УДК 316.35
Стригуненко Иван Константинович
кандидат социологических наук,
старший преподаватель кафедры деятельности
ОВД в особых условиях.
Краснодарский университет МВД России
Ivan K. Strigunenko
candidate of sociological sciences,
the senior teacher of the chair of activity
of Department of Internal Affairs in special conditions.
of Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia
strigunenkjulij [email protected]
Особенности девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России
Features of deviant behavior of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация. В данной статье проводится краткий обзор особенностей девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России. Рассматриваются примеры проявления девиаций учащихся образовательных учреждений МВД РФ. Автор предлагает классификацию форм девиаций курсантов и слушателей, а также некоторые данные личного социологического исследования, в ходе которого опрос сотрудников образовательных учреждений МВД России в 2013 г. выявил наиболее распространённые формы девиантного поведения у курсантов и слушателей. А также в данной научной работе имеется исследование причин девиантного поведения в курсантской среде.
Ключевые слова: молодежь, девиантное поведение, девиация, курсанты и слушатели образовательной системы МВД России, дисциплина, проступки, служба.
Summary: In this article the short review of features of deviant behavior of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. Examples of manifestation of deviations of pupils of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are reviewed. The author offers classification of forms of deviations of cadets and listeners, and also some data of personal social research during which poll of staff of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2013 revealed the most widespread forms of deviant behavior of cadets and listeners. And also in this scientific work there is a research of the reasons of deviant behavior in the cadet environment.
Keywords: youth, deviant behavior, deviation, cadets and listeners of educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, discipline, offenses, service.
Девиантное поведение молодежи затрагивает деятельность ряда основных социальных институтов современного российского общества, представляет собой угрозу социальной стабильности и социальному порядку. Однако наибольшую опасность представляют проявления девиантного поведения военнослужащей молодежи, в том числе - курсантов и слушателей образовательной системы МВД России. Учитывая социальный потенциал и значимость данной социальной группы, а также надежды, которые возлагает государство и общество, обучая и подготавливая курсантов и слушателей, девиантное поведение последних может восприниматься как угроза дальнейшему существованию социума. В этой связи актуализируются социологические исследования - как теоретического, так и прикладного характера, ставящие своей целью поиск источников и форм девиантного поведения курсантов и слушателей, анализ факторов, негативно влияющих на их сознание и поведение.
Не меньшую значимость в нынешних российских условиях имеет и построение эффективной модели, направленной как на профилактику девиантного поведения курсантов и слушателей, так и на противодействие девиантным проявлениям.
Вместе с тем, необходимо отдавать себе отчет в том, что понятие «девиантное поведение» курсантов (прежде всего) включает в себя как «традиционные» модели девиации, так и специфические, свойственные среде военнослужащей молодежи - в этом случае речь идет о нарушениях нормативной культуры, традиций, обычаев тех учебных заведений МВД России, в которых проходят службу курсанты.
Мы разделяем точку зрения Н.В. Стряпиной о девиантном поведении курсантов и слушателей как «асоциальных поступках, отклоняющихся от норм морали и человеческого общежития, положений кодекса чести рядового и начальствующего состава, требований Дисциплинарного устава и приводящих как к затруднениям профессионального становления, так и к служебно-дисциплинарным проступкам (нарушения внутреннего распорядка, порядка несения службы, самовольные отлучки из расположения учебного заведения, прогулы учебных занятий и др.)» [1, с. 10-14].
Девиантное поведение курсантов учебных заведений МВД, на наш взгляд, можно соотнести с аналогичным поведением курсантов вузов Министерства обороны, как социально-профессиональной и социокультурной группе со сходными атрибутивными характеристиками. Согласно точке зрения И.Р. Шелест, «девиантное поведение курсантов - форма дезорганизации поведения курсантов или групп, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям общества и требованиям уставов Вооруженных Сил.
Девиантное поведение курсантов в целом имеет свои формы проявления, схожие с формами отклоняющегося поведения в гражданской среде. Но эти формы имеют свою специфику, обусловленную социальными обстоятельствами, в которых находится курсант». [2]
Рассмотрим типичные примеры девиаций курсантов образовательных учреждений МВД РФ, вызвавшие большой общественный резонанс в
последние годы. Данные примеры указывают нам на существование определенных негативных трендов, обусловленных действием ряда социальных факторов.
