Научная статья на тему 'Совершенствование содержания процесса формирования нравственной культуры курсантов военно-учебного заведения'

Совершенствование содержания процесса формирования нравственной культуры курсантов военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДЫ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / КОМАНДИРЫ / CADETS / FORMATION / MORAL CULTURE / METHODS / EDUCATION / ACADEMIC TEACHING STAFF / COMMANDING OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириленко Владимир Васильевич

В статье на основе анализа деятельности командного и профессорско-преподавательского состава, офицеров по работе с личным составом рассмотрена проблема содержания процесса формирования нравственной культуры у курсантов военного вуза. В условиях реформирования и модернизации оборонных сил и средств Вооруженных сил России мировоззренческая ориентация курсантов военного вуза должна основываться на осознании ими своего места и роли в обществе, которые сегодня становятся определяющими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириленко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF STUDENTS’ MORAL CULTURE FORMATION IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Analyzing the activities of the commanding officers and the academic teaching staff, as well as the officers responsible for military personnel, the author discusses the issue of development of students’ moral culture in the military school. In the conditions of reformation and modernization of the defense forces and the Russian Armed Forces, the ideological values of military higher school students should be based on the understanding of their place and role in the society, which in our time is crucial.

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания процесса формирования нравственной культуры курсантов военно-учебного заведения»

УДК 378

Кириленко Владимир Васильевич

военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация:

В статье на основе анализа деятельности командного и профессорско-преподавательского состава, офицеров по работе с личным составом рассмотрена проблема содержания процесса формирования нравственной культуры у курсантов военного вуза. В условиях реформирования и модернизации оборонных сил и средств Вооруженных сил России мировоззренческая ориентация курсантов военного вуза должна основываться на осознании ими своего места и роли в обществе, которые сегодня становятся определяющими.

Ключевые слова:

курсанты, формирование, нравственная культура, методы, воспитание, профессорско-преподавательский состав, командиры.

Kirilenko Vladimir Vasilyevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF STUDENTS' MORAL CULTURE FORMATION IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Summary:

Analyzing the activities of the commanding officers and the academic teaching staff, as well as the officers responsible for military personnel, the author discusses the issue of development of students' moral culture in the military school. In the conditions of reformation and modernization of the defense forces and the Russian Armed Forces, the ideological values of military higher school students should be based on the understanding of their place and role in the society, which in our time is crucial.

Keywords:

cadets, formation, moral culture, methods, education, academic teaching staff, commanding officers.

В настоящее время в условиях реформирования ВС РФ и системы военного образования и воспитания остро стоит вопрос о подготовке всесторонне развитой личности курсанта, беззаветно преданного своему профессиональному делу. Особая роль в этом контексте отводится процессу формирования у будущего военнослужащего высоких личностных качеств. Нравственное воспитание курсантов приобрело еще большее значение в русле модернизации Вооруженных сил РФ, формирования их нового облика [1].

В целях достижения оптимальных результатов необходимо решить следующие задачи:

- выявить уровень развития морального и нравственного состояния курсантов, совершенствовать их способности к усвоению и выполнению нравственных требований воинского долга;

- осуществлять обогащение морального и нравственного состояния путем осознания принятых в обществе норм, принципов, идеалов, ценностей морали, нравственных требований военной присяги и воинских уставов;

- сформировать и затем закреплять устойчивые нравственные чувства саморегуляции и самоконтроля;

- вырабатывать нравственные убеждения и нравственно-ценностную систему ориентаций курсанта.

Для достижения высокого результата необходимо формировать целостный образ личности курсанта, который обладает прочными моральными принципами, знаниями, убеждениями, высокой культурой межличностного общения в коллективе, поступками, поведением, соответствующим уставным нравственным нормам и требованиям. Эта проблема общеизвестна, и она не раз попадала во внимание целого ряда ученых, профессорско-преподавательского состава военного вуза. Ей посвящена коллективная монография «Воинское воспитание курсантов...» [2]. И тем не менее без личного, индивидуального подхода мы не можем утверждать, что целый комплекс предписанных мер достигнет поставленной цели. Данной проблеме в военных вузах уделяется большое внимание, но при этом ставятся, к сожалению, не всегда согласованные цели воспитания. Нельзя затягивать этот процесс из-за известных военно-политических событий в мире.

