Научная статья на тему 'Взаимоотношения в воинском коллективе и возможности возникновения конфликтных явлений'

Взаимоотношения в воинском коллективе и возможности возникновения конфликтных явлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2680
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / MILITARY COLLECTIVE / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / КОНФЛИКТЫ / CONFLICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Игорь Геннадьевич

В статье рассматривается проблема взаимоотношений в воинском коллективе с учетом целей и задач, стоящих перед ним и его социальных функций; анализируются типы межличностного взаимодействия и формы взаимоотношений военнослужащих. Делается вывод о том, что знание командирами психологии воинского коллектива, природы различных социально-психологических явлений, позволяет эффективно управлять взаимоотношениями, возникающими среди подчиненных, и на этой основе исключать конфликты и обеспечивать высокую боеспособность вверенных им подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никифоров Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelationships in Military Team and Possibilities of Conflict Situations Occurrence

The article investigates the problem of interrelationships in military team considering targets and objectives faced by it, and its social functions; the types of interpersonal interaction are analyzed and the forms of interrelations among servicemen. The conclusion is made that knowing of the psychology of military team, the nature of various social and psychological phenomena by commanders enables efficient management of interrelations emerging among subordinates, and on this basis, excluding conflicts and ensuring high combat efficiency of subdivisions entrusted to them.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения в воинском коллективе и возможности возникновения конфликтных явлений»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 309-312. УДК 004.5; 378.1

И. Г. Н икифоров

Взаимоотношения в воинском коллективе и возможности возникновения конфликтных явлений

В статье рассматривается проблема взаимоотношений в воинском коллективе с учетом целей и задач, стоящих перед ним и его социальных функций; анализируются типы межличностного взаимодействия и формы взаимоотношений военнослужащих. Делается вывод о том, что знание командирами психологии воинского коллектива, природы различных социально-психологических явлений, позволяет эффективно управлять взаимоотношениями, возникающими среди подчиненных, и на этой основе исключать конфликты и обеспечивать высокую боеспособность вверенных им подразделений.

Ключевые слова: воинский коллектив, межличностные взаимоотношения, военнослужащие, конфликты

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 309-312.

i . G . N i Ki FOROV

Interrelationships in Military Team and Possibilities of Conflict Situations Occurrence

The article investigates the problem of interrelationships in military team considering targets and objectives faced by it, and its social functions; the types of interpersonal interaction are analyzed and the forms of interrelations among servicemen. The conclusion is made that knowing of the psychology of military team, the nature of various social and psychological phenomena by commanders enables efficient management of interrelations emerging among subordinates, and on this basis, excluding conflicts and ensuring high combat efficiency of subdivisions entrusted to them.

Key words: military collective; interpersonal relationships; servicemen; conflicts

од коллективом понимают «группу людей, связанных между собой общей деятельностью, общностью целей, взглядов, норм, правил поведения, средств деятельности и взаимно влияющих друг на друга» [1, с. 7]. Существуют различные виды коллективов: трудовые, игровые, учебные, воинские и другие.

Воинский коллектив - это форма объединения военнослужащих для совместного решения служебных и боевых задач. В воинском коллективе воинов объединяют нравственная общность, общность целей, задач, средств и условий деятельности по защите Отечества, единый порядок, общее руководство, воспитательная работа, общение и взаимодействие с сослуживцами по обслуживанию боевой техники и оружия, по выполнению задач службы, боевой подготовки, достигаемые результаты и yспехи. Силы сцепления вместе с тем являются и силами воспитания.

Основными отличительными особенностями воинского коллектива является и то, что он строится на основе принципа единоначалия, в нем непрерывно проводятся воспитательная, психологическая, культурно-досуговая, военно-социальная, информационно-пропагандистская работа, боевая учеба, имеются особые мотивы и цели деятельности, он находится в постоянной боеготовности. Общность мотивов и целей воинской деятельности обеспечивает высокую сплоченность воинских коллективов. Целью деятельности воинского коллектива является защита Отечества, а ее мотивами выступают идейные убеждения военнослужащих, их мировоззренческие взгляды, осознание ответственности за порученное дело.

Выделенные особенности являются основанием для определения воинского коллектива как организованного в соответствии с воинскими уставами объединения военнослужащих на основе единства их моральных позиций, совместной службы и боевой деятельности, выполняемой посредством использования оружия и боевой техники под руководством авторитетного командира-единоначальника и его заместителей, и характеризующегося высокой сплоченностью, дисциплиной, боеготовностью и боеспособностью.

Воинский коллектив представляет собой более высокий уровень развития социальных групп, в данном случае групп военнослужащих, сведенных в одно воинское подразделение (рота, взвод и т.п.). Только в результате постоянной и целенаправленной работы командиров и их заместителей по воспитательной работе группы военнослужащих (расчет, отделение, взвод и др.) превращаются в воинские коллективы [2, с. 71-72].