Так, поздно вечером в субботу 12 мая 2013 г. в Санкт-Петербурге в своей квартире были зарезаны жена и 12-летний сын сотрудника Госнаркоконтроля А. Зеленского. Убийца не пощадил даже собаку. Родных офицер обнаружил только утром в воскресенье, когда пришел домой с дежурства.
По подозрению в преступлении задержали 20-летнего курсанта института внутренних войск МВД И. Комарова. По имеющимся данным, причиной убийства мог быть бытовой конфликт между женой сотрудника ФСКН и сожительницей соседа-курсанта, которая снимала квартиру в этом доме. У курсанта были изъяты нож и одежда со следами крови.
По результатам инцидента увольнения произошли и в руководстве петербургского Института внутренних войск: от должностей отстранены несколько младших офицеров и сам начальник учебного заведения. Своих постов лишились все командиры, кто был хоть как-то связан с курсантом Комаровым [3].
Еще один резонансный случай рассматриваемой нами девиации - курсант 3 курса Санкт-Петербургского университета МВД был задержан по подозрению в сексуальном надругательстве. Задержанным оказался 29-летний П. Цыбин. Изнасилование было совершено вечером в воскресенье, в Колонистском парке в Петергофе. Потерпевшая, местная жительница 24 лет, рассказала, что нападавший, угрожая ей предметом, напоминающим нож, изнасиловал ее [4].
В Нижнем Новгороде правоохранительные органы задержали 19-летнего курсанта академии МВД. У полицейского был изъят наркотик. Подозреваемый - сержант полиции, наркотик - амфетамин, весом 0,7 граммов. Задержание произвели сотрудники Управления госнаркоконтроля по Нижегородской области возле площади Лядова в Советском районе. По имеющейся информации наркотик предназначался для личного употребления. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 228 УК РФ (незаконное хранение наркотиков) [5].
Также стоит обратить внимание и на такой резонансный эпизод: курсанты Московского университета МВД России проверялись на причастность к похищению человека в начале марта в Московской области. В среду сотрудники ГУ МВД России по Московской области и бойцы спецназа провели операцию по освобождению заложника, похищенного в начале марта в
Одинцовском районе. Как сообщил пресс-центр МВД, среди задержанных оказались курсанты Московского университета МВД России [6].
Приведенные нами примеры касаются, конечно, только наиболее резонансных случаев проявления девиаций учащихся образовательных учреждений МВД РФ - в особо опасных для общества формах. К сожалению, такие случаи не носят единичного характера. В современной России СМИ, Интернет периодически сообщают о девиациях курсантов учебных заведений МВД РФ. Однако - это лишь «вершина айсберга», так как большинство девиаций курсантов не связаны с совершением уголовных преступлений, что не делает их менее опасными. Кроме того, не стоит забывать, что незначительные девиации, не обнаруженные и не преодоленные вовремя, могут стать причиной более серьезных девиантных поступков курсантов. Необходимо учитывать и особый социальный статус курсантов, особенности их обучения и службы в полиции. Девиации этих молодых людей намного опаснее для общества, так как именно полицейские должны следить за соблюдением социальных норм гражданами России, в том числе - и норм юридического характера.
В силу вышеизложенного представляет большую значимость анализ факторов, влияющих на возникновение девиаций в среде курсантов образовательных учреждений МВД, а также анализ общих и специфических форм проявления такого рода девиаций.
Необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что курсанты вузов как МО, так и МВД РФ в той или иной мере обладают статусом военнослужащих, поэтому, по мнению И.Р. Шелест, «к ним предъявляется весь набор требований, установленный общевоинскими уставами, приказами командиров и начальников, директивами, законами и инструкциями. В служебное время деятельность строго регламентирована, обозначены не только виды деятельности и функциональные обязанности, но и порядок их выполнения. Такая социокультурная ситуация довлеет над человеком. Происходит не только моральное угнетение, но и растрата физических сил. Но это не единственный вид влияния служебной среды на сознание и поведение курсантов. Нормативные рамки служебной деятельности определяют основные формы деятельности и не оставляют за курсантом известной свободы выбора. Поэтому единственной отдушиной остается свободное от службы время. Резкое различие условий служебного и неслужебного времени обусловливает возможность проявления девиантного поведения именно в свободное время» [2].
Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России с преобладанием агрессивной формы девиантного поведения характерны раздражительность, гипертимность, неустойчивость, импульсивность, завышенная самооценка. Курсантов с нарушением морально-этических норм отличает безынициативность, негативизм, недоверие к окружающим, демонстративность, асоциальные стратегии поведения» [1, а 5-8].
Опрос сотрудников образовательных учреждений МВД России в 2013 г. руководителей строевых подразделений, преподавателей, а также психологов
выявил (в порядке уменьшения значимости) наиболее распространённые формы девиантного поведения у курсантов и слушателей: грубость, сквернословие (4,40 балла); нарушение порядка несения службы (4,21); отрицательное отношение к учебе (4,18 балла). Курсанты к наиболее часто встречающимся формам девиантного поведения (в порядке уменьшения распространённости) относят: употребление ненормативной лексики (8,89 балла); склонность к нарушениям внутреннего распорядка (7,34); склонность к обману (6,71); склонность к употреблению алкоголя (6,62); склонность к нарушению порядка несения службы (6,11); склонность к самовольным отлучкам (5,95); неуважение к младшим командирам (5,79 балла).
Исследование причин девиантного поведения в курсантской среде показало, что к внутренним причинам опрошенные сотрудники относят (в порядке уменьшения значимости): неадекватную самооценку (4,20 балла); несформированность у курсантов положительных ценностей (3,89); высокую агрессивность, неумение контролировать себя (2,99); неспособность курсантов сопротивляться вредным влияниям (2,83); низкий уровень эмоционально-волевого контроля (2,69 балла).
В качестве наиболее распространенных внешних причин психологи, командиры и преподаватели называют: наличие образцов насилия и жестокости, получаемые через средства массовой информации (3,75 балла); конфликты со сверстниками (3,53); отвержение со стороны других курсантов (2,35); одиночество, непонимание другими (2,23); плохую материальную обеспеченность курсанта (1,98 балла) [7].
Таким образом, девиации учащихся образовательных учреждений МВД РФ принимают как традиционные формы отклоняющегося поведения молодежи (алкоголизм, наркомания и пр.), так и особенные, связанные с функционированием субкультуры военнослужащей молодежи (нарушения внутреннего распорядка, порядка несения службы и пр.). И если в аспекте «традиционной» девиации ситуация в исследуемой среде выглядит достаточно благополучной (по сравнению с молодежной средой современной России), то достаточно серьезной проблемой становятся «специфические» девиации, связанные с функционированием субкультуры военнослужащей молодежи. Возникает определенный гносеологический вакуум в отношении прогнозов, как традиционная и специфическая девиация будут взаимодействовать и развиваться в данном субкультурном объединении.
Литература:
1. Стряпина Н.В. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009.
2. Шелест И.Р. Современное состояние организации свободного времени курсантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации // Вестник военного университета. 2009. №3.
3. http://www.dayperm.ru/node/56514
4. http://newsliga.ru/index.php?nma=news&fla=stat&nums=8043
5. http://kriminalnn.ru/2013/03/28/
6. http://www.gazeta.ru/social/2013/03/2 7/5118821.shtml
7. http://120966.vashps00.web.hosting-test.net/
Literature:
1. Stryapina N.,V. Psychological ensuring prevention of deviant behavior of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: an abstract of the thesis of a candidate of psychological sciences. Ryazan, 2009.
2. Shelest I., R. A current state of the organization of free time of cadets in higher education institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation // the Bulletin of military university. 2009. No. 3.
3. http://www.dayperm.ru/node/56514
4. http://newsliga.ru/index.php?nma=news&fla=stat&nums=8043
5. http://kriminalnn.ru/2013/03/28/
6. http://www.gazeta.ru/social/2013/03/2 7/5118821.shtml
7. http://120966.vashps00.web.hosting-test.net/