Научная статья на тему 'Проблемы формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности'

Проблемы формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ARMED FORCES / MILITARY EDUCATION / DEPARTMENT OF DEFENSE / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / MORAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утяшев И. Р.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утяшев И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the challenge of moral psychological component as being the most important in defining the potential of the officer. Taking into consideration the alterations of the social environment and reorganization processes going on in the Armed forces of the Russian Federation the article considers the problems and most typical mistakes that happen to take place with the students graduating from a military school. The aim of this investigation is to elaborate ideas of essential alterations in the complex system of training the prospective officers and to reveal the psychological and pedagogical preconditions of raising the moral and psychological preparedness of the students to their potential professional activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 355.23

И. Р. Утяшев

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К БУДУЩЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: Вооруженные силы, военное образование, Министерство Обороны, морально-психологическая

готовность, морально-психологическая подготовка.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.

Key words: Armed Forces, military education, Department of Defense, moral and psychological training, moral and

psychological preparedness.

The article reveals the challenge of moral psychological component as being the most important in defining the potential of the officer. Taking into consideration the alterations of the social environment and reorganization processes going on in the Armed forces of the Russian Federation the article considers the problems and most typical mistakes that happen to take place with the students graduating from a military school. The aim of this investigation is to elaborate ideas of essential alterations in the complex system of training the prospective officers and to reveal the psychological and pedagogical preconditions of raising the moral and psychological preparedness of the students to their potential professional activity.

Современные тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных (информационного и психологического характера), обусловили резкое возрастание зависимости хода и исхода войны от соотношения морально-психологических сил противоборствующих сторон. В связи с этим совершенно по-иному ныне ставится проблема морально-психологической готовности войск [1].

Необходимость формирования высокой морально-психологической готовности (МПГ) (ценностно-мотивационной, содержательной, процессуальной, контролирующе-волевой) у будущих офицеров тактического звена обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает специфику профессионального мышления и чрезвычайную сложность и многофункциональность задач (их разнородность, требующую универсальности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств).

Морально-психологический компонент во многом определяет профессиональный потенциал современного офицера, имеет прямые проекции на качественные характеристики его личности и осуществляемую им военно-профессиональную деятельность. Поддержание высокого уровня морально-психологической готовности у военнослужащих является одной из важнейших задач в Российской армии и представляет собой процесс воздействия командиров на подчиненных по оказанию им помощи и содействия в повышении степени военно-профессиональной подготовки, уровня психологической закалки, улучшения условий военной службы с учетом материальных и духовных потребностей военнослужащих. Современная военно-профессиональная деятельность как в мирное, так и в военное время, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных областях деятельности, в том числе и боевой, требуют от военного руководителя умений самостоятельно организовать морально-психологическое обеспечение боевой и повседневной деятельности войск.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает проект постановления, согласно

323

которому планируется уже 2011 году ввести новую систему подготовки офицеров в гражданских вузах. Нововведения будут касаться двух моментов. Во-первых, в системе гражданских вузов будет уделена ведущая роль созданным в 2008 году учебным военным центрам (УВЦ). Во-вторых, после обучения на военных кафедрах и факультетах студенты, чтобы получить звание лейтенанта, должны будут пройти не месячные курсы-сборы, как сейчас, а в течение года в качестве курсантов обучаться в военно-учебных заведениях Минобороны [2].

Проводя анализ военной практики можно сказать, что сегодня некоторые офицеры-выпускники не готовы к поддержанию высокой морально-психологической готовности у личного состава воинских подразделений. В войсках морально-психологическая готовность часто сводится лишь к поддержанию крепкой воинской дисциплины, без учета психологических основ процесса организации морально-психологической подготовки как одной из составляющих боевого потенциала армии. Поиск в этом направлении приводит к необходимости исследования проблемы формирования морально-психологической готовности студентов военных кафедр гражданских вузов к будущей военно-профессиональной деятельности как средства повышения эффективности выполнения будущими офицерами основных видов (боевой, служебной, военно-социальной и др.) и функций военно-профессиональной деятельности (коммуникативной, управленческой, проектировочной, мобилизационной и др.).

Выделение в военно-профессиональной деятельности двух составляющих - «функций» и «субъекта», выполняющего эти функции - позволяет глубже и шире осознать роль и место морально-психологической составляющей в системе подготовки современных офицерских кадров.

Морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях объединяет две взаимосвязанные составляющие:

1. Моральная подготовка - это формирование убежденности, преданности Родине, верности воинскому долгу и других качеств личности военнослужащего, выражающих его духовный и нравственный облик. Наилучших результатов здесь можно достичь, используя весь арсенал научных методов и форм воспитания и обучения. Конечный результат моральной подготовки - достижение устойчивых моральных качеств и нравственная ориентация на добросовестное выполнение военнослужащими своих обязанностей.

2. Психологическая подготовка - целенаправленное формирование у военнослужащих особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным профессионалам. Это воспитание у военнослужащих психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять учебно-боевые (боевые) задачи, действовать в экстремальных ситуациях.

Процесс подготовки направлен на достижение определенных уровней готовности. Моральная и психологическая подготовка (МПП) предполагают более тесную взаимосвязь и взаимодействие, нежели просто их механическое совмещение. Чем меньше разрыв между уровнями моральной готовности и психологической способности при их общих высоких показателях, тем стабильнее необходимое морально-психологическое состояние (МПС) личного состава частей и подразделений.

Поэтому основными задачами МПП являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств военнослужащих, как, убежденность в своей правоте, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности военнослужащих на успешную военно-профессиональную деятельность.

Для решения задач МПП в частях и подразделениях необходимо использовать все занятия по боевой подготовке, воспитательные мероприятия, служебную деятельность. Одной

из их главных целей должна являться МПП, формирующая внимание, память, наблюдательность, мышление, волю, командные навыки, умения и др.

Морально-психологическая готовность обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников. Оно является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание над государственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава.

Исходя из этого, под МПГ следует понимать интегральную, динамическую характеристику состояния военнослужащего, воинского коллектива сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их активности, и выступающую как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных военно-профессиональных задач.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях морально-психологическая готовность военнослужащих выступает одним из основных условий, определяющих течение военно-профессиональной деятельности, рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил военнослужащего, его творческой активности. Сила моральной готовности и психологической способности проявляется в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами.

Литература

1. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. М.: ГК СВ, 2006. - 21 с.

2. Гаврилов, Ю.В. Заказ на штатского лейтенанта / Юрий Гаврилов // Российская газ. - М., - 2011. - 10 марта - №5425 (49).

3. Иванов, В. Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /В.Г. Иванов, Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. Т. 14, № 4. - С. 242-245.

© И. Р. Утяшев - кан. пед. наук, начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры факультета военного обучения КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.