Научная статья на тему 'Особенности формирования нравственной культуры будущих специалистов по защите информации средствами информационных технологий в военном вузе'

Особенности формирования нравственной культуры будущих специалистов по защите информации средствами информационных технологий в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / АНАЛИЗ / МЕТОДЫ / FEATURES OF MORAL CULTURE FORMATION / INFORMATION SECURITY SPECIALISTS / INFORMATION TECHNOLOGY MEANS / ANALYSIS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенко Людмила Витальевна, Крупенин Александр Владимирович, Крюков Денис Матвеевич, Кириленко Владимир Васильевич, Петрова Татьяна Викторовна

В статье, с одной стороны, рассматривается нравственная культура как основополагающее личностное качество будущих специалистов по защите информации, с другой, особенности организации процесса ее формирования с использованием наиболее доступных средств, в числе которых информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котенко Людмила Витальевна, Крупенин Александр Владимирович, Крюков Денис Матвеевич, Кириленко Владимир Васильевич, Петрова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MORAL CULTURE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN INFORMATION SECURITY BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MILITARY HIGHER SCHOOLS

The article considers the moral culture as a fundamental personal trait of future information security specialists. The authors discuss the process of moral culture formation by means that the most familiar and popular among students, including the information technology means.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нравственной культуры будущих специалистов по защите информации средствами информационных технологий в военном вузе»

УДК 378

Котенко Людмила Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров

филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Крупенин Александр Владимирович

доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Крюков Денис Матвеевич

военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Кириленко Владимир Васильевич

военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Петрова Татьяна Викторовна

преподаватель филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Kotenko Lyudmila Vitalievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Senior Research Associate, Research Activity and Teachers' Training Department, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

Krupenin Alexander Vladimirovich

Dr. Sci., Professor, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps, Honored worker of Higher Vocational Education

Kryukov Denis Matveevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of

the Signal Corps

Kirilenko Vladimir Vasilyevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of

the Signal Corps

Petrova Tatiana Viktorovna

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of

the Signal Corps

PECULIARITIES OF MORAL CULTURE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN INFORMATION SECURITY BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MILITARY HIGHER SCHOOLS

Аннотация:

В статье, с одной стороны, рассматривается нравственная культура как основополагающее личностное качество будущих специалистов по защите информации, с другой, особенности организации процесса ее формирования с использованием наиболее доступных средств, в числе которых информационные технологии.

Ключевые слова:

особенности формирования нравственной культуры, специалисты по защите информации, средства информационных технологий, анализ, методы.

Summary:

The article considers the moral culture as a fundamental personal trait of future information security specialists. The authors discuss the process of moral culture formation by means that the most familiar and popular among students, including the information technology means.

Keywords:

features of moral culture formation, information security specialists, information technology means, analysis, methods.

Актуальность исследуемой проблемы в настоящее время обусловлена повышенным вниманием государства к нравственной культуре военных офицеров. Соответственно, повысился научный интерес не только к процессу ее формирования в первоначальных условиях подготовки будущих военных офицеров, то есть в военном вузе, но и к средствам обеспечения вышеуказанного процесса, которые наиболее доступны, знакомы и принимаемы будущими офицерами, в том числе будущими военными специалистами по защите информации. Одновременно этот государственный подход вновь затребовал более серьезного отношения и к нравственной культуре преподавателей, офицеров, командиров военного учебного заведения, обеспечивающих этот образовательно-воспитательный процесс с будущими специалистами по защите информации. И это

верное решение. Особенно в условиях общеизвестной военно-политической и социально-экономической нестабильности в соседствующем с нашей страной государстве.

Эта ситуация позволила сделать обращение к предыдущему опыту работы военного вуза и тщательно его изучить, прежде чем разрабатывать новые методы и подходы для обеспечения процесса формирования нравственной культуры. Это не создало какой-либо дополнительной научной проблемы, так как военный вуз, несмотря на то что он является филиалом Военной академии связи, - единственный по своей специфике образования и воспитания будущих военных специалистов защиты информации в стране. Итак, на примере почти векового опыта работы профессорско-преподавательского состава удалось отметить не только высокие профессиональные знания обучающих специалистов, но и их потребность в формировании у будущих специалистов компонентов нравственной культуры, которые являются важными для защиты информации, особенно если это касается государственной тайны.

