Назаренко Сергей Владимирович
кандидат социологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ (e-mail: [email protected])
Социальный контроль в воинских коллективах: методика социологической экспресс-диагностики нарушений уставных взаимоотношений
В статье изложены теоретические основы механизма функционирования социального контроля в воинских коллективах, методические основы его социологического изучения в контексте минимизации неуставных и формирования уставных взаимоотношений между военнослужащими.
Ключевые слова: социальный контроль, социологическая диагностика, социальные отклонения, девиации, неуставные взаимоотношения.
S.V. Nazarenko, Candidate of Sociology, Assistant Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
Social control in military units: the sociological method of rapid diagnosis of violations of statutory relations
The article describes the theoretical basis of the mechanism of functioning of social control in military units, as well as the methodological basis of its sociological study in the context of minimizing the formation of the statutory and non-statutory relations between servicemen.
Key words: social control sociological diagnosis, social deviation, deviation, hazing.
Социальный контроль - это механизм оценки и санкционирующего воздействия в целях приведения реальных отношений в соответствие ценностно-нормативным требованиям и ожиданиям среды [1]. Он имеет ограниченный диапазон действия, так как связан с отклонениями [2, с. 162-164]. В воинских частях (подразделениях) Вооруженных Сил РФ фокусом социального контроля является девиантное поведение военнослужащих, особенно в сфере неуставных взаимоотношений [3]. Они являются следствием проявления в процессе прохождения военной службы элементов социального паразитизма -антиобщественного образа действий, образа жизни, отличительными чертами которого являются: а) извлечение нетрудовых доходов; б) уклонение от общественно полезного труда. Явно и латентно асоциальный образ жизни выполняет функцию катализатора, тем самым создает условия возникновения антисоциальных мотивов поведения личности военнослужащего. Это наиболее проявляется в различных формах неуставных взаимоотношений: 1) искривление дисциплинарной практики должностными лицами по отношению к подчиненным; 2) моральное и физическое подавление более слабых членов воинского кол-
лектива; 3) издевательства и глумления одних военнослужащих над другими, особенно старослужащих над молодыми воинами (дедовщина); 4) откровенное социальное паразитирова-ние одних военнослужащих за счет воинской и иной деятельности других, которое проявляется в принуждении к выполнению различных личных прихотей, нехарактерных для военной службы ролей, необоснованном перекладывании или перераспределении обязанностей по службе и в быту; 5) вымогание денег, личных вещей и продуктов питания, предметов воинского обмундирования; 6) выпячивание и насаждение региональных, национальных и иных традиций, предрассудков и возникающие на этой почве конфликты, ссоры, стычки, драки, которые иногда приводят к травмам и даже гибели военнослужащих; 7) вымещение на подчиненных и иных военнослужащих плохого настроения; 8) расправа над обидчиками (самосуд) и др. К паразитическому образу жизни наиболее предрасположены люди, зависимые от алкоголя, наркотиков. Они создают «микроклимат» аморального и антисоциального поведения.
