Научная статья на тему 'О формировании готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач'

О формировании готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ОФИЦЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОРАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / READINESS / READINESS OF JUNIOR OFFICERS FOR EXECUTION OF EDUCATIONAL AND FIGHTING TASKS / MOTIVATIONAL READINESS / PROFESSIONAL READINESS / MORAL READINESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS / EDUCATIONAL AND FIGHTING ACTIVITY / READINESS FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А.Н.

В статье речь идет об актуальности формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач. Кратко раскрываются научные подходы к пониманию готовности и противоречия, существующие в настоящие время в этой области. Объясняются сущность и структура готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач. В заключительной части статьи делается вывод о необходимости повышения эффективности системы формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMING OF READINESS OF JUNIOR OFFICERSTO EXECUTION OF EDUCATIONAL AND FIGHTING TASKS

In article, it is talk about relevance of forming of readiness of junior officers for execution of educational and fighting tasks. Briefly, the scientific approaches to understanding of readiness and a contradiction existing in the present time in this area reveal. The entity and structure of readiness of junior officers for execution of educational and fighting tasks speak. In end of article the conclusion about need of increase in system effectiveness of forming of readiness of junior officers for execution of educational and fighting tasks is drawn.

Текст научной работы на тему «О формировании готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

А. Н. Александров

начальник научно-исследовательского отделения Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ; адъюнкт кафедры социологии Военного университета МО РФ; e-maiL: dekston@rambLer.ru

О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ОФИЦЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ И БОЕВЫХ ЗАДАЧ

В статье речь идет об актуальности формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач. Кратко раскрываются научные подходы к пониманию готовности и противоречия, существующие в настоящие время в этой области. Объясняются сущность и структура готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач. В заключительной части статьи делается вывод о необходимости повышения эффективности системы формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач.

Ключевые слова: готовность; готовность младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач; мотивационная готовность; профессиональная готовность; моральная готовность; социально-психологическая готовность; учебная и боевая деятельность; формирование готовности.

A. N. Alexandrov

Head of the research unit,

The Research center (socioLogicaL)

of the Armed Forces of the Russian Federation;

graduate of department of sociology in a Military university of the Ministry of Defense of the Russian Federation; e-mail: dekston@rambler.ru

ABOUT FORMING OF READINESS OF JUNIOR OFFICERS TO EXECUTION OF EDUCATIONAL AND FIGHTING TASKS

In articLe, it is taLk about reLevance of forming of readiness of junior officers for execution of educational and fighting tasks. Briefly, the scientific approaches to understanding of readiness and a contradiction existing in the present time in this area reveal. The entity and structure of readiness of junior officers for execution of educationaL and fighting tasks speak. In end of articLe the concLusion about need

of increase in system effectiveness of forming of readiness of junior officers for execution of educational, and fighting tasks is drawn.

Key words: readiness; readiness of junior officers for execution of educational, and fighting tasks; motivational readiness; professional readiness; moraL readiness; social, and psychoLogicaL readiness; educationaL and fighting activity; readiness forming.

Готовность, как устойчивая качественная характеристика младшего офицера российской армии и как психическое состояние человека в конкретный момент времени, проявляется и формируется в процессе активной повседневной деятельности войск (сил) и входит в нее как важная составная часть. Формирование готовности к выполнению учебных и боевых задач - это сложный процесс трансформации общественно значимого в важное для младшего офицера на личностном уровне, имеющий также и ряд сопутствующих его противоречий. В то же время формирование готовности является одним из элементов, определяющим успешность процесса решения задач боевой подготовки, военно-патриотической работы, морально-психологической и физической подготовки.

