йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-141-146 УДК 355.23 : 159.9
Сергиенко Анатолий Игоревич
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье раскрыты педагогические условия морально-психологической подготовки курсантов, которые способны повысить эффективность образовательного процесса в военном вузе, развить у обучающихся военно-профессиональные, моральные и психологические качества, устойчивое морально-психологическое состояние, необходимые для дальнейшего прохождения военной службы в министерствах и ведомствах Российской Федерации. К таковым относятся: создание четкого представления у обучающихся о сущности морально-психологического обеспечения; проведение ряда мероприятий по повышению качества и эффективности морально-психологической подготовки; опоры на исторический опыт боевых действий; формирование мотивации будущих военных специалистов к активной учебной и служебной деятельности в образовательном процессе военного вуза; формирование у курсантов твёрдых, глубоких и разносторонних знаний на основе осуществления междисциплинарных связей; деятельность командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава, способствующих выработке у курсанта положительного отношения к самообразованию и самовоспитанию; усиление внимания к воспитательному процессу молодежи.
Ключевые слова: военнослужащий, военно-профессиональные качества, военный вуз, курсант, морально-психологическая подготовка, морально-психологические качества, морально-психологическое состояние, образовательный процесс, педагогические условия.
На современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации все большее внимание уделяется морально-психологической подготовке военнослужащих. Это связано с обострением международной обстановки, которое проявляется в военных конфликтах, вооруженных столкновениях, локальных войнах, террористических актах.
Глубокое понимание сущности, причин, социального характера условий морально-психологической подготовки будущих офицеров, а также их влияния на все общественные процессы, дает возможность военнослужащим уяснить свою роль в укреплении способности войск к вооруженной защите нашего государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования оборонительной организации России, повышения требований к военным кадрам, к их деловым, военно-профессиональным, морально-психологическим и другим качествам, к морально-психологической подготовке в целом.
Современный офицер должен уметь вести успешные боевые действия против сильного, численно превосходящего противника; быть готовым сражаться в отрыве от своих главных сил и при этом не терять уверенности в победе, не утрачивать способность действовать осмысленно, хладнокровно и с максимальной эффективностью.
Поэтому возникает необходимость создания определенных педагогических условий морально-психологической подготовки курсантов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в военном вузе.
Понятие «педагогические условия» является одним из самых распространенных в педагогических исследованиях и в различных учебно-научных источниках трактуется по-разному:
- результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 124].
- «внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического взаимодействия педагога и учащегося, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, предполагающее достижение определенного результата» [2, с. 97].
- совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [3].
Исходя из вышеуказанного, нами были выявлены следующие педагогические условия морально-психологической подготовки курсантов в образовательном процессе военного вуза:
- создание четкого представления у обучающихся о сущности морально-психологического обеспечения;
- проведение ряда мероприятий по повышению качества и эффективности морально-психологической подготовки;
- опоры на исторический опыт боевых действий;
- формирование мотивации будущих военных специалистов к активной учебной и служебной деятельности в образовательном процессе военного вуза;
- формирование у курсантов твёрдых, глубоких и разносторонних знаний на основе осуществления междисциплинарных связей;
- деятельность командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава, способствующих выработке у курсанта положительного отношения к самообразованию и самовоспитанию;
- усиление внимания к воспитательному процессу молодежи.
© Сергиенко А.И., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
141
Рассмотрим выявленные педагогические условия более подробно.
1. Основным содержанием морально-психологического обеспечения является информирование личного состава: разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации; совершенствование и формирование у личного состава готовности и способности успешно выполнять поставленные задачи морально-психологического превосходства; поддержание правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях [4]; проведение систематической морально-психологической подготовки; своевременное восстановление духовных и физических сил личного состава; всесторонняя защита военнослужащих и членов их семей [5].
2. С целью обеспечения активности личного состава, качества и эффективности морально-психологического обеспечения должен проводиться ряд следующих мероприятий морально-психологической подготовки:
- показ личного примера командиров (начальников) всех уровней;
- оказание руководителями поддержки военнослужащим, а также помощи получившим психологические травмы;
- поощрение отличившихся, демонстрация их положительных военно-профессиональных качеств;
- мотивация военнослужащих к дальнейшему их предназначению;
- выявление и устранение панических настроений среди подчиненных;
- контроль за моральным, психологическим, умственным и физическим состоянием военнослужащих, организация их питания и отдыха и т. д.
