педагогические науки
Анфалов Евгений Владимирович РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...
УДК 378.147
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© 2018
Анфалов Евгений Владимирович, аспирант
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454015, Россия, Челябинск, улица Шагольская 1-й квартал, дом 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью научно-исследовательской работы в педагогике является чаще всего получение новых достоверных знаний об образовательном процессе на основе сбора, анализа и интерпретации научной информации. Именно педагогический эксперимент позволяет обосновать те или иные теоретические положения исследования. В ходе исследования проблемы формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов был проведен формирующий педагогический эксперимент. В статье рассмотрены результаты педагогического эксперимента по внедрению в учебный процесс военного вуза модели формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов как будущих офицеров. Экспериментальной базой эксперимента явились платформы военных вузов Челябинска и Новосибирска. Практическая апробация модели формирования исследуемого педагогического продукта проходила при соблюдении разработанных педагогических условий: изучение военно-исторического наследия Российской армии, участие обучающихся в научно-исследовательских проектах и внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов рефлексивно-прогностического тренинга. Представлена динамика изменения критериев и показателей сформированности рефлексивно-прогностической готовности у курсантов-участников на различных этапах эксперимента. Результаты были исследованы с помощью статистических методов. Полученные результаты и математические данные, анализ уровня сформированности исследуемого качества личности и влияния на этот процесс конкретных педагогических условий определили сущность, содержание и этапы всей дальнейшей научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: формирование, рефлексивно-прогностическая готовность, курсанты военных вузов, структурно-функциональная модель, педагогический эксперимент, компоненты модели, педагогические условия, ф-критерий Фишера.
THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE OF READINESS OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS
© 2018
Anfalov Evgeniy Vladimirovich, postgraduate student
South Ural State humanitarian-pedagogical University (454015, Russia, Chelyabinsk, street Shagolskaya 1st quarter, building 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of research in pedagogy is most often to obtain new reliable knowledge about the educational process based on the collection, analysis and interpretation of scientific information. It is the pedagogical experiment that allows substantiating certain theoretical positions of the research. In the course of research of the problem of formation of reflexive-prognostic readiness of cadets of military higher educational institutions the forming pedagogical experiment was carried out. The article considers the results of pedagogical experiment on introduction of the model of reflexive-prognostic readiness of cadets as future officers in the educational process of military higher education institution. The experimental bases of the experiment were platforms of military universities of Chelyabinsk and Novosibirsk. Practical approbation of the model of formation of the studied pedagogical product took place in compliance with the developed pedagogical conditions: the study of the military and historical heritage of the Russian army, participation of students in research projects and the introduction of elements of reflexive-prognostic training into the educational process of the military University. Shows the dynamics of changes of criteria and indicators of formation of reflexive and predictive readiness of the cadets-participants at different stages of the experiment. The results were investigated using statistical methods. The obtained results and mathematical data, analysis of the level of formation of the investigated personality quality and the impact on this process of specific pedagogical conditions determined the essence, content and stages of all further research work.
Keywords: formation, reflexive and predictive readiness, cadets of military schools, structural and functional model, pedagogical experiment, components of the model, pedagogical conditions, ф-Fisher criterion.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Современный этап развития военного образования предопределил дальнейший поиск решения задачи интенсификации подготовки обучающихся в высших военных учебных заведениях. Инновационные подходы в педагогике как правило связываются с модернизацией учебного процесса. Рассматривая проблему формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов как поиск и апробацию подходов и способов к повышению эффективности современного военно-профессионального образования, мы старались разрешить противоречие между постоянно возрастающим уровнем требований общества и государства к офицерам-выпускникам и недостаточной научной разработанностью данной проблемы в военном профессиональном образовании.
Объект исследования - профессиональная подготовка курсантов военных вузов. Предмет исследования - формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов в условиях обучения в военном вузе.
В ходе педагогического исследования нами была разработана модель формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов [1], а
также определен ряд педагогических условий, которые, по нашему мнению, обеспечивают формирование искомого педагогического продукта: изучение военно-исторического наследия Российской армии, участие обучающихся в научно-исследовательских проектах и внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов рефлексивно-прогностического тренинга [2].