Подобные личностные качества, формируемые у будущих специалистов по защите информации, и сегодня очень актуальны. Они вызывают особое уважение не только у командиров, офицеров, преподавателей военного вуза, но и у самих обучающихся. Рассуждая о статусном положении компонентов нравственной культуры в курсантской среде военного вуза, следует остановиться также на том, что будущие специалисты по защите информации, как и вся подрастающая молодежь, получает первичные уроки нравственной культуры вне его условий - в окружающем социуме. И сегодня не является секретом, что в окружающем мире некоторые молодые люди подвергаются негативному влиянию радикально настроенного населения, что отдельные лица являются исполнителями антигуманной воли различных зарубежных политиков, проводниками их антиобщественных идей. Вот почему уделяется столь должное внимание сформированным уровням нравственной культуры и вне его условий. А приемной комиссии во время зачисления претендентов на обучение в военный вуз приходится проводить тщательный отбор курсантов не только по общепринятым нормам и правилам, но одновременно и по нравственным критериям.

Строгость данного подхода к первоначально сформированным элементам нравственной культуры личности поступающего объясняется тем, что, согласно специфике военного вуза, его уставные документы внутреннего и внешнего содержания гораздо жестче, в сравнении с другими военными вузами, так как они регламентируют и ограничивают внешние контакты. Так, например, сразу же после приказа о зачислении будущие специалисты, отобранные комиссией на обучение, добровольно подписывают ряд документов, имеющих отношение к неразглашению государственной тайны. В числе этих документов основные ограничения на всевозможные контакты извне, а также запрет на использование средств мобильной связи, интернета, неучтенных носителей информации, на выезд за пределы государственной границы Российской Федерации, на самостоятельное посещение закрытой зоны внутри военного вуза. То есть жизнеобеспечение, обучение и воспитание будущего специалиста по защите информации, вплоть до его становления в качестве военного офицера, находится под постоянным строгим контролем командиров, включая поступление необходимой управляемой и регулируемой позитивной информации, в том числе с помощью средств информационных технологий.

Согласно специфике военного вуза, речь о поступлении иной информации вне Устава, законодательных документов и Приказов вооруженных сил РФ не рассматривается даже при малейших отступлениях как таковая.

С момента подписания необходимых документов с будущими специалистами по защите информации проводится последовательная образовательно-воспитательная работа. На этом фоне исключительно с положительной стороны зарекомендовали себя информационные технологии, оказывающие интенсивное благодатное влияние на морально-нравственные личностные качества курсантов. Это воздействие происходит не только во время восприятия будущими специалистами классических наглядных средств, в числе которых художественные картины, кинофильмы, стенды с военной тематикой, но и во время общего просмотра обучающимися документальных кино- и видеофильмов, а также обработанных в виде компьютерных слайдовых презентаций, озвученных непосредственными и косвенными свидетелями военно-политических и социальных событий, как в стране, так и за ее пределами, демонстрируемых курсантам посредством современных информационных технологий индивидуально в компьютерных классах преподавателями военного вуза. Как показало наблюдение, курсанты общим количеством либо каждый в отдельности особенно эмоционально реагировали на демонстрируемые антигуманные, антиобщественные поступки, обращенные против мирного населения, на несоблюдение норм и правил сохранности информации, в которых, как в зеркале, отражалась вся негативная сущность совершавшего. Они пытались прояснить причины возникновения антигуманных лозунгов, призывов, которые смогли найти поддержку в отдельно взятой гражданской, а подчас и воинской среде еще недостаточно зрелой молодежи, являющейся их сверстниками.

