Научная статья на тему 'Особенности организации воспитательной работы в военном вузе'

Особенности организации воспитательной работы в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ / ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО ВОИНА / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / EDUCATION OF STUDENTS / THE IDENTITY OF THE SOLDIER OF THE FUTURE / THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царева Н. А.

В основе всей военной культуры лежит культура личности воина. В военном образовании особое внимание уделяется формированию духовных и социально значимых качеств личности будущего воина. В воспитательном процессе должны координированно участвовать все должностные лица военного вуза: от начальника военно-учебного заведения и членов Ученого совета до библиотекаря и флотского священника. Для успешности воспитания у курсантов качеств гражданина-патриота и военного профессионала важно, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целенаправленно, профессионально и охватывал все стороны жизни и деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of organization of edicational work in military high school

At the heart of the military culture is the culture of the individual soldier. The military education focuses on the formation of spiritual and socially significant qualities of the person of the future soldier. The educational process should be coordinated by all involved officials of military high school: from the head of the military institution and the members of the Scientific Council to the librarian and naval priest. For the success of education to the students as a citizen-patriot and military professional it is important that the educational process is carried out purposefully, professionally and cover all aspects of the life and activities of the students.

Текст научной работы на тему «Особенности организации воспитательной работы в военном вузе»

2016, том 18 [12]

УДК 371.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Н.А. Царева

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова» Министерство обороны Российской Федерации Владивосток, Россия

Аннотация. В основе всей военной культуры лежит культура личности воина. В военном образовании особое внимание уделяется формированию духовных и социально значимых качеств личности будущего воина. В воспитательном процессе должны координированно участвовать все должностные лица военного вуза: от начальника военно-учебного заведения и членов Ученого совета до библиотекаря и флотского священника. Для успешности воспитания у курсантов качеств гражданина-патриота и военного профессионала важно, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целенаправленно, профессионально и охватывал все стороны жизни и деятельности курсантов.

Ключевые слова: воспитание курсантов, личность будущего воина, структура воспитательной работы.

Одной из базовых задач совершенствования военной организации государства Президент РФ, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ В. В. Путин на заседании Совета Безопасности РФ 5 июля 2013 года назвал повышение качества подготовки будущих офицерских кадров. По словам В.В. Путина, «военное образование не должно уступать гражданскому, а по отдельным направлениям — превосходить его» [2, с. 2]. Принято считать, что выпускник военного вуза должен быть не только отличным специалистом, но и высокоинтеллектуальной личностью. Поэтому особое внимание в военных вузах уделяется развитию культуры личности. Воспитание курсантов в военно-учебных заведениях базируется на основе «многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма, уважительного отношения к народам Российского государства,

общечеловеческих ценностей лучших образцов отечественной и мировой культуры» [1, с. 5].

Министерство обороны Российской Федерации в 2008 г. в особом документе «Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ» определяет воспитание курсантов как приоритетное направление деятельности военного вуза. Причинами возрастания роли воспитания военнослужащих в современных условиях являются изменения геополитической и стратегической обстановки в мире; возрастание религиозного идеологического и психологического противоборства; сложная социально-экономической обстановка в стране; ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе; значительные изменения форм и способов боевых действий [1, с. 3].

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

Царева Н.А. Особенности организации воспитательной работы в военном вузе ----—

Общий порядок организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях обусловлен статусом и спецификой воспитательной работы, которая представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, направленных на формирование всесторонней и гармонично развитой личности курсанта. Все перечисленные аспекты воспитательного процесса нацелены на формирование патриотического сознания будущего воина. Проведение мероприятий по воспитательной работе требует многоуровневого многопланового и согласованного взаимодействия всех субъектов воспитательной работы. Круг воспитателей в военном вузе достаточно широк, поскольку процесс воспитания в вузе — это многоплановая деятельность, которая осуществляется на разных уровнях.

В военном вузе за воспитательную работу отвечают следующие структуры.

1. На уровне вуза и на уровне факультета (отделы, службы, другие органы управления вузом) должны создаваться необходимые организационные условия для осуществления эффективного воспитания курсантов на курсах и на кафедрах. Начальник военно-учебного заведения организует планирование воспитательной работы, а его заместители планируют воспитательную работу и ставят задачи офицерам. Непосредственно культурно-досуговую работу в вузе организует заместитель начальника военно-учебного заведения по воспитательной работе. Отдел воспитательной работы военно-учебного заведения разрабатывает комплексный план воспитательной работы вуза. Функциональными обязанностями сотрудников отдела является организация руководства культурно-досуговой работой вуза, создание условий для нравственного, духовного, физического и культурного развития личности курсантов.