В целях практической отработки теоретических выводов и проверки эффективности разработанной нами модели и методики формирования искомого личностного качества будущих офицеров был проведен формирующий педагогический эксперимент. При этом мы рассматривали эксперимент как важнейший элемент исследования, который создает условия:
- для проверки теоретических положений исследований в учебно-воспитательном процессе военного вуза;
- для сравнения и выбора оптимальных методик для организации и проведения определенных мероприятий внедряемой педагогической модели;
- определения роли педагогических условий для эффективности решения задач исследования;
- установление особенностей и закономерностей протекания учебно-воспитательного процесса в заданных исследованием условиях.
Anfalov Evgeniy Vladimirovich pedagogical
THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL ... sciences
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретической базой проводимого эксперимента явились методологические и практические аспекты исследований А.С. Казаринова [3], Ю.З. Кушнера [4], М.Б. Шашкиной [5], Е.В. Яковлева. При этом в процессе научно-исследовательской деятельности мы исходили из того, что именно формирующий эксперимент предполагает разработку различных программ и синтез усилий всех участников образовательного процесса [6]. Кроме того, были использован опыт О.П. Пузикова, Т.Е. Седанкиной, М.С. Смирновой, А.В. Шулакова и др. по организации и проведению подобных педагогических экспериментов в других высших военно-учебных заведениях [7-15]. Однако проблема формирования рефлексивно-прогностической готовности в военных вузах на сегодня остается практически не исследованной.
Цель статьи: провести общий анализ результатов экспериментальной проверки модели и методики формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов и вынести итоги исследования на обсуждение научного сообщества.
Изложение основного материала исследования. Выбор экспериментальной базы был обусловлен тематикой исследования. Эксперимент проводился с 2014 по 2017 гг. на базе филиалов Военных учебно-научных центров: Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске и Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Новосибирск). В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 136 курсантов в ходе их обучения с первого по четвертый курсы, а также 17 преподавателей.
Для экспериментальной работы испытуемые были распределены на четыре экспериментальные и одну контрольную группы. Такое распределение предопределила разработанная нами педагогическая модель и педагогические условия ее функционирования. Проверка гипотезы исследования в рамках формирующего эксперимента осуществлялось двумя способами: проверкой отдельно каждого условия и их комплексной проверки. Исходя из этого, в трех экспериментальных группах (ЭГр.1-ЭГр.3) апробировались одно из педагогических условий, а в одной из них (ЭГр.4) - все условия вместе. Контрольная группа (КГр.) была выделена из курсантов учебной группы того же профиля обучения, что и экспериментальные группы, но их образовательный процесс был организован в стандартных условиях вуза. Однородность всех групп обеспечивалась тем, что еще на этапе формирования учебных групп в вузе, учебный отдел комплектует их исходя из результатов поступления курсантов с условием «усредненности» общего уровня подготовки группы в целом.
Сравнительный анализ экспериментальных данных по экспериментальным и контрольной группам позволил в ходе последующих этапов не только фиксировать динамику оцениваемых показателей сформированности рефлексивно-прогностической готовности, но и проводить коррекцию функций отдельных элементов исследуемой педагогической модели.
Проводимый эксперимент можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа.
В ходе первого этапа был проведен констатирующий эксперимент. Он имел главную цель: определить имеющийся уровень знаний курсантов в области рефлексии и прогностики, а также их направленность на обретение и развитие рефлексивно-прогностической готовности в ходе обучения в вузе.
На этом этапе ведущими методами были: анкетирование, педагогическое наблюдение и опрос курсантов и преподавателей. В результате было определено, что с основными понятиями искомого качества личности курсанта знакомы 37 % опрошенных, остальные курсанты или не знакомы с понятиями «рефлексия», «прогности-190
ка», «готовность» (32 %) или затрудняются с ответом (31 %). В ходе опросов 94 % курсантов и 100 % преподавателей отметили необходимость формирования рефлексии прогностики для успешной военно-профессиональной деятельности. При этом 74 % опрошенных ответили, что видят необходимость в формировании и развитии рефлексивно-прогностической готовности с первого курса обучения. Таким образом, данный этап эксперимента подтвердил, что в знаниях курсантов существует пробел в области рефлексивно-прогностической готовности и существует потребность и необходимость этот пробел восполнить, развивая рефлексивно-прогностические способности уже с первого года обучения.
