Научная статья на тему 'Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании'

Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT / VOCATIONAL EDUCATION / SOCIALIZATION / STUDENT / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрина Виктория Михайловна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В статье обосновывает актуальность реализации технологии педагогической поддержки в профессиональном образовании, создания условий для развития индивидуальных способностей обучающихся. На основе идей Олега Семёновича Газмана раскрывается механизм технологии педагогической поддержки студентов в образовательном процессе. Идея педагогической поддержки направлена на развитие способности студента решать свои жизненные проблемы, самому делать выбор в отношении сложностей своей жизни, тема свободы начинает приобретать смысл развития субъектности обучающегося в отношении к своей жизни. Предлагаются этапы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, реализация которых способствуют повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в условиях профессионального образования. Сделан вывод о том, что технология педагогической поддержки оказывается тем фактором, который благоприятствует как личностному росту обучающегося, так и его успешности, она необходима для самообразования и раскрытия личного потенциала обучающихся, а также для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрина Виктория Михайловна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL EDUCATION

The article substantiates the relevance of the implementation of technology pedagogical support in vocational education, creating conditions for the development of individual abilities of students. Based on the ideas of Oleg Semenovich Gazman, the mechanism of technology of pedagogical support of students in the educational process is revealed. The idea of pedagogical support is aimed at developing the student’s ability to solve his life problems, making choices for the complexities of his life, the topic of freedom begins to acquire the meaning of the development of the student’s subjectivity in relation to his life. The stages of pedagogical support of professional self-determination of students are proposed, the implementation of which contributes to increasing the level of readiness for professional self-determination of students in vocational education. It is concluded that the technology of pedagogical support is the factor that favors both the personal growth of the student and his success, it is necessary for self-education and the personal potential of the students, as well as for improving the level of professional training of students.

Текст научной работы на тему «Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании»

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ORGANIZATION OF OPEN EDUCATIONAL SPACE IN THE UNIVERSITY

Annotation. The article addresses the issue of the significance of open educational space at a higher educational institution. "Open space" is an open educational space associated with the development and study of situations, conditions, scenarios and facilities that ensure successful learning, taking into account the landscape design of the room. The article substantiates the use of educational spaces on the example of a university: presents the goals, objectives, forms of organization of classes in the framework of the main professional educational program.

Key words: "Open space", forms of organization of classes.

УДК 371.3

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Юрина Виктория Михайловна, студент

(e-mail: yurinavm@st.mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (z.v.smirnova@mininuniver.ru)

В статье обосновывает актуальность реализации технологии педагогической поддержки в профессиональном образовании, создания условий для развития индивидуальных способностей обучающихся. На основе идей Олега Семёновича Газмана раскрывается механизм технологии педагогической поддержки студентов в образовательном процессе. Идея педагогической поддержки направлена на развитие способности студента решать свои жизненные проблемы, самому делать выбор в отношении сложностей своей жизни, тема свободы начинает приобретать смысл развития субъектности обучающегося в отношении к своей жизни. Предлагаются этапы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, реализация которых способствуют повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в условиях профессионального образования. Сделан вывод о том, что технология педагогической поддержки оказывается тем фактором, который благоприятствует как личностному росту обучающегося, так и его успешности, она необходима для самообразования и раскрытия личного потенциала обучающихся, а также для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: технология педагогической поддержки, профессиональное образование, социализация, студент, профессиональное образование, самоопределение

В настоящее время, образование является особенной социально-культурной сферой в жизни каждого человека. Современному российскому обществу нужны образованные, духовно развитые люди, такие, которые могли бы самостоятельно принимать важные решения, которые отличались бы энергичностью, мобильностью, результативностью, и имели чувство ответственности за будущее своего государства. Образование призвано достигать такие задачи как, воспитание человека, готового к трудоустройству, к переменам социальной жизни, а также к сбережению культуры, правопорядка и окружающей среды. Но такие факторы, как, осложнение социальной среды, избыток ложной информации и понижение воспитательных возможностей семьи отрицательно сказываются как на качестве обучения детей, так и на их адаптации и социализации к окружающему миру.

Многие учёные в своих исследованиях говорят о том, что студентов с нарушенным поведением, с повышенным уровнем раздраженности и тревожности становится всё больше. Тем самым, одним из главных направлений модернизации образования составляет создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, и отношение к проблеме педагогической поддержки развития личности.

Понятие «педагогическая поддержка» впервые в отечественную педагогику ввёл Олег Семёнович Газман. Его идея педагогической поддержки направлена на развитие способности ученика решать свои жизненные проблемы, самому делать выбор в отношении сложностей своей жизни. О.С.Газман говорил о необходимости создания для личностного развития студентов такого рода ситуаций, в которых они будут видеть и чувствовать ситуацию свободы. Именно в этом и состоял один из смыслов игровых ситуаций. Но в концепции «педагогической поддержки» тема свободы начинает приобретать смысл развития субъектности обучающегося в отношении к своей жизни.

