17.Bratus' B. S. Psikhologicheskie aspekty nravstvennogo razvitiya lichnosti. (Psychological aspects of moral development). Moscow, 1977. 64 p. (in Russian).
18. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody (New frontiers of human nature). Moscow, 1999. 423 p. (in Russian).
19.Kh'ell L., Zigler D. Teoriya lichnosti: osnovnyepolozheni-ya, issledovaniya iprimechanie (The theory of personality:
the main provisions, research, and note). St.-Petersburg, 1999. 608 p. (in Russian).
20.Rubinshteyn S. L. Problemy obshcheypsikhologii (Problems of General Psychology). Moscow, 1973. 424 p. (in Russian).
21. Erikson E. G. Identichnost': yunost'i krizis (Identity: youth and crisis). Moscow, 1996. 342 p. (in Russian).
УДК 316.614
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ДИАХРОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА
И. В. Арендачук
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
В статье показано, что с позиций диахронического подхода профессиональную социализацию личности студента в образовательной среде вуза можно рассматривать как этап жизни, в котором он становится активным субъектом процесса профессионального развития. В эмпирическом исследовании приняли участие 154 преподавателя из трех вузов г. Саратова и 54 студента факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета. Применен комплекс методов: анкетирование, методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивацион-но-потребностной сфере» (0. В. Потемкина) и «Якоря карьеры» (Э. Шейн). Определено, что профессиональная направленность преподавателей на альтруизм, труд, свободу и творческую самореализацию задает студентам ориентиры собственного профессионального развития. Установлено, что доминирующими карьерными ориентациями студентов являются «профессиональная компетентность» и «служение» и традиционные формы организации образовательной среды вуза не обеспечивают в полной мере их успешной профессиональной социализации, так как только 46%> студентов готовы к реализации принципа «обучение в течение жизни», у 54% стремление к самореализации не является ведущим мотивом профессионального развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы реализован в формулировании психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации студента в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: диахронический подход, профессиональное развитие, профессиональная социализация, психолого-педагогические условия профессиональной социализации личности студента.
Введение
Поскольку диахронический подход к исследованию психологических феноменов в широком смысле предполагает изучение временной последовательности их появления, изменения и развития качественных и количественных признаков, то профессиональную социализацию личности
в его контексте можно рассматривать как этап целостного и непрерывного процесса становления профессионала на протяжении жизненного пути, в котором актуализируется вопрос о социальном регулировании его деятельности и формировании индивидуальных и профессионально-личностных системных качеств, степень проявления которых определяет уровень его профессионализма. С этих позиций профессиональное развитие личности студента в образовательной среде современного вуза можно рассматривать как процесс социализации, проявляющийся в освоении им системы профессиональных требований к будущему реальному участнику общественного производства и в проявлении активности, направленной на максимальное соответствие этим требованиям; результатом этого процесса является становление профессионализма.
Теоретическое обоснование исследования
При обучении в вузе профессионализм будущего специалиста начинает формироваться и оценивается по критериям профессиональной компетентности. В образовательных стандартах нового поколения она измеряется через степень развитости профессиональных компетенций -общекультурных, профессиональных (общих и специальных), которые чаще всего связаны с понятиями «готовность» и «способность» к тем или иным видам деятельности. Однако в формулировках компетенций выпускника вуза за такими психологическими понятиями, как «готовность» и «способность» скрываются сугубо педагогические понятия «умения» и «навыки», поскольку не учитывается важнейший фактор, определяющий профессионализм личности, - сама личность, и в первую очередь, система ее индивидуальных особенностей и профессионально важных качеств, позволяющих самостоятельно решать сложные, нестандартные профессиональные задачи, а также система социально-психологических свойств, дающих личности возможность выстраивать
взаимодействия в профессиональной среде, эффективность которых зависит от того, насколько успешно будущий специалист овладел профессиональными нормами, морально-этическими принципами, мировоззренческими основами профессии.
Включаясь в процесс профессиональной социализации, студент приобретает такие свойства носителя «социального системного качества» [1, с. 6], которые применительно к профессиональной деятельности характеризуют уровень сформи-рованности его профессионализма. Именно поэтому в более общем смысле профессиональное становление студентов в образовательной среде вуза необходимо рассматривать не только как процесс формирования и развития профессиональных компетенций, но и как движение личности на пути достижения профессионализма, который, согласно мнению Н. В. Кузьминой, характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм в ней проявляется в умении видеть и формулировать задачи, применять методологию и методы специальных наук для установления «диагноза» и прогноза их решения, оценивать и выбирать наиболее подходящие для этого методы [2, с. 49]. Если соотнести компетенции, выделенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, с данным определением, то нетрудно заметить, что они очень близки по содержательно-смысловой наполненности.