Объяснить социальные корни и реальное состояние уставных взаимоотношений в воинских коллективах возможно в рамках ком-
285
плексных социологических и социально-психологических исследований [4, с. 175-215]. Их частным случаем является методика социологической экспресс-диагностики нарушений уставных взаимоотношений. Алгоритм проведения оперативного прикладного военно-социологического исследования по теме «Содержание неуставных взаимоотношений в воинском подразделении (коллективе) и пути их исключений из практики общения военнослужащих» включает в себя семь шагов: первый -выявление противоречий и проблемы социального взаимодействия военнослужащих; второй - определение исследуемого объекта и предмета; третий - постановка цели и уточнение ее в задачах исследования; четвертый -выдвижение гипотез исследования; пятый -разработка и тиражирование инструментария; шестой - этап полевой работы, непосредственно социологический опрос; седьмой - обработка эмпирических сведений и подготовка отчета. Последний этап включает в себя разделы: 1) теоретико-методологический - основы теоретической интерпретации, структурной и факторной операционализации уставных и неуставных взаимоотношений как ключевого понятия исследования; 2) описательно-аналитический - социологическая статистика и аналитика относительно решаемых исследовательских задач: а) о реальном состоянии, измеряемом через объективный (У-3) и субъективный (У-4) показатели; б) о факторах (У-5) и причинах (У-6), инициирующих нарушения уставных взаимоотношений; в) о технологии оптимизации усилий по минимизации проявления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах путем изменения социальной среды (У-7) и/или отношения личности военнослужащего (У-8); 3) технолого-управленческий -практическое консультирование, включающее разработанные на основании данных одномерного и двумерного статистического анализа эмпирической информации (ответов на вопросы) практические предложения и рекомендации командирам воинских частей и подразделений. При этом «вопрос-интрига» (У-1), «вопрос-ловушка/проверка на искренность» (У-2), а также вопрос о предрасположенности и подготовленности, т.е., соответственно, о социально-демографической (У-9) и военно-профессиональной (У-10) характеристиках респондентов вскрывают особенности реального состояния неуставных взаимоотношений в различных группах военнослужащих: первая - военнослужащий предрасположен и подготовлен; вторая -не предрасположен, но подготовлен; третья -
предрасположен, ноне подготовлен;четвертая -не предрасположен и не подготовлен.
Оперативное конкретное прикладное военно-социологическое исследование (обследование) носит одноцелевой и трехзадачный характер. Если основная гипотеза формулируется для проверки и подтверждения цели социологической экспресс-диагностики, то три гипотезы-следствия - соответствующих трех задач. Как правило, сформулированные гипотезы должны быть подтверждены результатами статистического анализа ответов на вопросы, что свидетельствует о профессиональной компетентности исследователя. В типовой методике экспресс-диагностики относительно самостоятельными блоками являются следующие.
Блок № 1. Противоречие социального взаимодействия - в повседневной военно-профессиональной деятельности и межличностном общении военнослужащие не всегда или недостаточно подготовлены и предрасположены к соблюдению законности (норм права и норм морали), требований уставов, обязанностей согласно занимаемой военно-учетной специальности, однако воинское подразделение (воинский коллектив) способно выполнить поставленные перед ним задачи только при соблюдении всеми без исключения военнослужащими своих должностных и служебных обязанностей. Проблема социального взаимодействия в опросе - неисполнение (нежелание и неумение) военнослужащими своих функциональных (должностных и служебных) обязанностей при выполнении поставленных перед воинским подразделением (воинским коллективом) повседневных и учебно-боевых (боевых) задач востребует не только официальное, но и неофициальное перераспределение обязанностей, перекладывание ответственности, что является источником нарушения баланса интересов военнослужащих как участников военно-профессиональной деятельности коллективного характера и межличностного общения, а также источником напряженности, конфликтной ситуации, конфликтов.
Блок № 2. Объект - неуставные взаимоотношения среди военнослужащих в военно-профессиональной деятельности и межличностном общении. Предмет - формы реализации социальных установок (неподготовленность и непредрасположенность) и поведения (нежелание и неумение) личности военнослужащего, пренебрегающей или отрицающей необходимость (востребованность) соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
286
Блок № 3. Цель - определить социальные ситуации, способствующие появлению истоков формирования и распространения неуставных взаимоотношений, и оценить уровень (степень) угрозы их влияния на выполнение актуальных задач, стоящих перед воинским подразделением (коллективом). Задача 1 (о реальном состоянии) - описать реальное состояние неуставных взаимоотношений между военнослужащими, формы их выраженности, уровень проявления и степень распространенности в воинском подразделении (коллективе). Задача 2 (о факторах и причинах) - выявить факторы социальной среды воинского подразделения (коллектива), а также организационные и личностные причины возникновения и распространения неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Задача 3 (о технологии оптимизации усилий) - разработать практические рекомендации командирам воинских подразделений (коллективов) по минимизации уровня проявления и степени распространенности различных (наиболее актуальных) форм неуставных взаимоотношений.
