УДК 378 Крюков Денис Матвеевич военнослужащий
филиала Военной академии связи, г. Краснодар
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Kryukov Denis Matveevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
PEDAGOGICAL MODEL OF PURPOSEFUL SOCIALIZATION AND EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье представлены основные положения модели социализации и воспитания курсантов, которые сводятся к решению главной проблемы: формирования будущего офицера службы защиты информации. Описаны шесть основных типов информационного воздействия на курсанта в процессе его взаимодействия с окружающей воинской образовательно-воспитательной средой. Представлена программа эксперимента, критерии освоения курсантами воинских традиций. Определен потенциал информационных технологий в практике социализации и воспитания курсантов.
Ключевые слова:
педагогическая модель, социализация, воспитание, курсанты, информационные технологии, военный вуз.
Summary:
The article discusses the main theses of the model of socialization and education of military higher school students, which are focused on the accomplishment of the major mission: development of future information security officer. The author describes the six main types of informational impact on the student in the process of his interaction with the military educational environment. The program of the experiment and criteria of students' mastering of military traditions are presented. The paper defines the potential of information technologies in the practice of socialization and education of students.
Keywords:
pedagogical model, socialization, education, students, information technologies, military higher school.
Системный анализ и педагогическая модель социализации и воспитания курсантов позволили сделать выводы о том, что они являются видом специфической воинской деятельности, обусловленной профессиональными обязанностями будущих офицеров службы защиты государственной тайны. Эти и другие психолого-педагогические проблемы воспитания, обусловленные средствами воздействия - информационными технологиями, требуют педагогического осмысления [1]. Разработанная модель интегрирует в себе шесть основных типов информационного воздействия на курсанта в процессе его взаимодействия с окружающей воинской образовательно-воспитательной средой.
Первый тип воздействия реализуется в процессе творческой интерпретации курсантом собственного воинского опыта в процессе взаимодействия с объектами окружающей предметно-пространственной среды военного вуза. Вторым компонентом модели выступает информационное воздействие в процессе освоения курсантом традиционной воинской культуры, обеспечивающее ему устойчивый ценностно-нормативный ассоциативный ряд. Третий тип информационного воздействия связан с освоением курсантом воинских обязанностей и одновременно в этом процессе - освоением сложившейся в воинском социуме символики (государственные символы, знаки, элементы воинской формы и знаки отличия, цветовая символика воинских объектов и т. д.). Остальные три типа информационного воздействия как элементы информационных технологий связаны с процессом освоения курсантом ближайшего воинского окружения на основе воинских традиций и пространства военного вуза при помощи средств массовой коммуникации (компьютера, телевизора), несущих в себе как позитивную, так, к сожалению, и деструктивную для личности курсанта информацию и образы.
Апробация представленной модели на практике стала основным содержанием экспериментальной части исследования. На основе изложенных теоретических подходов была разработана программа эксперимента, предполагавшая констатирующий и формирующий этапы. В качестве критериев освоения курсантами культурно-исторических воинских традиций рассмотрены: когнитивные, мотивационно-потребностные, деятельностно-практические, эвристическо-гедонистические.
В содержание педагогического эксперимента вошло выявление условий эффективного использования информационных технологий как фактора позитивной социализации курсантов; раскрытие наиболее эффективных путей формирования представлений и суждений курсантов о воинской среде; изучение их предпочтений и проверка результативности социализации и воспитания курсантов. Предлагаемая в эксперименте система педагогического общения с курсантами
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
создавала стимулы обмена нравственно-эстетическими ценностями, побуждениями и смыслами, «овеществления» информационных технологий как духовной составляющей в реалии их нормативного военного назначения.
Итоги эксперимента показали улучшенные результаты динамики включения курсантов в различные виды воинской эстетической деятельности, а именно: художественно-творческую, речевую, трудовую, способствующие процессу социализации. Отмечен явный интерес курсантов к освоению воинских традиций как составляющих ценностей культурно-исторического воинского социума. Заметно обогатилась система ценностных отношений у курсантов к различным сторонам окружающей воинской действительности, в том числе как к своей собственной, так и общественной собственности в целом.
В результате эксперимента была обеспечена направленность деятельности педагогических кадров военного вуза на научность, комплексность, динамичность, гибкость, вариативность применения средств воздействия, а именно информационных технологий в процессе воспитания, учет психолого-педагогических особенностей, предупреждение и предотвращение возможного внедрения информации антигуманного и антиобщественного направления.
Для выявления эффективности применения средств - информационных технологий в процессе социализации и воспитания курсантов использовались традиционные диагностические технологии - наблюдение, тестирование, устный опрос в экспериментальной и контрольной группах; претест, определяющий начальный уровень знаний, умений и навыков, который подтвердил, что стартовые возможности экспериментальной и контрольной групп одинаковы. В экспериментальной группе работа велась по экспериментальной методике, а в контрольной группе без экспериментального фактора. Работа по формированию суждений и представлений о ценности информационных технологий в экспериментальной группе велась по следующим направлениям:
- развитие сенсорных способностей у курсантов при восприятии информации патриотического, эстетического, этического характера;
- формирование эстетических качеств у курсантов в отношении воинского макро- и микросоциума;
- формирование знаний, умений и навыков работы с информационными технологиями.