По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича структура готовности к деятельности включает в себя мотивационный, ценностный, когнитивный и операциональный компоненты [16]. Именно эти компоненты рефлексивно-прогностической готовности в дальнейшем были оценены по соответствующим показателям и уровням (низкий, средний, высокий). В ходе работы были использованы различные авторские тесты, тесты-опросники Р.Б. Кеттела, А.Г. Зверкова, В.М. Русалова, анализ рефлексивных ситуаций в исследуемых учебных подразделениях. Результаты подтвердили начальные данные и показали, что низкий уровень сформированности исследуемого педагогического продукта имеют 72,6 % курсантов всех групп. При этом курсанты ЭГр.4 также имеет низкий уровень сформированности (70,6 %).
Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты статистическому сравнению с помощью Т-критерия Стьюдента для несвязанных выборок [17]. Сравнения подтвердили, что статистическая разница между результатами различных групп незначительны, что подтвердило однородность выбранных групп по составу.
Второй (формирующий) этап эксперимента предполагал реализацию в образовательный процесс военного вуза вводно-ознакомительного, информационно-рецептивного, учебно-профессионального, контрольно-оценочного и корректирующего компонентов модели. Применение активных методов обучения, использование методов моделирования ситуаций в различных формах занятий постепенно формируют у обучающихся устойчивые навыки владения собой, рефлексивные учения самооценки и способностей по формулированию гипотез дальнейшего развития событий учебной и военно-профессиональной деятельности. При этом повышение эффективности функционирования модели обеспечивалось использованием разработанных нами педагогических условий.
Сама модель формирования искомой готовности внедрялась в образовательный процесс военного вуза на основе общих принципов (научность, практическая направленность, совместимость с условиями обучения вуза, систематичность) и специфических принципов [18] (рефлексивность деятельности, признание ценности военной службы и избранной военной специальности, параллельное прогнозирование, учет дефицита времени). В целом мы исходили из того, что правильное образование - это воспитание и обучение [19].
На этапе формирующего эксперимента были проведены две промежуточных и одна контрольная диагностики. В ходе экспертных оценок была дана качественная характеристика уровня сформированности искомой готовности и установлено изменение всех критериев и показателей. Еще в ходе подготовки к эксперименту были определены уровни сформированности рефлексивно-прогностической готовности: низкий, средний и высокий. В качестве показателей оценивались способности применять знания в области рефлексии и прогностики, творческое мышление, сформированность ценностного отношения к военной службе, самокритичность, самостоятельность, способности к самоанализу и планированию.
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Анфалов Евгений Владимирович РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...
Анализ результатов первого и второго промежуточных диагностик показал, что количество курсантов экспериментальных групп, имеющих высокий и средний уровень сформированности рефлексивно-прогностической готовности, значительно увеличилось по сравнению с констатирующим этапом. Так, если на этапе констатирующего эксперимента в целом за все экспериментальные группы, с высоким уровнем рефлексивно-прогностической готовности было около 13 % курсантов, то по итогам второй промежуточной диагностики таких курсантов было уже около 70 %, а со средним уровнем -около 20 %. При этом у курсантов контрольной группы также прослеживалась положительная динамика, но все же 46 % курсантов на заключительном этапе обладали низким уровнем сформированности рефлексивно-прогностической готовности.
