УДК 378.6
Анищенко Дмитрий Николаевич
военнослужащий филиала Военной академии связи, г. Краснодар
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Anishchenko Dmitry Nikolayevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
THE SYSTEM OF STUDENTS' TRAINING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MILITARY HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье представлен анализ практики обучения курсантов в структуре образовательной деятельности военного вуза на примере филиала Военной академии связи г. Краснодара. Автором показано, каким образом определяются правила образовательной деятельности, изыскиваются ее наиболее эффективные средства, в числе которых - информационные технологии, рассматриваемые в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования в качестве области преподавательской деятельности.
Ключевые слова:
военный вуз, профессорско-преподавательский состав, профессиональная деятельность, информационные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт.
Summary:
The article reviews the practice of students' training in the military higher school by case study of the Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps. The author explains how they develop the educational rules, find out the most effective educational means, including the information technologies considered in the State Federal Educational Standard of higher education as a field of pedagogical activity.
Keywords:
military higher school, academic teaching staff, professional activity, information technology, federal state educational standard.
Порядок организации процесса обучения, прописанный в приложении № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670, в условиях военного вуза реализуется в интересах обороны Российского государства [1]. В филиале Военной академии связи г. Краснодара, как и в других военных вузах, определяются правила образовательной деятельности, изыскиваются наиболее эффективные средства, в числе которых - информационные технологии как область преподавательской деятельности [2]. В сложившейся ситуации информационные технологии оказывают соответствующее обучающее воздействие, в связи с чем было проведено исследование существующей теоретической базы научных знаний. Анализ научной разработанности проблемы показал, что в отечественной военной педагогической науке давно сложились предпосылки для ее комплексного изучения. Этому в достаточной мере способствовали теоретико-методологические основания важной психолого-педагогической составляющей - системы средств воздействия [3].
В этом ключе надо понимать, что процесс обучения курсантов с использованием средств информационных технологий является видом воинской деятельности и служебной обязанностью офицеров и научно-педагогических работников военного вуза с целью всестороннего развития у них личностных качеств, позволяющих обеспечить защиту информации, подчас являющейся государственной тайной. Вне всякого сомнения, такой постановке проблемы соответствует главная цель направления подготовки будущих офицеров по специальности 090303 «Информационная безопасность», заключающаяся в формировании высоких нравственных личностных качеств, таких как высокий профессионализм, стремление защищать информацию и приумножить обороноспособность Российского государства.
Исходя из сказанного, необходима качественная организация учебного процесса у курсантов военного вуза, обеспечивающего всестороннее развитие личности будущего офицера в рамках государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Будет уместным сказать, что информационные технологии приобретают новый статус эффективных средств воздействия на личность курсантов и в условиях военного вуза становятся предметом отражения технической эволюции во всем многообразии их функционально значимых качеств. Эти и другие педагогические проблемы обучения, обусловленные средствами воздействия - информационными технологиями, требуют педагогического осмысления [4]. Особенно это применимо к курсантам в условиях их специфической образовательной деятельности с ин-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тенсивным интеллектуальным становлением. В этом случае обучение также может рассматриваться как целостный процесс развития личности курсанта - будущего специалиста по защите информации и предусматривает создание условий для педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого. При этом принято считать, что каждое новое поколение курсантов осваивает интеллектуальное наследие, отраженное в средствах защиты информации. Отраженное в информационных технологиях техническое качество воспринимается ими с новых позиций. В этом ключе курсанты выступают как объективный и непрерывный воинский состав, включенный в специфический образовательный процесс, сопутствующий становлению военно-педагогической мысли, обусловленной своими специфическими средо-выми условиями и правилами, в которых предписаны строгие ограничения на какие-либо контакты с внешней средой на весь период обучения. Существующее классическое понятие об обучении трактуется как процесс и результат усвоения и воспроизводства учебного опыта, осуществляемого в процессе профессиональной деятельности. Так, применительно к курсантам военного вуза его следует понимать как процесс и результат усвоения учебного материала в русле защиты информации. Но и в этом, казалось бы, устоявшемся мнении об обучении курсантов имеются некоторые моменты, которые требуют научного анализа.
