ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 37+355.133.4
МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ
© Р. ю. поляков
Пензенский артиллерийский инженерный институт, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин e-mail: r_pol@mail.ru
Поляков Р. Ю. - Методы предупреждения девиантного поведения курсантов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 950-956. - В статье рассмотрены основные методы профилактики девиантного поведения курсантов военных вузов: организационные методы и методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния на личность. Предложены пути совершенствования работы командиров подразделений по воспитанию курсантов.
ключевые слова: курсанты, девиантное поведение, профилактика.
Polyakov R. U. - Prevention of cadets’ deviant behavior // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2012. № 28. P. 950-956. -In the article the basic methods of preventive maintenance of military high school cadets’ deviant behavior are considered. The article covers organizational methods and methods of direct and mediate influence on a person. Ways of perfection of commanders’ of divisions work on education of cadets are offered.
Keywords: cadets, deviant behavior, preventive measures.
В курсантские подразделения все чаще приходят молодые люди, уже имеющие негативные привычки, взгляды, наклонности; участники неформальных молодежных объединений не всегда положительной направленности, что требует проведения в отношении них безотлагательных мер профилактики девиантного поведения в процессе обучения.
для выявления наиболее часто встречающихся форм девиантного поведения у курсантов был проведен экспертный опрос офицеров нескольких военных вузов городов России. В опросе участвовало 58 офицеров. Офицеры отметили и отранжировали такие формы девиантного поведения как пререкания с командирами, употребление спиртных напитков, мелкое воровство, словесное оскорбление сослуживцев, физическое оскорбление, самовольные отлучки на несколько часов (рис.1).
известно, что девиантный проступок лучше предотвратить, чем впоследствии наказывать за него. Тем более важно не допускать превращения в преступника будущего офицера, квалифицированного специалиста, воспитателя солдат и защитника Отечества.
Под предупреждением девиантного поведения понимается система социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой. другими словами, можно сказать, что предупреждение девиантного поведения военнослужащих как специфическая управленческая и воспитательная деятельность
представляет собой совокупность действий, процедур и операций, осуществляемых должностными лицами в целях достижения приемлемых или заданных параметров состояния воинской дисциплины. Чаще всего эти действия определяются нормативно-правовыми документами или требованиями соответствующих командиров и начальников.
Все методы предупреждения девиантного поведения военнослужащих можно условно разделить на организационные и методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния [2].
Методы организации предупреждения девиантного поведения - это упорядоченная на основе единых целей, принципов взаимоотношений и коммуникативных связей иерархическая структура совместной деятельности всех должностных лиц подразделений, которым вменена в служебные обязанности задача по предупреждению девиантного поведения среди курсантов. Эта структура служит основой для реализации принятых решений и спланированных мероприятий с учетом имеющихся возможностей, сил и средств.
Анализ состояния правопорядка в военных вузах показывает, что именно работа должностных лиц по предупреждению девиантного поведения курсантов выступает, с одной стороны, главным средством достижения её высоких параметров, а с другой - является пока еще слабым звеном в воспитательной работе, направленной на обеспечение строгого и точного соблюдения военнослужащими порядка и правил, предусмотренных законами, воинскими уставами и наставлениями.
Другое
Самовольные отлучки Употребление спиртных напитков Физическое оскорбление Мелкое воровство Пререкания с командирами Словесное оскорбление
2%
4%
8%
9%
12%
28%
36%
0 10 20 30 40
Рис.1. Основные формы девиантного поведения курсантов N=58 (в % к опрошенным)
Организационные меры имеют целый ряд аспектов. Коротко остановимся на них.
Важнейшей из таких мер является строгое соблюдение установленных требований в организации жизни, быта и деятельности частей, подразделений, поддержание должного уставного воинского порядка. Строгий уставной порядок - это в первую очередь образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб, четкая организация учебного процесса и технически грамотная эксплуатация вооружения, правильные взаимоотношения военнослужащих, точное выполнение распорядка дня, учебных планов и программ, забота о быте, разумная организация досуга личного состава, спортивно-массовой работы.