Совместная служба, учеба, общий быт и культурный досуг военнослужащих, а тем более коллективное ведение боя - все это виды

деятельности, сплачивающие коллектив. Воинский коллектив, как высшая форма объединения военнослужащих, выполняет важные социальные функции. Основными из них являются:

1. Организующая. Сущность этой функции заключается в обеспечении единства воли и действия командного, воспитательного аппарата, всего личного состава воинского подразделения, направленных на обеспечение боеготовности. При этом воспитательной работе отводится одна из приоритетных ролей. В укреплении и неуклонном повышении боевой готов -ности армии и флота трудно переоценить роль и значение учебно-воспитательной работы.

2. Мобилизующая. Особенностью этой функции является то, что своей деятельностью воинский коллектив всегда обеспечивает дополнительный запас нравственной энергии, который позволяет военнослужащим, коллективу постоянно совершенствовать боевое мастерство, энергично выполнять служебные и боевые задачи, стойко переносить трудности, поддерживать высокую боеготовность.

3. Воспитательная. Сущность этой функции выражается в воспитывающем влиянии коллектива на военнослужащих и формировании у них высокой нравственности, преданности своему Отечеству и сознательного отношения к своему служебному долгу, патриотизма, коллективизма.

4. Боевая. Она связана с ведущей деятельностью и предназначением воинского коллектива. В процессе боевой деятельности у военнослужащих формируются такие качества, как сознание высокой личной ответственности за защиту Родины, дисциплинированность, войсковое товарищество, воинская честь, боевая активность, стойкость, выносливость, мужество, храбрость, решительность, самообладание, инициатива, находчивость [3, с. 50-53].

В общем итоге, эти функции развивают у военнослужащих высокие морально-боевые и психологические качества, обеспечивающие успешное решение поставленных боевых задач. Выполнение данных функций, которые полностью совпадают с задачами подразделения как организационной единицы Вооруженных Сил, обеспечивается сплоченностью коллектива.

Важнейшей психологической основой сплоченности воинского коллектива является достижение здорового межличностного взаимодействия. В процессе воинской деятельности военнослужащие вступают в разные виды межличностных отношений как внутри коллективов, так и вне их. Эти отношения имеют иерархию по «вертикали», «горизонтали» и «диагонали». Основными типами такого взаимодействия являются: а) подчиненный - начальник, рота - батальон, входящие в структуру одной воинской части, - это взаимодействие по «вертикали»; б) взаимодействие сослужив-

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

цев одного ранга, должностного положения или рота - рота, входящие в один батальон,

- взаимодействие по «горизонтали»; в) командир и рядовой военнослужащий другого подразделения или рота - соседний батальон

- взаимодействие по «диагонали».

В процессе взаимодействия между членами воинских коллективов возникают различной формы отношения. Обычно выделяют служебные (официальные, или формальные) и внеслужебные (неофициальные, или неформальные) отношения, которые оказывают определенное влияние на степень сплоченности воинского коллектива. Как показывает опыт, все сферы деятельности коллективов людей должны включать единство служебного и внеслужебного отношений, при ведущей роли первого [4, с. 69-70].

Служебные отношения отражают те связи и отношения между членами воинского коллектива, которые возникают в процессе исполнения служебных функций. Они обеспечивают выполнение служебных ролей членами воинского коллектива и совпадают с взаимоотношениями по «вертикали». При этом служебные отношения между членами воинского коллектива определяются их должностным положением, официальным статусом, уставами, функциональными обязанностями, а затем уже их личными качествами. Служебные отношения по условиям образования - объективны. Их объективность заключается в том, что они устанавливаются на основе уставов, определяются необходимостью совместно решать общие задачи, стоящие перед воинским подразделением - ротой, батальоном и т.д.

Неслужебные отношения представляют собой совокупность социально-психологических связей и отношений, складывающихся между членами воинского коллектива вне прямой зависимости от процесса выполнения ими служебных общественных функций, преимущественно в процессе их вне служебного общения и главным образом в зависимости, or личных качеств [5, с. 95].

На содержание межличностных взаимоотношений в воинских коллективах влияют различного рода положительные и отрицательные субъективные факторы. К отрицательным можно отнести, например, антипатии, неприязнь, безразличие к кому-либо или к чему-либо. Возникновению антипатии, неприязни, безразличия одной личности к другой предшествуют определенные причины. Ими может быть расхождение взглядов, оценок, мнений, соперничество, отдельные неудачи, неприятные настроения, ассоциирующиеся в сознании, может быть, даже случайно, с определенным человеком.