Если описывать с позиции научного анализа поведенческий аспект будущих специалистов защиты информации и их высказывания, то можно со всей уверенностью сказать, что в ходе массового выступления выкристаллизовался научный аппарат их исследования, в котором главным объектом стала нравственная культура. Соответственно, предметом исследования - процесс формирования нравственной культуры. В качестве средства индивидуально каждым были восприняты информационные технологии. И это тогда, когда обучающиеся вновь проявили явный интерес к их возможностям, посчитали их для себя более «привлекательными», несмотря на то что данные средства уже давно имеют достаточную базу различных сведений о себе.

Чтобы пополнить исследование историческими сведениями, вытекающими из методологической базы теоретических знаний о нравственной культуре будущих офицеров, авторы статьи обратились к архивным документам, а именно к Положению 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». В данном Положении не только дано определение понятия «государственная тайна», представленное как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [1], но и определен вектор образовательно-воспитательной работы с будущими специалистами защиты информации с опорой на общеизвестные идеи российского государственного патриотизма, многовековые духовные традиции Отечества, во главе которых значились верность воинскому долгу, готовность защищать интересы России. Далее это направление продолжено в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80, зарегистрированном в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г. (регистрационный номер 4388) «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военного учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» [2].

Исследование других документов показало, что, в соответствии со ст. 275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, несут уголовную ответственность за государственную измену, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну [3]. Следовательно, осуществлять руководство по организации работы высшего военного учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации необходимо было в соответствии с:

1) приказами Министра обороны Российской Федерации:

1.1) от 12 марта 2003 г. № 80;

1.2) от 11 марта 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»;

1.3) от 28 февраля 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

1.4) от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации»;

1.5) от 17 августа 2009 г № 866 «О мерах по предупреждению преступлений и происшествий среди офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации»;

1.6) от 6 марта 2008 г. № 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

1.7) от 11 декабря 2012 г. № 3666 «О мерах по предупреждению и пресечению в Вооруженных Силах Российской Федерации правонарушений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения»;

2) указаниями заместителя министра обороны Российской Федерации от 22 сентября

2008 г. № 172/1/6423 «Основы организации воспитательной работы в военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации»;

3) указаниями руководителя Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 175/1/1409 «Перечень мероприятий по предотвращению факторов риска снижения уровня правопорядка и воинской дисциплины среди основных категорий личного состава вузов Министерства обороны Российской Федерации»;

4) указаниями Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 июня

2009 г. № 205/2/426 «Методические рекомендации по профилактике и предупреждению преступлений в сфере межличностных отношений военнослужащих»;

5) указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 172/1/6941 «Методические рекомендации по предупреждению и профилактике правонарушений среди офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации».

Вне всякого сомнения, эти документы широко освещают проблемы формирования нравственной культуры будущих военных специалистов. Но в этой базе знаний есть еще и более конкретные сведения, имеющие прямое отношение к нравственной культуре и к защите информации.

Безусловно, вышеназванные приказы, распоряжения и постановления не подлежат обсуждению, редакции либо их замене. Как и другие важные военные документы, они требуют неукоснительного их выполнения. Следовательно, рассматривать можно только средства, о которых было уже сказано выше, но не в ракурсе средств, обеспечивающих процесс формирования нравственной культуры, а через другую деятельность, конечным итогом которой должна стать защита информации.

Итак, необходимо понимать, что на уровне всего позитивного, имеющегося в информационных технологиях, неизбежно может возникнуть и другое. Это поступление в нашу страну заранее искаженной негативной информации различного рода, в том числе и о военно-политических внешних событиях, которая вызывает озабоченность в государственных и общественных сообществах. Не исключено, что она может каким-то образом стать доступной будущим специалистам по защите информации. Общеизвестно, что в ней культивируется непомерная жестокость, насилие, безразличие к состраданию других. А самое главное - присутствует пропаганда алчности и меркантильности, которая направлена на продажу любой государственной тайны, разоблачение государственной информации, в том числе военной. Причем приводимые примеры, созданные и трансформируемые в наше государство при помощи новейших информационных технологий, целенаправленно ориентированы на разрушение сложившейся годами веры у будущих специалистов в неукоснительную сохранность и защиту информации.