Лишь при условии соблюдения этих требований у каждого курсанта будут успешно формироваться организованность, дисциплинированность, привычка всегда и во всем следовать нормам законов и воинских уставов.
Необходимую меру в предупреждении девиантного поведения представляет строгий контроль за деятельностью подчиненных. Связь бесконтрольности с некоторыми видами девиантного поведения является бесспорной и давно установленной. Тем не менее факты бесконтрольности, которые способствуют совершению девиантных проступков, еще имеют место.
контроль за подчиненными не может быть построен автономно, без четкой организации службы войск, без добросовестного выполнения своих должностных обязанностей каждым начальником и лицом суточного наряда. Поэтому рассматриваемая мера является составной частью общего повышения уставных требований к военнослужащим [3].
В Вооруженных Силах все необходимые формы контроля предусмотрены в уставах. Только строгий контроль за деятельностью военнослужащих, осуществляемый должностными лицами частей, учреждений, комендатур, госпиталей, внутренним нарядом и патрульной службой способствует дисциплинирова-
нию военнослужащих, предупреждению и пресечению целого ряда форм девиантного поведения.
Однако необходим не только контроль со стороны командиров, но и всего общества.
Усиление общественного контроля над Вооруженными Силами - это не надуманная, а созревшая в обществе и в самой армии потребность. Родительский комитет и должен стать одним из тех звеньев гражданского контроля над армией. командованию необходимо создавать условия для их активного участия в решении насущных проблем воинских коллективов
Существует указание министра обороны РФ от 2007 г. об образовании родительских комитетов при воинских частях, в которых военнослужащие проходят военную службу по призыву; при военных комиссариатах субъектов РФ. Но ничего не сказано о курсантах военных вузов, которые юридически считаются контрактниками.
Создание таких родительских комитетов во всех военных вузах, их совместная работа с командованием послужит укреплению правопорядка и дисциплины в курсантских подразделениях, позитивно повлияет на боевую готовность Вооруженных Сил.
Родительские комитеты должны иметь возможность участвовать в важных мероприятиях в вузе. В частности, представители родительских комитетов могут участвовать в подведении итогов боевой подготовки, совместно с командованием осуществлять контроль над жизнью, бытом военнослужащих, полнотой доведения до них норм довольствия, состоянием моральнопсихологической атмосферы в подразделениях.
Часто общественность «награждает» людей в погонах подчас необъективными и предвзятыми обвинениями. Родительские комитеты смогут на месте, разобравшись с тем или иным явлением, дать оценку и действиям командиров, и действиям тех, кто пытается делать на обличении армии саморекламу.
Направлений работы несколько. Это общение с курсантами, которые только начинают службу, и с
теми, которые отслужили 1 - 2 года, целенаправленная работа с сержантским составом, младшими командирами, это и взаимодействие с родителями курсантов, это работа с офицерами, командирами взводов, заместителями командиров рот и выше. Наконец, это устранение причин и условий, которые порождают противоправные действия.
Одновременно нужно взаимодействовать не только с членами родительского комитета, но с другими родителями. Очень важно проинформировать родителей об условиях воинской службы, организации быта, напомнить о необходимости сообщать в часть о случаях получения тревожных писем от сыновей и других фактах, способных отрицательно повлиять на отношение курсанта к службе. В то же время необходимо больше узнать о жизни их сына, его учебе и работе до службы, характере, планах, намерениях и т. д. Желательно поддерживать связи с родителями на протяжении всей учёбы их сына в вузе.
Одним из путей предупреждения девиантного поведения является использование возможностей церкви.
В настоящее время в военных гарнизонах совместно с православным духовенством отмечаются государственные праздники, дни воинской славы, юбилеи воинских частей. Представители Церкви участвуют в мероприятиях, связанных с пропагандой воинской службы, в проведении Дней призывника и др. Церковь вносит религиозный элемент в воинский ритуал принятия присяги и поминовения погибших воинов. Большими темпами осуществляется строительство храмов на территории воинских частей и военно-учебных заведений, освящение военных объектов и оружия.
Эта практика противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым «создание религиозных объединений в воинской части не допускается...». Храм, как известно, без общины существовать не может, а община есть ни что иное, как религиозное объединение [6].