Рассматривая профессиональную социализацию студентов с позиции становления профессионализма будущего специалиста, следует отметить, что она связана с процессом развития индивидуально-психических и профессионально обусловленных свойств, профессионального самосознания и направленности на успешное осуществление трудовой деятельности в соответствии с существующими в обществе стандартами и объективными требованиями, а также с формированием стремления к саморазвитию и самореализации в профессии.
Таким образом, мы подходим к пониманию того, что процесс профессиональной социализации современного студента актуально рассматривать в контексте диахронического подхода, выделяя студенчество как период начинающегося восхождения к профессионализму, достижение которого во многом зависит от того, каким будет старт. Неслучайно поэтому, говоря об инновациях в современном высшем профессиональном образовании и обсуждая проблемы организации развивающей образовательной среды вуза, исследователи все чаще обращаются к проблеме профессиональной социализации личности студента. Но следует отметить, что социализация студентов
является процессом, направляемым преподавателями. Преподаватель «является не только транслятором знаний и умений, необходимых для овладения профессией, но и носителем культуры, норм поведения, особенностей сознания и самосознания определенной профессиональной группы» [3, с. 88]. Высшее образование «становится сферой, в которой наряду с передачей культурных образцов создаются прецеденты самоопределения, опирающегося на рефлексию деятельности и анализ ее последствий» [4, с. 80], поэтому направленность личности преподавателя, его профессионализм становятся важнейшими условиями успешной профессиональной социализации студентов.
Методики и методы исследования
Исследование проводилось на базе трех вузов г. Саратова (государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, юридического института МВД РФ и аграрного университета им Н. И. Вавилова), в котором приняли участие 154 преподавателя, а также студенты-психологи 4-х и 5-х курсов факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (54 человека). Для выявления направленности и мотивации педагогической деятельности преподавателей использовалась методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. В. Потемкиной [5, с. 125-129]. Изучение профессиональных устремлений студентов проводилось путем анкетирования, их карьерные ориентации определялись с помощью методики «Якоря карьеры» Э. Шейна [6, с. 85-91].
результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что у большинства преподавателей высшей школы выражена направленность на альтруизм как ценную общественную мотивацию. Это не только характеризует их социальную зрелость, но и проявляется в стремлении бескорыстно делиться своим научным опытом и знаниями со студентами, оказывая им помощь в профессиональном становлении. При этом наибольшее предпочтение отдается не самому труду как таковому, а ориентированному на свободное, творческое самовыражение в профессии, а «свобода» понимается не только как необходимое условие самостоятельной организации научного труда, но и как неотъемлемая составляющая при планировании и проведении учебных занятий, в ходе которых преподаватель самореализуется в качестве ученого и педагога. Отношение преподавателей к своей деятельности в категориях социально-психологических установок - «альтруизм - эгоизм», «свобода -власть», «процесс - результат», «труд - деньги»,
выявленное в нашем исследовании, отражается и в социальных представлениях студентов о них как носителях научной информации. Преподаватель является для них не только транслятором современного научного знания, овладевая которым они развиваются интеллектуально и духовно, формируют собственную систему мотивов и потребностей, соотнося их с нормами и ценностями общества, но и образцом человека с высоким уровнем профессионализма, творчески развивающегося и стремящегося к его вершинам.
Также было выявлено, что проблема самореализации в будущей профессии осознается как значимая и самими студентами. Согласно полученным данным, они ориентированы на профессиональную самореализацию в будущей профессиональной деятельности и связывают ее с такими профессиональными качествами, как ответственность, компетентность, умение эффективно решать профессиональные задачи. Кроме того, 46% студентов готовы к реализации принципа «обучение в течение жизни», поскольку понимают, что для продвижения в профессии как на уровне карьеры, так и на профессиональном необходимо постоянно обновлять свои профессиональные знания, качество которых, по их мнению, является показателем эффективности. Примечательно, что 10,5% из опрошенных студентов, обучаясь в вузе, получают дополнительную профессиональную квалификацию «юридический психолог», расширяя и углубляя свои знания.