Чувство симпатии, общность увлечений, сходство характеров - эти и многие другие

психологические факторы обусловливают возникновение у людей расположения друг к другу, порождают межличностные сближающие (конъюнктивные) отношения. Возникшие симпатии между членами воинского коллектива часто перерастают во взаимную привязанность. Более близкие контакты позволяют лучше понимать друг друга, быть более внимательными и тактичными в обращении, что исключает возникновение напряжений и конфликтов. Распространение таких отношений в служебной среде, если они не имеют побочных, отрицательных влияний на других людей (подозрительность, зависть и т.п.), способствует активному выполнению служебных, учебных и боевых задач, предупреждает появление грубости и неуставных взаимоотношений [6, с. 180].

Учебно-воспитательная работа должна способствовать формированию здоровых внеслужебных отношений и подчинению их интересам службы, недопущению расслоения служебных и внеслужебных отношений. Командиру, его заместителям необходимо постоянно вести профилактику «расхождения» обеих форм взаимоотношений, что может создавать предпосылки к возникновению конфликтов в коллективе.

Взаимоотношения в воинских коллективах обладают различной силой психологического воздействия. Чем больше и содержательностью и положительной эмоциональностью они насыщены, тем сильнее их воспитывающее и побуждающее воздействие. Члены воинского коллектива, как правило, проявляют больше личной инициативы, смелее ставят на обсуждение коллектива вопросы, связанные с воинской дисциплиной, качеством выполняемых служебных обязанностей, когда встречают поддержку и понимание со стороны руководителей этого коллектива, всех его членов [7, с. 210-211].

Таким образом, воинский коллектив для каждого военнослужащего является местом исполнения гражданского и общественного долга, местом его духовной жизни. Складывающиеся в воинских коллективах различные взаимоотношения, которые определенным образом влияют на психологическое состояние военнослужащих, качество исполнения ими своих служебных обязанностей.

Анализ опыта учебно-воспитательной работы показывает, что знание командирами и офицерами-воспитателями психологии воинского коллектива, природы различных социально-психологических явлений, в том числе отрицательных, позволяет эффективно управлять взаимоотношениями, возникающими среди подчиненных, и на этой основе исключать конфликты и обеспечивать высокую боеспособность вверенных им подразделений [8, с. 18].

ЛИТЕРАТУРА

1. Феденко Н. Ф. Психологические условия преодоления конфликтов в воинских коллективах. М.: ВУ, 2011. С. 7.

2. Бабосов Е. Н. Конфликтология. М., 1997. 212 с.

3. Анцупов А., Ковалев В. Конфликты в подразделениях, основные способы их преодоления и предупреждения // Ориентир. 2002. № 2. С. 50-53.

4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: изд-во МГУ, 2011. С. 65-93.

5. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: МТР, 1999. 203 с.

6. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. СПб.: Питер, 2015. 240 с.

7. Шихарев П.И. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2014. С. 202-221.

8. Калюжный А.С. Конфликты в коллективах военнослужащих: учебное пособие. Н.Новгород: НГТУ, 2004. 33 с.

9. Ringsmose, Jens. (2013). Media-military relations between continuity and change. Internasjonal Politikk. 71. 149-173.

10. Vuga, Janja & Juvan, Jelena. (2013). Work-family conflict between two greedy institutions - the family and the military. Current Sociology. 61. 1058-1077. 10.1177/0011392113498881.

1. Fedenko N.F. Psychological conditions for overcoming conflicts in military collectives. Moscow, VU Publ., 2011. p. 7. (in Russian)

2. Babosov E.N. Conflictology. Moscow, 1997. 212 p. (in Russian)

3. Antsupov A., Kovalev V. Conflicts in divisions, the main ways to overcome and prevent them. Reference. 2002. no. 2. pp. 50-53. (in Russian)

4. Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Psychology of a small group: theoretical and applied aspects. Moscow, MGU Publ., 2011. pp. 65-93. (in Russian)

5. Danakin N.S. Conflicts and technology of their prevention. Moscow, MTR Publ., 1999. 203 p. (in Russian)

6. Leonov N.I. Conflicts and conflict behavior. Methods of study: textbook. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2015. 240 p. (in Russian)

7. Shikharev P.I. Modern social psychology. Moscow, IP RAS Publ., 2014. pp. 202-221. (in Russian)

8. Kalyuzhny A.S. Conflicts in the collectives of military personnel: a training manual. Nizhniy Novgorod, NSTU Publ., 2004. 33 p. (in Russian)

9. Ringsmose, Jens. Media-military relations between continuity and change. Internasjonal Politikk. 2013. no. 71. pp. 149-173.

10. Vuga, Janja & Juvan, Jelena. Work-family conflict between two greedy institutions - the family and the military. Current Sociology. 2013. no. 61. pp. 1058-1077. 10.1177 / 0011392113498881.

REFERENCES

Информация об авторе Никифоров Игорь Геннадьевич

(Россия, Воронеж) Преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]

Information about the author

Igor G. Nikiforov

(Russia, Voronezh) Lecturer The Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.