Научная статья на тему 'Девиантное поведение курсантов военных вузов'

Девиантное поведение курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1973
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / КУРСАНТЫ / ВОРОВСТВО / ПРЕРЕКАНИЯ / СПИРТНЫЕ НАПИТКИ / DEVIANT ACTIVITIES / INTERVIEW / CADES / THIEVERY / CROSS-TALK / STRONG DRINKS / ABSENCE WITHOUT LEAVE / HAZING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Роман Юрьевич

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2005-2008 гг. в ряде военных училищ России. Проанализированы нарушения воинской дисциплины и девиантное поведение курсантов военных вузов. По результатам исследования предложены возможные пути профилактики девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение курсантов военных вузов»

УДК 355.133.4

Р. Ю. Поляков

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2005-2008 гг. в ряде военных училищ России. Проанализированы нарушения воинской дисциплины и девиантное поведение курсантов военных вузов. По результатам исследования предложены возможные пути профилактики девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, социологический опрос, курсанты, воровство, пререкания, спиртные напитки.

Abstract. The article represents the results of sociological research conducted in 2005-2008 at Russian military training schools. The statistics of military discipline violations and types of the cadets' deviant activities were analyzed. On the base of the investigation results general conclusions were drawn and possible ways of prophylaxis of deviant activities were designated.

Keywords: deviant activities, interview, cades, thievery, cross-talk, strong drinks, absence without leave, hazing.

Как правило, протекание всех без исключения процессов в нашем обществе проецируется на сферу вооруженных сил. На современном этапе негативные тенденции в обществе и армии развиваются параллельно. Преступность сегодня пронизывает все социальные сферы, в том числе и Вооруженные силы РФ. Научная и общественная значимость исследования причин и способов коррекции социальных девиаций военнослужащих обусловлена потребностью Вооруженных сил РФ в поддержании воинской дисциплины на необходимом для обеспечения безопасности страны уровне.

В научной литературе основные положения девиантологии достаточно хорошо разработаны. Вопросам профилактики девиантного поведения также уделяется достаточное внимание. Большой вклад в это направление внесли Ю. И. Бытко, Я. И. Гилинский, А. И. Ковалёва, Ж. Т. Тощенко [4] и др. Отдельное направление научных исследований - девиантное поведение военнослужащих. Оно достаточно глубоко разработано в трудах О. В. Анашкина, С. Ворошилова, А. Ю. Солнышкова [5-7] и др. Однако в большинстве работ исследуются крайние формы девиантности военнослужащих: наркомания, «дедовщина», воинская преступность, алкоголизация и др.

Данные о состоянии преступности в Вооруженных силах РФ за последнее десятилетие свидетельствуют о нарастании негативных тенденций в ее структуре и динамике. Кривая преступлений в войсках неуклонно идет вверх: в 2007 г. зафиксировано 19 965, а 2008 г. - 20 425 преступлений [8]. Не может не настораживать факт, что каждое седьмое преступление в армии совершается офицерами. От безотлагательного решения данной проблемы зависит состояние боевой готовности частей и подразделений.

Чаще всего преступления являются следствием общей неблагоприятной атмосферы в воинских подразделениях, в том числе и в курсантских. Например, анализ правонарушений в 2005-2008 гг. в ряде военных училищ показал, что в среднем за год на 125 дисциплинарных и 22 грубых дисциплинарных проступка приходится одно-два преступления. При этом границы между пре-

ступлениями и дисциплинарными проступками военнослужащих очень подвижны, формальны и даже условны [9, 10].

Увеличение девиантности в курсантских подразделениях приводит не только к ухудшению криминогенной ситуации в военном вузе и падению воинской дисциплины, но и к возрастанию масштабов отчисления курсантов за недисциплинированность, что, в свою очередь, приводит к большим материальным затратам со стороны государства. Затраты на подготовку специалистов в высших военных учебных заведениях в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. В этой связи государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.

В курсантские подразделения все чаще приходят молодые люди, уже имеющие негативные привычки, взгляды, наклонности; участники неформальных молодежных объединений не всегда положительной направленности, что требует проведения в отношении них безотлагательных мер профилактики девиантного поведения в процессе обучения.

Известно, что лучше девиантный проступок предотвратить, чем впоследствии наказывать за него. Тем более важно не допускать превращения в преступника будущего офицера - квалифицированного специалиста, воспитателя солдат и защитника Отечества.

В этих условиях ранняя профилактика девиантного поведения курсантов военных учебных заведений приобретает исключительную актуальность.