В ходе третьего (итогового) этапа эксперимента осуществлялся итоговый контроль уровня сформирован-ности рефлексивно-прогностической готовности курсантов, и производилась корректировка компонентов модели. При этом, сравнивая результаты первичной и контрольной диагностики экспериментальных групп, мы установили следующую особенность: В экспериментальных группах ЭГр.1-ЭГр,3, где формирование искомого качества у курсантов проходило с применением одного из педагогических условий, курсантов, обладающих высоким уровнем сформированности рефлексивно-прогностической готовности, было около 70 %. В экспериментальной группе ЭГр.4, где курсанты формировали искомую готовность с использованием комплекса всех педагогических условий (изучение военно-исторического наследия Российской армии, участие обучающихся в научно-исследовательских проектах и внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов рефлексивно-прогностического тренинга), доля курсантов обладающих высоким уровнем рефлексивно-прогностической готовности была более 85%, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты диагностики уровня сформи-рованности рефлексивно-прогностической готовности у экспериментальной группы ЭГр.4 и контрольной группы курсантов КГр
Уровень сформированное ™{вао -чел. и
низкий I средний высокий
Группа первичная итоговая первичная итоговая первичная итоговая
диагно стика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика
аос. % абс. % аос. % аос. % аос. % абс. %
ЭГр.4 19 70,37 1 3,71 5 18,52 3 11,11 3 11,11 23 S5,1S
КГр. 20 71,42 13 46,44 4 14,29 9 32,15 4 14,29 б 21,44
Кроме того, по результатам оценки экспериментальной группы ЭГр.4 в более привычных критериях результативности обучения в военном вузе, как уровень успеваемости, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка и т.д., данная группа оказалась в числе передовых по итогам четырех лет обучения.
Полученные результаты итогового этапа были проверены с помощью ф-критерия углового преобразования Фишера [12]. Проверка подтвердила значимые различия между результатами эксперимента в экспериментальных и контрольных группах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Применение разработанной модели формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов привело к повышению качества их подготовки в условиях военного вуза, что является залогом успешного исполнения ими своих военно-профессиональных обязанностей в будущем.
Полученные результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что предлагаемая модель формирования рефлексивно-прогностической готовности в условиях военного вуза эффективна и предлагаемые педагогические условия целесообразно применять комплексно. Проведение этапов педагогического эксперимента на платформах разных военных вузов и получение сходных результатов под-
тверждает работоспособность, надежность и воспроизводимость предлагаемой педагогической модели.
В дальнейшем можно только ожидать совершенствования отдельных элементов модели и методики по формированию значимых личностных качеств курсантов военных вузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анфалов Е.В. Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. №4 (21). С. 27-29.
2. Анфалов Е.В. Необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как условие формирования рефлексивно-прогностической готовности курсанта военного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. №4(21). С. 244-247.
3. Казаринов А.С. Методы и модели экспериментальной педагогики. Глазов: ГГПУ. 1997. 108 с.
4. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. 2001. 66 с.
5. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие. Красноярск КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. 88 с.
6. Яковлев, Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.
7. Пузиков О.П. Формирование управленческо-про-гностической компетенции курсантов как основа повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военных вузов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. 2015. №2 С. 64-69.
8. Седанкина Т.Е., Осипов П.Н. Развитие способности будущих офицеров к рефлексии в учебно-воспитательном процессе военного вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 2. С. 156-160.
9. Смирнова М.С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома. 2006. 183 с.
10. Шулаков А.В., Федосеева И.А. Особенности технологии формирования прогностической компетенции курсантов вузов внутренних войск МВД России // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: В 2 частях. Под общ. ред. С.А. Куценко. 2016. С. 214-219.
11. Анфалов Е.В. Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 27-29.
12. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В. Формирование профессиональных умении курсантов военно-учебных заведений в условиях перехода к новым формам обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 133-137.
13. Железовская Г.И., Валеева О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности курсантов военного вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 28-30.
14. Полковников А.В., Лымарев В.Н. сущность междисциплинарных связей в процессе формирования инженерной культуры курсантов военных вузов // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 173-178.
15. Кырлан Н.С. Представления о разумном риске и стратегии преодолевающего поведения курсантов военных вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 373-375.
16. Дьяченко М. И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск.: Тесей, 2008. 350 с.
17. Математическая статистика: учебное пособие [Электронный ресурс]. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2007. 148 с. Режим доступа: https://nsu.ru/
Anfalov Evgeniy Vladimirovich
THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL ..
pedagogical sciences
mmf/tvims/chemova/ms/ms_nsu07.pdf.
18. Уварина Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 73-76.
19. Васильева О.Ю. Об итогах первого года работы и предстоящих задачах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sobrpedagog.ru/qqq/828-vystuplenie-ministra-obrazovaniya-i-nauki-rossij skoj -federaczii-olgi-yurevny-vasilevoj-lob-itogax-pervogo-goda-raboty-i-predstoyashhix-zadachaxr.html.
Статья поступила в редакцию 04.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
192
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)