Главной задачей педагогов должно стать формирование ценностных ориентаций личности с учетом возможностей курсанта. Ключевым звеном в их формировании должно стать выделение приоритетных ценностей, что настоятельно рекомендовал В.М. Андрощук в своем труде «Воспитание воинского долга курсантов.» [3]. В целом работа по формированию ценностей у курсанта включает в себя следующие моральные принципы:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 19)

- отношение к политике Российского государства, понимание хода и перспектив мирового развития, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, понимание моральных и духовных ценностей, стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

- отношение к Родине, другим странам и народам, любовь и преданность Родине, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, ответственность, доброжелательность ко всем странам и народам, культура межнациональных отношений;

- отношение к труду, добросовестный труд на общее и личное благо, соблюдение дисциплины труда;

- отношение к общественному достоянию и материальным ценностям, забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

- отношение к людям, коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

- отношение к себе, высокое сознание гражданского долга, честность и правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни, нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины, принципиальность, личное достоинство [4].

В процессе исследования определились некоторые выводы, которые сводятся к тому, что целесообразно разделить формируемые нравственные ценности на две группы. При этом в первую группу могут войти общечеловеческие ценности, формирование которых будет способствовать выработке определенной системы убеждений и взглядов, способствующих развитию нравственных качеств курсантов. Во второй группе могут быть ценности, способствующие формированию особых профессиональных качеств будущих офицеров. Одним из основных примеров нравственного воспитания является изучение курсантами теории морали, усвоение ими понятий и норм поведения согласно предложенной теории А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова,

H.И. Конюхова, Н.Ф. Феденко [5].

Безусловно, воспитательная работа проводится на основании и в строгом соответствии с руководящими документами. Наряду с планами воспитательной работы, существует комплексный план формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов, обучающихся по программам высшего профессионального образования Военной академии связи (филиал в г. Краснодаре). Между учебной и внеучебной деятельностью существует глубокая взаимосвязь. Как показывает опыт, чем выше качество обучения курсантов в вузах, тем более разносторонни их интересы и тем более активно они участвуют в общественной жизни учебного заведения.

Прописывая личную методику формирования нравственной культуры у курсантов военного вуза в соответствии с комплексной целевой программой формирования нравственной культуры курсантов, отметим, что целенаправленное воздействие осуществлялось по нескольким направлениям:

1) воспитание курсантов экспериментальной группы осуществлялось непосредственно в ходе образовательного процесса;

2) воспитание курсантов экспериментальной группы проводилось в ходе различных внеклассных мероприятий, включенных в программу педагогического эксперимента с обязательным использованием эмоционального компонента;

3) индивидуальная работа по формированию морального сознания и ценностных ориента-ций каждого курсанта экспериментальной группы проходила в зависимости от того, какой уровень нравственной воспитанности был выявлен у курсанта в ходе констатирующего эксперимента.

Результатом опытно-экспериментального анализа стала схема (рисунок 1), составленная на основе комплексной целевой программы по формированию нравственной культуры курсантов военного вуза.

Ссылки:

I. Подготовка офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации : справ. специальностей. М., 2004. С. 17-18.

2. Воинское воспитание курсантов военно-учебных заведений. М., 2003. С. 10-13.

3. Андрощук В.М. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях (исследование на материалах вузов войск связи) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. С. 59.

4. Тимофеева М.Н. Нравственное воспитание как процесс формирования личности будущих офицеров : сб. науч. ст. М., 2008. С. 125.

5. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.И. Конюхов, Н.Ф. Феденко. М., 1987. С. 52.

Задачи комплексной программы:

Формирование нравственного

сознания курсантов Формирование и развитие эмоциональности.

Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Цель -воспитание нравственной культуры

Основные методологические принципы:

Личности о-ориентированный подход. Деятел ьностный подход. Поли субъектный подход. Культурологический подход. Этнопедагогический подход. Антропологический подход.

Методы нравственного воспитания: Методы формирования морального сознания личности: убеждение, пример, разъяснение, внушение, этическая беседа, диспут.

Методы организации деятельности: упражнения, требования (косвенные), поручения. Методы стимулирования поведения: поощрение, одобрение, соревнование.

Воспитательные средства:

Формирование необходимых условий для самовоспитания и самосовершенствования курсантов. Моральное стимулирование.

Создание необходимой психологической атмосферы. Формирование особой педагогический среды.

Основные формы работы:

Курс «Нравственная культура личности».

Конкурсы и олимпиады по предметам

Научно-практические конференции.

Встречи с ветеранами и выпускниками.

Участие в проведении воинскмх ритуалов.

Посещение театров, музеев выставок, просмотр фильмов.

Работа «Клубам.

Межвузовские мероприятия: олимпиады, конференции.

Рисунок 1 - Комплексная программа формирования нравственной культуры

курсантов военного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.