УДК 378.6 Коржан Эдуард Алексеевич
военнослужащий филиала Военной академии связи, г. Краснодар
СИСТЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ (Г. КРАСНОДАР)
Аннотация:
В статье приводятся результаты исследования социализирующей образовательно-воспитательной деятельности с курсантами в условиях военного вуза на примере филиала Военной академии связи (г. Краснодар). Автором показано, что для управляемой и регулируемой педагогической деятельности, направленной на социализацию и воспитание, требуется разработка психолого-педагогических методик с целью определения эффективности информационного воздействия как эффективного средства воздействия на личность курсанта военного вуза.
Ключевые слова:
социализация, обучение, воспитание, курсанты, условия военного вуза, педагогический эксперимент, психолого-педагогические методики.
Korzhan Eduard Alekseevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
SOCIALIZATION AND EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES: CASE STUDY OF MILITARY ACADEMY OF THE SIGNAL CORPS (KRASNODAR)
Summary:
The article presents results of the study of socializing educational activities with military higher school students exemplified by Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps. The author shows that well managed educational activities focused on socialization and education require development of psychological and pedagogical techniques able to assess the effectiveness of information influence on military higher school students.
Keywords:
socialization, education, upbringing, military higher school students, military higher school conditions, pedagogical experiment, psychological and pedagogical techniques.
Актуальность проблемы исследования обусловлена интересами Российской Федерации в сфере военной безопасности, приказами Министра обороны Российской Федерации, разработанными проектами стратегических реформ, определяющих перспективы и прогнозы военного развития, социализации, обучения и воспитания будущих военнослужащих на ближайшее десятилетие [1].
Очевидно, что эти и другие социально-политические преобразования в российской действительности также закономерно выдвигают на передний план научных исследований комплексное изучение эффективных средств социализации, обучения и воспитания [2].
В этом ключе в научно-педагогических кругах существует мнение о том, что социализация и воспитание происходят во взаимодействии курсантов с относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями воинской жизни на всех ее этапах. В связи с этим для управляемой и регулируемой педагогической деятельности, направленной на социализацию и воспитание, требуется разработка психолого-педагогических методик с целью определения эффективности информационного воздействия как эффективного средства воздействия на личность курсанта военного вуза. Также требуется научный анализ, основанный на стиле и содержании педагогического образовательного процесса в военном вузе [3].
Этот подход обусловил рассмотрение условий военного вуза как среду, обеспечивающую эффективность социализации, обучения и воспитания курсантов средствами информационного воздействия. Военный вуз стремится к тому, чтобы:
- сохранять и развивать устойчивые прогрессивные традиции формирования гуманистического мировоззрения, патриотического воспитания;
- развивать творческую деятельность у обучающихся, связывая ее с военным производством, выполнением доступных проектов технологических процессов, включением в исследовательский поиск, используя опыт многих военных вузов России;
- применять инновационные подходы, методы и средства социализации, обучения и воспитания, учитывая интересы и потребности курсантов.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
Опираясь на сказанное, можно сделать вывод, что важным условием научных исследований социализации, обучения и воспитания является то, что педагогический процесс социализации, обучения и воспитания осуществляется в условиях военного вуза наиболее успешно с помощью ученых, педагогов, психологов, разрабатывающих соответствующие научно обоснованные концепции и программы. На этих условиях в филиале Военной академии связи (г. Краснодар) был проведен педагогический эксперимент, цель которого направлена на совершенствование процесса воспитания и социализации курсантов в условиях военного вуза средствами информационного воздействия [4].
В данном аспекте информационное воздействие как эффективное средство социализации, обучения и воспитания формирует элементы духовной культуры, пространственно-образного мышления, творческой активности, расширяет профессиональные знания, умения и навыки у привлекаемых в педагогический эксперимент курсантов.
Вышеперечисленные элементы информационного воздействия в форме наглядных материалов, отражающих факторы нравственной, патриотической, эстетической, гражданской, правовой культуры, особенно необходимы для успешного выполнения служебных обязанностей в будущей профессиональной деятельности военных специалистов по защите информации, подчас являющейся государственной тайной.
