Sivak Alexander Nikolaevich PERCEPTIONS OF LEADERSHIP .
pedagogical sciences
УДК 378:316.61
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВАХ ЛИДЕРА У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
© 2018
Сивак Александр Николаевич, доктор педагогических наук
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1., e-mail: [email protected])
Аннотация. В социальной психологии, психологии личности, психологии развития и военной психологии проблема лидерства относится к числу ключевых, поскольку от характера ее решения зависит не только личное благополучие или успех в индивидуальной деятельности, но и множество сопутствующих проблем, существенным образом влияющих на микроклимат реальной группы, социально-психологическую детерминацию принятия решений, акме-развитие или катэ-развитие, социально-психологическую адаптацию и др. Целесообразность обращения к данной проблематике применительно к ситуации завершающегося высшего профессионального образования объясняется необходимостью учесть предпосылки на стадии, когда они уже не могут считаться случайным сочетанием индивидуально-личностных особенностей и успешных или не достаточно эффективных образовательно-воспитательных условий военного вуза. Эмпирические данные, полученные на материале курсантов вуза войск национальной гвардии, свидетельствуют о том, что тип образовательной системы по-разному влияет на ранговые места одних и тех же лидерских качеств в зависимости от практической направленности получаемой воинской специальности. При этом сохраняется возможность успешной реализации лидерских качеств в типовых ситуациях служебной деятельности абсолютным большинством выпускников командного факультета и факультета морально-психологического обеспечения. Основной акцент в данной статье сделан на выявлении индивидуально-психологических войск личности курсанта вуза войск национальной гвардии , как предпосылок его становления в качестве реального лидера. Образовательное пространство вуза в этом случае рассматривается как объект, допускающий подготовку на протяжении всех лет обучения к реализации данной социальной роли в типовых ситуациях учебной и служебно-боевой деятельности. Офицерско-преподавательский корпус должен реализовывать специальное психолого-дидактическое и научно-методическое сопровождение процесса развития лидерских качеств и коррекцию отклонений, которые могут приводить к психологическим деструкциям.
Ключевые слова: лидерство, малая группа, морально-психологическое обеспечение, качества личности, национальная гвардия.
PERCEPTIONS OF LEADERSHIP QUALITIES IN THE GRADUATES OF THE UNIVERSITY OF NATIONAL GUARD TROOPS
© 2018
Sivak Alexander Nikolaevich, doctor of pedagogical Sciences St. Petersburg military Institute of national guard troops (198206, Russia, Saint-Petersburg, letchika Pilyutova, 1., e-mail: [email protected])
Abstract. In social psychology, psychology of personality, psychology of development and military psychology, the problem of leadership is among the key, because the nature of its solution depends not only personal well-being or success in individual activities, but also a lot of related problems that significantly affect the microclimate of the real group, so-cio-psychological determination of decision - making, Acme-development or Kate-development, socio-psychological adaptation, etc. The expediency of addressing this issue in relation to the situation of completing higher education is explained by the need to take into account the prerequisites at a stage when they can no longer be considered a random combination of individual and personal characteristics and successful or not sufficiently effective educational conditions of a military University. Empirical data obtained on the material of the cadets of the national guard troops University show that the type of educational system has different effects on the rank places of the same leadership qualities depending on the practical orientation of the military specialty. At the same time, there is a possibility of successful implementation of leadership qualities in typical situations of official activity by the absolute majority of graduates of the command faculty and the faculty of moral and psychological support. The main emphasis in this article is made on the identification of individual psychological troops of the personality of the cadet of the University of the national guard troops , as prerequisites for its formation as a real leader. The educational space of the University in this case is considered as an object that allows training for all years of training to implement this social role in typical situations of training and service and combat activities. The officer-teaching corps should implement a special psychological-didactic and scientific-methodical support of the process of development of leadership qualities and correction of deviations that can lead to psychological destruction.
Keywords: leadership, small group, moral and psychological support, personality qualities, national guard.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Проблема лидерства, будучи междисциплинарной, сохраняет свою актуальность для системы высшего профессионального образования, поскольку групповая форма обучения так или иначе требует их выделения как звена, через которое преподаватель чаще всего доводит до курсантов военного вуза свои требования. В литературе отмечается, что учебная группа без явно выраженного лидера значительную часть времени тратит на обсуждения системы совместных действий [1, 2]. В то же время агрессивный лидер может не только подавлять инициативу членов малой группы, но и направлять ее активность в деструктивное русло.
Поскольку вузы войск национальной гвардии обеспечивают выпуск офицеров различных специальностей, то их образовательное пространство можно рассматривать как среду, задающую определенные, фиксированные требования в отношении лидерских качеств курсантов.