2. На уровне Ученого совета военного вуза. По положению о воспитательной работе Ученый совет должен не реже одного раза в семестр анализировать состояние воспитательной работы и воинской дисциплины. В компетенции Ученого совета входит выработка предложений по совершенствованию воспитательной работы, предназначенные как начальнику вуза, так и командирам

подразделений, их заместителям по работе с личным составом, начальникам кафедр, отделов и служб. Кроме того, Ученый совет координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания личного состава.

3. На уровне кафедры. Успешность воспитательного процесса в вузе определяется единством обучения и воспитания. Принцип воспитывающего обучения делает учебно-научные и научные коллективы важнейшими субъектами воспитания курсантов и слушателей в учебном процессе. Кафедры вуза являются не только научно-методическим, но и воспитательным центром вуза. Кафедры, осуществляющие военно-специальную и общеобразовательную подготовку курсантов, проводят воспитательную работу посредством реализации педагогического потенциала учебных дисциплин в ходе их преподавания.

Особенное значение в воспитательной работе, а именно, ее научно-методологическое обеспечение принадлежит кафедрам гуманитарного профиля. При изучении дисциплин на кафедрах гуманитарных дисциплин у курсантов формируется научное и философское мировоззрение, Философские, исторические, правовые, культурологические экономические знания обеспечивают твердые убеждения, ясные представления, моральные нормы, необходимые в воинской деятельности.

Профессорско-преподавательский состав всех кафедр должен лично участвовать в мероприятиях культурно-досугового и спортивно-массового характера, проводимых в подразделениях курсантов. Сотрудники кафедр проводят с курсантами во внеучебное время занятия в кружках военно-научного общества курсантов, в коллективах самодеятельного художественного и технического творчества. Целью этих занятий является организация и проведение научно-практических конференций, на которых курсанты представляют результаты своей творческой работы.

Важнейшей формой участия преподавателей в воспитании курсантов является наставничество, которое выражается в консультировании, рекомендациях, практических действиях, способствующих формированию здорового морально-психологического и нравственного состояния курсантов.

4. На уровне курса (подразделения) осуществляется непосредственное воспитание курсантов и слушателей, через реализацию воспитатель-

~ 99 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9--

ных возможностей их повседневной жизнедеятельности. Специфика воспитания здесь состоит в том, что обучаемый должен формироваться как военный человек. Особенно велика в процессе воспитания курсантов и слушателей роль офицеров: начальника курса (командира роты), курсового офицера (командира взвода).

Офицеры, занимающие эти должности, постоянно близки к курсантам, знают их проблемы и участвуют в решении повседневных нужд и забот. Поскольку в подразделении курсанты и слушатели получают до 45—50% необходимых практических умений и навыков, офицеры становятся воспитателями, наставниками, организаторами всех сторон жизнедеятельности курсанта. От морально-нравственных качеств офицера, уровня его культуры, умения обучать и воспитывать подчинённых, его уважения к воинскому мундиру зависит отношение курсантов к своей будущей профессии.

С 2003 года в 11 военно-учебных заведениях Министерства обороны была организована подготовка офицеров военно-гуманитарного профиля для комплектования заместителей командиров рот по воспитательной работе. В системе органов воспитательной работы введена должность офицера-воспитателя. В 2009 году в результате реформы был понижен статус Главного управления воспитательной работы Минобороны РФ. Произошли сокращения до 70% должностей офицеров-воспитателей. Данные решения вызвали серьезные пробелы в подготовке военных специалистов. В 2013 году Министр обороны РФ С. Шойгу принял решение о восстановлении института офицеров-воспитателей и повысил их статус. Их должности вновь имеют категорию «заместитель командира или начальника по работе с военнослужащими. До этого они были в статусе помощников. Министерство обороны на 30% увеличило количество военнослужащих, гражданского персонала, которые занимаются работой с людьми. Новые воспитатели, по видению С. Шойгу, должны быть профессионалами своего дела, умеющими «работать с душой солдата», знающими, как живет солдат. Действующих офицеров в настоящее время назначают на вспомогательные должности воспитателей и курсовых офицеров (начальников курсов и учебных групп) [3].