Блок № 4. Гипотеза-основание - в социальных взаимодействиях подготовленность и предрасположенность, а также желание и умение военнослужащего исполнять свои профессиональные (должностные и служебные) обязанности является залогом воспроизводства уставных взаимоотношений в воинском подразделении (коллективе), сплоченности личного состава, эффективности результатов его военно-профессиональной деятельности. Гипотеза-следствие № 1 (о реальном состоянии) -в воинском подразделении (коллективе) неуставные взаимоотношения проявляются либо в формах физического насилия (принуждения), либо социально-психологического давления, однако если социально значительные их проявления как при минимальной, так и при максимальной распространенности преимущественно носят явный дисфункциональный характер (направленность), то социально незначительные их проявления как при минимальной, так и при максимальной распространенности преимущественно носят латентный (скрытый по своим последствиям) дисфункциональный характер (направленность). Гипотеза-следствие № 2 (о факторах и причинах) - неуставные взаимоотношения в воинском подразделении (коллективе) могут быть вызваны материально-техническими (материально-бытовыми), административно-должностными (дистрибутивными), субкультурными, а также человеческим факторами, однако нарушение баланса инте-
ресов личности военнослужащего и интересов воинского подразделения (коллектива) как социальной организации (организации взаимодействий индивидов) является преимущественной основой (истоком) возникновения и распространения неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Гипотеза-следствие № 3 (о технологии оптимизации усилий) -минимизация неуставных взаимоотношений в ближайшей перспективе возможна посредством применения прямых (непосредственных) управляющих воздействий на военнослужащих, как подвергшихся фактам неуставных взаимоотношений, так и осуществляющих (практикующих) неуставные взаимоотношения в адрес других, однако в отдаленной перспективе социальная эффективность управленческих мер существенно повысится в случае реализации косвенных (опосредованных), не столько «жестких», сколько «мягких» управляющих воздействий (санкций).
Блок № 5. Анкета социологического опроса. «Уважаемый товарищ! Вы являетесь участником социологического опроса по изучению взаимоотношений между военнослужащими. Сведения, полученные в отдельно взятой анкете, оглашаться не будут. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде при выработке рекомендаций по координации социальных процессов, обеспечивающих взаимную доверительность при межличностном общении в воинских коллективах. Вчитайтесь, пожалуйста, в содержание каждого вопроса и обведите кружком цифру того варианта ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению». Вопросы и варианты ответов:
I. Допустим, если бы появилась возможность перевестись в другую воинскую часть (подразделение), то что бы повлияло на Ваше решение? (Выберите 3-4 варианта ответов и/или укажите, пожалуйста, иную причину):
1. Наличие конфликтов, конфликтных ситуаций.
2. Словесные оскорбления. 3. Физическое насилие. 4. Моральное унижение. 5. Командирский произвол. 6. «Поборы», «взятие в долг (без возврата)» денежных средств.
7. Воровство, порча, отъем личного имущества.
8. Несправедливое распределение служебных обязанностей. 9. Ухудшающееся состояние здоровья. 10. Сложившиеся семейные обстоятельства. 11. Другая причина (укажите).
II. Допускают ли военнослужащие Вашего воинского подразделения неуставные взаимоотношения? 1. Да, допускают. 2. Возможно да, но не по отношению ко мне. 3. Возможно нет, так как об этом мне не известно. 4. Нет, я
287
точно знаю, в нашем воинском коллективе неуставных взаимоотношений нет. 5. Затрудняюсь ответить.
