

показателей жизни (возрастание стрессовых ситуаций). Соответственно, эти обстоятельства в жизнедеятельности курсантов в военном вузе приводят к резкому отчуждению от любой системы управления, в том числе самой позитивной. В связи с чем коллектив педагогов, военных специалистов, имеющих отношение к управленческой деятельности, должен быть ориентирован на оказание своевременной помощи курсантам в формировании у них ответственности, собранности.

Этот вопрос поднят не случайно. В настоящее время резко обострилась проблема рационального использования учебного времени у курсантов. Возможно, это связано с учебными программами профессионального образования, с увеличением их количества, разнообразием научно-методических разработок, учебных пособий, которые курсантам надо освоить в процессе самоподготовки. И здесь очевидным становится несовершенство в организации современного процесса управления курсантами. Правомерно возникает необходимость в контроле качества управления курсантами в условиях их самоподготовки, а также в необходимости расширения функциональных обязанностей педагогов, специально подготовленных для управленческой деятельности. Тем более если они признают не только то, что данный процесс позволяет им совершенствовать и расширять сферу управленческих знаний, но и то, что данные знания в области управления курсантами становятся более прочными и схематизированными. Безусловно, эта теория требует практической ее реализации в условиях военного вуза с целью подтверждения ее правомерности.

Таким образом, обратимся к доказательным примерам, которые характеризуют управляемую и регулируемую управленческую деятельность в военном вузе как качественную составляющую современной профессиональной подготовки будущих специалистов, содействующую формированию умений и навыков, развитию пространственно-образного мышления; способствующую формированию и привитию курсантам навыков самооценки.

Как очевидно, подобная система отвечает классическим основам управления. Тогда правомерно возникает вопрос: в чем же ключевое отличие системы управления курсантами в военном вузе? Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо понимать, что управленческая деятельность педагога военного вуза заключается не столько в проверке освоения курсантами учебного материала, сколько в понимании курсантами необходимости существования системы управления над ними. Педагогам, особенно начинающим свою практику в военном вузе, необходимо знать, что условием успешного функционирования управленческой системы в курсантской среде является четкое планирование учебного процесса, разбивка его на отдельные виды учебной и внеучебной деятельности, выполнение основных норм, правил воспитательных мероприятий. Также учебный процесс, который может быть продолжен на уровне выполнения расширенной самостоятельной работы, требует определенного управления.

Таким образом, обеспечивается непрерывная управленческая деятельность как на учебных занятиях, так и вне их. В таких условиях у педагогов появляется возможность повысить действенность и авторитет целостной и непрерывной системы педагогического управления в условиях военного вуза не только в курсантской среде, но и в коллективе офицеров и командиров. Однако прежде им самим необходимо определить, что же следует понимать под инновационной педагогической деятельностью, которая создает оптимальные условия профессионального развития не только курсантов, но и самих педагогов.

В этом русле следует признать научно-педагогический опыт Л.Л. Супруновой, Л.В. Лидак, О.А. Тарасовой, которые рассматривают самообразование и самовоспитание педагога как фактор совершенствования педагогического мастерства, как успешность педагогической деятельности. Они анализируют особенности личностного становления молодого педагога как управленца, от которого многое зависит. В их авторской редакции это звучит так: «Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием» [3, с. 221].

В различных научных источниках существует множество трактовок понятийного аппарата, который в обобщенном виде означает, что под педагогически целесообразным и регулируемым управлением значится не только добровольное выполнение курсантами определенных заданий, поручений, но и усовершенствование технологического процесса при выполнении каких-либо поручений в профессиональном военном образовании. В этом аспекте сегодня инновационная система управления в военном профессиональном образовании становится одной из важнейших подсистем социально-политической сферы, которая определена Правительством РФ, Военным министерством РФ. На этом основании структура управления курсантами, как и ранее в военном вузе, построена по принципу множественного подчинения исполнителей непосредственному руководителю военной службы, тогда как в инновационных условиях она расширена и на преподавателя в соответствии с его запланированными образовательно-воспитательными ресурсами.

Программно-целевая структура управления ранее предусматривала создание управленческих программ, в которых преобладала административно-командная и только потом - педагогическая. Отсюда у курсантов наблюдались безропотность по отношению к вышестоящему офицеру и агрессия к нижестоящему курсанту. Подобное характеризовалось как осознанно-послушное, агрессивно-послушное или послушно-агрессивное. Тем самым усиливается противоречие между активной, боеспособной, творческой личностью и негативным управленческим актом. С учетом инновационного аспекта сегодня разработана методология гуманистически ориентированного взаимодействия военных офицеров, преподавателей и курсантов, а также определены ценностно-смысловые направления их совместной деятельности, содержание работ по управлению курсантов в военном профессиональном образовательном учреждении. Разработаны инновационные технологии управленческого воздействия на примере регуляции грубости, авторитарности, излишнего ограничения и запретов, критерии и методы оптимизации образования посредством поощрения, всеобщего признания, награждения.

Представленная структура обучения курсантов военного университета находится во взаимоотношениях с другими вузами. В военном вузе сегодня определены конкретные направления, такие как управленческая, информационно-консультационная и научно-образовательная поддержка.

К нововведениям в сфере инновационной управленческой деятельности следует отнести педагогические инновации для развития и саморазвития курсантов, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения в условиях мирного и военного времени.

Ссылки:

1. Военная психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М., 1998. 384 с.

2. Военная педагогика : учеб. для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб., 2008. 640 с.

3. Супрунова Л.Л., Лидак Л.В., Тарасова О.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / под ред. Л.Л. Су-пруновой. Пятигорск, 2009. 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.