Эмоциональное восприятие элементов информационных технологий во время культурно-
досуговых мероприятий стимулировалось посредством использования поэтических и музыкальных произведений, компьютерного комплекса. Практическую деятельность стимулировали мотивации в виде компьютерных презентаций по воинской тематике.
Работа по формированию осознанного восприятия информационных технологий через практическую и теоретическую деятельность проходила поэтапно. Во время первого этапа происходит знакомство курсантов с компонентами информационных технологий. В процессе второго этапа происходит анализ, изучение и обобщение опыта курсантов в работе с элементами информационных технологий на примере сравнения с другими творческими работами. Подводятся итоги обогащения словарного запаса курсантов согласно обозначениям, принадлежащим информационным технологиям.
Завершением воспитательно-образовательного процесса с включением в него информационных технологий стало изготовление курсантами творческой информационной продукции, представление элементов информационных технологий на всеобщее обозрение в процессе воинских конференций, торжественных мероприятий, воспитательных мероприятий, стенной печати, учебно-методических заданий. Как итог данной деятельности - выполнение учебно-методических заданий относительно дисциплинарной тематики.
Одним из направлений опытно-экспериментальной работы была апробация специализированных учебных программ подготовки педагогических кадров к реализации потенциала информационных технологий в практике социализации и воспитания курсантов в условиях военного вуза. В результате проведения системы занятий с педагогами, направленных на освоение ими приемов использования средств информационного воздействия в процессе социализации и воспитания, диагностировалось повышение готовности специалистов к воспитательной деятельности в целом и к применению средств информационного воздействия в целях социализации и воспитания курсантов в частности.
Проведенный эксперимент свидетельствовал, что процесс социализации и воспитания курсантов с использованием средств - информационных технологий - эффективнее, если курсант как субъект деятельности при активной педагогической поддержке преподавателей и офицеров включается в доступные воинские мероприятия, межличностные отношения и виды воинской деятельности в военном вузе, в котором информационные технологии выступают средством трансляции воинского культурного опыта в процессе воспитания.
Социальный заказ в сфере подготовки военных специалистов выводит на одно из ведущих мест проблему разработки теоретических и прикладных аспектов изучения проблемы профессиональной ориентации и адаптации будущих офицеров как составляющих их социализацию [2]. Между тем исследования, в которых рассматриваются отдельные направления в области социализации, не позволяют составить целостное представление о социализирующем процессе с его важной психолого-педагогической составляющей - системой средств воздействия [3].
Таким образом, можно сказать, что социализация курсантов выступает как объективный непрерывный воинский историко-культурный социализирующий процесс, сопутствующий становлению цивилизации, обусловленный своими специфическими средовыми условиями и правилами, в которых предписаны ограничения на какие-либо контакты с внешней средой на весь период обучения. Существующее классическое понятие о социализации трактуется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства опыта, осуществляемого в процессе межличностного общения и деятельности. Соответственно применительно к курсантам, социализирующимся в условиях военного вуза, его следует понимать как процесс и результат усвоения окружающей среды, уставных и неуставных отношений, бытующих в воинском сообществе. Но и в этом, казалось бы, устоявшемся мнении о социализации курсантов имеются некоторые моменты, которые требуют научного анализа и размышления. Рассмотрим социализацию курсантов на примере военного вуза - филиала Военной академии связи (ВАС) (г. Краснодар), осуществляющего подготовку специалистов в области защиты информации. Необходимо сразу остановить внимание на том, что в условиях данного военного вуза социализация осуществляется чаще всего в период педагогической управляемой и регулируемой воинской деятельности. Но и при таком подходе к социализации неизбежно стихийное на нее воздействие различных обстоятельств, встречающихся в воинской жизни.
Таким образом, социализация и воспитание курсантов достаточно многоаспектны. Педагогическая модель охватывает процесс целенаправленной социализации в военном вузе, что тождественно также и воспитанию. Социализация в целом выступает более широким понятием относительно воспитания. Под воинской социализацией курсантов филиала ВАС (г. Краснодар) понимается освоение ими воинских ролей, усвоения воинских норм и т. д. посредством спонтанного возникновения ассоциаций, образов, усвоения воинской символики окружающего пространства специфического военного вуза. Под воинским воспитанием курсантов филиала ВАС (г. Краснодар) понимается целенаправленное, педагогически целесообразное использование средств информационного воздействия, обеспечивающее духовно-нравственное развитие личности курсанта, формирование у него культуры взаимодействия с окружающей воинской средой.
Сущность научной педагогической модели заключается в разработанных теоретических подходах и методических основах, обеспечивающих реализацию особого потенциала информационного воздействия, которые нашли выражение в практико-ориентированном процессе социализации и воспитания курсантов в условиях военного вуза.
Ссылки:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. М., 2005. 272 с.
2. Антоневич С.П. Социализация курсантов военного вуза : дис. ... канд. социол. наук. М., 2002. 146 с.
3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. 224 с.