3. Нельзя допустить и утраты исторического опыта боевых действий. Все основное, полезное, в особенности полученное в Великую Отечественную войну, Афганистане, Чечне, Сирийской Арабской Республике и других вооруженных конфликтах должно быть проанализировано, обработано, осмыслено и максимально использовано в процессе воинского обучения и воспитания.
4. Мотивацию каждого курсанта к активной учебной и служебной деятельности в образовательном процессе военного вуза мы также рассматриваем как педагогическое условие.
Такая мотивация осуществляется посредством достижения тех целей, которые ставятся личному составу командирами (начальниками) всех степеней и профессорско-преподавательским составом. Активное взаимодействие с воинским коллективом позволит курсанту дать себе определенную самооценку при изучении различных дисциплин и несении внутренней, гарнизонной и караульной службы.
5. Формирование у курсантов твёрдых, глубоких и разносторонних знаний на основе осуществления междисциплинарных связей будет способ-
ствовать широкому предоставлению материала по различным дисциплинам вуза, развить и сформировать определенные познавательные навыки до начала изучения профессиональных дисциплин. Так, например, при изучении физико-математических предметов (физика, математика, информатика и т. д.) у обучающихся формируются знания технического направления, без которых практически невозможно освоение специальных дисциплин.
6. Деятельность командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава к выработке у курсанта положительного отношения к самообразованию и самовоспитанию направлена на формирование и развитие всех компонентов готовности к самостоятельной военной деятельности на основе полученных военно-профессиональных знаний, умений и навыков.
Различные виды занятий, несение службы в наряде, общение с военнослужащими воинского коллектива постоянно ставят курсанта в позицию обращения внимания на самого себя, проведении самооценки своей деятельности - рефлексии, которая способствует улучшению усвоения знаний, дает возможность правильно оценивать свою деятельность.
7. В современных условиях необходимо усилить воспитание нового поколения молодежи в духе патриотизма, повысить внимание к этому направлению в детских садах, школах, вузах и др. Все это в дальнейшем позволит улучшить качество отбора и подготовки военнообязанных к военной службе.
Результатом выявленных педагогических условий должны стать необходимые военно-профессиональные, морально-психологические качества и морально-психологическое состояние, которые необходимы курсантам при прохождении военной службы в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Реализуя вышеуказанные педагогические условия мы провели экспериментальное исследование в Краснодарском Высшем военном авиационном училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, что позволило нам выявить уровень военно-профессиональных (ВПК), морально-психологических качеств (МПК) и морально-психологическое состояние (МПС) курсантов в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах.
Для вычисления ВПК курсантов мы использовали анализ оценочных ведомостей. Результаты оказались следующими (табл. 1).
Это говорит о том, что в КГ показатели усвоения знаний, повышение умений и навыков, а, следовательно, военно-профессиональные качества курсантов возросли на 0,13 баллов, в ЭГ - на 0,38, что в процентном соотношении составляет 3% и 10% соответственно.
Для определения уровня морально-психологического состояния курсантов нами была ис-
142
Вестник КГУ ^ 2019
Таблица 1
Динамическая характеристика успеваемости курсантов КГ и ЭГ
Подразделения Замер на констатирующем этапе эксперимента Замер на формирующем этапеэксперимента
Показатели успеваемости (в баллах) Показатели успеваемости (в баллах) Динамика замеров (в баллах)
КГ 4,09 4,22 Вырос на 0,13
ЭГ 3,96 4,34 Вырос на 0,38
□ Критические значения ОКурсанты военного вуза
факторы профессионального
0.46
уровня т0.52
служебно-должностные факторы ^ «
0.45 0.53 общественно-политические факторы
0.47 0,65 факторы удовлетворенности военнослужащих
.мотивационные факторы 0.7 0,52
0.56 0.52
социально-групповые факторы (воинские коллективы)
0,58 0,49
фактор сторонних оценок (мнение ^ родственников)
факторы морально-психологической готовности
Рис. 1. МПС курсантов КГ в начале эксперимента
□ Критические значения ОКурсанты военного вуза
факторы профессионального
служебно-должностные факторы
0,45 0.53
общественно-политические факторы
0.47
факторы удовлетворенности-военнослужащих
0.66
мотивационные факторы 0,61 0,52
0,54 0,52
_| социально-групповые факторы
(воинские коллективы)
0,55 о,49
актор сторонних оценок (мнение родственников)
0,48
факторы морально-психологической готовности
Рис. 2. МПС курсантов ЭГ в начале эксперимента
пользована специальная методика, применяемая в Вооруженных Силах Российской Федерации. Вычисления проводились средствами ПЭВМ специализированной программой (рис. 1, 2).
Как видно из диаграммы в контрольных и экспериментальных группах показатели факторных групп выглядят следующим образом (табл. 2).