Рассмотрим процесс подготовки специалистов в области защиты информации в филиале Военной академии связи г. Краснодара. Необходимо акцентировать внимание на том, что в условиях данного военного вуза обучение осуществляется в строгой педагогически управляемой и регулируемой воинской деятельности. Но и при таком подходе обучение неизбежно понимается как процесс усвоения воинских знаний посредством информационного воздействия, обеспечивающего развитие личности курсанта. Сущность научной концепции заключается в разработанных педагогических подходах и методических основах, обеспечивающих реализацию особого потенциала, заложенного в информационных технологиях, которые, с одной стороны, нашли выражение в разработанной практико-ориентированной модели обучения курсантов, а с другой - рассматриваются как ведущие для данной профессии.
Такая модель обучения интегрирует в себе ряд основных типов воздействия информационных технологий на курсанта в процессе образовательной практики. Итак, первый тип воздействия предусматривается в процессе реализации курсантом собственного опыта с объектами обучения. Таким образом, происходит непосредственная рефлексия, приводящая к сознательному самосовершенствованию. Вторым компонентом модели выступает информационное воздействие в процессе освоения курсантом техники работы, и выстраивается данный процесс как ассоциативный ряд. Третий тип информационного воздействия связан с освоением курсантом информационных технологий посредством работы с компьютером, содержащим военные образы и информацию.
Апробация представленной модели в учебной практике стала основным содержанием теоретических подходов. В качестве критериев освоения курсантами военных знаний стали когнитивные, мотивационно-потребностные, деятельностно-практические, эвристическо-гедонистиче-ские. В содержание педагогического эксперимента вошло выявление условий эффективного использования информационных технологий как фактора позитивного обучения курсантов, раскрытие наиболее эффективных обучающих путей и проверка результативности их обучения. Система обучения и педагогического общения с курсантами создавала стимулы для обмена знаний посредством информационных технологий как составляющей реалии их нормативного военного назначения. Итоги эксперимента показали улучшенные результаты динамики включения курсантов в различные виды деятельности с информационными технологиями, способствующие процессу их обучения. У курсантов стал очевидным интерес к учебной деятельности в целом.
В результате эксперимента была обеспечена более широкая направленность деятельности педагогических кадров военного вуза на научность, комплексность, динамичность, гибкость, вариативность применения информационных технологий в процессе обучения. Педагогическая деятельность преподавателей и офицеров в процессе эксперимента отражала одно из сущностных предназначений - оказывать целостное воздействие на интеллектуальное развитие курсанта средствами информационных технологий.
Для выявления эффективности применения в обучении средств информационных технологий использовались как традиционные учебные технологии: тестирование, устный опрос в курсантских группах, так и тест, определяющий базовый уровень знаний, умений и навыков, который подтвердил, что стартовые возможности суждений и представлений курсантов о ценности информационных технологий им известны. Эмоциональное восприятие новейших информационных технологий во время обучения стимулировалось посредством использования компьютерного комплекса. Практическую обучающую деятельность стимулировали мотивации в виде компьютерных учебных презентаций по соответствующей тематике.
Работа по формированию осознанного анализа информационных технологий через практическую и теоретическую деятельность у курсантов проходила поэтапно. Во время первого этапа происходило знакомство курсантов с информационными технологиями. В процессе второго этапа происходил анализ, изучение и обобщение предыдущего опыта курсантов в работе с элементами информационных технологий на примере сравнения с другими учебными работами. Подводились итоги обогащения словарного запаса курсантов согласно обозначениям, принадлежащим информационным технологиям. Завершением образовательного процесса с включением в него информационных технологий стало изготовление курсантами творческой информационной продукции, представление элементов информационных технологий на всеобщее обозрение в процессе воинских конференций, торжественных и воспитательных мероприятий, стенной печати, учебно-методических заданий. Итогом данной деятельности стало выполнение учебно-методических заданий по тематике дисциплины.
Ссылки:
1. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 // Российская газета. 2014. 30 дек.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (квалификация (степень) «специалист») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 60) [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm60-1.pdf (дата обращения: 26.05.2015).
3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стереотип. М., 2005.