В должностные обязанности начальника курса входит ежемесячное планирование, организация

и проведение мероприятий воспитательной работы на курсе. На постоянной основе начальником курса должна проводиться культурно-досу-говая, спортивно-массовая работа, руководство художественной самодеятельностью курса [1].

Курсовой офицер организует и лично проводит мероприятия воспитательной работы в учебных группах (взводах). Исходя из этого, требуется самое серьезное внимание уделять процессу подбора офицеров на должности курсовых офицеров (начальников курса, курсовых офицеров).

5. Библиотека военного вуза является одним из главных субъектов воспитательной работы. Библиотеке, как одному из структурных подразделений вуза, принадлежит важнейшая роль в осуществлении гуманитарно-просветительской деятельности. Работа библиотеки по формированию государственно-патриотического сознания подкреплена мощным ресурсом книжных фондов, содержание которых может иметь сильнейшее влияние на эмоциональную сферу личности курсанта. Библиотека имеет возможность популяризировать высокохудожественную литературу, произведения патриотической направленности. Поэтому библиотека может оказывать большое влияние на развитие нравственных качеств будущего военного. Библиотека может стать точкой пересечения технических и гуманитарных типов духовной культуры, может способствовать приобщению будущих военных к гуманитарным наукам.

В контакте с общеобразовательными и гуманитарной кафедрами библиотека может проводить и оказывать помощь в проведении досуговых мероприятий, ориентированных на развитие творческих способностей курсантов. Помощь профессорско-преподавательского состава может выражаться в разработке тем, в составлении программы мероприятия, подборе литературы по теме для выступающих и представителей библиотеки, записи музыкального и видео сопровождения.

6. Общественные организации, действующие в вузе. Работа клубов военного вуза может включать создание лекториев, кружков, факультативов по изучению произведений художественной литературы.

7. В системе воинского воспитания значительную роль всегда играла воинская церковь. Православная церковь содействовала государству в патриотическом воспитании граждан, пропа-

~ 100 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

Царева Н.А. Особенности организации воспитательной работы в военном вузе ----■—

ганде славных боевых традиций России, вынужденной необходимости и святости ратного труда, сохранении памяти о славных воинах Отечества. Армейские и флотские священники в структуре военного духовенства всегда вели кропотливую работу по религиозно-нравственному воспитанию воинов.

В последние годы связь структур Русской православной церкви и Министерства обороны значительно укрепилась на основе общего понимания воинского долга. Защита рубежей государства является задачей армии, и церковь как духовная сила страны наделяет высоким статусом воинский долг, его значимость в служении отечеству и вере. Военные священники органично вписались в современное российское воинство. Указом Президента РФ В.В. Путина было инициировано создание института военного духовенства, направленного на духовно-нравственное и патриотическое воспитание личного состава российской армии и флота. В 2009 г. был создан институт военного духовенства. Официально, по штатному расписанию, должность священника называется «помощник командира по работе с верующими военнослужащими».

Поскольку задачи нравственного воспитания стоят в центре внимания и Православной Церкви и системы образования можно прибегать к опыту православной церкви при формировании системы нравственных ценностей. Православный священник поможет курсантам разобраться с понятиями «нравственный идеал», «любовь к Родине», «служение Отечеству» и т.п.

Вместе с тем важно, чтобы в военных коллективах не было обязательных занятий по пропаганде религиозных учений. В этом случае офицеры должны обладать знаниями основ различных религий для реализации у курсантов принципа свободы совести, права исповедовать любую религию или быть атеистом.

Процесс формирования и развития у курсантов качеств гражданина-патриота и военного профессионала важно правильно организовать с учетом его сущности и специфики.

— Воспитание культуры личности будущих военнослужащих — это сложный, длительный и комплексный процесс, который должен осуществляться целенаправленно, постоянно и профессионально в течение всего обучения в вузе. Чтобы

патриотические идеи, взгляды и представления были результативны, они должны превратиться в убеждения будущего военнослужащего.

— Работа по формированию патриотических чувств у курсантов должна охватывать все стороны их жизни и деятельности. Но все же здесь важно знать, что понимание важности выполнения патриотического долга во многом достигается воздействием на эмоционально-чувственную сферу психики будущего военного. Поэтому произведения художественной культуры являются важнейшим средством воспитательного процесса. Кроме того, в художественной культуре сохраняются базовые ценности традиционной культуры, как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность».

