ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ
ACTUAL PROBLEMS OF FORMATION MORALE CADETS
УДК 378.6:159.9
M.G. CHESOVSKY,
the candidate of historical sciences, the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia) e-mail: [email protected];
Y.I. ANDRIENKO,
the candidate of political sciences, the senior lecture (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) e-mail: [email protected];
V.V. BOGMATSERA,
(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) tel. +7(910)-368-23-90
Аннотация: статья посвящена рассмотрению содержания понятий «моральный выбор», «риск в ситуации морального выбора», анализу элементов и видов риска, содержанию понятия «морально-психологическое состояние», роли эмоционально-волевой сферы личности, направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию морально-психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: моральный выбор, риск, морально-психологическое состояние, морально-психологическая готовность, морально-психологическая устойчивость, эмоции, воля, мотивация, профессиональный долг, нравственность, моральный дух.
м.г. чесовская,
кандидат исторических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected];
Ю.И. АНдРИЕНКО,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected];
В.В. богмацера,
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. +7(910)-368-23-90
Abstract: article is devoted consideration maintenances of concepts «a moral choice», «risk in a situation of a moral choice», to the analysis of elements and risk kinds, the concept maintenance «a moral and psychological condition», roles of emotionally-strong-willed sphere of the person, directions of perfection of teaching and educational process on formation of moral and psychological stability in extreme situations.
Keywords: moral choice, risk, moral and psychological condition, moral and psychological readiness, moral and psychological stability, emotions, will, motivation, professional duty, morals, moral spirit.
Деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. Экстремальными (от лат. extremum - предельный,крайний)называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую
задачу. В литературе можно встретить следующие терминологические сочетания: «устойчивость личности», «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость к нагрузкам», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «нравственная устойчивость», «психологическая устойчивость» [1].
Под психологической устойчивостью пони-
11
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
мается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фруст-рирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Работник правоохранительных органов как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника [2].
Поэтому психологическая подготовка курсантов в учебном заведении МВД должна быть направлена на формирование устойчивости к негативным факторам оперативнослужебной деятельности:
а) напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;
б) факторам, сильно действующим на психику: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;
в) ситуациям противоборства: умение вести психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, противостоять психологическому давлению, манипулированию со стороны как законопослушных граждан, так и правонарушителей; не поддаваться на провокации и др.;
г) конфликтным ситуациям в служебной деятельности: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций: оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и т. д.; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях [3].
Итоги морально-психологического обеспечения всех компаний в «горячих точках» и программа подготовки сотрудников ОВД к выполнению задач в Северо-Кавказском регионе, наглядно подтвердили жизненность такого вида обеспечения [4]. Можно определить требования к управлению морально-психологическим сопровождением подготовки курсантов. Во-первых, оно должно базироваться на том принципиальном положении, что это самостоятельный вид обеспечения, который подчиняется тем же требованиям и параметрам, что и другие виды всесторонней подготовки курсантов. Во-вторых, управление морально-психологическим сопровождением является составной целью управления подразделениями института. В-третьих,
морально-психологическое сопровождение подготовки курсантов осуществляется в интересах повседневной учебно-воспитательной деятельности. В-четвертых, управление морально-психологическим сопровождением подготовки курсантов должно содействовать формированию у курсантов морально-психологических и боевых качеств, которые помогут им надежно нести службу и решать задачи деморализующего воздействия на нарушителей правопорядка.
Для улучшения морально-психологического состояния необходимо учитывать социальные процессы и явления в курсантских коллективах; создавать пункты изучения общественного мнения; анализировать факторы, влияющие на социальное самочувствие курсантов и индивидуальные психологические характеристики абитуриентов и курсантов [5].