Результаты проведенных нами социологических исследований свидетельствуют, что среди грубых дисциплинарных проступков доминируют употребление спиртных напитков (64 %), неуставные взаимоотношения (17 %), самовольные отлучки (15 %). Меньшее число грубых нарушений воинской дисциплины связано с нарушением несения внутренней службы (менее 1 %) .

Но официальная статистика часто не дает полной картины девиантности в курсантской среде. Это объясняется тем, что в данные отчеты попадают только определенные нарушения, установленные приказом министра обороны.

Для выявления наиболее часто встречающихся форм девиантного поведения у курсантов был проведен экспертный опрос офицеров нескольких военных вузов городов России. В опросе участвовали 58 офицеров. Они выделили такие формы девиантного поведения, как пререкания с командирами, употребление спиртных напитков, мелкое воровство, словесное оскорбление сослуживцев, физическое оскорбление, самовольные отлучки на несколько часов (рис. 1).

Сопоставление результатов экспертного опроса офицеров и статистических данных грубых дисциплинарных проступков в 2005-2008 гг. показывает, что девиантные проступки, отмеченные официальной статистикой, являются не самыми распространенными в курсантской среде.

Рассмотрим подробнее выделенные формы девиантного поведения курсантов.

Совместное проживание в одном казарменном помещении, где личные вещи находятся в плохо охраняемых местах (лица суточного наряда, как правило, находятся не в спальном помещении), приводит к такому явлению, как казарменное воровство. Анкетный опрос в одном из военных вузов показал, что 70-80 % курсантов никогда ничего чужого без разрешения не брали.

И только 20-30 % отметили, что брали мелкие чужие вещи (обувной крем, канцелярские принадлежности, фурнитуру и т.п.), но только в случае острой необходимости. Эти результаты показались неубедительными. Поэтому вопрос был задан иначе, он касался пропажи личных вещей. Оказалось, что у 50 % курсантов пропадали мелкие вещи, а у 20 % - дорогие (телефоны, плееры и т.п.). Почти у каждого второго курсанта 5-го курса пропадали дорогие вещи на протяжении всего периода пребывания в вузе. Это доказывает, что мелкое воровство в курсантских подразделениях - довольно распространенное явление. Однако, понимая неправомерность своих действий, курсанты даже в анонимном анкетировании стараются данные факты скрывать.

Другое - 2 %

Самовольные отлучки - 4 % Употребление спиртных напитков - 8 % Физическое оскорбление 9 - %

Мелкое воровство - 12 %

Пререкания с командирами - 28 % Словесное оскорбление - 36 %

0 10 20 30 40

Рис. 1 Основные формы девиантного поведения курсантов, N = 58 (в процентах к опрошенным)

Другой наиболее опасной формой девиантного поведения в курсантских коллективах являются неуставные взаимоотношения - это моральное (словесное) и физическое воздействие, как правило, отдельных военнослужащих на некоторых сослуживцев в целях достижения для себя определенных привилегий, «казарменного комфорта», что противоречит нормативноправовой базе военной службы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений является наиболее острой проблемой, подрывающей боевую готовность и воинскую дисциплину. Подобные нарушения оказывают отрицательное воздействие на моральнопсихологическое состояние личного состава и причиняют вред физическому и психическому здоровью курсантов. Объектом психологических и физических нападок часто становятся курсанты с недостаточно сформированными волевыми качествами, слабые в физическом отношении, занимающие более низкое положение в неформальной иерархии.

Чаще всего неуставные взаимоотношения представляют собой совокупность таких связей между военнослужащими подразделения, в основе которых лежат нездоровые нравственно-психологические зависимости. Эти связи формируются в условиях стихийного расслоения коллектива на различные микрогруппы, отличающиеся по направленности, активности и составу.

1

Основными формами неуставных взаимоотношений между военнослужащими выступают моральное и физическое давление на сослуживцев, словесные оскорбления, угрозы, нарушение дисциплинарной практики начальниками в отношении подчиненных и др.

Формы проявления физического оскорбления в курсантских подразделениях несколько отличаются от солдатских. Большинство опрошенных даже не согласны с формулировкой «физическое оскорбление». По их мнению, это дружеская игра, выплескивание лишней юношеской энергии. Только 30-40 % курсантов (в зависимости от курса обучения) ответили, что никогда и ни к кому не применяли физического воздействия. Остальные же использовали толчки, пинки и пр., но, как им кажется, шутя, иногда для ускорения какого-нибудь дела. Хотя, как показывает практика, большинство драк начинается именно с дружеских толчков и пинков.