Основными задачами по формированию готовности младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации являются:

• приобретение младшими офицерами военно-профессиональных знаний, навыков и умений в объеме, предусмотренном соответствующими программами;

• воспитание у младших офицеров духовно-нравственных, военно-патриотических, морально-боевых качеств личности, ответственности за выполнение воинского долга, дисциплинированности, уставных норм поведения, уважения к воинской специальности и других боевых качеств;

• развитие младших офицеров одновременно интеллектуально и физически в соответствии с требованиями воинской деятельности и их специальности. Это выражается, в первую очередь, в формировании у младших офицеров познавательного интереса к основам своей специальности, общеобразовательному развитию, формировании творческого мышления, навыков самоконтроля, выдержки, самооценки и самокритики, умений максимально применять свои физические и умственные силы, вырабатывании способностей в военно-профессиональной сфере;

• формирование психологической устойчивости у младших офицеров, выработка внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с армейской службой, эмоционально-волевой устойчивости; позитивного отношения к деятельности военного специалиста и других необходимых военнослужащему личностных качеств;

• повышение уровня социальной ответственности у младших офицеров, осознания ими важности выполнения учебных и боевых задач в масштабах государства.

Анализ существующей ситуации свидетельствует о том, что сегодня актуальной проблемой является недостаточный уровень эффективности системы формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач.

Дело в том, что в настоящее время процесс профессиональной адаптации и становления выпускников военных вузов в войсках (силах) стал достаточно сложным. Изменение условий комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации офицерами привело к тому, что на данный момент молодых выпускников военных вузов назначают на должности командиров рот (батарей и им равных) значительно раньше, чем прежде: до 3 % молодых офицеров - сразу по прибытии в войска (силы), а до 10 %% - в ходе первого года их военной службы, что касается остальных, то их назначение на указанные должности реализуется не более чем в два последующих года. Это, к сожалению, делает очень сложным или даже невозможным процесс освоения ими обязанностей по основной занимаемой должности либо по вышестоящей должности в необходимом объеме. В связи со столь быстрым служебным ростом молодых выпускников военных вузов возникает потребность в обеспечении их готовности к исполнению сразу после выпуска из военного вуза обязанностей не только командира взвода, но и командира роты (батареи и ей равных), а может быть и командира батальона (дивизиона и ему равных) [Молтенской, Марценюк 2005].

В настоящее время пока еще слабо изучены социологические аспекты готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач, особенности ее формирования, уровни и индикаторы, формы проявления в различных условиях служебной деятельности. Однако в общем виде готовность трактуется следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Определения готовности

Источник Определение

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Большой толковый словарь : в 5 т. Т. 1. А-Д. М. : Азъ, 1992. 506 с. Состояние человека, при котором он способен выполнять какие-либо действия, наличие его согласия сделать и (или) делать что-либо, желание содействовать чему-либо

Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940 Согласие человека сделать что-либо, его желание содействовать чему-либо

Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003 Состояние, когда все сделано для того, чтобы приступить к выполнению, осуществлению и т. п. чего-либо

Толковый словарь по психологии. 2013 Положение подготовленности человека, в котором его организм настроен на какие-либо действие или реакцию. Состояние любого человека, при котором он готов извлечь некоторую выгоду из своего практического опыта

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова : в 2 т. М. : Русский язык, 2000 Психологическая настроенность человека на что-либо. Наличие у него желания угодить кому-либо; услужливость

Очевидно, понятие «готовность» представляет собой не только состояние человека, при котором он способен выполнять какие-либо действия, но и наличие его согласия сделать и (или) делать что-либо, желание содействовать чему-либо [Ожегов, Шведова 1992].

Готовность младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач изначально формируется и развивается в ходе профессионального обучения в высшем военном учебном заведении, когда курсантам разъясняются основы предназначения Вооруженных Сил, важность выполнения долга защиты Отечества, формируются их профессиональные навыки по специальности и объясняется уровень социальной ответственности военнослужащего в масштабах страны. Ее

формирование продолжается в процессе профессиональной деятельности и воинского воспитания.

Таким образом, готовность младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач - состояние младших офицеров, при котором они способны эффективно управлять подчиненным личным составом, исполнять свои обязанности, профессионально действовать в любой обстановке и достигать поставленных целей, решения учебных и боевых задач.