Основополагающей в данном направлении стала разработка группой О. С. Газмана моделей деятельности освобождённого педагога (воспитателя). Речь шла о следующем: если в соответствии с новыми ценностными ориентирами главным станет переход к защите интересов школьника и помощь в решении его проблем, индивидуальной личностной работе с каждым студентов, тогда эта работа должна войти в функционал педагога и стать существенной частью его нормативной деятельности.

Педагогическая поддержка является как часть образования, а также частью целого наряду с другими элементами. Такими элементами были признаны - воспитание и обучение. Вопрос о педагогической поддержке как

части образования стал актуальным, так как раннее никем не рассматривался как подсистема целого [1].

В последующих работах тема педагогической поддержки становится для Газмана одной из самых существенных в общем поле его научно-практических интересов. О. С. Газман был убежден, что педагогика свободы является именно той деятельностью взрослых, которая сможет открыть ребенку путь к образованию через «научение» его свободе выбора. Данное направление педагогической деятельности должно одновременно открываться во всей форме возможных ситуаций, останавливаясь тем самым на нужном варианте, т.е., начиная, от тактики защиты обучающегося, который подавлен внешними факторами, до той тактики страховки, когда студенты попадают всё в более рискованные ситуации.

По мнению учёного-педагога, содержание педагога базируется на внутренней и внешней культуре личности, составляющую целостность и включающие в себя такие качества и особенности личности, которые помогут индивиду развиваться, таким образом, чтобы избегать конфликтов и вносить вклад в развитие общества. Среди приоритетных направлений базовой культуры можно выделить такие как семейных отношений, жизненного самоопределения, экономическая, политическая, правовая, нравственная, коммуникативная, экологическая, физическая культура [4].

К нормам педагогического взаимодействия Олег Семенович относил, к примеру, любовь, душевную теплоту, отзывчивость, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать, а также способность выразить помощь, поддержку при решении какой-либо проблемы, чтобы обучающиеся имели право на свободу выбора, поощрение и самореализацию. Особое внимание он предлагал обращать в педагогической деятельности на анализ самого себя, регулярный самоконтроль, а также готовность к перемене своей позиции и самооценки.

Педагог утверждал, что главной обязанностью педагога в процессе воспитания является ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации обучающихся. Он придерживался мнения, что воспитание должно содержать в себе две цели. С одной стороны, цель как идеал, а с другой, реальная цель [5].

В основе идеальной цели он понимал целевую установку на формирование индивидуальной, творческой, развитой личности. В качестве реальной цели воспитания он определял то, что каждому студенту необходимо дать начальное образование и культуры. Это поможет им создать условия для развития тех качеств и свойств личности, для которых существует желание самого индивида и объективные возможности семьи, общества в целом.

Задачи педагогической деятельности состоят в следующем. Это и создание условий для развития учениками лидерских качеств через активизацию их позиции как участников воспитательного процесса, и формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре. Также важной задачей является повышение твор-

ческой активности и мотивации к учебе, формирование нравственной позиции, воспитание морально-нравственных норм, постоянное совершенствование воспитательной работы и создание здоровых творческих отношений между обучающимися и педагогами [2].

Олег Семёнович уделял большое внимание взаимодействию педагога и обучающегося в процессе воспитания, которое должно, в первую очередь, базироваться на гуманистических принципах. Он полагал, что для этого в педагогической деятельности нужно придерживаться некоторым правилам, которые основываются на том, что студенты не должны являться средством достижения педагогических целей, ведь самореализация педагога выражается в творческой самореализации обучающихся.

Преподавателю необходимо принимать своих студентов такими, какие они есть, а при наличии каких-то трудностей помогать справляться с ними с использованием нравственных средств. Один из принципов говорит о том, что нельзя унижать как достоинства своей личности, так и личности своих обучающихся.

Важным в данной концепции является тезис о том, что педагогу необходимо оказывать ту поддержку студенту в решении его проблем, которая формировала бы его нравственные ценности, укрепляла психологическое здоровье, развивала способности для его самоопределения и самосовершенствования.

Механизм технологии педагогической поддержки студентов формируется на взаимных действиях студента и преподавателя, который реализуется на следующих этапах:

- диагностический (состоит из выявлении проблемы и установлении связи педагога и студента);

- поисковый (состоит в организации поиска тех причин, из-за которых возникают проблемы);

- договорный (заключается в формирование договорных отношений);

- деятельностный (осуществляется в том, что обучающийся действует самостоятельно, а педагог оказывает ему безотлагательную помощь);

- заключительный (на этом этапе происходит совместное обсуждение между педагогом и обучающимся всех побед и неудач, которые возникли на вышеперечисленных этапах).

Олег Семёнович был уверен, что студенты развиваются более удачно, если они находятся в единстве процессов социализации и индивидуализации. При социализации студенты приобретают ценности, нормы поведения, установленные обществом, а при индивидуализации формируется их личность.

Педагогическую поддержку учёный-педагог определял, как оперативную и превентивную помощь студентам в решении их индивидуальных проблем.

Технология педагогической поддержки направлена на поддержку здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающего режима их жизни, приобщение к занятиям, укрепляющим здоровье [3].

Одним из главных моментов стало то, что нужно оказывать поддержку в интеллектуальном развитии обучающихся, посредством чего выявляются их познавательные интересы. Это может быть помощь в выборе личного образовательного пути, который потом перейдет в выбор своей будущей профессии.

Совершенно точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией, с инициативой и самоопределением ребенка, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

В рамках педагогической поддержки ни в коем случае неприемлемо манипулирование. Это ее основное отличие от воспитания. Вместе с тем, зачастую педагоги рассматривают именно ее как проявление своеобразного завуалированного манипулирования.

Обучающимся главное чувствовать то, что они не одиноки непосредственно в момент встречи с проблемой, что рядом с ними всегда находится человек, к которому они в любую минуту могут обратиться.

Если проанализировать работу современных преподавателей, можно увидеть вышеперечисленные этапы, которые основаны на способах осуществления педагогической поддержки обучающихся в решении значимой для него проблемы. При поддержке преподавателя обучающийся находит варианты и пути решения проблем, о которых они совместно договариваются. А после этого, вместе обсуждают положительные и отрицательные моменты.

Система, разработанная О.С.Газманом, несомненно, очень актуальна и на данном этапе развития педагогической мысли, деятельности и воспитания. Педагоги помогают студентам успешно осваивать социально значимые ценности, культуру поведения. Преподаватели активно обучают студентов познавать и развивать свой внутренний мир, содействуют обучающимся в решении актуальных задач обучения и социализации. Также большое внимание оказывается решению проблемы с выбором будущей профессиональной деятельности, проблемы взаимоотношения со сверстниками и родителями.

Опыт в педагогической деятельности говорит о том, что создание, так называемых «проблемных групп» обучающихся в рамках конкретной образовательной организации и «педагогических коллективов» во главе педагогов-предметников, педагогов-психологов, а также кураторов, которые работают с такими группами студентов. Это направлено на ориентирование индивидуальных потребностей и интересов обучающихся, на их личные проблемы и планы на будущее.

Критерием качества образовательного процесса является отличающийся разнообразием успеха обучающегося, в ходе которого он становится на-

много самостоятельнее, серьезнее и опытнее. Студент всё больше готов к самосовершенствованию и самоопределению, благодаря гуманной обстановке в процессе обучения. А технология педагогической поддержки оказывается тем фактором, который благоприятствует как личностному росту обучающегося, так и его успешности [4].

Важно отметить и тот факт, что реформирование современного образования касается, как правило, главным образом изменения непосредственно содержания образования, создания различных вариантов программ обучения и условий для функционирования разных типов образовательных учреждений. Между тем педагогическая поддержка студента зачастую остается без должного внимания. Ошибка в том, что существует необходимость пересмотра системы организации не только учебного процесса, но и всех иных условий, которые способны максимально облегчить путь продвижения обучающегося не только в образовании, но и в жизни. На наш взгляд для того, чтобы обучающийся смог успешно обучаться, осваивать социально значимые ценности, выбрать свой жизненный и профессиональный путь, ему безусловно необходима педагогическая поддержка.

Таким образом, одним из важнейших элементов современной системы воспитания обучающихся является педагогическая деятельность по оказанию помощи обучающимся в решении значимой для него проблемы. Считаем нужным отметить, что успешность педагогического влияния на развитие личности обучающегося, на становление и проявление его индивидуальности, зависит именно от того, насколько конкретный педагог обладает способностью вовремя заметить, увидеть, правильно понять и корректно помочь в решении той или иной проблемной ситуации, в которой оказался один из его студентов.

Список литературы

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.

4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

5. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

Yurina Victoria Mikhailovna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia(e-mail: vaganova_o@rambler.ru).

Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

(z.v.smirnova@mininuniver.ru).

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article substantiates the relevance of the implementation of technology pedagogical support in vocational education, creating conditions for the development of individual abilities of students. Based on the ideas of Oleg Semenovich Gazman, the mechanism of technology of pedagogical support of students in the educational process is revealed. The idea of pedagogical support is aimed at developing the student's ability to solve his life problems, making choices for the complexities of his life, the topic of freedom begins to acquire the meaning of the development of the student's subjectivity in relation to his life. The stages of pedagogical support of professional self-determination of students are proposed, the implementation of which contributes to increasing the level of readiness for professional self-determination of students in vocational education. It is concluded that the technology of pedagogical support is the factor that favors both the personal growth of the student and his success, it is necessary for self-education and the personal potential of the students, as well as for improving the level of professional training of students.

Keywords: technology of pedagogical support, vocational education, socialization, student, vocational education, self-determination

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.