Изучение карьерных ориентаций студентов, овладевающих специальностью «педагогика и психология», показало, что у них доминирующими стали «профессиональная компетентность» и «служение». Студенты направлены на развитие своих способностей, стремятся стать мастерами своего дела, достичь успеха в профессиональной сфере и одновременно ищут признания своих талантов, которое должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Основными ценностями будущих педагогов-психологов являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. п., и именно они определяют смысл их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, взаимодействуя с преподавателями и развиваясь профессионально в образовательной среде вуза, к старшим курсам студенты четко понимают не только смысл своей профессиональной деятельности, но осознают необходимость постоянного профессионального развития, а их целью становится достижение высокого уровня профессионализма. Вместе с тем исследование показало, что у 54% студентов-старшекурсников стремление к самореализации не является ведущим мотивом в профессиональном развитии. Такой результат подводит к пониманию того, что традиционные формы организации образовательной среды вуза не обеспечивают в полной мере стремление личности будущего специалиста
к достижению высокого уровня профессионализма, поскольку слабо формируют ее установку на самореализацию.
Психолого-педагогические условия профессиональной социализации студентов
Опираясь на анализ современных публикаций по актуальным вопросам социальной психологии образования и собственное видение проблемы, можно сформулировать психолого-педагогические условия успешной профессиональной социализации студентов.
Создание условий для формирования и развития социально активной личности студента, внутренне готовой к действиям, направленным на достижение профессионально значимых целей, и способной к самовыражению, самоутверждению, к преобразованию себя как субъекта деятельности и самой профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой.
Исследование сущностной характеристики социальной активности позволило Г. П. Ивановой и Э. Ф. Шакировой определить ее как устойчивое интегративное качество личности, формирование которого происходит в процессе взаимодействия с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта, это качество является результатом социализации [7, с. 52]. Применительно к системе высшего профессионального образования можно выделить, как минимум, три группы условий формирования социально активной личности студента: организацию образовательного процесса, собственную учебно-познавательную деятельность студента и его систему отношений, реализуемую во внеучебной деятельности. В первой группе условий следует отметить профессионализм, мировоззренческую и социальную ответственность преподавателей, выступающих по отношению к студентам не только носителями научной и социально значимой информации и организаторами их учебно-познавательной деятельности, но и агентами социализации, успешно использующими все возможности образовательной среды для формирования социальной активности студентов. Вторая группа, прежде всего, связана со способностью студентов выступать субъектами собственной учебно-познавательной деятельности, поэтому в вузе должны быть созданы такие условия, которые поощряют стремление студента к саморазвитию важнейших профессиональных свойств и качеств, стимулируют его интерес к будущей профессиональной деятельности, позволяют более четко определить цели этого развития и пути их достижения. Это может быть реализовано через разработку системы педагогического мотивирования, организацию самостоятельной работы студентов и стимулирование научно-исследовательской деятельности или привлечение к
работе в научно-производственных организациях, созданных на базе вуза. Немаловажным является и создание в образовательной среде условий, позволяющих студентам реализовывать свою социальную активность, обеспечивающих их включенность в общественную жизнь вуза, факультета, группы и возможность самим стать ее творцами. Именно эта составляющая жизни студента задает ему образцы социальных взаимодействий, формирует гражданскую позицию личности, ее ответственность за результаты деятельности и за свое жизнетворчество в целом.
Повышение методического мастерства вузовских преподавателей, способных в рамках своей дисциплины использовать активные методы обучения, которые позволяют решать не только педагогические задачи, но способствуют развитию социально-коммуникативных навыков учащихся, стимулируют интерес к решению профессионально значимых задач и стремление студентов реализовывать полученные знания в будущей профессии.
Наш опыт работы в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы показывает их растущий интерес к проблеме использования активных методов обучения студентов. Этот интерес не случаен: ведь данные методы в большей степени, чем традиционные, способствуют формированию важных профессиональных умений и навыков, позволяют познакомить студентов с наиболее типичными профессиональными ситуациями и научить их творчески решать профессиональные задачи. Исследования показывают, что активные методы обучения не только сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения, но и позволяют студентам активно проявлять и формировать индивидуальные стратегии поведения и выработать собственный стиль в профессиональной деятельности, стимулируют процесс творческого мышления, способствуют формированию таких профессионально важных качеств, как умение оперативно принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать в проблемных ситуациях. Кроме того, активные методы обучения по сути своей являются социализирующими, поскольку при их использовании в процессе подготовки будущих специалистов создаются условия для формирования у них новых и более высоких форм мотивации - стремления к самовыражению и самопознанию, к самореализации в будущей профессиональной деятельности; задаются модели эффективных социальных взаимодействий и создаются условия для их отработки. Вместе с тем педагоги отмечают трудности, с которыми им приходится сталкиваться при подготовке к таким занятиям, среди них - недостаточная теоретическая и методическая разработанность данных методов, отсутствие единого алгоритма их процедурного исполнения, позволяющего творчески «перенести» его на кон-
кретные учебные дисциплины. Однако повышение компетентности преподавателей, касающейся использования в образовательном процессе вуза методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов, в полной мере может не только минимизировать обозначенные трудности, но и способствовать социально-психологической компетентности личности и направленности на профессиональное развитии. Ведь в основе любого активного метода обучения лежит принцип группового взаимодействия, в процессе которого воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделируется система отношений, характерных для данного вида практики, отрабатываются отношения сотрудничества, социальные роли, развиваются творческие способности профессионала.