Поэтому считаем, что главным во взаимоотношениях церкви и армии должно быть не участие военнослужащих в церковных мероприятиях, а пропаганда священнослужителями общечеловеческих ценностей. кроме того, необходимо больше привлекать священнослужителей к индивидуально-воспитательной работе. Выслушать проблемы курсанта, помочь разобраться в жизненной ситуации - часто это не могут сделать офицеры-воспитатели. Если сотрудничество нацелено на служение людям, а не идеологиям, основано на взаимопомощи, а не административном вмешательстве во внутренний духовный мир воина, носит благотворительный неполитический характер, то выигрывают все. Это взаимодействие затрагивает главным образом сферу духовной жизни воинских коллективов, в которых возникла необходимость обретения новых, дополнительных источников формирования у военнослужащих нравственных мотивов военной службы.
Поскольку устои и боевые традиции, складываемые веками, сегодня во многом утрачены, святого осталось мало. И не вера в Бога, в святой долг - слу-
жить Отечеству сегодня подчас движет военнослужащим, а интерес материальный, проблемы социальнобытовые заставляют идти служить. А потому падает боеспособность войск, качество службы. Тогда как вера православная учит человека любить свою семью, свой дом, своё Отечество, его историю, пробуждает в человеке чистые чувства, не испорченные развратом, пьянством, жаждой материальных благ, корыстью. Вера должна пробуждать любовь к Отечеству, помогать воспитывать в духе патриотизма, закалять волю, сплачивать боевое братство.
девиантное поведение основывается на круговой поруке, которое замалчивается не только их исполнителями, но и пострадавшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. установить истинное положение и правильно отреагировать на него значит не допустить грубого нарушения воинской дисциплины. Поэтому к эффективным мерам предупреждения девиантного поведения военнослужащих относится последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение тех или иных проступков. Безнаказанность, как правило, открывает путь к более опасным проступкам.
Положительное влияние на формирование правосознания военнослужащих должна оказывать регулярная информация о практической деятельности органов военной юстиции, расследовании и рассмотрении уголовных дел, доведении информации об осуждении военнослужащих. информация о применении уголовных законов к правонарушителям должна вырабатывать у морально неустойчивых военнослужащих убеждение в неотвратимости наказания за совершение общественно опасных посягательств. Это убеждение является одним из действенных факторов, способствующих выработке устойчивого правомерного поведения.
К методам непосредственного воздействия и опосредованного влияния относятся, например, приемы воспитания курсантов как законопослушных граждан, формирования уставных взаимоотношений, пути и средства выработки у личного состава навыков и привычки дисциплинированного поведения, меры по предупреждению правонарушений, формы взаимодействия командования с местными органами власти и общественными организациями.
Одним из главных направлений предупреждения девиантного поведения должно быть изучение личности курсантов. Индивидуальность курсанта, её естественно-научные основы, социальная природа и проявления в повседневной жизни - должны стать предметом особого интереса для каждого командира.
Поведение человека, вплоть до простейшего, ближайшего поступка рождается из потребностей. Для командира это положение должно означать: анализ индивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение. Кроме того, сюда относятся потребность занимать
определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более молодого. Например, работа с курсантами первых курсов свидетельствует о том, что для них с первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут «измеряться» в этом коллективе.
Первыми, кто встречает абитуриента, являются служащие военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании у абитуриентов коллективистских качеств, правильном представлении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытии в вуз главное внимание должно уделяться правильному формированию у курсантов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Командиру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного достоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух каналов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужащего. ущемление чувства достоинства подтолкнёт воина на поиск путей выхода из этого положения.
На этом этапе работы с первокурсниками офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со стороны курсантов старших курсов должен быть дан беспощадный отпор и тем самым добиться твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изучению молодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания, либо отличаются замкнутостью, становятся объектом шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому [1].
К активной правопредупредительной работе в подразделении необходимо привлекать все категории командиров, актив курса. От сержантского состава необходимо добиваться равной требовательности ко всем, должны решительно пресекаться попытки психологического давления на сержантов-первокурсников со стороны курсантов и сержантов старших курсов для получения послаблений землякам, знакомым и т. д. Объектом воспитания на этом этапе являются не только первокурсники, но и курсанты старших курсов.