Эта проблема подтолкнула авторов к анализу упущений в воспитательной работе военного вуза. В процессе изучения различных документов по защите информации, выяснилось, что не исключены некоторые пробелы в этой области, которые образовались из-за предыдущих сокращений в кадровом составе офицеров, отвечающих за воспитательную работу. Более того, многие из проблем, требующие быстрого и своевременного решения в вышеозначенном контексте, были переданы на рассмотрение командирам курсантских подразделений со всеми вытекающими полномочиями, и без того непомерно профессионально загруженным. Стало явным, что они чаще всего в своей повседневной воспитательно-образовательной практике либо частично использовали, либо только декларировали применение стандартных дисциплинарных мер, прописанных в Уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляли воспитательные беседы без индивидуального подхода, контроля и учета причин и последствий.

Но самым важным в этом звене оказалось то, что младшие командиры сами не были профессионально готовы и педагогически грамотны, чтобы проводить работу по организации процесса формирования нравственной культуры будущих специалистов по защите информации средствами информационных технологий. Одни не считали нужным самостоятельно, по собственной инициативе, изыскивать и тем более применять в практике воспитания и образования средства, не прописанные в положениях, даже если они наиболее эффективные. У других в целом отсутствовала потребность в анализе происходящего в силу всевозможных причин и обстоятельств.

Эти погрешности и пробелы в их воспитательно-образовательной работе незамедлительно сказались на качественных показателях и критериях нравственной культуры у будущего специалиста по защите информации. Срочно необходимо было восстанавливать упущенное. Немаловажным моментом явилось то, что каждый курсант был переведен на персональную форму ответственности по выполнению определенных поручений и заданий в групповой деятельности по защите информации. Это дало возможность отследить не только внутренние личностные ресурсы у отдельно взятого обучающегося, но и у целой группы курсантов, а также выяснить степень участия педагога, психолога, офицера как руководителей данного процесса.

Выводы. Учитывая прошлые ошибки, филиал Военной академии связи (г. Краснодар) успешно прорабатывает ряд воспитательных мер, направленных на формирование нравственной культуры будущих специалистов, изыскивает дополнительные средства для более эффективного формирования нравственной культуры.

Многие преподаватели филиала с особой настойчивостью стали изучать основы педагогической науки и, что особенно ценно, поступать в адъюнктуру, аспирантуру, докторантуру с психолого-педагогическим направлением.

В результате их научно-исследовательской деятельности стало возможным провести работу с целью увеличения и совершенствования компонентов нравственной культуры у будущих специалистов защиты информации посредством информационных технологий, а также вычленить некоторые особенности этого процесса и научно его обосновать.

Одним из ярких позитивных примеров педагогического совершенства в офицерском и командирском коллективе, в котором всегда превалировало техническое направление, стало их

понимание целесообразности внедрения в образовательно-воспитательную практику военного вуза педагогической управляемой и регулируемой деятельности.

Результатом стало укрепление военных кафедр педагогическими кадрами, имеющими либо прямое, либо частичное отношение к защите информации. Стали заключаться договоры с гражданскими и военными вузами в целях сотрудничества и подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Заметным позитивным явлением стало проведение педагогических семинаров и круглых столов для офицеров и командиров, в перспективном плане намечено открытие научной школы по социализации, воспитанию и формированию высоких личностных качеств у будущих специалистов защиты информации под общим руководством известных академиков.

В условиях военного вуза запланирован выпуск монографического издания по педагогической тематике с привлечением офицеров, имеющих в настоящее время научное звание, научную степень в области технических наук, либо имеющих многолетний опыт работы.

Ссылки:

1. Нормативные правовые акты по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации : сборник / С.Э. Сафонов. Краснодар, 2006. 477 с.

2. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации : утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80. М., 2003. 80 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 1 апреля 2013 г. М., 2013. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.