Готовность младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач возможно охарактеризовать их способностью качественно решать задачи, основными из которых являются [Молтенской, Марце-нюк 2005]:

• практическое проведение мероприятий по повышению и поддержанию уровня боевой готовности войск (сил), индивидуальной работы с подчиненными, организации вопросов службы войск и безопасности военной службы;

• подготовка расписания учебных занятий, организация мероприятий согласно распорядку дня, проведение занятий с личным составом, в том числе и в целях повышения уровня боевого слаживания воинских коллективов, инструкторско-методические, контрольные и др. занятия;

• организация взаимодействия с органами местного самоуправления, силами и средствами различных министерств и ведомств, в том числе ФСБ, МЧС и МВД при совместных действиях, обеспечение охраны и обороны важных объектов, за которые ответственно подчиненное подразделение (подразделения);

• осуществление подготовки личного состава к выполнению задач по противодействию терроризму, в районах, где действует чрезвычайное положение, и вооруженных военных конфликтов;

• постоянное укрепление и поддержание на достаточном уровне морального духа подчиненного личного состава - уровня морально-политического и психологического состояния;

• воспитание у подчиненных чувства патриотизма и любви к Родине.

Готовность младших офицеров имеет сложную структуру, объединяющую целый ряд компонентов. Каждый из этих компонентов

Рис. 1. Структура готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач

отвечает за конкретную область, а во взаимодействии между собой -готовность в целом. В этой связи готовность младших офицеров можно разделить на следующие составляющие части (см. рис. 1).

Мотивационная готовность младших офицеров - это практически самая значимая сторона всей их готовности. Осознание младшим офицером необходимости выполнения воинского долга по защите Отечества, ответственности за его выполнение является основополагающим фактором, определяющим качество решения поставленных учебных и боевых задач. Будучи мотивированным, младший офицер уже не нуждается в дополнительном разъяснении необходимости выполнения задач.

В широком смысле мотивация любого человека к какой-либо общественной деятельности представляет собой совокупность внешних факторов, подталкивающих его к осуществлению конкретных действий. Данные факторы находятся во внешней среде и вынуждают человека осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки (см. рис. 2).

Уровень профессиональной готовности младшего офицера определяет то, насколько хорошо он способен обращаться с современными вооружением и военной специальной техникой, насколько правильно может планировать какие-либо тактические действия подчиненного подразделения и действия в составе воинского формирования.

Под профессиональной готовностью понимается особое свойство младших офицеров систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в любых условиях.

Рис. 2. Структура мотивации младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач

Профессиональные навыки прививаются будущим младшим офицерам, во-первых, еще во время их обучения в военном вузе, а, во-вторых, в процессе уже офицерской службы в рамках профессионально-должностной подготовки, учений различного уровня (см. табл. 2).

Младший офицер должен быть профессионально компетентным, готовым применять полученные знания, умения и навыки в практике служебной деятельности. В общем понимании профессиональная компетенция представляет собой способность эффективно решать задачи, основываясь на своем практическом опыте и знаниях.

Таблица 2

Структура профессиональной готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач

Элемент Содержание

Общеобразовательная грамотность Полученные знания, навыки, умения по общеобразовательным дисциплинам и предметам

Профессиональная компетентность (знание специальности) Способность использовать уникальные методы общественной деятельности, основанные на традициях, нормах и правилах

Применение накопленных знаний, приобретенных из разных источников

Профессиональная адаптация личности младшего офицера, основанная на нормах и правилах, в каждой конкретной ситуации

По мнению российского ученого В. А. Ядова, в социологии компетентность является элементом профессионализма и характеризуется как отличное знание своей специальности, профессии, а также всевозможных средств и методов достижения желаемого результата [Ядов 2001, с. 158].

