УДК 378.6:316.72 Котенко Людмила Витальевна
доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров филиала Военной академии связи (г. Краснодар)
Kotenko Lyudmila Vitalievna
D.Phil. in Education Science, Professor, Senior Research Associate, Department for Research Activity and Training of Teachers, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
Котенко Ирина Викторовна
Kotenko Irina Viktorovna
кандидат педагогических наук, старший преподаватель филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
PhD in Education Science, Senior Lecturer, Air Force Academy, Krasnodar
Серегин Николай Николаевич
Seryogin Nikolay Nikolayevich
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Военной академии связи (г. Краснодар)
Клименко Павел Валерьевич
военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)
Крюков Денис Матвеевич
военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)
Мингалев Вячеслав Владимирович
военнослужащий филиала Военной академии связи (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
PhD (Philosophy), Assistant Professor, Head of Subdepartment for the Humanities, Social and Economic Subjects, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
Klimenko Pavel Valeryevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
Kryukov Denis Matveevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
Mingalyov Vyacheslav Vladimirovich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
ISSUES OF SPIRITUAL CULTURE DEVELOPMENT OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS
Аннотация:
В статье рассматривается духовная культура как личностное качество будущих военных специалистов, а также анализируется организация процесса ее формирования в условиях военного вуза с использованием современных информационных технологий. Авторами раскрыто содержание понятия «духовная культура будущего военнослужащего», а также определены основные направления решения задач по формированию духовной культуры курсантов и обозначен ряд педагогических условий для решения воспитательных задач.
Summary:
The article deals with the spiritual culture as a personal quality of future military specialists. It analyzes organization of the process of its formation in a military higher school with application of modern information technologies. The authors define the concept of "spiritual culture of future servicemen", as well as the main areas of students' spiritual culture development. A number of educational conditions for the accomplishment of educational tasks are also described.
Ключевые слова:
особенности формирования духовной культуры, современные информационные технологии, будущие военные специалисты, духовная культура военнослужащего.
Keywords:
features of spiritual culture development, modern information technologies, future military specialists, spiritual culture of servicemen.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена повышенным вниманием государства к формированию духовной культуры будущих военных специалистов. Следовательно, повышается интерес к процессу ее формирования и в условиях военного вуза в частности, а также к средствам обеспечения данного процесса. Как показывает практика, в условиях военного вуза наиболее оптимальными средствами являются информационные технологии, интенсивно влия-
ющие на личностные духовные качества будущих военных специалистов. На этой основе необходимо определить цели, направления, формы и методы формирования духовных качеств у будущих военных специалистов. Причем решать эти проблемы необходимо с позиции трех аспектов: научного, образовательного и культурного.
Суть первого, научного аспекта состоит в том, что, опираясь на идеи патриотизма и государственности, современная педагогическая наука может дать ответы на вопрос: с помощью каких средств следует готовить будущего специалиста-профессионала? Если вторая часть аспекта обращена преимущественно к военной науке, то третья его часть адресована к идеологической позиции, провозглашенной в России. По этой же причине следует признать, что под духовной культурой авторами понимается исторически определенный уровень духовного развития военного общества, его творческих сил и способностей, выраженный в типах и формах организации военной жизни и деятельности, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими духовных ценностях.
Как известно, духовная культура - общественное явление, которое само по себе не существует. Она появляется и передается через межличностное общение, взаимодействие и влияет, в свою очередь, на него. Вот почему сегодня признаются возможность и перспективность военного и церковного сотрудничества. Начало этапу военно-церковных отношений между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации положил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соответственно, при участии Алексия II была сформирована система взаимодействия между Вооруженными силами и Русской Православной Церковью, по его благословению были установлены и начали развиваться военно-конфессиональные связи со всеми традиционными религиозными организациями России, включая ислам, иудаизм и буддизм. Датой начала современного этапа взаимодействия можно считать 2 марта 2009 г. В настоящее время священнослужители добровольно в рамках существующих соглашений участвуют в просвещении и воспитании будущих военных специалистов. Их работа проводится на всех уровнях военной организации: в казармах и на учениях, в аудиториях вузов.