III. Между какими военнослужащими возникали конфликты, повлекшие неуставные взаимоотношения в Вашем воинском подразделении? (Укажите несколько вариантов, количество ответов не ограничено): 1. Между военнослужащими, исполняющими «особые» задачи командиров (начальников), и остальными военнослужащими. 2. Между военнослужащими, имеющими спортивные или иные достижения, и остальными военнослужащими. 3. Между военнослужащими, объединенными в различные национальные группы. 4. Между военнослужащими, объединенными в группы по признаку землячества. 5. Между добросовестными (имеющими поощрения, успехи в службе) и недобросовестными (имеющими взыскания, упущения по службе). 6. Между военнослужащими, соблюдающими требования уставов, и военнослужащими, которые стремятся уклониться от обязанностей. 7. Между военнослужащими разного уровня материального благосостояния (достатка). 8. Между военнослужащими разного возраста. 9. Между военнослужащими разного уровня образования. 10. Между «местными» военнослужащими и призванными из других регионов. 11. Между другими (укажите).
IV. Как Вы оцениваете взаимоотношения в Вашем воинском подразделении? 1. Отношения в основном товарищеские, доброжелательные, деловые, уставные. 2. Отклонение от уставных взаимоотношений не мешает службе, не ухудшает общение между военнослужащими. 3. Неуставные взаимоотношения помогают решить многие задачи, делают службу более комфортной. 4. Бывают трудные, конфликтные моменты во взаимоотношениях, но в общем терпимо. 5. Отношения безразличия, «мне все равно на остальных, лишь бы меня не трогали». 6. Отношения основаны по принципу «кто сильнее, тот и прав». 7. Отношения морального подавления личности. 8. Отношения, основанные на взаимной выгоде, взаимном оказании различного рода услуг, «ты мне, я тебе». 9. Отношения, носящие преимущественно неформальный характер, при котором права военнослужащего не соблюдаются. 10. Отношения, при которых военнослужащие «загнаны в угол неуставщиной». 11. Другое (укажите).
V. Что способствует нарушению уставных взаимоотношений в Вашем воинском подразделении? (Выберите 3-4 варианта ответов и/или укажите, пожалуйста, иной фактор):
1. Неудовлетворительное состояние материально-технических условий (вооружение, техника, имущество и др.). 2. Неудовлетворительные бытовые условия (столовая, казарма, баня, прачечная, чайная и т.п.). 3. Необеспеченность и ограниченность досуга (телевизор, радио, музыкальные инструменты, настольные игры, книги и др.). 4. Низкий, неэффективный контроль командиров за воинской дисциплиной военнослужащих. 5. Избирательное отношение командира к военнослужащим, разделение на «привилегированных» и иных.
6. Непрофессионализм, аморальность командира. 7. Безнаказанность (дисциплинарная, уголовная) за совершенные ранее факты неуставных взаимоотношений. 8. Слабая организация воспитательной работы. 9. Недостаточное разъяснение дисциплинарной и уголовной ответственности. 10. Низкий уровень авторитета у командира (младшего командира). 11. Нежелание военнослужащего служить в армии.
12. Профессиональная неподготовленность (непригодность) отдельных военнослужащих.
13. Другое (укажите).
VI. Вследствие чего в Вашем воинском подразделении возникают ситуации, приводящие к неуставным взаимоотношениям? (Выберите 3-4 варианта ответов и/или укажите иную причину): 1. Несовместимость военнослужащих.
2. Оскорбление национальных чувств. 3. Несправедливое распределение обязанностей.
4. Предвзятое отношение командиров. 5. Бытовые условия проживания. 6. Организация приема пищи в столовой. 7. Хамство, грубость. 8. Несоблюдение личной гигиены. 9. Слабая физическая подготовленность. 10. Употребление алкогольных и наркотических средств. 11. Другое (укажите).
VII. Кто в Вашем воинском коллективе чаще всего является инициатором конфликтных ситуаций (несправедливое перераспределение должностных и служебных обязанностей, межнациональные отношения, личная неприязнь, глумления и издевательства, регион призыва, уровень образования, уровень физической силы, семейное благополучие, возраст и т.д.)? 1. Командный (офицерский) состав. 2. Командный (прапорщики) состав. 3. Командный (сержантский) состав по контракту. 4. Командный (сержантский) состав срочной службы.
