УДК 316
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО ВУЗА
М.В. Петровская, В.В. Тимошенко
Аннотация. Психологическая культура субъектов образовательного процесса военного вуза во многом определяет отношения творческого сотрудничества между преподавателем и курсантом, индивидуализацию обучения; активность познавательной деятельности, развитие интеллекта, психики; оптимальное психическое состояние субъектов образовательного процесса, обеспечивающее их психическое и соматическое здоровье. Однако специфика военного вуза накладывает свой отпечаток на восприятие значимости данного феномена как со стороны курсантов, так и со стороны преподавателей. В статье приводятся результаты эмпирического исследования понимания проблемы формирования психологической культуры будущих офицеров.
Ключевые слова: психологическая культура, субъекты образовательного процесса, военный вуз.
TO A QUESTION ON THE ISSUE OF PSYCHOLOGICAL
CULTURE OF ACTORS OF THE EDUCATIONAL
PROCESS OF THE MILITARY UNIVERSITY
M. Petrovskaya, V. Timoshenko
Abstract. Psychological culture of actors of the educational process of the military university largely determines the relationship of creative cooperation between the lecturer and the cadet, individualization of learning; cognitive activity, development of intelligence, mentality; optimal mental state of actors of the educational process, providing their mental and somatic health. However, the specifics of military university leaves its mark on the perception of the significance of this phenomenon, both by cadets and lecturers. The article presents the results of empirical research into the understanding of problems of formation of psychological culture of future officers.
Keywords: psychological culture, actors of the educational process, military university.
Бесспорно, современный российский социум характеризуется существенными
трансформациями в большинстве сфер его жизни. Серьезные преобразования затрагивают и систему высшего, в том числе военного, образования, к которому предъявляются новые требования, обусловленные потребностью в подготовке высококвалифицированных
специалистов. Это определяет задачи подготовки будущих офицеров, связанных с формированием определенных военно-профессиональных
компетенций, и задачи по развитию внутренних интенций обучающихся к самоактуализации своих личностных потенциалов. Среди профессионально важных качеств современного офицера можно выделить: умение взаимодействовать с субъектами военно-профессиональной деятельности (подчиненными, сослуживцами, командирами, гражданским персоналом, членами семей военнослужащих и др.); толерантность; стрессоустойчивость; высокий уровень нравственного развития; эмоциональную устойчивость;
коммуникативность и другие качества, которые интегрирует в себе культура личности.
Одним из оснований общей культуры человека, критерием её выраженности специалисты называют психологическую культуру, представляющую собой интегративное профессиональное и личностное качество [3-5].
Под психологической культурой будущего офицера мы понимаем интегративное
образование личности как профессионала, интегрирующее психолого-акмеологическое содержание и аспекты общечеловеческой, смысложизненной и профессиональной направленности, профессионально-
психологической компетентности, личностно-профессиональных качеств и отношений и обеспечивающее творческую актуализацию личностных и профессиональных ресурсов, продуктивность деятельности и
удовлетворенность трудом и взаимодействием [2].
Исследования показывают, что
образовательная среда военного вуза представляет собой комплекс нормативных, организационно-управленческих, социальных, психолого-педагогических, учебно-методических, материально-бытовых и других условий, оказывающих как прямое, так и опосредованное
влияние на развитие личности субъекта образовательного процесса, и его психологической культуры в частности [1].
Однако, практика свидетельствует, что в военных вузах даже при наличии в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования учебного курса «Психологии и педагогики», данная дисциплина изучается в недостаточном объеме. Анализ учебных планов и учебных программ показывает отсутствие единого подхода к организации образовательного процесса в целом и формированию психолого-педагогических компетенций в частности - на разных специальностях объём часов, отводимых на изучение дисциплины (преподаваемой по желанию заказчика во 2, 6, 7 или даже 9 семестре), составляет всего от 54 до 84 аудиторных часов. В итоге это приводит к тому, что курсанты не обладают достаточными навыками практического применения
психологических знаний и умений. Результаты опросов курсантов подтвердили, что более 85% из них не владеют эффективными приемами реализации самоопределения, самопознания, самоутверждения, самосовершенствования; не умеют конструктивно взаимодействовать, общаться с окружающими (конфликтуют, «психологически защищаются»; затрудняются в «прочтении» другого человека, саморегуляции своих эмоциональных состояний; в преодолении внешних и внутренних препятствий личностного роста и др.). Можно говорить о том, что сложившийся уровень трансляции психолого-педагогических компетенций находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры.
Недостаточная сформированность психолого-педагогических компетенций предопределяет низкий уровень функционирования
психологической культуры, что может найти отражение в характере психологических проблем, отклонений в плане психологического и психического здоровья и т.д.
Несбалансированность функционирования
психологической сферы курсанта может повлиять не только на успешность его учебной деятельности, но и на процесс адаптации, выбор стратегий поведения и общения в воинском коллективе, структуризацию системы ценностей военной службы, формирование социальной, коммуникативной, перцептивной и
аутопсихологической компетентности и т.д.
Однако, проблема формирования психологической культуры будущих офицеров, к сожалению, заключается не только в ограниченности образовательных ресурсов, но и в
достаточно неоднозначном отношении к данному феномену со стороны профессорско-преподавательского состава военных вузов. В опросе приняли участие преподаватели одного из вузов Министерства обороны РФ. Объем выборки составил 312 человек. Стаж педагогической деятельности респондентов от 2 до 40 лет. Из них 69,1% респондентов занимают военные преподавательские должности; 21,9% являются гражданскими преподавателями.
Вопрос о сущности понятия «психологическая культура» вызвал большой разброс мнений респондентов, большинство из которых, впрочем, имели весьма размытые и неопределенные представления о
содержательных характеристиках данного феномена.
Следует отметить, что около 13% опрошенных заявили, что не знают или не понимают данного термина. А один из респондентов, педагогический стаж которого в вузе составляет 40 лет (!), написал: «Это понятие терминологически неграмотно, так как личность либо всесторонне культурна, либо нет..., а слово «психологическая» следует относить к понятию устойчивость». Ряд респондентов с педагогическим стажем от 10 до 16 лет высказались, что это просто оборот речи, содержательно не отличающийся от понятия «культура».
Предложенные респондентами определения можно условно сгруппировать по следующим направлениям:
- когнитивное (психологическая культура -это . «умение четко и ясно мыслить»; «объем и содержание психологических знаний, накопленных в процессе жизнедеятельности»; «знания о психике человека»; «адекватное восприятие окружающей действительности » и т.п.);
- рефлексивное (психологическая культура -это . «уровень самопознания»; «комплекс специальных потребностей в познании себя»; «познание человеком самого себя»; «отношение к окружающим людям и к себе» и т.п.);
- поведенческое (психологическая культура -это . «поведенческая особенность, умение общаться»; «характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими»; «умение контролировать свое поведение»; «совокупность типовых психических реакций на внешние условия»; «адекватное отношение к окружающим» и т.п.);
- коммуникативное (психологическая культура - это . «умение общаться»; «усвоенная личностью система коммуникации»; «умение договариваться»; «способность быть
убедительным и спокойным в общении с окружающими» и т.п.);
- эмоциональное (психологическая культура - это ... «эмоциональная устойчивость»; «стрессоустойчивость»; «умение владеть своими эмоциями»; «способность эмоционально противостоять внешним и внутренним угрозам» и т.п.);
- нравственное (психологическая культура -это . «порядочность», «совокупность нравственных качеств»; «уровень воспитания»; «способность быть честным, вежливым и толерантным» и т.п.);
- социальное (психологическая культура - это ... «способность жить в коллективе», «умение вести себя в коллективе», «уровень адаптации в обществе и коллективе», «умение подстраиваться под коллектив» и т.п.).
Однако, как мы видим, ни одно из представленных определений не является исчерпывающим, интегрально характеризующим все аспекты данного феномена. Более того, в ряде случаев мы видим подмену понятий, когда психологическую культуру ассоциируют с эмоциональной, нравственной, коммуникативной и другими видами личностной культуры или другими дефинициями.
В то же время, несмотря на неоднозначность и неопределенность трактовок, подавляющее большинство преподавателей (80,4%) заявляют о психологической культуре как профессионально важном качестве офицера. Однако, обоснование этого также вызывает ряд вопросов. Респонденты говорят о психологической культуре как профессионально важном качестве вследствие:
- выполнения профессиональной деятельности в коллективе;
- необходимости психологических знаний;
- важности быть мужественным, смелым и храбрым;
- обязанности отстаивать интересы государства;
- сочетания военных обязанностей с педагогическими и др.