Профилактическая деятельность по искоренению словесных оскорблений и сквернословия значительно осложнена как публичным использованием ненормативной лексики многими известными певцами, артистами, политическими деятелями, так и появлением на книжных прилавках и в библиотеках произведений, изобилующих нецензурными выражениями, словарей жаргона, блатного языка, рекламой этих материалов в СМИ и сети Интернет. Общественные деятели безуспешно призывают прекратить употребление нецензурных выражений как в устной, так и в письменной речи.

Особенно тяжелое положение с использованием ненормативной лексики сложилось в воинских подразделениях. Только 7 % опрошенных курсантов сказали, что они никогда не выражаются нецензурно; 59 % позволяют себе так обращаться к своим товарищам, но считают эти выражения беззлобными. А 34 % курсантов, согласно данным опроса, выражаются нецензурно, но не в отношении кого бы то ни было, а для связи слов, в связи со скудностью словарного запаса. Как показывает практика, иногда даже в шутку сказанное крепкое словцо часто становится причиной возникновения неуставных взаимоотношений, драк.

Острой социальной проблемой в процессе укрепления воинской дисциплины становятся факты употребления спиртных напитков, которые являются одним из основных факторов риска для здоровья личного состава и боеготовности подразделения.

Несмотря на меры, принимаемые командованием в этом направлении, вплоть до отчисления нарушителя, анкетирование показало, что данное явление имеет глубокие корни в курсантской среде. Только около 20 % курсантов ответили, что никогда не употребляли спиртных напитков; 70-80 % курсантов употребляли спиртное в отпуске. От 5 до 10 % опрошенных допускали его употребление даже в увольнении, не боясь быть обнаруженными при возвращении в подразделение в состоянии опьянения.

Одной из причин употребления спиртного 10 % опрошенных считают стремление прославиться среди однокурсников, 24 % стыдятся отказаться от предложения выпить в компании, особенно в присутствии девушек. Таким образом, большинство случаев употребления спиртных напитков в курсантской среде связано с бравадой, желанием поднять свой авторитет в глазах товарищей. А 15 % опрошенных считают, что некоторые сознательно употребляют спиртные напитки, желая, чтобы их отчислили из вуза. Ответы боль-

шинства опрошенных (51 %) свидетельствуют о наличии у них в связи с разными причинами тяги к алкоголю.

Тяга к алкоголю, отмеченная 51 % опрошенных, объясняется рядом причин: во-первых, социально обусловленными нездоровыми обычаями и традициями, терпимостью к алкоголю в обществе (64 %); во-вторых, психологическим желанием достичь эйфории, психологического комфорта, разрешения или смягчения конфликтных ситуаций, снять эмоциональное или физическое напряжение или облегчить межличностное общение (27 %); в-третьих, биологически обусловленным стремлением скорректировать невроз, локализовать или снять дискомфортное состояние (6 %).

Следует учитывать и наличие субъективных причин употребления спиртных напитков: аномалии личности (наследственные, психологические); образ жизни до поступления в вуз; неудовлетворенность учебой или социальным статусом; низкий уровень культурного и социально-нравственного развития личности. Особую группу риска составляют люди со слабой волей, эмоционально инфантильные, душевно ранимые, не желающие бороться с трудностями.

Употребление спиртных напитков, как правило, не находит осуждения в курсантской среде. Только 15 % относятся к данному явлению отрицательно.

Еще одна из форм девиантного поведения курсантов вуза - это самовольная отлучка. В отличие от воинских частей, где солдаты по различным причинам убегают на несколько дней или даже месяцев, курсанты уходят за пределы военного училища на непродолжительное время (до 1-2 ч). Основными причинами данного проступка, как правило, являются встреча с девушкой или убытие домой (для курсантов, чьи родственники проживают в этом городе). Около 60 % опрошенных курсантов совершали самовольные отлучки. Кстати, в курсантской среде это явление также не считается отрицательным: 90 % курсантов или терпимо относятся к самовольным отлучкам, или даже поощряют их, если видят уважительную причину.

Хотя Дисциплинарный устав гласит, что любой приказ начальника должен быть выполнен «беспрекословно, точно и в срок», на практике дело обстоит немного по-другому. Анализ результатов исследования показывает, что пререкания с командирами (сержантами и офицерами) - достаточно распространенное явление. Как отмечают опрошенные офицеры, такое положение дел опасно для воинского подразделения. 90 % опрошенных курсантов допускают пререкания с начальниками различных рангов, оправдывая это тем, что последние дают распоряжения, не соответствующие реальному положению дел. Данное явление в основном распространено на старших курсах, когда грань между курсантом и сержантом, прожившими рядом несколько лет, размывается. Главной причиной пререканий, обсуждений решений командиров в некоторых подразделениях, на наш взгляд, являются слабые командные навыки сержантов и в некоторых случаях даже молодых офицеров. Такая атмосфера в воинских коллективах недопустима и может дорого обойтись при выполнении подразделениями боевой задачи.