В свою очередь, уровень профессиональной готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач в целом определяется как возможность и способность применения ими полученных знаний, умений и навыков. Он может быть определен, исходя из фактического поведения и действий младших офицеров, в которых они непосредственно применяют на практике теоретические знания (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень профессиональной готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач

Уровень профессиональной готовности Уровень знаний, умений, навыков Поведение, степень применения знаний

Экспертный уровень «Готов полностью» Глубокие знания по специальности и большой опыт применения знаний и умений на практике В деятельности применяет все имеющиеся знания, когда это необходимо, и в полном объеме

Квалифицированный уровень «Готов» Уверенное знание по специальности, практическое применение умений на службе Применяет больше половины требуемых от него знаний

Базовый уровень «Готов только на теоретическом уровне» Базовые знания по специальности и ограниченные умения применения этих знаний на практике Применяет меньше половины требуемых от него знаний

Нулевой уровень «Не готов совсем» Младший офицер не способен применить требуемые от него знания в профессиональной деятельности Не способен применить в своей деятельности знания, когда это необходимо

Формирование моральной готовности младших офицеров к действиям в боевых условиях - важнейшая задача в процессе их военно-профессиональной подготовки.

Так, в реальных боевых условиях даже после прохождения военнослужащим подготовки, его действия могут быть не всегда предсказуемыми. Поэтому необходимо сделать акцент на изучении факторов деятельности в боевых условиях, которые могут оказать воздействие в боевой обстановке.

«В борьбе, - отмечал Г. К. Жуков, - побеждает тот, кто лучше подготовил вверенные ему войска в политико-моральном отношении, кто сумел более четко довести до сознания войск цель войны, предстоящей операции и поднять боевой дух войск, кто стремится к боевой доблести, кто не боится драться в неблагоприятных условиях...» [Жуков 2002, с. 338].

Специфика деятельности войск (сил) подразумевает повышенные требования к моральной готовности младших офицеров. В словаре русского языка мораль характеризуется как «совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу» [Современный толковый словарь русского языка 2005]. Поэтому моральная готовность младших офицеров есть их стремление использовать нормы и правила нравственного поведения и действий, исходя из сложившихся обстоятельств.

Социально-психологическая готовность является одной из составляющих общей готовности к действию, определяемая как внешними, так и внутриличностными факторами. Она является одновременно психическим состоянием, заключающимся в максимальной мобилизации ресурсов личности младшего офицера на выполнение поставленной задачи, и социальным состоянием, определяющим коммуникативные способности и умение жить и работать в воинском коллективе (см. табл. 4).

Психологический настрой младшего офицера на выполнение учебных и боевых задач определяет степень его устойчивости в любой обстановке, а качество взаимоотношений младшего офицера в воинском коллективе - уровень его авторитета как командира (начальника), а также степень взаимопонимания и взаимовыручки между всеми военнослужащими в данном коллективе.

Таблица 4

Структура социально-психологической готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач

Компоненты Содержание

Интеллектуальная готовность Наличие большого запаса знаний, общая эрудиция Аналитическое мышление

Профессионально-личностная готовность Принятие специфической социальной роли Положительное отношение к военной службе Профессиональное самосовершенствование

Коммуникативная компетентность (представляет собой знание норм и правил поведения, принятых в том или ином обществе, коллективе, отношение к этим нормам; реализация их на практике) Владение способами установления взаимоотношений в воинском коллективе Умение подчиняться Умение управлять

Эмоционально-волевая готовность Эмоциональная устойчивость Сформированность небоязни трудностей Умение систематически выполнять задачи

Состояние социально-психологической готовности к деятельности младшего офицера российской армии и флота формируется в ходе реализации последовательных взаимосвязанных процедур:

• принятие статуса «младший офицер Вооруженных Сил Российской Федерации»;

• осознание своих мотивов и потребностей, требований традиций и норм общества, воинского коллектива;

• осознание желаемого результата, достижение которого приведет к удовлетворению личных потребностей младшего офицера и (или) выполнению поставленных задач;

• познание и принятие условий, характерных для будущих событий, мобилизация интеллектуальных и физических ресурсов, связанных с решением задач;

• определение, исходя из личного опыта и оценки условий, характерных для будущих событий, наиболее подходящих способов решения поставленных задач;

• прогнозирование своих интеллектуальных и физических возможностей, оценка их соотношения со складывающимися обстоятельствами и вероятности решения поставленных задач;

• мобилизация интеллектуальных и физических ресурсов младшего офицера в соответствии с условиями обстановки и поставленной задачей, уверенность в достижении желаемого результата;

• умение поставить себя в воинском коллективе, найти общий язык как с начальниками, так и с подчиненными, способность подчиняться и управлять;

• соблюдение порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Социально-психологическая готовность младших офицеров подразумевает прежде всего осознание ими всей социальной ответственности перед обществом, что напрямую влияет на качество выполнения учебных и боевых задач. Социально-психологическая готовность есть готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и себе, социальной действительности, обусловленным статусом младшего офицера российской армии.