Процесс адаптации молодых воинов к новым для них условиям требует времени. Очень важно, как командир и воинский коллектив воспользуется этим временем для возможно более безболезненного, бесконфликтного вхождения курсанта в армейскую среду. «Солдафонские» методы со стороны командира и «неуставные отношения» в коллективе способны раз
и навсегда отбить охоту к добровольному принятию армейских порядков [5].
Особое внимание необходимо уделять размещению воинов в подразделении строго по отделениям в соответствии со списком подразделения, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.
С первых дней службы необходимо выявлять людей, склонных к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, «лидеров» с отрицательной направленностью. Для них наиболее характерны эгоизм, стремление подчинить себе людей, получить привилегии. В целях обеспечения своего влияния они могут использовать угрозу. Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалого парня», «спортсмена», «знатока современной музыки» и т. п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. В выявлении подобных «лидеров» используют индивидуальные и групповые беседы с курсантами, постоянное наблюдение за поведением воинов, анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся, прежде всего, военнослужащие, обладающие недостатками воспитания, а именно: воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного или обоих родителей; обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера; имеющие претензии на лидерство.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя упускать из вида военнослужащих, имеющих физический или моральный дефект - это потенциальные потерпевшие.
В предупреждении девиантного поведения прежде всего необходимо опираться на опытных и безупречно дисциплинированных курсантов. Вместе с тем, не следует допускать послаблений для «курсантов-лидеров», важно предъявлять одинаковые требования во всем - в большом и малом. Искоренять мнение, что распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядок несения службы, построения, выполнение хозяйственных работ и другие не очень приятные мероприятия становятся для более авторитетных курсантов необязательны.
Основными признаками, свидетельствующими о наличии элементов девиантного поведения, являются: неряшливый внешний вид курсантов (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных элементов военной формы одежды); пассивность, замкнутость, уединение некоторых курсантов в свободное время, в праздничные и выходные дни; «добровольное» размещение в неудобных местах при просмотре кинофильмов, телепередач (просмотр стоя); общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход; попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмотре и др.
Эффективными мерами раннего предупреждения девиантного поведения военнослужащих могут
быть и индивидуальный подход в правовом воспитании военнослужащих, и умелое использование в индивидуальной работе с военнослужащими знаний по социологии, психологии, педагогике и другим наукам. Те воспитатели, которые вооружены современными знаниями о закономерностях формирования психических процессов, о социологии микрогрупп, об особенностях реакции человека на различные раздражения и о причине девиантного поведения военнослужащих в каждой конкретной ситуации, имеют значительно больше возможностей предвидеть поведение подчиненных и предупредить возникновение отрицательных побуждений, направив волю воспитуемого на выполнение задач по службе. Целенаправленная индивидуальная воспитательная работа требует от непосредственных начальников и других лиц, участвующих в воспитательном процессе, знать, как влиять на того или иного человека в той или иной ситуации, различные методы воздействия (убеждения, наставления, приказы, наказания) и как воспринимаются ими эти воздействия (предубежденно, критически, негативно и т. д.). Умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации - ключ к выбору нужных воспитательных воздействий. А это значит, что офицер должен не только обладать определенными теоретическими знаниями, но и постепенно изучать подчиненных, быть в курсе всей жизни подчиненных.
В интересах предупреждения девиантного поведения курсантов должны применяться разные социологические методы: наблюдение, беседы, анализ документов, социологический опрос, социометрия и др.
Существенное влияние на предупреждение фактов девиантного поведения среди подчиненных должна оказывать личная примерность командиров и других начальников в соблюдении законов. Должностные лица, строго соблюдая статьи уставов и законов, своим примером воспитывают у подчиненных уважение к законам, предупреждая тем самым антиобщественные поступки. Давно известно, что навыки правомерного поведения, привычка всегда и во всем поступать в соответствии с нормами закона формируются у человека не только и не столько под действием слов, убеждений, сколько под влиянием примера окружающих его людей и в первую очередь примера воспитателей. Поэтому любой поступок командира, отражающий его отношение к праву, надо рассматривать под углом зрения того воспитательного воздействия, которое он оказывает на подчиненных. Большинство командиров являются образцом строгого исполнения законов, что оказывает исключительно благоприятное влияние на поведение подчиненных им военнослужащих. Однако отдельные случаи бестактного, аморального, а иногда и неправомерного поведения начальников еще встречаются.