Основными показателями морально-психологического состояния курсантов являются: а) морально-политический компонент;
б) служебно-профессиональный компонент;
в) психологический компонент; г) бытовой компонент. Морально-политический компонент включает: отношение курсантов к службе в правоохранительных органах; отношение к выполнению конкретной задачи; отношение к органам руководства; отношение курсантов к государственным органам власти и их политике; понимание связи учебно-воспитательного процесса с характером выполняемых задач по обеспечению правопорядка; отношение местных органов власти к институту и правоохранительной системе в целом. Служебно-профессиональный компонент характеризует исполнительную, предметно-профессиональную сторону психологической готовности курсантов, а именно: условия служебной деятельности по охране правопорядка; уровень организованности и руководства службой; состояние дисциплины; уровень подготовки курсантов по предметам обучения; готовность курсантов к выполнению профессионального долга в «горячих точках»; знание и понимание стоящих задач перед офицерами полиции; уверенность в оружии и технике; уверенность в товарищах по курсантскому коллективу; степень доверия к командирам; наличие опыта и навыков выполнения задач в экстремальной ситуации. Служебно-профессиональный компонент выражает настроенность курсантов на выполнение конкретных задач в институте и служебных задач по охране правопорядка, средствами и способами,
12
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
позволяющими их выполнить. Психологический компонент выражается в: самочувствии курсантов; их физическом состоянии; преобладающих настроениях; удовлетворенности службой и учебой в институте; в состоянии психологического содержания взаимоотношений; состояние дисциплины; сплоченности курсантских коллективов; внутренней, т.е. психологической готовности к выполнению любой задачи; готовности к риску и самопожертвованию; отсутствии или наличии страха и боязни курсантов при выполнении задач в экстремальных ситуациях; в коллективном мнении; морально-психологической атмосфере курсантского коллектива; морально-психологическом климате в коллективе. Морально-психологическая атмосфера - это отражение эмоциональных состояний коллектива за небольшой отрезок времени. Морально-психологический климат - это отражение на эмоциональном уровне содержания взаимоотношений курсантского коллектива в данный момент. Под морально-психологическим климатом понимается его сплоченность, общность целей, единство ценностных ориентаций, уставные взаимоотношения, положительные традиции. Морально-психологический климат коллектива курсантов характеризуется: дружбой и товариществом; взаимным уважением и требовательностью; отзывчивостью; положительными эмоциями. Под бытовым компонентом понимается: географические, климатические и демографические условия; система материального и финансового обеспечения.
При оценке морально-психологического состояния личного состава нужно учитывать человеческий потенциал, который имеет две стороны: физическую сторону и духовные возможности. Под физической стороной понимается: количество курсантов в подразделении; состояние их физического здоровья; уровень физической подготовленности. Под духовными возможностями понимается: совокупность служебно-профессиональных, морально-политических, правовых, эстетических, экономических и других знаний у курсантов; их взгляды и убеждения; установки; умения, навыки и привычки.
Своеобразие морально-психологического состояния курсантов обусловлено многими и разнообразными обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: содержание психологии курсантов; их ценностные ориентации; содержание психологии курсантского коллектива; интересы и потреб-
ности коллектива; конкретные обстоятельства, ситуации, события экономического, политического, правового, служебно-профессионального, нравственного и другого характера; те задачи, которые предстоит решать; особенности управления, его компетентность и авторитет.
На устойчивость и динамику моральнопсихологического состояния оказывает воздействие: служебно-профессиональная подготовленность; слаженность; сработанность действий курсантов; обеспечение всеми видами довольствия; уровень укомплектованности; опыт служебной деятельности [6].
Морально-психологическое состояние курсантов также зависит от умения командиров регулировать эмоции в коллективе. Эмоции, в которых отражаются наши потребности, прежде чем стать программой действий, включают образы внутренних физиологических состояний и образы объектов внешнего мира:
1. Стремление к сохранению своей жизни: пищевой инстинкт, защитный инстинкт.
2. Стремление к продолжению рода: половой инстинкт, родительский инстинкт.
3. Стремление к деятельности: рефлекс цели, рефлекс свободы.
4. Стремление к общению с себе подобными: рефлекс подражания, стадный инстинкт. При положительных эмоциях зрачки глаз у человека расширяются, при отрицательных - сужаются. Музыка может вызвать у человека возникновение сильных эмоций, вплоть до экстаза и значительно облегчить возможность одновременного самовнушения. Изменение деятельности вегетативной нервной системы можно достичь с помощью воздействия на эмоциональную сферу по схеме: мысль - самовнушение - эмоция - стресс (экстаз) - изменение функции внутренних органов в нужную сторону [7].
Высокая нравственность, запасы стойкости помогают выбраться из экстремальных ситуаций, которые надломили бы обычного человека. Отчаянное положение мобилизует психологическую устойчивость и воля к жизни пробуждается в критических ситуациях. Для этого нужно не демонстрировать постоянно эмоции, оставаться спокойным и невозмутимым, проявлять стоицизм, не показывать что вы в гневе, улыбаться в несчастье. Таким образом, здоровое морально-психологическое состояние курсантов необходимо для формирования морально-психологических и боевых качеств выпускников [8].
13
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
Устойчивая морально-психологическая готовность к экстремальным ситуациям - это та или иная степень готовности сопротивляться, способности противостоять, не поддаваться отрицательным воздействиям, условиям и факторам боевой обстановки. Процесс психологической подготовки личного состава к экстремальным ситуациям можно разделить на фазы. К фазам относятся: фаза ознакомления; фаза овладения требуемыми знаниями, умениями и навыками; фаза совершенствования. В процессе формирования устойчивой психологической готовности сотрудников к боевым условиям используют психологические методы, которые можно разделить на три большие группы: демонстрационные методы; условно-ситуационные методы; методы «реальных» ситуаций [9].
В ходе экстремальной ситуации сотрудник должен уметь применить следующие методы психической регуляции для поддержания психологической устойчивости: а) метод отвлечения; б) метод самоубеждения»; в) метод самоприказа; г) метод внушения и самовнушения; д) метод прогрессивной
мышечной релаксации [10].
В ходе обучения курсантов на занятиях необходимо уделять внимание профессионально-психологической подготовке для формирования морально-психологической устойчивости [11]. При этом можно использовать: психодиагностику (наблюдение, беседа, тестирование); тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности; психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты); идеомоторную тренировку; тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса); тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых; обучение основам аутогенной тренировки; тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя; СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуальноценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось) [12].
Литература
1. ЗаварзинаЛ.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов
внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2002. С. 300.
2. Психологический словарь / под ред. М. Г. Ярошевского. - М., 1990.
3. СмирновВ.Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников ОМОН к выполнению
задач по охране общественного порядка // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сб. науч. трудов №11. - М.: ГУООП СОБ МВД России, ВНИИ МВД России, 2004.
4. СмирновВ.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников
органов внутренних дел в экстремальных условиях. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
5. СмирновВ.Н. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка сотрудников
спецподразделений ОВД к задержанию вооруженных преступников // Мир психологии.
- М.: РАО, МПСИ, 2004.
6. Военная психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Совершенство, 2008. С. 384.
7. ЗеленковМ.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил): учебное
пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2004. С. 404.
8. Общественно-государственная подготовка: курс лекций. Тема 13. [Электронный ресурс]. - Н.Новгород: НГТУ, 2005. - Режим доступа: http://www.nntu. sci-nnov.ru/RUS/ FVO/disciplines/
9. Шамаев В.Г., Локтев Е.М. Общественно-государственная подготовка: учебное пособие.
- Воронеж: ВГУ, 2008. С. 288-317.
10. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: учебное пособие. [Электронный ресурс]. - М.: ВУ, 2007. - Режим доступа: Компакт-диск однократной записи (CD-WORM) ГУВР МО РФ.
11. Дмитраков А.М., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С.42.
12. АдаевА.И. Оценка и прогноз психологической подготовки сотрудников к деятельности в экстремальных условиях. - СПб., 2004.
14
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
13. Каверина Л.В. Корпоративные масс-медиа как средство овладения корпоративной культурой курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2. С. 37-39.
References
1. ZavarzinL.V. Formation of emotionally-strong-willed stability at employees of law-enforcement
bodies: diss. of the cand. of ped. Sciences: St.-Petersburg, 2002. With. 300.
2. The psychological dictionary / under the editorship of M.G.Yaroshevsky. - М, 1990.
3. Smirnov V.N. Is extreme-psychological preparation of employees OMON to performance of problems on public order protection //Questions of perfection of activity of militia of public safety: collection of scientific papers. №11. - М: GUOOP the Ministry of Internal Affairs of Russia, all-union scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004.
4. Smirnov V.N. Is professional-psychological maintenance of activity of employees of law-enforcement bodies in extreme conditions. - Domodedovo: ARI for Advanced Studies the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.
5. Smirnov V.N. Professional is extreme-psychological preparation of employees of special divisions
OVD for detention of the armed criminals // The World psychology. - М.: the Russian Open Society, MPSI, 2004.
6. Military psychology and pedagogics. Studies. The grant. - M: Perfection, 2008. With. 384.
7. Zelenkov M.Ju. Moral and psychological maintenance of activity of armies (forces): Educational
settlement - M: Publishing house MAI, 2004. - With. 404.
8. The Socially-state preparation: the Course of lectures. A theme 13. [The Electronic resource].
- N.Novgorod: NNSTU, 2005. - an access Mode: http://www.nntu. sci-nnov.ru/RUS/ FVO/ disciplines/
9. Shamaev V.G., Loktev E.M. The Socially-state preparation: Studies. The grant. - Voronezh: VSU,
2008. - With. 288-317.
10. SyromjatnikovI.V. Organisation of psychological work in military unit in a peace time: Educational settlement [the Electronic resource]. - M: VU, 2007. - an access Mode: the Compact disc of unitary record (CD-WORM) of GUVR МО the Russian Federation.
11. Dmitrakov A.M., Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kramskoy S.I. The Formation of professional and psychological preparedness specialist in educational institutions of the MIA of Russia // The Problems of law enforcement. 2013. № 2. pp.42.
12. Adaev A.I. Otsenka and the forecast of psychological preparation of employees to activity in extreme conditions. - SPb., 2004.
13. Kaverina L.V. Corporate media as a means of mastering the corporate culture cadets educational organizations MIA Russia // Vestnik Belgorod Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. № 2. Pp. 37-39.
(Статья сдана в редакцию 28.02.2014)
15