Как показывает личная практика автора, проблема эффективности социализации, обучения и воспитания курсантов может быть решена, если выполнять следующие условия: регулярно и последовательно внедрять в профессиональную практику профессорско-преподавательского состава педагогически регулируемую и управляемую деятельность; произвести тщательный отбор учебного материала для творческих работ курсантов в виде различных презентаций с акцентом на управление, обучение, воспитание, социализацию реципиентов с целью контроля и возможности работы с информационными технологиями.
Для глубокого изучения этой проблемы в военном вузе был проведен естественный эксперимент (форма эксперимента, проводимая в естественных условиях обучения, воспитания и социализации курсантов военного вуза, то есть по тем же планам и программам в установленном месте учебного заведения в рамках распорядка дня для курсантов).
Анализ экспериментальных данных подтвердил гипотезу о сущности и содержании процесса социализации, обучения и воспитания курсантов военного вуза средствами информационного воздействия как многоуровневого явления в сфере высшего военного образования.
Сравнение результатов проводилось при обеспечении уравниваемых условий эксперимента. В основном педагогический эксперимент был проведен с целью проверки эффективности информационного воздействия как социализирующего и воспитывающего средства. В связи с этим основой информационного воздействия как социализирующего и воспитывающего средства являлся электронный образовательный ресурс, который создавался в виде мультимедиапрезентаций.
Для проведения экспериментальных занятий был разработан электронный образовательный ресурс, состоящий из двух частей - репродуктивной и контрольной. Репродуктивная часть электронного образовательного ресурса была предназначена для проведения занятий в аудитории и для использования при самостоятельной работе по усвоению программы гуманитарной учебной дисциплины. Контрольная часть предназначена для контроля знаний обучаемых и представляет собой электронные тесты. Данные тесты включают большой иллюстративный материал, взятый из мультимедиапрезентаций репродуктивной части электронного образовательного ресурса. В этом аспекте мультимедиапрезентации были разработаны в соответствии с общеизвестными критериями оценивания презентаций, а именно: полнота раскрытия темы, применимость содержания презентаций для выбранной целевой аудитории, наглядность представленной информации, оригинальность оформления.
Принципиальное отличие образовательного процесса, основанного на использовании информационного воздействия, от традиционного образования состоит в частичном отказе от бумажных носителей информации и переходе на электронный образовательный ресурс, отражающий реалии воинской жизни филиала Военной академии связи (г. Краснодар) как в учебное время, так и вне его. Данный метод использования электронного образовательного ресурса на всех этапах образовательного процесса был реализован при проведении аудиторных занятий, в самостоятельной работе, при контроле усвоения знаний, умений и навыков в русле вышеобозна-ченного исследования.
Анализ экспериментальных данных подтверждает предположение о сущности и содержании процесса социализации, обучения и воспитания курсантов в условиях военного вуза средствами информационного воздействия как многоуровневого явления, присущего сфере воинского воспитания и образования, проявляющегося одновременно как эстетическая, патриотическая, нравственная деятельность в воинской предметно-пространственной среде, как процесс
позитивной социализации, обучения и воспитания, как система психолого-педагогической помощи курсантам в процессе социализации, обучения и воспитания.
Концепция позитивной социализации, обучения и воспитания курсантов в условиях военного вуза средствами информационного воздействия прошла опытно-экспериментальную проверку. Ход ее реализации показал, что в различных сферах образовательной и воспитательной работы идет процесс создания научно-методической системы социализации, обучения и воспитания, включение в данную деятельность специалистов различного профиля.
Ссылки:
1. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» : приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 // Российская газета. 2014. 30 дек.
2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. 224 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Минобрнауки от 17.01.2011 № 60) [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm60-1.pdf (дата обращения: 23.06.2015).
4. Новые педагогические и информационные воздействия в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. М., 2005. 272 с.