Научная статья на тему 'Теоретические основания управления персоналом военного образовательного учреждения'

Теоретические основания управления персоналом военного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПЕРСОНАЛ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОИНСКАЯ СРЕДА / СФЕРА ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ СЛУЖБЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ / MANAGEMENT / MILITARY HIGHER SCHOOL / PERSONNEL / EXPERIMENT / MILITARY TEAM / PEDAGOGICAL RESOURCES / MILITARY EDUCATION / MILITARY ENVIRONMENT / SPHERE OF MILITARY ACTIVITY / INFORMATION SECURITY SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Дмитрий Николаевич

В статье описана система управления персоналом военного вуза, которая понимается как воинская система, в которой реализуются содержание управления и его модель, управленческие функции, процессы, цели, принципы, методы, средства воздействия на объект и субъект управления. Автором предложена модель управления персоналом военного образовательного учреждения, которая базируется на рациональном управлении его педагогическими ресурсами. Предполагается, что создание такой модели позволит сформировать воинский коллектив психолого-педагогически подготовленных специалистов службы защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анищенко Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of personnel management in a military educational institution

The article deals with the system of HR management in a military higher school considered as a military system, which implements the management content and its model, management functions, processes, aims, principles, methods, means of influence on a subject and an object of management. The author suggests the model of personnel management in the military educational institutions, which is based on the rational management of its pedagogical resources. It is expected that such a model will form the military team of information security specialists with psychological and pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания управления персоналом военного образовательного учреждения»

УДК 378

Анищенко Дмитрий Николаевич

военнослужащий филиала Военной академии связи, г. Краснодар

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Anishchenko Dmitry Nikolayevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

THEORETICAL BASES OF PERSONNEL MANAGEMENT IN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация:

В статье описана система управления персоналом военного вуза, которая понимается как воинская система, в которой реализуются содержание управления и его модель, управленческие функции, процессы, цели, принципы, методы, средства воздействия на объект и субъект управления. Автором предложена модель управления персоналом военного образовательного учреждения, которая базируется на рациональном управлении его педагогическими ресурсами. Предполагается, что создание такой модели позволит сформировать воинский коллектив психолого-педагогически подготовленных специалистов службы защиты информации.

Ключевые слова:

управление, военный вуз, персонал, эксперимент, воинский коллектив, педагогические ресурсы, военное образования, воинская среда, сфера воинской деятельности, специалист службы защиты информации.

Summary:

The article deals with the system of HR management in a military higher school considered as a military system, which implements the management content and its model, management functions, processes, aims, principles, methods, means of influence on a subject and an object of management. The author suggests the model of personnel management in the military educational institutions, which is based on the rational management of its pedagogical resources. It is expected that such a model will form the military team of information security specialists with psychological and pedagogical skills.

Keywords:

management, military higher school, personnel, experiment, military team, pedagogical resources, military education, military environment, sphere of military activity, information security specialist.

Основной чертой государственной политики является формирование самостоятельно мыслящей личности, способной к осуществлению эффективной деятельности в мирных и военных условиях [1]. В своей профессиональной многофункциональной деятельности будущему офицеру необходимо соединять качества, во-первых, квалифицированного офицера специалиста, во-вторых, командира, руководителя и организатора и, в-третьих, воспитателя и учителя. Поэтому будущий офицер должен не только быть специалистом в той или иной области военно-профессиональной деятельности, но и синтезировать в себе качества командира-профессионала, имеющего педагогический опыт управления подчиненными.

Безусловно, помимо определенных знаний и профессиональных умений будущему офицеру должна быть также присуща определенная система воинских ценностей, ориентированная на субъекты в профессиональной управленческой деятельности. Для России это особенно важно, так как в близлежащих государствах в настоящее переходное время происходит смена одной военно-политической формации на другую, когда многие воинские традиции и ценностные ориентации военных изжиты или ослаблены, а новые еще не устоялись, когда в соседнем обществе наблюдаются опасные тенденции общекультурного кризиса, проявляющиеся в нарастании антигуманистических ценностей и идеалов. Поэтому наше государство требует использования воинских традиций, воспитательного воздействия в отечественном образовании как фактора формирования личностных качеств курсантов военного вуза, ответственных за судьбу Отечества.

В этом ключе автором рассмотрено соотношение понятий «управление», «сфера», «среда», «воинская среда», «военное образование». Важен также анализ исследований, характеризующих различные аспекты культуры управленческой деятельности в контексте подготовки и повышения квалификации самого руководителя этого процесса (Л.К. Аверченко, К.К. Белая, В.И. Зверева, С.А. Козлова, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.Л. Розанова, П.И. Третьяков, Л.В. Поздняк, Т.И. Ша-мова), который позволил выделить основные компоненты управленческой деятельности, такие как: мировоззренческий, правовой, этический, эстетический, педагогический и психологический [2].

