Научная статья на тему 'Об инновационных формах и методах активного управления обучением в военном вузе'

Об инновационных формах и методах активного управления обучением в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / ВОЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ / УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ПЕРСОНАЛОМ / ОФИЦЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КУРСАНТЫ / INNOVATIVE FORMS AND METHODS / ORGANIZATION OF ACADEMIC PROCESS / MILITARY PROFESSIONALISM / EDUCATION MANAGEMENT / MANAGEMENT OF MILITARY PERSONNEL / TEACHING OFFICER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржан Эдуард Алексеевич

В статье рассматривается презентация как одна из инновационных форм организации самостоятельных учебных занятий в вузе особой направленности - военном. Уделено внимание проблеме взаимодействия офицера - командира и преподавателя - и курсантов; отмечены недостатки и преимущества офицера-преподавателя, не имеющего профессионального педагогического образования. Сделаны выводы об управлении военным персоналом, основанные на практическом опыте автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржан Эдуард Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning innovative forms and methods of proactive education management in the military higher school

The article considers the presentation as one of the innovative forms of independent learning in the military university. The author focuses on the problem of interaction between the teaching officer and students. The advantages and disadvantages of teaching officers who have no professional pedagogical education are discussed. The conclusions concern the management of military personnel based on the practical experience of the author.

Текст научной работы на тему «Об инновационных формах и методах активного управления обучением в военном вузе»

УДК 378 Коржан Эдуард Алексеевич военнослужащий

филиала Военной академии связи, г. Краснодар

ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Korzhan Eduard Alekseevich

Serviceman, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

CONCERNING INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF PROACTIVE EDUCATION MANAGEMENT IN THE MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается презентация как одна из инновационных форм организации самостоятельных учебных занятий в вузе особой направленности - военном. Уделено внимание проблеме взаимодействия офицера - командира и преподавателя - и курсантов; отмечены недостатки и преимущества офицера-преподавателя, не имеющего профессионального педагогического образования. Сделаны выводы об управлении военным персона-лом, основанные на практическом опыте автора.

Ключевые слова:

инновационные формы и методы, организация учебных занятий, военный профессионализм, управление обучением, управление военным персоналом, офицер-преподаватель, курсанты.

Summary:

The article considers the presentation as one of the innovative forms of independent learning in the military university. The author focuses on the problem of interaction between the teaching officer and students. The advantages and disadvantages of teaching officers who have no professional pedagogical education are discussed. The conclusions concern the management of military personnel based on the practical experience of the author.

Keywords:

innovative forms and methods, organization of academic process, military professionalism, education management, management of military personnel, teaching officer, student.

Проблема совершенствования качества знаний курсантов, оптимизация разных аспектов в процессе их воинского обучения в целях повышения эффективности всей системы профессионального образования - одна из самых насущных проблем [1]. Примером проявления инновационных форм и методов организации учебных занятий может стать самостоятельная разработка курсантами учебных проектов в условиях повышенной степени их мотивации к воинской деятельности и степени эмоциональности, проявляющейся в зависимости от качества выполненных ими профессиональных работ.

Важной составляющей в этом звене является постоянное взаимодействие офицера - командира и преподавателя - и курсантов с помощью прямых и обратных связей. Методы и формы активного управления обучением делятся на традиционные и имитационные, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процессе новых управленческих форм. Основное отличие этих методов управления заключается в том, что они связаны с отсутствием представленной в той или иной форме устоявшейся модели как изучаемого объекта - курсанта, так и процесса управленческой деятельности. При этом активизация процесса обучения, его признаков эффективного развития достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между образовательной системой и преподавателем, курсантом. В этом контексте средствами прямой и обратной связи выступают профессиональные работы курсантов, например выполненные в виде презентаций.

Управление процессом активного обучения курсантов достигается лишь в том случае, если на всем его протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого обучающегося. Эти формы и методы активного управления позволяют стимулировать у курсантов активную учебную практическую работу как в аудитории, так и вне ее. Работа в виде презентаций отличается от общепринятых форм и методов активного обучения лишь масштабом, сложностью и характером решаемых задач, рациональной областью применения, необходимым временем,и не более.

Рассматривая роль управления в процессе обучения курсантов средствами презентаций, преподаватели подчеркивают, что в значительной степени решаются многие другие общие проблемы, а именно: происходит совершенствование знаний в гуманитарных отраслях - физике, математике, истории и т. д., что делает приобретенные умения и навыки обучающихся более прочными и схематизированными; развивается пространственно-образное мышление; преподаватель лучше узнает индивидуальные особенности курсантов; у курсантов формируются и

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)

навыки самооценки. Все эти педагогические функции, будучи осознанными офицерами-преподавателями, становятся актуальными задачами, которые так или иначе реализуются в их профессиональной командирской деятельности.