В рамках формирующего этапа исследования, изучения МПС обучающихся нами был проведен очередной опрос обучающихся в КГ и ЭГ. Результаты оказались следующими (рис. 3, 4).
Как видно из диаграммы в КГ и ЭГ показатели факторных групп составили следующие значения (табл. 3).
По данным таблицы видно, что конечный показатель в КГ составил 0,80 значения, оказался выше начального, равному 0,63 и вырос на 0,17.
Значения в ЭГ позволяют увидеть, что результаты замера составляют 0,84, что на 0,24 выше значения результатов первоначального замера, равному 0,60.
Переведя все полученные данные МПС курсантов в процентное соотношение мы получим, что в КГ показатель вырос на 27%, в ЭГ - на 40%, что на 13% выше.
Следующим этапом нашей научно-исследовательской работы явилось выявление МПК обучающихся. Для этого мы использовали метод экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены командиры подразделений и профессорско-преподавательский состав вуза. Оценивались такие индивидуальные качества обучающихся как: ответственность, дисциплинированность, инициатива, целеустремленность, выдержка, старание, самокритичность, самообладание, до-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
143
Таблица 2
Показатели факторных групп
Факторные группы КГ ЭГ
Профессионализм 0,69 0,70
Мотивационные 0,70 0,61
Взаимоотношения в коллективе 0,56 0,54
Сторонние оценки 0,58 0,55
Морально-психологическая готовность 0,65 0,62
Удовлетворенность 0,67 0,66
Общественно-политические 0,53 0,53
Служебно-должностные 0,55 0,54
Среднеарифметическое значение 0,63 0,6025
■Критические значения ОКурсанты военного вуза
0,46 о 83 служебно-должностные факторы
факторы профессионального уровня
0,45 0,84 общественно-политические факторы
0,47
факторы удовлетворенност] военнослужащих
,81 -1- 0,48
факторы морально-психологической готовности
Рис. 3. МПС курсантов КГ в конце эксперимента
.мотивационные факторы 0,83 0,52
0,66 0,52
социально-групповые факторы (воинские коллективы)
0,81 0,49 актор сторонних оценок (мнение родственников)
□ Критические значения ОКурсанты военного вуза
0,46 0,85 служебно-должностные факторы
0,450,84
общественно-политические факторы
0,47
факторы удовлетворенное' военнослужащих
факторы профессионального уровня
0.83 0,48
факторы морально-психологической готовности
Рис. 4. МПС курсантов ЭГ в конце эксперимента
лотивационные факторы 0,86 0.52
0,85 0,52 социально-групповые факторы (воинские коллективы)
0.79 0,49
'актор сторонних оценок (мнение родственников)
бросовестное выполнение своих обязанностей, быстрота реакции, внимание, сообразительность, способность переносить тяготы и лишения воинской службы и другие. Оценивание личного состава проводилось по пятибалльной шкале.
Проведенный срез на констатирующем этапе эксперимента дал нам результаты, которые выглядят следующим образом.
В КГ среднеарифметический показатель МПК по мнению экспертов составил 3,80 балла, в ЭГ -3,79, что не значительно различается между подразделениями.
На формирующем этапе исследования показатели выглядят следующим образом: в КГ среднеарифметический показатель, по мнению экспертов, составил 4,20 балла, в экспериментальной группе - 4,45 (табл. 4).
Исходя из таблицы видно, что результаты роста замера показателей МПК обучающихся на формирующем этапе эксперимента в КГ оказались на 0,40 балла выше первого замера, а в ЭГ - на 0,66 баллов.
Переведя наши показатели в процентное соотношение, мы получим: показатель МПК курсантов в КГ вырос на 11%, в ЭГ - на 17%.
Вестник КГУ Л 2019
144
Таблица 3
Показатели факторных групп контрольной и экспериментальной групп
Факторные группы КГ ЭГ
Профессионализм 0,82 0,85
Мотивационные 0,83 0,86
Взаимоотношения в коллективе 0,66 0,85
Сторонние оценки 0,81 0,79
Морально-психологическая готовность 0,81 0,83
Удовлетворенность 0,80 0,82
Общественно-политические 0,84 0,84
Служебно-должностные 0,83 0,85
Среднеарифметическое значение 0,80 0,84
Таблица 4
Динамическая характеристика оценивания МПК экспертной комиссией курсантов экспериментальной и контрольной групп
Подразделения Замер на констатирующем этапе эксперимента Замер на формирующем этапе эксперимента
Показатели МПК Показатели МПК Динамика замеров МПК (в баллах)
КГ 3,80 4,20 Вырос на 0,40
ЭГ 3,79 4,45 Вырос на 0,66
Таким образом, использование выявленных нами педагогических условий морально--психоло-гической подготовки курсантов в образовательном процессе военного вуза дало положительный результат, который проявляется в том, что прирост показателей каждого критерия в ЭГ выше, чем в КГ: ВПК на 7%, МПС на 13%, МПК на 7%.
Использование выделенных нами педагогических условий позволит повысить эффективность морально-психологической подготовки курсантов в образовательном процессе военного вуза, дисциплинированность, ответственность, военно-профессиональные, морально-психологические качества, морально-психологическое состояние курсантов, укрепить уверенность в правильности военно-профессионального выбора, гордость за принадлежность к своей стране, Вооруженным силам, подготовить грамотного, честного офицера, истинного патриота своей Родины.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Архипов М.И. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий / В.А. Архипов, В.А. Кузнецов, А.М. Тютченко и др. - М.: ГА ВС, 1994. - 193 с.
3. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Морально-политическая и психологическая подготовка к защите завоеваний Октября // На страже завоеваний Октября: сб. научн. ст. № 9. - М.: Воениздат, 1977. - С. 24-31.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
5. Военная педагогика / под ред. И. А. Алехина. - М., ВУ, 2007. - 230 с.
6. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983. - 476 с.
7. Волотовский А.А., Кузнецов В.А., Денисов В.И. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. - Коломна: МВАКИУ, 1996. - 148 с.
8. Грабовых С.В. Формирование готовности курсантов военных вузов к организации морально-психологического обеспечения подразделения: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2012. - 212 с.
9. Информационно-методический сборник. -М.: ЦВСППИ, 1993. - С. 48.
10. Морально-психологическое обеспечение действий подразделений. - Воронеж: Воронежский ВВАИУ (ВИ), 2006. - 158 с.
11. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 41 с.
12. Утяшев И.Р. Формирование морально-психологической готовности курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности в условиях модернизации войск: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 16 с.
13. Фомичёв М.Н. Формирование готовности курсантов ВОУ ВПО ВВ МВД России к организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 117 с.
14. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению вос-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
145
питательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2000. - 608 s.
2. Arhipov M.I. Soderzhanie i organizaciya moral'no-psihologicheskogo obespecheniya boevyh dejstvij / V.A. Arhipov, V.A. Kuznecov, A.M. Tyutchenko i dr. - M.: GA VS, 1994. - 193 s.
3. Barabanshchikov A.V., Fedenko N.F. Moral'no-politicheskaya i psihologicheskaya podgotovka k zashchite zavoevanij Oktyabrya // Na strazhe zavoevanij Oktyabrya: sb. nauchn. st. № 9. - M.: Voenizdat, 1977. - S. 24-31.
4. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti. - Volgograd: Peremena, 2001. - 181 s.
5. Voennaya pedagogika / pod red. I.A. Alekhina. -M., VU, 2007. - 230 s.
6. Voennyj enciklopedicheskij slovar'. - M.: Voenizdat, 1983. - 476 s.
7. Volotovskij A.A., Kuznecov VA., Denisov V.I. Moral'no-psihologicheskoe obespechenie boevyh dejstvij chastej i podrazdelenij Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. - Kolomna: MVAKIU, 1996. -148 s.
8. Grabovyh S.V Formirovanie gotovnosti kursantov voennyh vuzov k organizacii moral'no-psihologicheskogo obespecheniya podrazdeleniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2012. - 212 s.
9. Informacionno-metodicheskij sbornik. - M.: CVSPPI, 1993. - S. 48.
10. Moral'no-psihologicheskoe obespechenie dejstvij podrazdelenij. - Voronezh: Voronezhskij VVAIU (VI), 2006. - 158 s.
11. Sokolova E.N. Pedagogicheskaya sistema moral'no-psihologicheskoj podgotovki lichnogo sostava organov vnutrennih del: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009. - 41 s.
12. Utyashev I.R. Formirovanie moral'no-psihologicheskoj gotovnosti kursantov k budushchej voenno-professional'noj deyatel'nosti v usloviyah modernizacii vojsk: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. -Kazan', 2009. - 16 s.
13. Fomichyov M.N. Formirovanie gotovnosti kursantov VOU VPO VV MVD Rossii k organizacii moral'no-psihologicheskogo obespecheniya sluzhebno-boevoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2000. - 117 s.
14. YAkovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nyh zadach: dis. . d-ra ped. nauk. -CHelyabinsk, 1992. - 403 s.
146
Вестник КГУ 2019