— Для защиты психики курсанта от информационного давления следует создать в системе вуза особое позитивное отношение к отечественной литературе. Традиционные идеи, ценности предыдущих поколений русского народа, даже в те периоды, когда в силу политических причин они утрачивали актуальность, сохранялись и накапливались в ядре художественной литературы. В ситуации информационного общества, когда прежнее общественное сознание трансформируется, и навязываются ценности массовой культуры, господствовавшие десятилетиями идеи, аккумулированные в художественной культуре, сохраняют свое влияние. Художественная литература продолжает оставаться своеобразным «хранилищем» ценностей, идей и традиций. И лучшие произведения художественной литературы продолжают оставаться средством воспитания личности. В целях воспитания уважения к родному языку и литературе, для приобщения курсанта к чтению следует организовать факультатив (специальный курс дисциплины не предусмотрен программой) по истории отечественной литературы. Для формирования сознания и культуры будущего российского военнослужащего важно повысить у курсанта уровень знаний лучших произведений русской литературы. Для ведения факультатива можно привлекать как преподавателя-филолога, так и сотрудников библиотеки. В настоящей период очевидно, что массовая культура преимущественно оказывает негативное влияние на сохранение отечественных культурных традиций, на формирование сознания личности военнослужащих. Знание

~ 101 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9--

высокохудожественных произведений отечественной культуры является основой противодействия попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации. Следует убеждать курсанта в том, что чтение художественных произведений позволит ему сохранить свободу мысли и не оказаться жертвой информационного насилия.

Итак, в воспитательном процессе должны координированно участвовать все должностные лица вуза. Отсутствие воспитательной деятельности на одном из уровней может негативно сказаться на общем состоянии воспитательной работы. Профессорско-преподавательский состав, курсовые офицеры, командиры подразделений, библиотекари, священник — все сотрудники военного вуза должны постоянно и целенаправленно интересоваться тем, какие книги читают и какие фильмы смотрят курсанты. В курсах социально-гуманитарных дисциплин следует постоянно усиливать патриотическую направленность. Важно

организовать эту работу таким образом, чтобы влияние ее на курсантов было значимым, чтобы в результате будущие военные приобретали высокий уровень развития патриотизма. В этом случае курсанты будут иметь патриотическую убежденность и готовность к выполнению обязанностей по защите Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» от 22.09.2008 № 172/1/6423. М.: МОРФ, 2008. 118 с.

2. Путин В.В. Семь базовых задач совершенствования военной организации государства // Российское военное обозрение. 2013. № 7 (111). С. 2—3. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 [Дата обращения: 1.04.2016].

3. Семенов Д. Военное образование: на пути к развитию // Красная звезда. 13.09.2013. URL: http://izvestia.ru/news/550754#ixzz3yEEeSODP [Дата обращения: 09.03.2015].

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDICATIONAL WORK IN MILITARY HIGH SCHOOL

N.A. Tsareva

Federal State breech military educational institution of higher education

"Pacific Higher Naval School named after S.O. Makarova" Russian Ministry of Defense

Vladivostok, Russia

Аnnotation. At the heart of the military culture is the culture of the individual soldier. The military education focuses on the formation of spiritual and socially significant qualities of the person of the future soldier. The educational process should be coordinated by all involved officials of military high school: from the head of the military institution and the members of the Scientific Council to the librarian and naval priest. For the success of education to the students as a citizen-patriot and military professional it is important that the educational process is carried out purposefully, professionally and cover all aspects of the life and activities of the students.

Key words: education of students, the identity of the soldier of the future, the structure of the educational work.

REFERENCES

1. Osnovy organizatsii vospitatelnoy raboty v voen-no-uchebnykh zavedeniyakh ministerstva oborony RF» ot 22.09.2008. № 172/1/6423. Moscow, MORF, 2008.

2. Putin V.V. Sem bazovykh zadach sovershenstvo-vaniya voennoy organizatsii gosudarstva. Rossiyskoe voen-noe obozrenie, 2013, no. 7 (111), pp. 2—3. Available at:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 [Data obrascheniya: 1.04.2016].

3. Semenov D. Voennoe obrazovanie: na puti k raz-vitiyu. Krasnaya zvezda, 13.09.2013. Available at: http://izvestia.ru/news/550754#ixzz3yEEeSODP [Data ob-rascheniya: 09.03.2015].

~ 102 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.