Тем не менее содержательная специфика специальности, а также индивидуально-психологические особенности курсантов могут приводить к тому, что иерархия базовых качеств личности лидера у выпускников разных факультетов может не совпадать. Последнее повышает актуальность проблемы диагностики представлений о качествах лидера у курсантов, обучающихся на разных факультетах, поскольку в дальнейшем им потребуется выполнять различные функции вне зависимости от того, какая специальность будет обозначена в их дипломах.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, и на которых основывается автор, выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы.
Несмотря на довольно продолжительную историю исследований феномена лидерства в зарубежной [3-5] и отечественной социальной психологии [1, 2, 6-10] до настоящего времени нет достаточно устоявшейся терминологии. В этой связи мы будем использовать данный
педагогические науки
Сивак Александр Николаевич ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ...
термин в его наиболее устоявшемся значении, С учетом особенностей военной службы, лидер - это личность, имеющая свойство объединять людей с одной целью и добиваться ее независимо от сложностей и трудностей военной службы. Лидерские качества есть совокупность определенных признаков, способствующих осуществлению целенаправленной деятельности группы в ее интересах, а также для успешного выполнения служебно-бо-евых задач.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Целью данной статьи выступает сопоставление представлений о системообразующих качествах личности лидера у старшекурсников вуза войск национальной гвардии, обучающихся на факультетах а) командном (ФК) и б) морально-психологического обеспечения (МПО). Возможные различия в системе представлений могут быть объяснены содержательной спецификой получаемой специальности, а также отличиями в системе предпосылок личностного роста, выявляемых и получающих социально-психологическое сопровождение в период обучения в вузе войск национальной гвардии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Эмпирическое исследование было выполнено нами в 9-м семестре на двух факультетах Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии (СПВИ ВНГ). Испытуемыми выступили курсанты 5 курса: а) 69 человек, обучающихся на командном факультете и б) 68 обучающихся на факультете морально-психологического обеспечения; всего 137 респондентов в возрасте 21-24 лет. В качестве диагностического инструментария использованы: авторская анкета, методика «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [11], а также тест Л.Н. Собчик «Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений» [12].
По данным авторской анкеты, в которых ранжировались лидерские качества (см. табл.1) предполагалось уточнить различия в представлениях курсантов разных факультетов по вопросу о значимости для их будущей воинской службы выраженности каждого из 21 обозначенного свойства.
При подсчете данных, было выяснено, что на факультете командном курсанты отнесли к наиболее значимым для себя такие качества, как:
1) уверенность в себе;
2) готовность проявлять разумную инициативу и брать на себя ответственность;
3) умение организовать взвод на решение поставленной задачи;
4) перспективность и ориентация на будущее;
5) стремление к руководящей работе.
В то же время, наименее значимыми качествами они считают:
1) доброжелательность;
2) надежность;
3) умение устанавливать контакт с людьми, продуктивно общаться с ними;
4) коммуникативную компетентность.
Мнения курсантов МПО, согласно данным анкеты, заметно отличаются. Так, приоритетными выступили такие качества лидера, как:
- готовность проявлять разумную инициативу и брать на себя ответственность;
- умение организовать взвод на решение поставленной задачи;
- уверенность в себе;
- целеустремленность, активность по жизни;
- функция управления людьми и стимулирование их на работу
Наименее необходимыми пятикурсники факультета МПО считают:
- эмпатичность - умение сопереживать людям;
- доброжелательность;
- индивидуальная привлекательность;
- логичность и последовательность в принятии решения;
- толерантность (терпимость к мнению других). Таблица 1- Представления о выраженности качеств
лидера у курсантов ФК и МПО
Качество Средне- групповое значение
КФ МПО
Индивидуальная привлекательность 10,17 14,53
Целеустремленность, активность по жизни 10,8 7,73
Эмоциональная сдержанность и уровень преодоления трудностей 10,6 10,7
Решительность, твердость, требовательность 9,35 9,67
Самокритичность и критичность к другим 10,52 10,4
Перспективность и ориентация на будущее 7,8 9,8
Уверенность в себе 7,17 7,44
Функция управления людьми и стимулирование их на работу 10,03 8,6
Стремление к руководящей работе 8,63 9,2
Умение алгоритмизировать свою деятельность и деятельность других 10,9 9,7
Способность принимать правильные решения и принимать мнения других 10,70 10,20
Умение организовать взвод на решение поставленной задачи 7,56 7,43
Готовность проявлять разумную инициативу и брать на себя ответственность 7,23 7,3
Способность отстаивать позиции коллектива 10,91 10,0
Доброжелательность 11,13 13,74
Умение устанавливать контакт с людьми, продуктивно общаться с ними 15,43 10,83
Толерантность (терпимость к мнению других) 17 17,07
Порядочность и честность 17,27 12,27
Эмпатичность - умение сопереживать людям 10,47 12,7
Надежность 11,23 11
Логичность и последовательность в принятии решения 13,53 17,0
Поскольку некоторые данные оказались для нас неожиданными, было решено сопоставить их с индивидуально-психологическими характеристиками лидера, выявленными сна основе методики Л.Н. Собчик. Для этого в дальнейшем был использован корреляционный анализ, позволивший зафиксировать наличие различий во взаимосвязях. Так, на факультете командном лидерские способности взаимодействуют с четырьмя характеристиками личности:
- интроверсия (г= -0,39, при р< 0,01);
- тревожность (г= -0,67, при р< 0,01);
- аггравация (г= -0,59, при р< 0,01);
- экстраверсия (г= 0,49, при р< 0,01).
