УДК 378.6 Коржан Эдуард Алексеевич
военнослужащий филиала Военной академии связи, г. Краснодар
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Korzhan Eduard Alekseevich
Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps
THE METHODOLOGY OF CARRYING OUT A PEDAGOGICAL RESEARCH EXPERIMENT IN THE MILITARY HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье представлены результаты проведения педагогического эксперимента в структуре педагогической деятельности военного вуза на примере филиала Военной академии связи г. Краснодара. Показано, как инновационный вид научной деятельности оказывает влияние на курсантов в процессе их профессионального становления с целью формирования воинских позиций. В процессе эксперимента автором была определена система воинских отношений, а исследование источника воинского опыта в условиях военного вуза позволило вычленить четыре его составляющих: объективную воинскую реальность; преподавателей и офицеров; предшествующий опыт курсанта; самого курсанта.
Ключевые слова:
военный вуз, курсанты, педагогический эксперимент, профессиональная подготовка, воинские позиции, воинский опыт, метод научно-педагогического эксперимента.
Summary:
The article presents the results of the pedagogical experiment carried out in such a military higher school as the Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps. It is shown how innovative research activity influences the students' professional development. In the course of the experiment the author has defined the system of military relations, and the study of military experience in a military higher school has allowed the author to distinguish its four components: objective military reality; teachers and officers; previous experience of students; students.
Keywords:
military higher school, students, pedagogical experiment, vocational training, military outlook, military experience, method of pedagogical research experiment.
Изучение современной образовательной деятельности военного вуза определило направление экспериментального исследования с опорой на общенаучные принципы, формы, моделирование, системный и статистический подходы [1], а также на научную методологию - совокупность методов, форм, принципов экспериментального исследования. В этом аспекте анализировалась совокупность методов, форм, принципов исследования, используемых в образовательно-воспитательной практике военного вуза.
Многоуровневая система образовательно-воспитательной деятельности в условиях военного вуза рассматривалась в русле преобразования воинской действительности [2], что позволило внедрить в практику научно-исследовательской работы такие методы, как эмпирические, теоретические, математические, статистические и метод педагогического наблюдения.
С помощью метода беседы удалось выяснить мнение и отношение как преподавателей, офицеров, так и курсантов к объективным фактам и явлениям, происходящим во время научной и учебной деятельности, воспитательной работы и т. д. Эта научно-исследовательская работа предопределила метод научно-педагогического эксперимента, сущность которого заключалась в проверке и обосновании заранее разработанных теоретических предположений и гипотез о внедрении в образовательно-воспитательную практику инновационных проектов, направленных на совершенствование профессиональной подготовки курсантов. Зависимость от поставленной научной цели обусловила проведение констатирующего, созидательно-преобразующего и контрольного экспериментов. Рассмотрим каждый подробно.
Констатирующий эксперимент проводился в начале исследования и имел своей целью выяснение дел в образовательно-воспитательной практике по изучаемой проблеме. В процессе эксперимента была обнаружена проблема сужения сферы научного исследования, в связи с чем был проведен созидательно-преобразующий эксперимент, который позволил проверить полученные выводы и разработанные методики воинской практики. Эта задача решалась с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключалась в применении апробированной методики работы головного военного вуза. Особое место в методике исследований занял естественный эксперимент, позволивший диагностировать психологические возможности курсантов в период воинских олимпиад. Результатами этой деятельности можно назвать участие курсантов
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)
в мероприятиях Министерства обороны и полученные ими призовые места. Метод изучения воспитательной воинской документации и основанных на ней продуктов творчества курсантов, отслеживаемых информационными технологиями, позволил утверждать о пространственно-образном мышлении, о потребности и способности проявлять нравственные, патриотические, эстетические качества в профессиональном становлении.
Не менее интересным стало применение в исследовании статистического метода, широко используемого в практике военного вуза в пределах его научной разработки, позволяющего наглядно констатировать регистрацию и ранжирование курсантов по курсам, а также шкалирование результатов.
За текущий период экспериментальная база пополнилась результатами социологических методов исследования, полученных посредством анкетирования, рейтинга, метода компетентных оценок. В этом аспекте рейтинг как метод научного исследования позволил оценить важность нравственных, патриотических, эстетических и патриотических качеств в развитии личности курсантов. Близким к нему стал метод компетентных оценок, который позволил охарактеризовать допороговый, пороговый и повышенный (продвинутый) уровни критериев. Анкетирование курсантов филиала Военной академии связи г. Краснодара, проведенное по разным направлениям учебной и воспитательной работы, способствовало повышению объективности информации о педагогических фактах, явлениях, процессах, их типичности, поскольку предусматривало получение информации от большего количества опрошенных. Полученные результаты анкетирования, обработанные методами математической статистики, использовались для количественного анализа, полученного в процессе исследования фактического материала.
Исследование источника воинского опыта в условиях военного вуза позволило вычленить четыре его составляющие: объективную воинскую реальность; преподавателей и офицеров; предшествующий опыт курсанта; самого курсанта.
В процессе эксперимента определилась система воинских отношений:
1. Воинский (новый) опыт - объективная воинская реальность.
2. Новый опыт курсантских взаимоотношений с преподавателями, офицерами.
3. Воинская деятельность - предшествующий опыт обучающегося курсанта.
4. Профессиональное становление - личностные возможности самого обучающегося курсанта.
Таким образом, одновременно с исследованием военного вуза непроизвольно были подтверждены четыре закона педагогики [3]. Первый транслировал законы наследования духовной культуры курсантов, ярко проявившиеся в процессе отношений «новый воинский опыт - объективная воинская реальность». Вторым доказательством сказанному служили наглядные факты, когда у курсантов посредством информационных технологий продукты из материального мира превращались в идеальные продукты их духовной культуры. Третий закон исходил из того, что каждое последующее поколение курсантов, наследуя все достижения воинской культуры, созданные их предшественниками, не только сохраняли их, но и укрепляли и приумножали. Таким образом, выявлялся четвертый закон наследования духовной культуры: курсант в процессе образования и воспитания осваивал культуру в самом широком смысле, культурно социализировался. В этом направлении к информационным технологиям присоединились дополнительные средства, обеспечивающие эффективность процесса позитивной профессиональной социализации:
- объективные результаты воинской деятельности курсантов (специфические аппараты и машины, технические сооружения, результаты познания, книги, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.);
- субъективные силы и способности курсантов, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, специфические профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного межличностного общения и т. д.).
Если говорить о предметных результатах процесса исследования, то наиболее ярко прослеживался один из элементов социализации курсантов - это их культура речи как отражение форм воинского сознания. Культура речи курсантов классифицировалась как специфическая военная речь, обыденная, отражающая личностное сознание под влиянием военно-политической идеологии, элементов морали, искусства, науки и т. д. Также был очевиден другой компонент социализации, который выражался в их личностных, в том числе образных чувственных знаниях.
Таким образом, можно сделать выводы, вытекающие из результатов научного эксперимента. В условиях военного вуза происходят отношения: «новый опыт - преподаватель»; в роли дополнительно-сопутствующих объектов выступают родители, семья, товарищи, коллектив; в общении с другими обучающимися курсант обретает свою воинскую сущность; воинский опыт рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор воинского образа жизни. В
свою очередь, на основе теоретического осмысления можно выдвинуть научные гипотезы, проверить полученные научные факты, сформулировать установленные положения, что в окончательном итоге будет способствовать всестороннему развитию педагогической науки.
Ссылки:
1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии : учеб. пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.
2. Подготовка офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации : справ. специальностей / под общ. ред. Н.А. Панкова. М., 2004.
3. Сафонов С.Э. Нормативные правовые акты по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации : сборник. Краснодар, 2006.