Еще одной проблемой формирования духовной культуры будущих военных специалистов является выявление сущности и содержания современного военного противоборства дальних и ближних государств и иных общественно-политических сил. Можно отметить особенности современных военных конфликтов. Во-первых, это резкое возрастание роли информационно-психологического противоборства во время конфликта. Во-вторых, это ведение борьбы нетрадиционными методами. Каждая из этих особенностей должна учитываться во всесторонней подготовке будущих военных специалистов к предполагаемому или возможному их участию в каких-либо военных конфликтах. Безусловно, в этом случае центр тяжести объективно смещается в направлении формирования духовной культуры будущих военнослужащих.
Чтобы выдвигать подобные предположения, стоит изначально обратиться к историческим военным событиям, которые пережило наше Отечество в недавнем прошлом. К широко известным особенностям воспитательного процесса можно отнести, например, то, что российские командиры воспитывали курсантов военного вуза в духе любви к Родине и ненависти к идеологии капитализма, когда в других государствах происходили военные операции (например, в Косово, Сербии, Ираке, на Кавказе).
И здесь будет уместным перейти ко второму аспекту проблемы формирования духовной культуры будущих военных специалистов в современных условиях. Речь идет о военном образовании и воспитании будущих военнослужащих в самом широком смысле этого слова. Этот процесс представляет собой неразрывное единство духовного воспитания и образования и в этом отношении не является исключением. Это очевидно на примере служения Отечеству выдающихся русских полководцев.
Учитывая общеизвестный подход, ученые, педагоги, командиры и сегодня ставят на первое место духовное воспитание. Важно понять, почему они делают такой акцент на духовном воспитании. Неоспоримо, что будущему военнослужащему нужны не только высокие профессиональные знания, но и широкая осведомленность о происходящих в мире военно-политических процессах, умение оценить их с позиций интересов Отечества. Они должны осознавать духовный и идейный смысл происходящих событий, конституционно закрепленные ценности российского народа, государственный суверенитет, язык, культуру. В этом ключе законодательно признанная роль православия в создании российской государственности и духовности также должна быть отнесена к предметному полю духовного пространства, подлежащему безусловной защите со стороны будущих военных специалистов. Всё это важнейшие элементы духовного пространства России.
Следует знать и помнить, что было бы дико вообразить себе военного человека, который бы относился к своей стране с равнодушием или неуважением. Страницы прошлого должны представлять для нас глубокое понимание нынешних и будущих проблем формирования духов-
ной культуры будущих военнослужащих. Акцентируя данную тему о значении духа для Вооруженных сил, без преувеличения можно сказать, что многие труды советских и современных российских ученых достойно продолжают традиции отечественной военной классики. Отечественная военная духовная культура представляет собой спасительную систему идейного верования, духовной помощи и истинного патриотизма, перспективных знаний и идей.
Итак, какими качествами, умениями, знаниями должен обладать командир, преподаватель, который смог бы передать будущему военному специалисту всё богатство духовной культуры и при этом служить примером верности воинскому долгу и Отечеству? Безусловно, в этом русле пристальное внимание следует уделять личностным качествам вышеназванного персонала военного учебного заведения, участвующего в формирующем процессе.
Чтобы ответить на поставленные вопросы и решить возникшую проблему, стоит вновь обратиться к современной деятельности военного вуза. Во-первых, отметим, что вуз на протяжении всего курса обучения будущих военных специалистов прививает и формирует духовную культуру. Во-вторых, эта проблема обозначена в государственных документах об образовании [1]. В-третьих, обратим внимание на существование непосредственной потребности сохранить присущий всем военным духовный менталитет, соответствующий всем компонентам личностной культуры.
Безусловно, для решения этой важной задачи преподавательскому и офицерскому, командирскому персоналу, организующему формирующий процесс, остро необходимы информационные технологии, современные, легко воспринимаемые будущими специалистами, обучающимися в военном вузе.
В чём же заключается эффективность информационных технологий в условиях формирования духовной культуры будущих военных специалистов? Для пояснения этого вопроса необходимо более детально рассмотреть их возможности в информационно-воспитательной работе военного вуза.
Итак, прежде всего они связаны с учебными занятиями по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. С их помощью в какой-то степени удается сформировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения. В условиях взаимодействия будущих военных специалистов со средствами массовой информации и формирования у военнослужащих высоких духовных качеств у них проявляются чувства гордости за принадлежность к Вооруженным силам РФ, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками. Более того, при помощи сведений, полученных через средства современных информационных технологий, отражается качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа и авторитета Вооруженных сил; поступает информация о примерах мужества и героизма военнослужащих, о проведении воинских ритуалов и мероприятий, посвященных дням воинской славы; традициях, памятных датах в истории вида, рода войск Вооруженных сил, военно-учебного заведения [2]. Кроме того, современные информационные технологии оказывают влияние на воспитание курсантов благодаря ежедневному просмотру и прослушиванию информационных программ российского радио и телевидения, отражению в наглядной агитации военной и государственной символики России, опыта обучения и воспитания военнослужащих.
Однако в информационных технологиях неизбежно может возникнуть и другая - искаженная информация о свершившихся событиях в мире. Соответственно, преподавателям необходимо заранее проводить с курсантами практико-ориентированную беседу. Это решение преподавательского состава создаст возможность более эффективного внедрения информационных технологий не только в образовательную, но и воспитательную практику. Исходя из этого, при проведении воспитательных мероприятий чаще всего делается избирательный акцент на патриотизм, мужество, героизм.
После проведения воспитательных мероприятий стало очевидным, что интересы будущих специалистов достаточно разносторонни, логичны и нравственны. Результатом данной деятельности стало то, что будущие специалисты стали разрабатывать доклады с презентациями в русле духовной культуры с индивидуально особенными достижениями. Именно методы формирования духовной культуры являются методологической составляющей в данном воспитательном процессе. Таким образом, авторами при подведении итогов проведенной работы по формированию духовной культуры в первую очередь была учтена динамика функций, среди которых выделяются человекотворческая, обусловленная необходимостью формирования определенного типа личности, соответствующего представлениям об идеале военнослужащего, и регулятивная, вызванная необходимостью успешной адаптации в военном обществе будущих специалистов через усвоение уставных правил, обычаев и норм, установленных в этом военном вузе.
В этом сложном процессе духовная культура взаимоотношений тесно переплетается с понятием компетентности. Но вместе с тем именно духовная культура и степень ее освоения будущими военными специалистами и есть их внутренний стержень, позволяющий противостоять негативным проявлениям в воинской жизни, находить нужные решения по их преодолению в критические периоды развития Российского государства. Вместе с достижениями в области духовной культуры военнослужащий «впитывает в себя» общекультурные ценности, ему легче осознать, принять и использовать их во взаимоотношениях с командирами и товарищами, в процессе воинской службы. Разумеется, на поведение будущих военных специалистов существенно влияют, с одной стороны, приказы и распоряжения командиров и начальников, с другой - требования морали, имеющие различные механизмы влияния.
Особое место занимает основное средство воздействия к нарушителю этих норм - сила общественного мнения: упреки, порицание, общественное осуждение. Соблюдение правил базируется на понимании, а не на принуждении. Поэтому усвоенная военнослужащим личностная система духовных ориентиров характеризует его с точки зрения способности жить в воинском обществе. В условиях воинской деятельности нормы духовности определены в воинской этике. Она отражает со всех сторон жизнь военнослужащих. При рассмотрении сущности этого явления можно придерживаться и норм этикета - внешней стороны культурного поведения. Таким образом, сущность духовной культуры военнослужащего прежде всего проявляется в добровольном выполнении военнослужащим всех видов деятельности, участником которых он является в служебных, общественных и межличностных отношениях [3].
В духовной культуре выражается стремление к совершенству, которое сказывается во внутреннем отношении и внешнем поведении военнослужащего. Под внутренней составляющей понимается духовное богатство в виде знаний и чувств и т. п., а под внешней - степень их реализации в повседневной воинской деятельности. Духовная культура будущего военнослужащего формируется и развивается в единстве знаний, желаний и стремлений, а также практической реализации. Соответственно, всю структуру можно отследить как совокупность когнитивной, эмо-тивной и инструментальной (поведенческой) составляющих. При этом когнитивная составляющая - это основа духовной культуры, формирующейся сознательно. Ее развитие способствует становлению взаимоотношений военнослужащих. Эмотивная представляет собой эмоционально-волевую сферу психической деятельности будущих специалистов, которая формируется при активном воздействии окружающей воинской среды. Инструментальная, или поведенческая, составляющая характеризует то, насколько будущий военнослужащий руководствуется и выполняет требования духовной культуры в повседневной деятельности.
Следовательно, духовная культура будущего военного специалиста - это совокупность его духовных знаний, чувств и стремлений, действий по их реализации, подчиненных требованиям воинской культуры в целом. Однако внутри данной системы неизбежно обозначаются их индивидуальные характеристики, которые могут строиться не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного социального статуса. Данный механизм можно представить как условно-рефлекторную реакцию на внешние или внутренние раздражители. При этом истинное отношение к воинской духовной действительности проявляется только в субъективно значимых ситуациях. В этом русле каждый будущий военнослужащий как носитель духовной культуры повседневно проявляет ее в общении, конкретных делах, поступках, речи, внешнем облике, службе в наряде, деловых и неофициальных отношениях.
Процесс формирования духовной культуры будущих военных специалистов представляет собой целенаправленную деятельность в области правовых, моральных отношений и личностных качеств военнослужащих, необходимых для осуществления их взаимоотношений на основе требований духовной культуры (эмпатии, такта, уважения чести и личного достоинства и т. д.), и осуществляется в организованном военно-педагогическом процессе [4].
Как уже отмечалось, эти особенности накладывают свой отпечаток на военно-педагогический процесс и во многом определяют его сложность, а порой и противоречивость. С одной стороны, трудности возникают в связи с большим объемом других задач, решаемых воинскими подразделениями, не всегда высоким уровнем психолого-педагогической и военно-профессиональной компетентности некоторых командиров, особенно низового звена. С другой стороны, четко организованная совместная деятельность военнослужащих по решению задач вооруженной защиты Отечества создает хорошие условия для развития духовной культуры взаимоотношений в целом. Соответственно, решение задач по формированию духовной культуры осуществляется по нескольким направлениям:
- психолого-педагогическая подготовка взаимоотношений военнослужащих, повышение авторитета командиров на основе личного примера;
- создание педагогических условий для формирования духовной культуры будущих военнослужащих;
- выявление и предупреждение нарушения военнослужащими уставных правил;
- организация и осуществление комплекса воспитательных мероприятий по формированию духовной культуры.
Для решения воспитательных задач по формированию духовной культуры будущих военных специалистов необходимо выполнение ряда основных педагогических условий:
- организация целостного военно-педагогического процесса в военном вузе;
- приведение всех сторон жизнедеятельности будущих специалистов к требованиям воинских уставов, этики;
- высокий уровень развития военно-профессиональной компетентности командиров, наличие у них духовной культуры, сформированной психологической готовности и развитого умения решать вышеуказанные проблемы;
- проведение воспитательных мероприятий с личным составом воинских подразделений для формирования духовной культуры будущих военнослужащих;
- сочетание индивидуального подхода к личности с коллективными формами.
В целом анализ, изучение и обобщение работы по формированию духовной культуры обучающихся средствами информационных технологий в условиях вуза позволили сделать следующие выводы:
1. Формирование духовной культуры будущих военных специалистов требует от командного состава воинских частей и подразделений знания основ духовного воспитания будущих военнослужащих.
2. Педагогические задачи и направления духовной культуры определяют основные подходы к решению этой сложной проблемы. Решение ее возможно только при комплексном использовании административных и общественных ресурсов и слаженной работе всех субъектов воспитания.
Развитие культуры взаимоотношений военнослужащих - сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Чем полнее поддерживаются в воинском подразделении уставной порядок, уважительные взаимоотношения между военнослужащими, тем благоприятнее условия для развития культуры межличностных отношений. Военная культура, культура быта, общения и поведения не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии [5].
Необходимо начинать процесс формирования духовной культуры на основе средств информационных технологий с ориентацией на осуществление воспитывающих взаимоотношений с обучающимися в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к организации таких взаимоотношений.
Ссылки:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.smtu.ru/web/files/1/files/FZ273RED251113.pdf (дата обращения: 21.11.2014).
2. Методические рекомендации по организации воспитательной работы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Теория. Практика. Информация. Ракурс. Вып. 2. М., 2004. С. 82.
3. План по воспитательной работе филиала Военной академии связи. Краснодар, 2013.
4. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2004 № 70 // СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=348892;dst=100151 (дата обращения: 21.11.2014).
5. О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2005 № 79 // СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=349455;dst=100032 (дата обращения: 21.11.2014).