Современная боевая практика показывает возрастание значения готовности младших офицеров к уверенному управлению совместными действиями штатных, приданных и поддерживающих сил и средств в различных условиях обстановки. Поэтому в настоящее время необходимо скорректировать организацию военно-профессиональной подготовки курсантов в военных учебных заведениях, для достижения ими возможности на высоком военно-профессиональном уровне и с большим методическим мастерством исполнять должностные обязанности в любых условиях обстановки.

Кроме того, развитие стратегии формирования готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач требует совершенствования не только системы подготовки в военных учебных заведениях, но и организации постоянного взаимодействия и поддержки в ходе их военно-служебной деятельности.

Уровень готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач является одной из составляющих боевого потенциала

армии и флота. Поэтому осмысление проблем его изучения, оценки, прогнозирования и формирования - важная задача социологии.

Высокий уровень готовности младших офицеров к выполнению учебных и боевых задач - результат воздействия объективных и субъективных факторов. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности младшего офицера, объективным условиям, в которых проходит его военная служба, способствует успешной служебной деятельности. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена рядом факторов.

Во-первых, готовность младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации - сложный социальный феномен. Он формируется под влиянием множества факторов. Исследование этих факторов позволит повысить эффективность управления воинскими подразделениями в ходе выполнения учебных и боевых задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, в связи с изменением военно-политической обстановки в мире, геополитического и военно-стратегического статуса России требуется переориентировать сознание и активность младших офицеров на новые реалии военной опасности. В контексте современных опасностей и угроз младший офицер должен быть подготовленным всесторонне, в том числе в мотивационном, профессиональном, моральном и социально-психологическом плане.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости повышения эффективности системы формирования готовности младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, о создании условий, способствующих ее поддержанию на уровне, гарантирующем успешное выполнение поставленных учебных и боевых задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Батищев В. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к боевым действиям // Ориентир. 2007. № 9. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления : в 2 т. Т. 1. М. : Олма-Пресс, 2002. С. 338.

Молтенской В. И., Марценюк Ю. А. Основные проблемы и пути совершенствования подготовки офицерских кадров на современном этапе строительства военной организации государства // Вестник Академии военных наук. 2005. № 4. С. 114-121. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Большой толковый словарь : в 5 т. Т. 1. А-Д. М. : Азъ, 1992. 506 с.

Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. М. : АСТ. 2005.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Добросвет. 2001. 596 с.

REFERENCES

Batishhev V. Moral'naja gotovnost' i psihologicheskaja sposobnost' voenno-sluzhashhego k boevym dejstvijam // Orientir. 2007. № 9.

Zhukov G. K. Vospominanija i razmyshlenija : v 2 t. T. 1. M. : Olma-Press, 2002. S. 338.

Moltenskoj V. I., Marcenjuk Ju. A. Osnovnye problemy i puti sovershenstvovanija podgotovki oficerskih kadrov na sovremennom jetape stroitel'stva voennoj organizacii gosudarstva // Vestnik Akademii voennyh nauk. 2005. № 4. S. 114-121.

Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Bol'shoj tolkovyj slovar' : v 5 t. T. 1. A-D. M. : Az#, 1992. 506 s.

Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazyka : v 3 t. M. : AST. 2005.

Jadov V. A. Strategija sociologicheskogo issledovanija. Opisanie, ob#jasnenie, ponimanie social'noj real'nosti. M. : Dobrosvet. 2001. 596 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.