Контроль качества профессионального образования оказывает большое воздействие на работу самого офицера-преподавателя, помогая ему совершенствоваться. По мнению Н.В. Зеленской, оценивание собственной образовательной деятельности одновременно позволяет офицерам стимулировать дальнейшую педагогическую работу, а курсантов заставляет более ответственно относиться к учебе [2]. Данная управленческая деятельность обеспечивает в учебном процессе обратную связь с курсантами.

Безусловно, можно сказать, что данная психолого-педагогическая форма работы относится к традиционно-педагогическим формам. Тем не менее в идею обучения курсантов заложена командирская управленческая система. Большая часть ее военных специалистов, организующих образовательный процесс, не имеет специальной педагогической подготовки. Однако офицер-преподаватель, не имея основного профессионального педагогического преимущества, эмпирического опыта как педагога, выигрывает в оперативности решения различных образовательных проблем, подчас негативных. С другой стороны, нельзя не отметить, что для организации должного уровня процесса управления офицерам-преподавателям требуются умения психолого-педагогического оценивания творческих возможностей курсантов, простейшие навыки педагогической тактичности.

Поиски оптимального решения педагогических проблем в управлении курсантами в процессе их обучения обусловили обращение автора к истокам отечественной педагогической науки. Так, в представления об основаниях образовательной деятельности была положена общеизвестная концепция системно-целостного педагогического процесса [3], определяющая все его элементы как функциональные стороны целого. Управленческая деятельность заключается в определении общеобразовательных целей изучения и способов проверки достигнутого каждым учащимся. Кроме того, офицеру-преподавателю при этом необходимо учесть, что в это время курсант продолжает обучение и по другим дисциплинам. В связи с этим в условиях военного вуза офицер-преподаватель выступает скорее в роли координатора обучения, нежели управленца.

Для военных образовательных учреждений характерно значительное количество рабочего времени, затрачиваемого курсантами на самостоятельную учебную работу, в том числе и по выполнению презентаций. В этом аспекте самостоятельность обучающихся связана с организационными формами работы, с содержанием познавательной деятельности.

Как показывает практика, условиями успешного функционирования системы управления курсантами, осуществляемой офицерами-преподавателями, является четкое планирование учебного процесса с разбивкой на отдельные виды учебной деятельности, выполнение основных правил мероприятий. Одной из главных задач, которые стоят перед военным вузом, является подготовка квалифицированных военных специалистов, имеющих глубокие теоретические знания и твердые практические навыки по специальности. Следовательно, для курсантов, в чью будущую профессиональную деятельность войдет направление «Защита информации», разработаны специальные учебные дисциплины.

Обращение к профессиональному военному образованию как наиболее эффективному не случайно. Оно подтверждается точкой зрения педагогической науки, для которой профессиональное образование является объединением в одно целое военного искусства, науки и производства. Подтверждается это и результатами многолетнего профессионального опыта и управленческой (командирской) практикой автора, считающего, что органичное соединение профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков составляет основу управленческой деятельности в военном вузе.

Обратимся к ряду доказательных примеров, подтверждающих правомерность системы управления профессиональным образованием. Одними из условий успешного овладения профессиональными знаниями являются: воинская грамотность, т. е. умение творчески разрабатывать профессиональные военные модели; понимание и приумножение воинских культурно-исторических ценностей в профессиональных военных объектах; соблюдение эстетических и экологических норм жизнеобеспечения будущих военнослужащих.

Усвоение содержания учебного курса с использованием презентаций как инновационной формы осуществляется с преобладанием традиционных форм и методов теоретического и практического обучения: лекций, практических аудиторных занятий, самостоятельной внеаудиторной работы, анализа исторических и современных военно-политических событий и т. д. Анализ результатов достигнутого в военных образовательных учреждениях позволяет сделать вывод о том, что профессиональное образование курсантов в целостном процессе управления выступает как составная часть образовательной деятельности, предусматривающая комплексное решение ряда

взаимосвязанных задач: образных, инженерно-конструктивных, функционально-технологических. Следовательно, основы военного профессионального образования обладают педагогическими возможностями познавательного и творческого развития курсантов.

Практический опыт автора позволил сделать следующие выводы о том, что управление военным персоналом, в числе которых офицеры-преподаватели, курсанты, существенным образом облегчается, если:

- с особой тщательностью продуман каждый этап работы;

- ясно представляется форма и построение процесса управления, его отношение к целому;

- эффективность управленческого процесса в военном вузе обеспечивается активизацией эмоционально-чувственной сферы курсантов, их когнитивного и творческого развития;

- происходит комплексное взаимодействие всех видов воинской деятельности;

- устойчивые психолого-педагогические характеристики общения в целом отражают не только уровень сформированных знаний, умений и навыков деятельности, но и интеллектуальный уровень военного персонала;

- учебный процесс запланирован на уровне выполнения расширенной работы по выполнению презентаций, тем самым он обеспечивает непрерывную информационную связь с курсантами.

Ссылки:

1. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации : утв. приказом № 670 Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.

3. Булат Р.Е. Педагогические ресурсы качества военно-технического образования : метод. пособие. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.