5. Военнослужащие-рядовые по контракту. 6. Военнослужащие-рядовые срочной службы.
7. Гражданский персонал. 8. Другое (укажите).
VIII. Что Вы предпринимаете, когда в Вашем воинском коллективе возникают конфликтные ситуации в сфере межличностных неустав-
288
ных взаимоотношений? (Выберите один из двух ответов в каждой паре): 1 а. Обращался к командиру (офицеру). ^ 1 б. Обращался к старшине (прапорщику). 2а. Обращался к командиру (сержанту). ^ 2б. Обращался к военнослужащим других воинских подразделений (землякам). 3а. Обращался к родителям (родственникам). ^ 3б. Обращался к психологу, священнослужителю и иному гражданскому персоналу войсковой части. 4а. Заступался за сослуживца, товарища ^ 4б. Старался примирить враждующие стороны. 5а. Наблюдал в целях недопущения нарушения уставных требований. ^ 5б. Наблюдал, но ничего не предпринимал. 6а. Поддерживал более физически и/или морально сильного военнослужащего. ^ 6б. Поддерживал физически и/или морально слабого военнослужащего. 7а. Занимал сторону большинства. ^ 7б. Занимал сторону меньшинства.
IX. Вы выросли в семье, где ближайшие родственники (Выберите, пожалуйста, один из двух ответов в каждой паре): 1 а. Не служили (не служат) в армии (на флоте) и других силовых структурах. ^ 1б. Служили (служат) в армии (на флоте) и других силовых структурах. 2а. Не имели (не имеют) проблем с законом (не привлекались к уголовной ответственности). ^ 2б. Имели (имеют) проблемы с законом (привлекались к уголовной ответственности).
X. До прохождения военной службы Вы (Укажите несколько вариантов, количество ответов не ограничено): 1. Получили опыт начальной военной подготовки (кадетский класс, суворовское училище, военно-патриотический клуб, РОСТО и т.п.). 2. Занимались в спортивных секциях, имеете спортивный разряд. 3. Занимались в музыкальной школе, школе искусств. 4. Получили религиозное воспитание. 5. Другое (укажите).
Методика, наряду с возможностью изучить уставные взаимоотношения, выявить факторы и причины, их разрушающие, является инструментом формирования социологического мышления командира воинского коллектива относительно выстраивания основ социального управления и контроля. В связи с этим спектр задач командира как агента социального контроля включает в себя: 1) социологический мониторинг состояния уставных взаимоотношений, выявление и анализ факторов и причин, ситуаций и обстоятельств, провоцирующих военнослужащих на девиантные проступки; 2) выявление и социологическое изучение противоречий и проблем, разногласий и конфликтов, детерминирующих возникновение деви-антного намерения, что является начальным
этапом формирования личности военнослужащего как девианта; 3) социологическое сопровождение, сфокусированное на упреждающем выявлении военнослужащих, которые предрасположены и/или подготовлены к совершению девиантного действия, а также социологически взвешенное активное корректирующее психолого-педагогическое воздействие; 4) комплекс мер и мероприятий по устранению или нейтрализации источников, обусловливающих девиантное поведение.