Включение в программы обучения, независимо от получаемой специальности, социально-психологических тренингов, ориентированных на удовлетворение потребности обучающихся в личностном росте и развитии. В самом общем виде цель таких тренингов может быть определена как изменение психологических феноменов личности студента, направленное на гармонизацию его личностного и будущего профессионального бытия. Социально-психологические тренинги, программы которых направлены на развитие способностей к адекватной оценке себя и других людей, на изменение системы отношений личности и личностный рост участников, имеют мощный эффект последействия, когда участник тренинговой группы осмысливает полученный опыт и «встраивает» его в систему собственного видения жизни.
Одной из задач современного профессионального образования является подготовка специалиста, обладающего социально-психологической компетентностью, развитыми коммуникативными навыками и межличностной чувствительностью, сформированным профессиональным самосознанием и стремлением к личностному развитию. И в этом плане социально-психологический тренинг можно считать одним их наиболее эффективных методов формирования и развития этих свойств у студентов - будущих профессионалов.
В рамках одного вуза развивать систему дополнительного профессионального образования, доступного студентам-старшекурсникам. Известно, что после прохождения производственной практики у многих студентов формируются более четкие практические установки будущей профессиональной деятельности, происходит переоценка своих возможностей и профессиональных планов, актуализация новых ценностей, появляется стремление к развитию и углублению профессиональных знаний. Однако существенное сокращение аудиторных занятий в рамках подготовки бакалавров и магистров не позволяет им в полной мере реализовывать вновь появляющиеся профессиональные потребности. Вместе с тем зна-
чительное увеличение часов на самостоятельную подготовку дает возможность студентам творчески распоряжаться этим временем и использовать его, в том числе, на освоение дополнительных профессиональных программ, смежных с получаемой специальностью. Таким образом, у них появляется реальная возможность самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории профессионального развития и с максимальной пользой для себя как будущего профессионала использовать все, представленное высшим профессиональным образованием в период студенчества, когда человек еще не обременен серьезными жизненными проблемами, а основной задачей развития является формирование профессионального мировоззрения и самосознания как важнейшего условия будущей профессиональной успешности.
Заключение
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать заключение о том, что с позиций диахронического подхода профессиональную социализацию личности студента имеет смысл рассматривать как этап жизни, в котором он не только осознает необходимость профессионального развития, но и становится активным субъектом этого процесса. Результативность профессиональной социализации студента в условиях образовательной среды вуза обусловлена не только его собственной активностью, но и особенностями социальных отношений с преподавателями, профессионально-личностные свойства которых задают ему ориентиры собственного развития.
В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации студента в процессе обучения в вузе, можно выделить:
- необходимость создания условий для формирования и развития социальной активности личности;
- использование преподавателями в процессе обучения активных методов обучения, способствующих повышению социально-психологической компетентности;
- включение в программы обучения социально-психологических тренингов, ориентированных на удовлетворение потребности студентов в личностном росте и развитии;
- обеспечение условий для самостоятельного выстраивания студентами индивидуальных траекторий профессионального развития через создание в вузе системы дополнительного профессионального образования, доступного студентам-старшекурсникам.
Следует отметить, что сформулированные в данной статье психолого-педагогические условия успешной профессиональной социализации студентов - это авторская попытка проанализировать новые смыслы современного высшего профессионального образования, основной це-
лью которого становится не столько подготовка специалистов, имеющих хорошо сформированные профессиональные компетенции, «сколько формирование независимой, социально ответственной, способной к принятию оптимальных решений личности» [4, с. 229], стремящейся к самореализации и достижению вершин профессионализма. И опора на положения и принципы диахронического подхода при создании условий для организованной профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза в наибольшей степени обеспечивает успешное достижение данной цели.
Библиографический список
1. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. М., 1989. С. 5-13.
2. Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. С. 47-60.
3. ГлуханюкН. С.Дьяченко Е. В., Боголюбова О. В. Семантика Я-образа педагога в контексте профессиональной успешности // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004. С. 81-91.
4. Пойзер Б. Готовность к самоопределению // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 80-83.
5. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала. Харьков, 2005. 156 с.
6. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб., 2004. 176 с.
7. Иванова Г. П., Шакирова Э. Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. № 3. С. 51-56.