Можно сделать вывод о том, что лидером в данной группе будет курсант с низким уровнем тревожности, довольно общительный, а также такой военнослужащий не будет скрывать свою болезнь при получении травм. Такие характеристики в большей степени подходят курсантам командного факультета, поскольку система обучения на данном факультете направлена на отработку умений и навыков управления людьми в процессе выполнения задач служебно-боевого применения войск национальной гвардии.
По данным корреляционного анализа на факультете МПО наблюдается несколько иная картина. Во-первых, в отличие от ФП, на МПО значимыми выступили лишь две характеристики: а) (г= -0,38, при р< 0,01) и б) лабильность (г= 0,51, при р< 0,01). Последнее подтверждает данные наших наблюдений, согласно которым на этом факультете лидерами обычно являются курсанты,
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)
197
Sivak Alexander Nikolaevich PERCEPTIONS OF LEADERSHIP .
pedagogical sciences
которые общительны и так же лабильны.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
По итогам анализа и обработки данных исследования можно сделать определенные выводы:
1. На командном факультете качества лидера выражены несколько сильнее. Так, на факультете МПО лидерские качества находятся в среднем диапазоне (М=28,68), на факультете командном - средний диапазон (М=35,16). На ФК нет военнослужащих, у которых лидерские способности были бы выражены слабо, в отличие от курсантов факультета МПО там, около 2% имеют слабые лидерские качества.
2. Основной костяк курсантов составляют военнослужащие со средними способностями лидера - 57% от общего числа исследуемых, на факультете МПО военнослужащие со средними способностями лидера равняются 46,9%.
3. Обнаружена определенная типология лидерских качеств выпускника военного института войск национальной гвардии, отражающая связь результативного уровня самообразования с определенными взаимозависимыми компонентами служебно-боевой деятельности. Один из основных является мотивационно-целевой компонент (его функция заключается во внутреннем побуждении к развитию лидерских качеств); второй - органи-заторско-волевой компонент (выполняющий так называемую организаторскую функцию и способствующий закреплению умений организовать коллектив на выполнение деятельности); третий - личностно-деятельност-ный (заключается в том, что личность способна реали-зовывать лидерскую деятельность в типовых условиях).
Перспективы исследования состоят в выявлении особенностей системы ценностных ориентаций и ее динамики от курса к курсу, поскольку проблема лидерства является междисциплинарной и требует рассмотрения ее детерминант, как с позиций социальной психологии, так и психологии развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузьмина Н.В., Турчин А.С., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования. Монография. / Под ред. Сивака А.Н. - СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. — 286 с.
2. Селезнева Е. В. Лидерство; Юрайт - Москва, 2013. - 432 с.
3. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. — М.: Эксмо, 2001; 443—476 с.
4. Майерс Д. Социальная психология в модулях. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 318 с.
5. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера /Перевод с англ. - М.: Попурри, 2002. - 288 с.
6. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, ЯрГУ. — Ярославль, 2012. — 428 с.
7. Ковальчук Е.С. Кадровые стандарты педагогических лидеров в школах стран западной Европы //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 39-44.
8. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Постиндустриальный переход и его лидеры //Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 30-33.
9. Вострокнутов Е.В., Прошин И.А., Устино С.С. Развитие лидерских качеств бакалавров направления подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)» средствами учебных дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 71-74.
10. Иванова Т.Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 165-168.
11. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М, 2002; 316-320 с.
12. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 154 с.
Статья поступила в редакцию 17.10.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018