Не меньшее затруднение вызвал и вопрос о структуре психологической культуры. 17,95% опрошенных затруднились дать ответ в принципе. Остальные респонденты, понимая под компонентами некоторые личностные характеристики, назвали в качестве структурообразующих оснований
психологической культуры: общую культуру, характер, образованность и образование, знания, вероисповедание, коммуникативность,
самоанализ, самосознание, нравственность, дисциплину, уважительность, эстетический вкус, гуманизм, образ жизни, наследственность,
эмпатию, патриотизм, систему ценностей, учет индивидуальных особенностей, бескорыстность, целеустремленность, интеллект, способность к творчеству, грамотность, коллективизм и др. Как видим, подобный разброс, неоднозначность и неоднопорядковость характеристик не позволяют определить их как компоненты психологической культуры.
Оценивая степень сформированности психологической культуры курсантов военных вузов и студентов гражданских вузов отметим, что около 17% респондентов заявили об отсутствии достоверных различий между группами. Значительная часть профессорско-преподавательского состава уверенно декларирует приоритет развития курсантской психологической культуры над студенческой (средний уровень которой был оценен в 7,3 балла по 10-балльной шкале), объясняя это по-прежнему странными, на наш взгляд, доводами:
- курсантов учат работать в коллективе;
- курсанты более порядочны и вежливы;
- курсанты и студенты - это просто разные люди;
- у курсантов иные политические взгляды на действительность;
- курсанты патриотичнее студентов;
- у курсантов помимо учебы есть другие задачи;
- у курсантов есть единоначалие и дисциплина;
- курсанты мотивированы на защиту Родины;
- особенности психологической культуры курсантов закреплены законодательно и т.п.
Как видим, подобные ответы не только не проясняют понимания сущности исследуемого нами явления, но и еще больше запутывают, убеждая в недостаточности психологической компетентности респондентов в данном вопросе.
В ходе исследования нами также уточнялось -какие факторы, по мнению респондентов, оказывают влияние на формирование и развитие психологической культуры будущих офицеров в условиях военного вуза. Наиболее распространенными ответами явились следующие: «условия проживания», «выполнение специальных обязанностей при несении службы», «регламентированность деятельности», «наличие служебной иерархии», «дисциплина», «четкая постановка задач», «специфика профессии», «качество быта от казармы до столовой», «загруженность служебными обязанностями», «особый статус военнослужащих», «недостаток общения с девушками», «закрытость процесса обучения» и т.п. Значительно реже назывались: «стиль общения командира с подчиненными», «уровень воспитания командиров», «культурный
уровень и кругозор преподавательского состава», «личностные качества офицеров и педагогов» и др. Данные ответы еще раз подтверждают наличие специфики построения образовательного процесса в военном вузе, но, к сожалению, никак не отражают особенностей развития в этом процессе психологической культуры курсантов.
Наконец, на вопрос о приемах и методах, используемых преподавателями (а,
следовательно, и самими респондентами) для формирования у курсантов психологической культуры, ответы распределились следующим образом: «личный пример» (94,2%); «проведение занятий на высоком научном и методическом уровне» (39,1%); «знание преподавателем своих дисциплин» (34,6%); «использование на занятиях примеров из войск, собственной служебной деятельности и боевого опыта» (32,7%); «убеждение» (26,3%); «индивидуальные беседы» (24,3%); «участие курсантов в военно-научной работе вуза» (21,8%); «использование на занятиях патриотической составляющей» (18,2%); «соблюдение элементов распорядка дня» (16,7%); «психологическое давление» (8,0%) и др. К сожалению, пояснить как именно, каким образом реализуются указанные приемы и методы для развития психологической культуры курсантов респонденты не смогли.
Интересными для сравнительного анализа представляются результаты аналогичного опроса, проведенного среди курсантов (п = 288). Как не парадоксально, но их представления о психологической культуре, на наш взгляд, в большей мере отражают сущностные характеристики исследуемого феномена, что, вероятно, может быть связано с непосредственным изучением дисциплины «Психология и педагогика» в период проведения опроса.
Среди наиболее часто встречающихся определений можно отметить следующие. Психологическая культура - это:
- внутренний мир человека;
- способность человека управлять собой и своим поведением в любой ситуации;
- характеристика морально-психологического состояния человека, его морально-нравственных качеств, психологической компетентности;
- характеристика гармоничности настроения, поведения и управления собой;
- совокупность качеств, необходимых для саморазвития и самовоспитания;
- совокупность жизненного и творческого опыта, способов и приемов саморегуляции;
- совокупность факторов, определяющих поведение человека в обществе, его отношение к различным ситуациям и категориям людей;
- устойчивое личностное образование, характеризующееся психологической
грамотностью, способностью к саморегуляции и саморазвитию.
Все, без исключения, курсанты считают психологическую культуру неотъемлемой частью профессиональной культуры офицера, ее инвариантом. Респонденты указывают на важность психологической грамотности и компетентности при работе с личным составом, при действиях в стрессовых ситуациях, при построении перспектив профессионального и личностного развития.
Несмотря на сложность вопроса о структуре психологической культуры, респонденты из числа курсантов все же смогли выделить в ней такие компоненты, как: нравственный, интеллектуальный, коммуникативный,
эмоциональный.
Интересным представляется вопрос оценки курсантами уровня психологической культуры различных категорий личного состава военного вуза. Так, средний уровень психологической культуры курсантов респонденты оценили в 7,2 балла, в то время как свой собственный - 8,9 балла. При этом уровень сформированности психологической культуры офицеров курсового звена курсанты оценили практически как и курсантский, но всё же ниже - на 7,0 баллов, а уровень психологической культуры
преподавателей чуть выше своего личного - на 9,2 балла.
Вопрос о факторах, повлиявших на уровень сформированности психологической культуры курсантов до их поступления в военный вуз, вызвал достаточно большой разброс мнений. Так, 97,2% опрошенных считает, что на это повлияли интеллектуальные способности; 87,5% - состав семьи и особенности семейного воспитания; 83,3% - национальные особенности; 52,1% -гендерно-половые характеристики; 48,6% -особенности школьного воспитания и 35,4% -место проживания до поступления в вуз.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие психологической культуры будущих офицеров в период обучения в военном вузе, курсанты наиболее часто называли: «изучение учебных дисциплин «Культурология», «Психология и педагогика», «Организационное поведение» и следующие внеаудиторные формы: «работа с курсантами психологов вуза»; «работа с курсантами заместителя начальника академии по работе с верующими военнослужащими»; «работа по межличностному общению командиров и преподавателей с курсантами»; «работа по установлению психологического климата в курсантском коллективе»; «участие в
культурно-досуговых, патриотических и волонтерских мероприятиях».
Таким образом, проведенное исследование по проблеме психологической культуры позволяет сделать вывод о ее недостаточном на сегодняшний день ее понимании большей частью субъектов образовательного процесса военного вуза - существующие определения не дают полного и четкого представления о содержании данной дефиниции; разнятся в рамках различных подходов ее структурные компоненты; недостаточно обоснованы детерминанты ее развития. Кроме того, анализ исследований, посвященных профессиональной деятельности
офицера, и, соответственно, связанной с ней учебно-профессиональной деятельности
курсантов военных вузов, дает основание сделать заключение о том, что работ, системно отражающих сущность психологической культуры военно-профессиональной
деятельности, пока нет, что говорит о необходимости проведения исследований, направленных на выявление детерминант её формирования в условиях военного вуза, определение особенностей её проявления в курсантских коллективах, выявление условий её эффективного развития.
1. Петровская М.В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя [Электронный ресурс] / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-3. - С. 632-635. Режим доступа: https://íundamental-research.ru/ш/artide/view?id=31000
2. Петровская М.В. Основные подходы к анализу психологической культуры преподавателя военного вуза [Электронный ресурс] / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-1. - С. 187-190. Режим доступа: https://íundamental-research.ru/ш/artide/view?id=31897
3. Психологическая культура в пространстве образования: сборник научных статей X Юбилейной Всероссийской студенческой олимпиады по психол.-
пед. образованию, Екатеринбург, 14-17 апреля 2014 г.; Урал. гос. пед. ун-т; сост. И.В. Воробьева; отв. ред. Л.А. Максимова. - Екатеринбург, 2014. - 153 с.
4. Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 2324 апреля 2015 г.; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. - Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2015. - 404 с.
5. Психологическая культура человека: Теория и практика: Материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., Саранск; отв. ред. К.М. Романов. -Саранск, 2012. - 292 с.
Сведения об авторах:
Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: mariana_g@mail.ru
Тимошенко Владимир Владимирович (г. Воронеж, Россия), начальник учебной лаборатории кафедры управления штурманским обеспечением авиации и воздушной навигации Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». e-mail: vvt.vm@mail.ru
Data about the authors:
M. Petrovskaya (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor; associate professor of the department «moral and psychological support (air warfare)» Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», e-mail: mariana_g@mail.ru
V. Timoshenko (Voronezh, Russia), Head of university laboratory of Navigational support control and Air navigation Department Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», e-mail: vvt.vrn@mail.ru