Professional socialization of a university student's Personality within Diachronic Aproach Context
Irina V. Arendachuck
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: arend-irinа@yandex.ru
The article argues that from the point of view of diachronic approach, professional socialization of a university student in the university educational environment can be viewed as a life stage when he/she becomes an active subject of the professional development process. 154 professors from three Saratov educational institutions of higher learning and 54 students from the Department of psychological, pedagogical and special education of Saratov State University took part in the empirical study. Researchers used a set of methods: polling, O. V. Potemkin's «Diagnostics of social and psychological personal orientations in motivational and needs' related spheres», Edgar Shein's «Career Anchors». It was discovered that professors' professional orientation towards altruism, work, freedom and creative self-realization helps students to orient themselves towards their personal professional development. The study found out that domineering career orientations in students are «professional competence» and
«service». Traditional forms of organization of university educational environment do not provide for students' successful professional socialization to the fullest extent, as only 46% of students are ready to implement the principle of «life-long learning»; 54% of students do not consider self-realization to be the leading motive for professional development. The applied aspect of the problem under study can be implemented in defining psychological and pedagogical conditions, which provide for students' successful professional socialization in the course of their academic career.
Key words: diachronic approach, professional development, professional socialization, psychological and pedagogical conditions for students' professional socialization.
References
1. Lomov B. F. Izuchenie cheloveka na osnove sistemnogo podkhoda (A person's study at the system approach's base). Chelovek v sisteme nauk. (Person in the sciences system). Moscow, 1989, pp. 5-13 (in Russian).
2. Kuz'mina N. V. Problemy professional'noy podgotovki spetsialistov v vuzakh. (Problems of professionals' training at universities). Problemy otbora i professional'noy pod-gotovki spetsialistov v vuzakh (Problems of professionals'
УДК 316.614
Р. М. Шамионов, А. Е. Сотников
Шамионов Раиль Мунирович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия
E-mail: [email protected]
Сотников Алексей Eвгеньевич - соискатель, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования соотношения жизненных ценностей и социально-психологических установок на различных этапах профессиональной социализации юристов (n = 258). Использованы методы опроса: «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, оригинальная анкета и методы математической статистики. По итогам исследований прослеживаются качественные изменения структуры ценностно-смысловой ориентации личности. Выявлены значимые корреляционные связи ценностей личности с социально-психологическими установками и представлениями на разных этапах профессионализации.
Ключевые слова: личность, профессиональная социализация юристов, ценностно-смысловые ориентации, установки.
selection and training at universities). Leningrad, 1970, pp. 47-60 (in Russian).
3. Glukhanyuk N. S., D'yachenko E. V., Bogolyubo-va O. V. Semantika Ya-obraza pedagoga v kontekste professional'noy uspeshnosti (Semantic of a teacher's I-image in the context of professional success). Psikhologiya sistemnogo funktsionirovaniya lichnosti. (Psychology of personality's system functioning). Saratov, 2004, pp. 81-91 (in Russian).
4. Poyzer B. Gotovnost' k samoopredeleniyu (Readiness to self-determination). Vysshee obrazovanie v Rossii (High education in Russia), 1998, no. 2, pp. 80-83 (in Russian).
5. Vereshchagina L. A., Karelina I. M. Psikhologiyapotreb-nostey i motivatsiya personala (Psychology of needs and stuff s motivation). Khar'kov, 2005. 156 p. (in Russian).
6. Chiker V. A. Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala (Organization's and stuff's psychological diagnostic). St.-Petersburg, 2004.176 p. (in Russian).
7. Ivanova G. P., Shakirova E. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial'no aktivnoy lichnosti studenta (Pedagogical conditions of formation of student's social-active personality). Akmeologiya (Acmeology). 2012, no. 3, pp. 51-56 (in Russian).
Введение
Современное изменяющееся общество предъявляет особые требования к личности профессионального юриста, прежде всего, к ее функциональности, структурной гибкости. На пути становления такой личности индивид приобретает определенные профессиональные знания, качества, свойственные представителям данной профессии. Усвоение норм, ценностей, ролевых моделей, разделяемых представителями профессиональной группы, происходит на протяжении длительного времени. В процессе профессиональной социализации человек неизбежно вступает в общественные отношения с другими людьми, которые относятся к данной профессиональной среде. Этот процесс предполагает личностную активность [1], поскольку взаимодействие и воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения самим субъектом социализации. Как известно, эффектом социализации выступает личностное и профессиональное самоопределение [2]. По сути, этот эффект выводит личность на уровень избирательного отношения к различным представлениям, складывающимся в обществе относительно своей профессиональ-
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЮРИСТОВ