Научная статья на тему 'Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования'

Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / EDUCATIONAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / SOCIAL ADAPTATION IN PRESCHOOL INSTITUTIONS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ / SOCIALIZATION IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Ольга Александровна, Погодаева Маргарита Викторовна

В статье рассматривается необходимость изменения характера деятельности образовательных учреждений в области сопровождения социализации обучающихся. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся на всех ступенях образования должны быть разработаны программы педагогической поддержки ребенка, направленные на оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем. Педагогическая поддержка призвана создавать атмосферу психологически безопасной среды, защитить ребенка, дать ему силы в преодолении жизненных трудностей, содействовать его самореализации. Для профессионального осуществления сопровождения требуется формирование соответствующих компетенций у студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Подготовка студентов направленная на формирование компетенций, связанных с осуществлением сопровождения процессов социализации, построена по двум направлениям: психолого-педагогическое сопровождение самих студентов и обучение их технологиям сопровождения процессов социализации для других групп обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение студентов лингвистического университета включает: профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую), консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционную работу (индивидуальную и групповую), психологическое просвещение и образование. Для формирования необходимых профессиональных компетенций у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» разработана учебная дисциплина «Сопровождение процессов социализации обучающихся». Ее содержание включает теоретические основы психолого-педагогического сопровождения и конкретные программы сопровождения для детей различного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова Ольга Александровна, Погодаева Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Students in the Direction of Training "Pedagogical Education" to Support the Socialization of Trainees at Different Levels of Learning

He article discusses the need to change the nature of the activities of educational institutions to support the socialization of students. The programs of pedagogical support aimed to support children in the solution of their individual problems have to be developed for implementation of psychological and pedagogical maintenance of the processes of socialization at all levels of education. Pedagogical support should create the atmosphere of psychologically safe environment and protect the child, to help in overcoming vital difficulties, and to promote children self-realization. For profesI sional realization of this support, the formation of competence must be required from students of "Pedagogical education" speciality. The training of students directed on formation of the competences connected with implementation of maintenance of processes of socialization is constructed in two directions: psychology and pedagogical assistance of students and teaching them the technologies of maintenance of the processes of socialization for other groups of trainees. Psychology and pedagogical assistance of students of linguistic university includes: prevention, diagnostics (individual and group), consultation (individual and group), correctional work (individual and group), psychological education and education The subject matter "Maintenance of the processes of socialization of trainees" is developed for forming necessary professional competences with bachelors of the direction of preparation "Pedagogical education". Its contents 1 Qfl includes theoretical bases of psychological and pedagogical maintenance and specific programs of maintenance for children of various age.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования»

УДК 748 ББК 74.5

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

I О.А. Молокова, М.В. Погодаева

Аннотация. В статье рассматривается необходимость изменения характера деятельности образовательных учреждений в области сопровождения социализации обучающихся. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся на всех ступенях образования должны быть разработаны программы педагогической поддержки ребенка, направленные на оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем. Педагогическая поддержка призвана создавать атмосферу психологически безопасной среды, защитить ребенка, дать ему силы в преодолении жизненных трудностей, содействовать его самореализации. Для профессионального осуществления сопровождения требуется формирование соответствующих компетенций у студентов направления подготовки «Педагогическое образование».

Подготовка студентов направленная на формирование компетенций, связанных с осуществлением сопровождения процессов социализации, построена по двум направлениям: психолого-педагогическое сопровождение самих студентов и обучение их технологиям сопровождения процессов социализации для других групп обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение студентов лингвистического университета включает: профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую), консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционную работу (индивидуальную и групповую), психологическое просвещение и образование.

Для формирования необходимых профессиональных компетенций у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» разработана учебная дисциплина «Сопровождение процессов социализации обучающихся». Ее содержание включает теоретические основы психолого-педагогического сопровождения и конкретные программы сопровождения для детей различного возраста.

133

Ключевые слова: социализация, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, социальная адаптация в дошкольном образовательном учреждении, социализация в вузе.

TEACHING STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING "PEDAGOGICAL EDUCATION" TO SUPPORT THE SOCIALIZATION OF TRAINEES AT DIFFERENT LEVELS OF LEARNING

I O.A. Molokova, M.V. Pogodaeva

Abstract. The article discusses the need to change the nature of the activities of educational institutions to support the socialization of students. The programs of pedagogical support aimed to support children in the solution of their individual problems have to be developed for implementation of psychological and pedagogical maintenance of the processes of socialization at all levels of education. Pedagogical support should create the atmosphere of psychologically safe environment and protect the child, to help in overcoming vital difficulties, and to promote children self-realization. For professional realization of this support, the formation of competence must be required from students of "Pedagogical education" speciality.

The training of students directed on formation of the competences connected with implementation of maintenance of processes of socialization is constructed in two directions: psychology and pedagogical assistance of students and teaching them the technologies of maintenance of the processes of socialization for other groups of trainees. Psychology and pedagogical assistance of students of linguistic university includes: prevention, diagnostics (individual and group), consultation (individual and group), correctional work (individual and group), psychological education and education

The subject matter "Maintenance of the processes of socialization of trainees" is developed for forming necessary professional competences with bachelors of the direction of preparation "Pedagogical education". Its contents 134 includes theoretical bases of psychological and pedagogical maintenance and specific programs of maintenance for children of various age.

Keywords: socialization, psychological and pedagogical support, educational support, social adaptation in preschool institutions, socialization in institution of higher education.

Глубокое социальное расслоение сегодняшнего российского общества влияет на положение детей самым болезненным образом, часто препятствуя их социализации. Адаптация ребенка к условиям детского сада, начальной, средней, высшей школы, формирование у него жизненного опыта, позволяющего гармо-

нично взаимодействовать с социумом, организовать безопасную жизнедеятельность в окружающем мире — это лишь небольшой перечень вопросов, решение которых связано с успешностью социализации. В связи с этим в настоящее время возникает необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных

учреждений в области сопровождения социализации обучающихся. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень бакалавр), в котором зафиксированы требования к результатам высшего профессионального образования, предусматривает для выпускника необходимость формирования способности «осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации... обучающихся» [1, с. 16]. Таким образом, встает вопрос подходов к формированию данной компетенции при обучении в вузе, позволяющих реализоваться в компетентность при осуществлении профессиональной деятельности выпускника.

Социализация в самом общем виде может быть определена как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [2, с. 362]. Такое широкое определение вполне характеризует объем этого явления и подтверждает, что обучающийся в ходе социализации может нуждаться в психолого-педагогическом сопровождении.

Само понятие «сопровождение» в педагогике трактуется по-разному. По нашему мнению, принципиально важным является признание его входящим в объем понятий педагогики поддержки как образовательной парадигмы гуманистической направленности.

По мнению О.С. Газмана, под педагогической поддержкой можно понимать «деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи-

ческим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением» [3, с. 60]. При разработке концепции педагогической поддержки он исходил из того, что развитие ребенка успешно тогда, когда возникает гармония двух различных по своей сути процессов, но заключенных в диалектическое единство в рамках образования, — социализации и индивидуализации. Эти процессы необходимы и равноценны для развития и самореализации личности. Но школы и педагогические коллективы в большей мере выполняют социализирующую функцию, слабо обеспечивая индивидуализацию. Обучение и воспитание, как специально организованные процессы, приобщают человека к общему и должному (в частности, воспитание рассматривается им как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения), а потому, по его мнению, в системе образования не существует процесса, развивающего в полной мере индивидуальность и субъектность личности. В качестве такого процесса должна была выступать педагогическая поддержка, которая имеет особые функции, не представленные при осуществлении обучения и воспитания.

По мнению Н.Н. Михайловой, место педагогической поддержки находится принципиально между процессами социализации и индивидуализации. Это место «проводника», обеспечивающее ребенку и педагогу движение друг к другу. А это движение преобразует условия их жизнедеятельности, препятствующие учителю

135

136

выполнять свои профессиональные задачи — обучать и воспитывать, а ребенку — учиться и совершенствоваться [4]. Если исходить из вышесказанного, то рассмотрение сопровождения обучающихся в процессе социализации как проявления педагогики поддержки предстает не совсем логичным. Однако развитие концепции педагогической поддержки привело к дальнейшей переоценке ее сути. Она стала рассматриваться и в более широком социокультурном контексте — как элемент сотрудничества и взаимодействия, позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации. Такой более широкий объем понятия «педагогическая поддержка» сближает его с процессами социализации, и нет никакой необходимости активно противопоставлять «педагогику необходимости» как педагогику социализации и «педагогику свободы».

Педагогическая поддержка, или сопровождение, предстает проявлением позиции педагога, которая выступает центральным моментом в жизненном и профессиональном самоопределении педагога. При этом выбор педагогом своей педагогической позиции понимается как выбор стратегической линии профессионального поведения [5].

Педагогическая поддержка — особая деятельность педагога, возможная лишь при наличии двух основных условий, без которых попытки организовать педагогическую поддержку оказываются мнимыми или неудачными: присутствия у педагога гуманистической позиции и достаточной самоорганизации самого ребенка. Ребенок воспринимает педагога, прежде

всего как личность, и вся передаваемая им информация рассматривается учеником в преломлении личностных качеств учителя. Таким образом, чтобы педагогическое сопровождение было направленным и эффективным, необходимы педагоги со сформированными убеждениями и четкой мировоззренческой позицией, развитыми нравственными качествами и навыками саморегуляции, активные и творческие, компетентные профессионалы, обладающие широкими общекультурными и профессиональными компетенциями. Обращаясь к педагогике поддержки как основе организации сопровождения ребенка в ходе социализации, мы получаем существенную возможность еще раз в процессе обучения обратиться к формированию направленности личности студента как будущего профессионала.

Целью педагогической поддержки является становление в сознании обучающегося представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться самостоятельно решать собственные проблемы, понимая, почему они происходят. При этом именно переходные периоды в жизни ребенка (поступление в детский сад, переход в школу, начало обучения в среднем звене и др.), значимые для социализации, всегда связаны с проблемами. От того, как пройдет процесс социализации, зависит социально-личностное развитие ребенка, его личностный рост.

Ребенок должен находиться в рефлексивной позиции по отношению к проблеме и на этой основе строить деятельность по ее разрешению. Поэтому для педагогической поддержки важно наличие проблемы или неопределенности. Она по-

зволяет удерживать «актуальное состояние» целостности человека, так как сводит в один узел противоречий и желания, и возможности, интенции и те условия, которыми он располагает [6]. Педагог работает в «зоне реальной проблемы ребенка». Проблема актуально может представлять собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития. Для него разрешение проблемы представляет не только снятие напряжения, но и своеобразный тренинг в реальных жизненных условиях, дающий опыт выстраивания отношения к себе, как к человеку, который может управлять ситуацией, благодаря своей воле и активности. Педагогическая поддержка занимается переводом актуального в потенциальное [4].

Педагогическая поддержка призвана создавать атмосферу безопасной среды, ее первая задача — защита ребенка. Согласно концепциям гуманистической психологии А. Мас-лоу, К. Роджерса, одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности, которая реализуется в стремлении избавиться от страхов и жизненных неудач. Чтобы ребенок мог развиваться в соответствии со своей внутренней природой, он должен ощущать уверенность и оптимизм, верить в успех того, что он делает. По мнению Л.Н. Куликовой, именно педагогическая поддержка способна снимать блокирование переживаний человеком его успехов и неудач, придает ему силы в преодолении учебных и жизненных сложностей, рождает доверие к собственным чувствам, мнениям, оценкам, а также открытость помощи ровесников и взрослых, надежду на будущее [7].

Таким образом, важно показать будущему педагогу широкий объем понятия «поддержка» и его глубокий гуманистический смысл, который и отличает это явление от любой другой помощи, оказываемой человеку, в том числе и в сфере образования, а также значение реализации психолого-педагогической поддержки для создания безопасной образовательной среды.

Результаты исследования, проведенного А.В. Серым, показали, что, внедрение такой формы психолого-педагогического сопровождения, как «тренинговое обучение», в структуру образовательного процесса вуза, позволяет повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов деонтологически-ориенти-рованных профессий [8].

Основное отличие сопровождения от поддержки, помощи или защиты многие исследователи видят только в том, что педагогическое сопровождение предусматривает комплекс мер и пролонгированного присутствия в жизни человека, а не разовой помощи в затруднительных ситуациях. Педагогическое сопровождение осуществляется непрерывно и не прекращается при решении проблемы, как это происходит при оказании педагогической помощи.

В учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой [9] педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение рассматриваются как формы педагогической деятельности, различающиеся по степени участия педагога, а потому забота предназначается малышам, помощь — младшим школьникам, поддержка — подросткам, сопровождение — старшеклассникам.

137

138

Таким образом, сопровождение подразумевает максимум самостоятельности самого ребенка и минимальное содействие педагога. Педагогическая поддержка перерастает в сопровождение. Последняя точка зрения достаточно распространена: «в оптимально организованной педагогической практике... педагогическая поддержка преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка (подростка)» [10, с. 54].

В сфере образования в последнее десятилетие проблема педагогической поддержки/сопровождения стала значимой для субъектов любого возраста, а потому диапазон использования этого понятия расширился от дошкольного до вузовского образования. Следовательно, необходимо понимание того, что помощь в решении конкретных проблем, как социализации так и индивидуализации личности, может потребоваться на всех этапах получения образования, но ее содержание и формы будут различными. Поэтому при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения важно знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и методов работы с ними, что создает высокую психологическую емкость такого сопровождения. Обращение к проблемам сопровождения позволяет знания общей, возрастной, социальной психологии, психологической диагностики, педагогики, педагогической конфликтологии и т.д. объединить при рассмотрении конкретной деятельности педагога.

На наш взгляд, подготовка студентов направления «Педагогическое образование», направленная на фор-

мирование компетенций, связанных с осуществлением сопровождения процессов социализации, должна быть построена по двум направлениям: психолого-педагогическое сопровождение самих студентов и обучение их технологиям сопровождения процессов социализации для других групп обучающихся (дополнительное образование, дошкольное, полное среднее, начальное среднее и высшее профессиональное образование).

В рамках первого направления по сопровождению студентов лингвистического университета нами традиционно осуществляется следующая деятельность: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), консультирование (индивидуальное и групповое), коррек-ционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование.

Психодиагностика проводится для определения индивидуальных особенностей личности, ее интересов и мотивов поведения, потенциальных возможностей в процессе обучения, для выявления причин трудностей в обучении, развитии, адаптации.

Психологическое консультирование студентов осуществляется в рамках работы Психологического центра ИГЛУ по вопросам межличностных отношений, внутриличностных конфликтов, личностного роста, взаимоотношений с противоположным полом, профилактики и разрешения педагогических конфликтов, повышения педагогической компетентности всех участников педагогического процесса, оказывается помощь в разрешении конкретных жизненных ситуаций.

Психологическая коррекция направлена на поддержку обучающих -

ся на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и проблем студентов, определяемых в ходе диагностики; особенностей жизненной ситуации и индивидуальной образовательной траектории. Индивидуальное консультирование и кор-рекционная работа проводятся с целью снижения уровня ситуативной тревожности, устранению проблем в коммуникации с однокурсниками, создания условий для реализации творческого потенциала студентов, их активного включения в социальные отношения.

Психологическое просвещение и образование проводится в ходе изучения специальных дисциплин: психологии, специальной психологии, психодиагностики, психолого-педагогического практикума. Оно направлено на познание самого себя, личностный рост, формирование ценностно-смысловой саморегуляции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, профессиональное самоопределение обучающихся.

Таким образом, сопровождение самих студентов, на наш взгляд, выступает важным элементом формирования их профессиональной компетенции, связанной с сопровождением обучающихся на различных этапах образования. Следует отметить, что студенты направления подготовки «Педагогическое образование» выступают тьюторами для первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе, что свидетельствует о готовности оказывать помощь тем, кто в ней нуждается в образовательном пространстве университета.

Для реализации второго направления, на наш взгляд, целесообразно создание отдельного курса, который,

базируясь на физиологических, психологических и педагогических знаниях, полученных ранее, позволит сосредоточиться на особенностях сопровождения обучающихся, исходя из профиля получаемого образования, возраста обучаемых, психофизиологического развития, социального статуса и т.д. В связи с этим для становления гуманистической позиции и формирования необходимых профессиональных компетенций у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» нами была разработана и предложена студентам учебная дисциплина «Сопровождение процессов социализации обучающихся». Ее содержание связано не только с теоретическими основами психолого-педагогического сопровождения и особенностями социализации, но и обращено к конкретным программам сопровождения для детей различного возраста.

Так, при рассмотрении сопровождения детей дошкольного возраста, мы исходим из того, что при поступлении ребенка в дошкольное учреждение проблема его социальной адап- I39 тации стоит особенно остро, возникают серьезные угрозы его психологической безопасности связанные с изменением обстановки и контактом с незнакомыми взрослыми и детьми: на начальном этапе отсутствует система доверительно-дружеских отношений между ребенком и взрослым, ребенком и другими детьми; новая среда не имеет референтной значимости для малыша; ребенок испытывает серьезный стресс, вызванный разлукой с матерью; возможно давление со стороны педагогов. Хроническая тревожность, возникающая на этом этапе социализации, может являться факто-

140

ром возникновения патологических процессов во многих системах организма. Нарушения привычных условий жизнедеятельности приводят к изменению эмоционального состояния. Чем внезапнее изменяется окружающая ребенка обстановка, тем глубже и серьезнее эти изменения [11]. Стресс проявляется в высокой тревожности, страхе, нежелании вступать в игры, контактировать со взрослыми и сверстниками, плохом сне и аппетите. Задача педагогов — скорейше преодоление адаптационного стресса, создание обстановки доверия и защищенности, отношений сотрудничества и субъект-субъектного общения.

Для реализации психолого-педагогического сопровождения социализации ребенка в дошкольном учреждении нами была разработана программа, которая включает три консультационных занятия с родителями по подготовке ребенка к посещению детского сада; семинар для воспитателей младшей группы, принимающей малышей; пребывание родителей в дошкольном учреждении в первые две недели адаптационного периода; создание комфортной пред-мето-развивающей среды, включающей знакомые игрушки, семейные альбомы, «частички домашней обстановки»; групповые занятия с психологом для развития коммуникативных навыков малышей в детском саду, преодоления страха, застенчивости, неуверенности, установления контактов с детьми и взрослыми, индивидуальные консультации с психологом с участием родителей и воспитателя для изучения личностных особенностей данного ребенка, условий воспитания в семье.

Консультации для родителей посвящены обсуждению вопросов режима дня, организации взаимодействия и однонаправленности в воспитательной деятельности родителей и педагогов, формированию предметно-развивающей среды ребенка.

Существенное влияние на уровень психологической безопасности в образовательной среде оказывают личностные качества педагогов, атмосфера доверия и сотрудничества в педагогическом коллективе, взаимоуважение, приоритетность духовно-нравственных ценностей [12]. Семинары для педагогов включают изучение подходов и этапов формирования психологически безопасной образовательной среды, тренинги, диагностику профессиональной готовности к проведению адаптационного периода.

Психологические занятия построены на основе личностного подхода. В ходе занятий психолог создает ситуации, требующие проявления социальной активности, в процессе разрешения которых возникают позитивные изменения в поведении, общении, отношении к себе и другим людям. Для групповых занятий использовались коммуникативные игры, игры-драматизации, психотерапевтические упражнения [13]. В процессе игры дети учатся общению, разрешению возможных конфликтов. Широко используются подвижные игры, снимающие эмоциональное напряжение, упражнения на развитие навыков самоуправления своим эмоциональным состоянием: способность переключаться от негативных переживаний на позитивные. Мир сказки открыт и близок для ребенка, поэтому на занятиях используются сказочные сюжеты, в которых дети выступают в роли

героев, помощников, принцесс, богатырей, сопереживают, радуются, огорчаются, учатся решать проблемы вместе со сказочными персонажами [14]. Эффективно используются продуктивные виды деятельности, специальные приемы, которые служат целям сплочения детской группы, развивают навыки общения, формируют умение адекватно выражать свои эмоции. Студенты направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» получают возможность уже во время педагогической практики использовать приобретенные знания.

Формирование у студентов способности «осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации. обучающихся» связанно со спецификой области получаемого образования. Так, показанный пример программы сопровождения дошкольников актуален для подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование». Для подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности важно формирование у студентов определенных личностных качеств: саморегуляции, творческой активности, ответственности, позволяющих своевременно и адекватно реагировать в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, и умение формировать их у будущих учеников.

Однако независимо от получаемой квалификации критерием качества профессиональной подготовки будущего педагога становится сфор-мированность у него качеств личности безопасного типа, позволяющих внедрять в педагогическую практику идеи безопасной жизни и безопасного взаимодействия со всеми элементами окружающего мира, в частно-

сти при осуществлении психолого-педагогического сопровождения на различных этапах образования.

В заключение следует отметить, что, несмотря на некоторое неоднозначное понимание возможности сочетания функций педагогической поддержки и социализации личности, при обучении будущих педагогов необходимо рассматривать сопровождение учащихся в процессе социализации в русле этой гуманистической парадигмы. Проблемы конкретного ребенка, нуждающегося в психологической и педагогической помощи, в том числе в процессе социализации, могут и должны решаться так, чтобы при обеспечении личной безопасности способствовать его развитию и самореализации. Такой подход сопряжен с созданием гуманистически ориентированной ценностно-смысловой сферы личности педагога, без которой сформированная нами компетенция не реализуется в профессиональной компетентности специалиста. По мнению М.С. Яницкого и соавторов, развитие ценностно-смысловой сферы учащегося должно рассматриваться одновременно и в качестве цели, и в качестве результата педагогического процесса [15].

Кроме того, при формировании компетенций, связанных с сопровождением процессов социализации обучающихся, важно наличие хорошо организованного сопровождения самих студентов в вузе (например, на этапе адаптации их к обучению в вузе), а также разработка и использование конкретных технологий сопровождения обучающихся на разных возрастных этапах, соответствующих профилю подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование».

141

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр» [Текст] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011г. № 46.

2. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Розум. - СПб. : Речь, 2006.

3. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М. : Инноватор, 1995. - №3. - 154 с.

4. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка как норма педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Михайлова // Миссия классного руководителя. Новые ценности образования. - М. : НЦО, 2007. - № 1 (31). - С. 129-138.

5. Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / И.А. Колесникова. - Л., 1991.

6. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка : учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. -М. : МИРОС, 2001.

7. Куликова, Л.Н. Воспитывать себя: книга 142 для учашдхся [Текст] / Л.Н.Куликова. -

М. : Просвещение, 1991.

8. Серый, А.В. Становление компетентности практического психолога [Текст] / А.В. Серый // Высшее образование в России. - 2005. - № 5. - С. 63-66.

9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / под ред. В.А. Сласте-нина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006.

10. Пакалина, Е.Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах [Текст] / Е.Н. Пакалина // Эксперимент и инновация в школе. - 2010. - № 6. - С. 53-59.

11. Вершинина, Л.В. Основные подходы к профилактике осложнений в период адаптации детей раннего возраста к дошколь-

ному образовательному учреждению [Текст] / Л.В. Вершинина, Ю.А. Глущенко, О.В. Леонтьева // Вестник ТГПУ. - 2004.

- № 5. - С. 31 — 33.

12. Калашникова, М.Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде [Текст] / М.Б. Калашникова // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 108-116.

13. Волобуева, Н.А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения [Текст] / Н.А. Волобуева, Т.В. Климова, В.М. Ширшова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

- 2012. - Т. 9, № 5. - С. 14-19.

14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2010.

15. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии [Текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. - 2013. - № 1. -С. 175-186.

REFERENCES

1. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie, kval-ifikacija (stepen') «bakalavr» [FSES in the direction of preparation 050100 Pedagogical education, qualification (degree) "the bachelor"], Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 g., № 46.

2. Rozum S.I. Psihologija socializacii i social'noj adaptacii cheloveka [Psychology of socialization and social adaptation of man], SPb., Rech', 2006, 365 p.

3. Gazman O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema [Pedagogical support of children in education as innovative problem], Novye cennosti obrazovanija: desjat' koncepcij i jesse, 1995, No. 3, 154 p.

4. Mihajlova N.N. Pedagogicheskaja podderzhka kak norma pedagogicheskoj dejatel'nosti [Pedagogical support as the norm of pedagogical activity], Missija klassnogo ruko-voditelja. Novye cennosti obrazovanija, 2007, No. 1 (31), pp. 129-138.

5. Kolesnikova I.A. Teoretiko-metodologiches-kaja podgotovka uchitelja k vospitatel'noj

rabote v cikle pedagogicheskih discipline [Theoretical and methodological preparation of teachers to educational work in a series of pedagogical disciplines], Doctor of Pedagogy, Thesis Summary, L., 1991, 449 p.

6. Mihajlova N.N., Jusfin S.M. Pedagogiche-skaja podderzhka [Pedagogical support], M., MIROS, 2001, 208 p.

7. Kulikova L.N. Vospityvat' sebja [Educate yourself], M., Prosveshhenie, 1991, 143 p.

8. Seryj A.V. Stanovlenie kompetentnosti prak-ticheskogo psiholo-ga [Formation of competence of the practical psychologist], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2005, No. 5, pp. 63-66.

9. Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical support of the child in learning], M., Academy, 2006, 288 p.

10. Pakalina E.N. Psihologo-pedagogicheskaja podderzhka i soprovozhdenie kak uslovie preduprezhdenija otchuzhdenija ot obrazo-vatel'nogo processa v detskom, podrostko-vom i junosheskom vozrastah [Psychological and pedagogical support and tracking as the condition of prevention of alienation from educational process in child, teenage and adolescent ages], Jeksperiment i inno-vacija v shkole, 2010, No. 6, pp. 53-59.

11. Vershinina L.V., Glushhenko Ju.A., Leont'e-va O.V. Osnovnye podhody k profilaktike

oslozhnenij v period adaptacii detej rannego vozrasta k doshkol'nomu obrazovatel'nomu uchrezhdeniju [The main approaches to the prevention of complications during the period of adaptation of young children to preschool educational institution], Vestnik TGPU, 2004, No. 5, pp. 31-33.

12. Kalashnikova, M.B. Vlijanie vospitatelja na psihologicheskuju bezopasnost' doshkol'nika v obrazovatel'noj srede [Influence of the tutor on psychological safety of the preschool child in educational environment], Mir psi-hologii, 2010, No. 1, pp. 108-116.

13. Volobueva N.A., Klimova T.V., Shirshova V.M. Adaptacija detej k uslovijam doshkol'nogo uchrezhdenija [Children adaptation to the conditions of preschool establishment], Vestnik Novosibirskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universite-ta, 2012, T. 9, No. 5, pp. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Trening po ska-zkoterapii [Training on fairytail therapy], SPb., Rech', 2010.

15. Janickij M.S., Seryj A.V., Peleh Ju.V. Cen-nostno-smyslovaja paradigma kak osnova postneklassicheskoj pedagogicheskoj psi-hologi, Filosofija obrazovanija [Axiological paradigm as the basis of post-non-classical educational psychology], 2013, No. 1, pp. 175-186.

Молокова Ольга Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета, omolokova@mail.ru Molokova O.A., PhD in Biology, Associate Professor, Psychology, Conflictology and Principles of Personal and Social Safety Department, Irkutsk State Linguistic University, omolokova@mail.ru

Погодаева Маргарита Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета, margopog@rambler.ru Pogodaeva M.V., PhD in Biology, Associate Professor, Psychology, Conflictology and Principles of Personal and Social Safety Department, Irkutsk State Linguistic University, margopog@rambler.ru

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.