Таким образом, проведенное исследование позволило объективно оценить сложившуюся ситуацию в военных вузах и составить портрет среднестатистического курсанта - нарушителя воинской дисциплины. Можно сказать, что это курсант 2-3-го года обучения, который допускает пререкания со своими командирами, а также нетактичное обращение к ним. Этот молодой

человек подвижен, энергичен, поэтому может в неформальной обстановке дать волю своим рукам. Данный курсант употребляет спиртные напитки (пиво, слабоалкогольные коктейли), но в основном в отпуске. Он может легко взять чужую вещь, особенно при острой нужде и плохом присмотре. Культурный уровень его также не высок. При обращении к товарищам он позволяет себе выражаться нецензурно, не контролируя себя, может в разговоре использовать ненормативную лексику.

Проведенный анализ данных социологического исследования позволяет также сделать следующие выводы о девиантном поведении в курсантской среде:

- несмотря на распространенные в курсантских подразделениях случаи воровства, многие курсанты понимают пагубность данного явления (51 %), в то же время у другой половины опрошенных, к сожалению, пока не выработалось отрицательное отношение к присвоению чужой вещи;

- крайнюю озабоченность вызывает тот факт, что 95 % курсантов выразили положительное отношение к употреблению спиртных напитков;

- не может не тревожить тот факт, что практически все курсанты высказывают положительное отношение к пререканиям со старшим начальником, мотивируя это тем, что он отдает неправильные приказы и распоряжения;

- большинство опрошенных понимают опасность физического и словесного оскорбления сослуживцев (41-55 %), хотя еще достаточно велико количество тех, кто в определенных условиях может унизить своего товарища (25-30 %).

Данные показатели необходимо учитывать командирам курсантских подразделений, офицерам воспитательных структур при разработке мер профилактического характера. Им также следует больше внимания уделять мелким нарушениям воинской дисциплины, учитывая их социальную опасность.

Проведенные исследования позволили определить основные направления профилактики девиантного поведения курсантов:

- воспитание у курсантов высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

- поддержание в военном вузе и в каждом подразделении внутреннего порядка, строгое соблюдение распорядка дня всеми курсантами;

- личная ответственность каждого курсанта за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

- четкая организация учебного процесса;

- повседневная требовательность командиров к подчиненным и контроль за их исполнительностью, уважение личного достоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

- создание в военном вузе и каждом подразделении необходимых материально-бытовых условий.

Список литературы

1. Бытко, Ю. И. Девиантное поведение подростков / Ю. И. Бытко // Социологические исследования. - 1988. - № 4.

2. Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Гилинский. - СПб. : Юридический центр «Пресс», 2004. - 210 с.

3. Ковалёва, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы и отклонения, социализационная трансформация / А. И. Ковалёва // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 99-115.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс : учебное пособие для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд. - М. : Прометей ; Юрайт, 2005. - 640 с.

5. Анашкин, О. В. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания / О. В. Анашкин // Ориентир. - 2002. -№ 9. - С. 47-50.

6. Ворошилов, С. Военная девиантология / С. Ворошилов, Я. Гилинский // Российский журнал. - 1995. - № 3.

7. Солнышков, А. Ю. Дедовщина: тип отношения к «значимому другому» / А. Ю. Солнышков // Социологические исследования. - 2004. - № 6.

8. Литовкин, В. Армия становится «зоной особого риска» / В. Литовкин // Независимое военное обозрение. - 2009. - № 4.

9. Введение в прикладную военную социологию : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Н. И. Резника. - М. : ВУ, 2006. - Ч. 1. - 182 с.

10. Введение в прикладную военную социологию : учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. Н. Бусловского. - М. : ВУ, 2008. - Ч. 2. - 194 с.

Поляков Роман Юрьевич

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Пензенский артиллерийский инженерный институт

E-mail: [email protected]

Polyakov Roman Yurievich Candidate of historical sciences, associate professor, head of sub-department of humanities and social-economical disciplines, Penza Artillery Engineering Institute

УДК 355.133.4 Поляков, Р. Ю.

Девиантное поведение курсантов военных вузов / Р. Ю. Поляков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.