Предупреждение и искоренение девиантного поведения среди курсантов во многом зависит от степени участия армейской общественности в этой работе. Воинские коллективы, как правило, молодежные. Поэтому роль коллективов в предупреждении правонарушений, особенно среди курсантов, особенно велика, т. к. жизнь и деятельность каждого курсанта про-
ходит на глазах у сослуживцев. Объективно в руки воинских коллективов вложена большая сила, которая должна умело использоваться командованием и для предупреждения правонарушений. Здоровый курсантский коллектив с его зрелым общественным мнением практически в состоянии предупредить, предотвратить или пресечь многие противоправные деяния.
Перечень мер воспитательного характера, конечно, не исчерпывается сказанным. Профилактическая работа тесно связана со всем процессом обучения и воспитания военнослужащих. Важное значение в предупреждении девиантного поведения имеют, например, формирование профессиональных навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств, нравственное воспитание, физическая закалка и т. д.
Поскольку каждому виду девиантного поведения свойственны, как об этом говорилось выше, целесообразно рассмотреть содержание профилактической работы по основным видам в отдельности.
В предупреждении нетактичного обращения и пререканий курсантов важное место принадлежит подготовке самих командиров и начальников. В современных условиях к командирам и начальникам предъявляются высокие требования. Они должны обладать такими качествами, как высокая дисциплинированность, строгая требовательность к себе, командирская воля и организаторские способности, высокая профессиональная подготовка, общая и профессиональная культура, умение обучать и воспитывать подчиненных. Реализация этих требований имеет большое предупредительное значение.
Приказ или распоряжение начальника, отвечающие этим требованиям, будут правильно восприняты подчиненными в любой ситуации. Такой начальник всегда в состоянии предотвратить отрицательные эмоциональные реакции, которые ведут к совершению данного вида правонарушений.
Воспитывая подчиненных в духе беспрекословного подчинения начальникам и взаимного уважения друг к другу, опытные командиры должны уделять большое внимание воспитанию у них культуры эмоций, разъяснению пагубности эгоистического, агрессивного поведения, умению управлять своими чувствами в конфликтных ситуациях. При этом с особой тщательностью должна организовываться индивидуальная работа с военнослужащими, выросшими в неблагополучных семьях, склонными к употреблению спиртных напитков, отличающимися неуравновешенным, несдержанным характером.
Организационные меры здесь должны сводиться к постоянному улучшению отбора и подготовки командиров, всемерному поддержанию их авторитета среди подчиненных, к решительной борьбе с фактами неправомерного, аморального или бестактного поведения отдельных начальников по отношению к подчиненным, к своевременному разрешению конфликтных ситуаций и особенно уставных взаимоотношений между начальниками и подчиненными, к искоренению безнаказанности военнослужащих, допускающих проступки против порядка подчиненности.
Одним из наиболее важных вопросов в предупреждении девиантного поведения является выработка негативного отношения курсантов к употреблению спиртных напитков (УСН).
Предупреждение УСН представляет собой комплекс мероприятий, направленных:
- на превентивное выявление склонности военнослужащих к УСН;
- определение причин УСН;
- создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в социуме.
Не менее важными в плане предупреждения являются мероприятия социальной терапии, которая предполагает:
- формирование общественного мнения, нетерпимости УСН;
- коррекцию структуры социальных групп (разведение «теплых компаний», изменение их социального статуса);
- включение лиц из группы риска в активную общественную деятельность, участие в культурно-массовых и иных мероприятиях.
Организационные формы работы по предупреждению УСН должны заключаться:
- в осуществлении строгого контроля за лицами, склонными к УСН;
- перекрытии им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, особенно в выходные дни;
- применении различного рода санкций к нарушителям.
Предупреждению УСН будут способствовать:
- решительная борьба со случаями употребления спиртных напитков;
- своевременная изоляция военнослужащих, находящихся в нетрезвом состоянии;
- улучшение организации патрулирования, внутренней службы на КПП;
- закрытие всех каналов, через которые спиртные напитки могут попадать к курсантам.
В целях предупреждения самовольных отлучек необходимо больше внимания уделять выработке у них выдержки и умения подчинять свои личностные потребности интересам военной службы.
К организационным мерам предупреждения самовольных отлучек относятся: своевременное выявление у курсантов заболеваний, препятствующих прохождению службы; внимательное отношение к письмам, жалобам и просьбам военнослужащих, проявление заботы об их семьях. Эффективной профилактической мерой является наведение твердого уставного порядка в жизни и деятельности курсантов, в предоставлении им отпусков и увольнений и т. д. Строгое следование командирами требованиям военного законодательства в сферах, которые затрагивают личные интересы военнослужащих, вносит в службу подчиненных ясность и определенность, воспитывает у них уважительное отношение к воинскому правопорядку.
Предупреждение случаев самовольных отлучек должно основываться на организации четкого контроля за наличием военнослужащих на утренних осмотрах, занятиях, в личное время и на вечерних проверках, а также за возвращением их из отпусков, командировок и госпиталей. Особенно строгий контроль должен быть организован за курсантами, выполняющими задания в отрыве от частей и подразделений. Решение указанных вопросов тесно связано с организацией внутренней службы в подразделениях, контрольно-технических и контрольно-пропускных пунктах, патрульной службы вне части [4].
В работе по предупреждению девиантного поведения нельзя забывать и о девиантной субкультуре, в целях снижения вредного влияния которой необходимо:
- постоянное изучение девиантной субкультуры в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установления степени их привлекательности для курсантов. Прогнозирование динамики нарушений воинской дисциплины и динамики девиантной субкультуры в целях выработки превентивных мер;
- максимальное обесценивание «воровского закона» и других норм и традиций девиантной субкультуры в общественном мнении курсантов. Формирование общечеловеческих ценностей в молодежной среде и умелое их противопоставление ценностям уголовного мира. Формирование личностной устойчивости у каждого курсанта к влияниям девиантной субкультуры с учетом возрастных психологических особенностей;
- активизация нормотворческой деятельности среди курсантов по регулированию поведения различных их групп на социально-позитивной основе с учетом возрастных особенностей. Своевременное изменение методов предупреждения с учетом изменений в девиантной субкультуре и реакций курсантов на её ценности;
- организация психологической службы вузов и определение психологом диагностических, прогностических, коррекционных и профилактических функций с учетом потребностей курсантов. Формирование гуманных, доброжелательных отношений в курсантской среде; воспитание милосердия и сострадания;
- использование средств сатиры и юмора в борьбе с нарушителями воинской дисциплины; развенчание «авторитетов» с помощью стенгазет, радио, местного телевидения.
Кроме того, на государственном уровне должны быть приняты радикальные меры по повышению правовой культуры молодежи, ограничению и постепенному преодолению правового нигилизма, восстановлению остроты оценок девиантного поведения в массовом сознании, взглядов о моральной допустимости и даже привлекательности (особенно в глазах молодежи) некоторых форм девиантного поведения. Учитывая особую роль в современном трансформирующемся российском обществе средств массовой информации как фактора, влияющего на управление процессом предупреждения девиантного поведения, необходимо
исключить показ привлекательности, романтизацию подобного поведения и образа жизни, акцентировать внимание на ценностях и нормах цивилизованного общества.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анашкин О. В. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения с личным составом, требующим повышенного
психолого-педагогического внимания // Ориентир. 2002. № 9. С. 47-50.
2. Введение в прикладную военную социологию. / Под общ. ред. Н. И. Резника. М.:ВУ, 2006. Ч. 1. 182 с.
3. Введение в прикладную военную социологию / Под общ. ред. В. Н. Бусловского. М.: ВУ, 2008. Ч. 2. 194 с.
4. Тарасов С. В. Срочная служба: вопросы адаптации // Социс. 1999. № 2. С. 34.
5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Ст. 8.