Выстраиваемая командиром (начальником) и его подчиненными (исполнителями) система социального контроля в воинской части (подразделении) зависит от многих общесоциальных факторов. К примеру, если девиация на уровне вооруженных сил, тем более на уровне общества, приобретает регулярный, устойчивый и массовый характер, становится нормой-правилом поведения большинства, то общество (вооруженные силы) неизбежно:
а) либо пересматривает принципы социальных отношений (уставных взаимоотношений), стимулирующих отклоняющееся поведение;
б) либо производит переоценку норм-правил, ибо поведение, ранее считавшееся девиант-ным и/или делинквентным, потенциально может быть нормальным, нормативным. Чтобы деструктивная, дисфункциональная форма поведения - девиация не получила широкого распространения, командиру (начальнику) как субъекту управления и агенту контроля целесообразно: во-первых, расширять военнослужащим доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения их по административно-должностной или профессионально-квалификационной лестнице; во-вторых, соблюдать социальное равенство перед законом; в-третьих, совершенствовать отдаваемые приказы (приказания, распоряжения), приводя их в соответствие актуальным социальным реалиям; в-четвертых, стремиться к адекватности наказания за дисциплинарный проступок, административные правонарушения, преступления. Полный комплекс социального (контролирующего) воздействия, используемого для сдерживания девиантности военнослужащих, включает: 1) борьбу с деви-антностью (преступностью); 2) комплексное воздействие на девиантность (преступность); 3) предупреждение девиантности (преступности); 4) деятельность по предупреждению девиантности (преступности); 5) социальный контроль над девиантностью (преступностью).
Контролирующая деятельность по минимизации (регулированию) социальных отклоне-
289
ний военнослужащих, с одной стороны, представляет гражданскую, административную, уголовную и иную репрессию, т.е. предупреждение в рамках гражданского, административного, уголовного и иного правосудия, а с другой стороны, профилактику (превенцию) антикриминогенного характера воздействия, находящегося за рамками современного правосудия [5]. Это контролирующие, регулирующие и управленческие воздействия, носящие психолого-педагогический и социально-педагогический характер и осуществляемые в рамках военного образования и воинского воспитания. Именно поэтому преимущественно востребована деятельность командира (начальника) по предупреждению девиантности и делинквент-ности в воинских коллективах, которая предполагает: во-первых, выявление, устранение или ослабление, нейтрализацию различных факторов формирования дисфункциональной лично-
1. Александров А. Г. Проблемы защиты прав и свобод лиц, подвергшихся региональному государственному контролю // Общество и право. 2016. № 2(56). С. 320-326.
2. Назаренко С. В. Социальный контроль военной службы в Российской Федерации (социологический анализ на примере военнослужащих Вооруженных сил РФ). Череповец, 2007.
3. Гриб В. В. Проблемы определения и обнародования результатов общественного контроля // Общество и право. 2015. № 4(54). С. 56-61.
4. Назаренко С.В. Социологическое изучение организации социального контроля поведения военнослужащих в процессе военной службы. Череповец, 2002.
5. Смородинова Ю.С. Методы осуществления государственного контроля и административного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Общество и право. 2015. № 2(52). С. 304-310.
сти военнослужащего, затрудняющих процесс военно-профессиональной социализации; во-вторых, выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности военнослужащего и ее коррекцию; в-третьих, недопущение перехода на преступный путь военнослужащих с явной или латентной антиобщественной направленностью; в-четвертых, предупреждение совершения девиаций (преступлений) военнослужащими, уже совершившими их ранее.
Таким образом, рассмотренная методика социологической экспресс-диагностики нарушений уставных взаимоотношений является инструментом субъектов военного и войскового управления в конструировании социального контроля как девиантного поведения военнослужащих, так и девиантности в воинских коллективах частей (подразделений) Вооруженных Сил РФ.
1. Aleksandrov A.G. Problems of protection of the rights and freedoms of persons subjected to regional state control // Society and law. 2016. № 2(56). P. 320-326.
2. Nazarenko S.V Social control of military service in the Russian Federation (the sociological analysis on the example of members of the Armed Forces). Cherepovets, 2007.
3. Grib V.V. Issues of definition and promulgation of public control results // Society and law. 2015. № 4(54). P. 56-61.
4. Nazarenko S.V A sociological study of the organization of social control behaviour of soldiers in the military service. Cherepovets, 2002.
5. Smorodinova Yu.S. Methods for implementation of state control and administrative oversight by bodies of the executive power of the constituent entities of the Russian Federation // Society and law. 2015. № 2(52). P. 304-310.
290