В данном аспекте культуру управленческой деятельности можно рассматривать как характеристику высокого качества конечного результата педагогической и управленческой деятельно-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти, форм организации учебной работы [3]. В литературе, имеющей прямое отношение к управлению, сложилось два подхода: общеизвестное, предельно широко распространенное понятие «образование» как средство формирования интеллектуальной личности; понимание под «образованием», в том числе военным, процесса и результата усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной воинской деятельности. Исходя из общепринятых канонов, под «управлением» мы понимаем закономерно возникшую в процессе эволюции специфически организованную форму движения информации управляемого и управляющего объектов. Понятие «воинская среда» определяется как предметное содержание воинской деятельности, которое охватывается жизненным процессом. Взаимосвязь условий, целостность, предметная и функциональная направленность отдельных факторов воинской среды определяется понятием «сфера». Однако понятия «среда» и «сфера» в воинском понимании не идентичны. «Среда» - это все то, что окружает военнослужащих, пронизывает, вовлекается в деятельность субъекта либо в качестве предмета, либо как средство, либо как условие. Понятие «сфера воинской деятельности» раскрывает содержание действий субъекта, соотносит его с внешними и внутренними условиями и дает представление о том, как же он организует свою воинскую жизнь в заданных условиях.

Управление охватывает всю жизнедеятельность включенных в образовательную деятельность военнослужащих, и прежде всего обучающих и обучающихся. Оно принимает на себя функции не только управления обучением курсантов, но и других жизненно важных форм их деятельности, таких как труд, общение и т. д. В таком смысле образование больше подвергается управленческому воздействию по сравнению со средой образования, а сфера в определенном смысле детерминирована управлением, которое материализуется в управленческих актах, формирует образовательные структуры, развертывает их и деформирует с помощью управленческого вмешательства в те или иные образовательные компоненты. В то же время управленческое вмешательство имеет свои пределы, достаточно жесткие, определяющиеся условиями воинской среды, которые по сравнению со сферой менее подвержены управленческому воздействию. Рассмотрение педагогического персонала военного вуза как объекта регулирования качества образовательного процесса в военном образовательном учреждении в определенном смысле вбирает в себя одновременно анализ компонентов среды, которые являются в одно и то же время определенно новым качеством военного образования, в том числе его управленческой выстроенностью.

Психолого-педагогические основы изучения проблемы взаимодействия преподавателей и курсантов находят свое начало в практике управления человеческими ресурсами, которое в своем развитии претерпело ряд изменений вместе с изменением военно-политической и экономической систем. Так, например, с конца XIX в. по 30-е гг. XX в. основной фактор управления -это материальное стимулирование в сочетании с обучением кадров, углубленный контроль над системой организации и безопасностью труда. С 60-х гг. XX в. изменяется доктрина управления персоналом, основное внимание уделяется человеческим отношениям, поднимается проблема морального стимулирования. На современном этапе развития процесса управления персоналом в военном образовательном учреждении в центре внимания находятся подбор кадров и их расстановка, психолого-педагогическая деятельность и их творческая самореализация.

Предлагаемая нами модель управления персоналом военного образовательного учреждения базируется на рациональном управлении его педагогическими ресурсами и имеет результативную двойственную направленность. Организация такой модели должна интегрировать усилия преподавателей, психологов, педагогов, офицеров-командиров, участвующих в реализации образовательного процесса. Одним из конечных результатов будет формирование воинского коллектива психолого-педагогически подготовленных специалистов службы защиты информации. Вторым результатом является высококачественная подготовка будущих специалистов и их обеспечение местами, на которых бы они эффективно трудились по окончании военного образовательного процесса.

Проведенный автором анализ документов, связанных с управленческой деятельностью, показал, что процесс повышения квалификации командиров-руководителей военного вуза не всегда организовывался поэтапно и системно. Различные формы профессионального самосовершенствования военных руководителей в данной области нередко использовались автономно друг от друга. В то же время в сложившейся системе не уделялось внимание развитию управленческой культуры руководителя как целевому развитию. Лишь в последние годы в системе повышения квалификации руководителей стали появляться занятия по эстетике управленческого труда. Таким направлением стали курсы типа «Управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения», ориентированные на активизацию интереса к данной проблематике как профессионально и личностно значимой, а также стимулирование у них потреб-

ности в самосовершенствовании. Основными направлениями стали освоение информации, раскрывающей сущность культуры управления, роль в профессиональной военной деятельности как руководителя, так и подчиненных, а также создание педагогических условий для эффективного управления персоналом военного вуза, включая отношения руководителей с обучающимися, развитие у офицеров опыта управления педагогическим персоналом с использованием на практике базовых правил культуры общения с подчиненными.

Технологическая система управления персоналом военного образовательного учреждения включает в себя следующие элементы: характеристику компонентов управленческой культуры, профессиональные умения, типы занятий, выбор контроля над качеством обучения.

Системность в работе по формированию культуры управленческой деятельности у персонала военного вуза на основе блочной подготовки, отражающей взаимосвязь с формами повышения квалификации руководителей, позволяет повысить уровень управленческой деятельности у данной категории, стимулирует у них потребность в совершенствовании профессиональных, управленческих и педагогических навыков и личностных качеств. Организация процесса управления может быть реализована на основе моделирования конкретных ситуаций, требующих принятия управленческих решений с учетом различных аспектов культуры осуществляемой деятельности. Особенностью управления образования в условиях инновационного военного образовательного учреждения является объект управления, который то сужается до учебного процесса, то расширяется до пределов сферы образования.

Ссылки:

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670.

2. Головеров В.Т. Система управления педагогическим персоналом архитектурного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

3. Педагогическое мастерство и педагогические технологии : учеб. пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.