Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 45-49.
удк 378 Е.В.Яшковд, Н.Л.Синева, Г.А.Плесовских, М.С.ШиПУЛЛО
Современные исследования педагогической поддержки в процессе профессиональной подготовки студента-менеджера
В статье авторами проводится генезис понятия «педагогическая поддержка». Данное понятие определяется как направление деятельности преподавателя по оказанию помощи личности обучающегося в решении его проблем, в том числе будущего выпускника-менеджера. Авторами определяется, что в рыночных условиях усложняется деятельность менеджера, которая предполагает исполнение функций администратора, исследователя, психолога, хозяйственника, общественного деятеля и др. Выявляются актуальные аспекты оказания педагогической поддержки и помощи в условиях профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях. Авторы статьи отмечают возрастание интереса современных ученых и практических работников к феномену педагогической поддержки. Используется комплексный подход, который обеспечивает возможность инновационного взгляда на современные концепции, среди которых: воспитание человека культуры; педагогики свободы и педагогической поддержки; дидактической модели личностно-ориентированного образования; самоорганизуемой педагогической деятельности и др. Определяется основополагающая роль педагогической поддержки по эффективной подготовке менеджера для будущей управленческой деятельности.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, личность, самостоятельность, профессиональная подготовка, менеджер, исследования, инновации, развитие
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 45-49.
E . V. YAS H KO VA, N.L.SiNEVA, G . A. P L E so VS Ki KH, M.S.SHiPULO
Modern studies of pedagogical support in the process of professional training of the student-manager
In the article the authors carry out the genesis of the concept of "pedagogical support". This concept is defined as the direction of the teacher's activities to assist the learner's personality in solving his problems, including the future graduate manager. The authors determine that in the market conditions the manager's activity becomes more complicated, which assumes the performance of the functions of administrator, researcher, psychologist, business executive, public figure, etc. The actual aspects of providing pedagogical support and assistance in the conditions of professional training of students in higher educational institutions are revealed. The authors of the article note the growing interest of modern scientists and practitioners in the phenomenon of pedagogical support. An integrated approach is used that provides an opportunity for an innovative perspective on modern concepts, among them: the education of human culture; pedagogy of freedom and pedagogical support; didactic model of personality-oriented education; self-organized pedagogical activity, etc. The basic role of pedagogical support for the effective preparation of a manager for future management activities is determined.
Keywords: pedagogical support, personality, independence, vocational training, manager, research, innovation, development
овременное высшее образование должно / открывать перед человеком возможности V__" как профессиональной подготовки будущего конкурентоспособного специалиста, так и развития его как личности. Это требует проявления особого внимания к студенту-будущему выпускнику по направлению подготовки «Менеджмент», начиная с первых дней его пребывания в высшем учебном заведении, что обусловлено трудностями адаптационного периода. Будущая деятельность менеджера в рыночных условиях предполагает исполнение функций администратора, исследователя, психолога, хозяйственника, общественного деятеля и др. Настоящий менеджер становится творцом, умеющим сочетать свободу действий с высокой организованностью и альтернативой выбора, находить свой стиль работы, общения с персоналом. Исходя из указанных обстоятельств, процесс профессиональной подготовки таких выпускников в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами [16]. Для преодоления трудностей преподавательскому составу вуза необходимо оказывать обучающемуся педагогическую и психологическую помощь и поддержку на всех этапах становления его как личности и профессионала в области управления.
В последние годы идея педагогической поддержки личности, а также индивидуализации образовательного процесса активно разрабатывается педагогами и психологами, точка зрения которых не всегда совпадает, поскольку в психологии чаще всего говорят о «сопровождении», а в педагогике - о «поддержке» личности, формировании ее качеств [16]. Обратимся к имеющимся толкованиям понятия «поддержка». В.И.Даль [5] это слово связывает со значением глагола «поддерживать» - служить опорой для крепости, опорной точкой, надеждой, убежищем; подставкой всему, что придерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова [13] указывается на следующую трактовку данного понятия: 1) «поддержка» - помощь, содействие; 2) «поддерживать» - придержав, не дать упасть; выразить согласие; одобрив, выступить в защиту.
В современной трактовке смысл педагогической поддержки заключается в направлении деятельности преподавателя на оказание конкретной помощи личности обучающегося в решении проблем индивидуально-личностного характера в сферах общения, обучения, досуга, здоровья, творчества. Только в таком случае студент-менеджер активно взаимодействует и общается с преподавателями и сокурсниками.
Процесс педагогической поддержки становился объектом исследования практически всех эпох и содержал различные варианты поддержки человека, акцентировал ученых на поиск непреложных истин, как доброта, справедливость, человеколюбие. Так, эпоха Возрождения или
Ренессанс - исторический период, при котором выделяется ориентация на человека. Многое ученые и исследователи того времени, а именно, Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Леон Батист Альберти и др. характеризовали человека как свободное существо, творца самого себя и окружающего мира. Начало XIX в. ознаменовано зарождением актуального направления в педагогике социальных интересов (И.Кант, И.Фихте, Г.Песталоцци), в основе которой лежит идея социального обустройства человека [8]. В конце XIX в. - начале XX столетия произошла смена образовательных парадигм, ядром которой определена личность, нуждающаяся в помощи педагогов и педагогической поддержке, основанная на гуманистическом фундаменте в философии, педагогике и психологии (Сократ, Аристотель, Т.Компанелла, Я.Коменский, А.Маслоу, К.Роджерс, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий). Таким образом, психолого-педагогические идеи поддержки основываются на идеализированном варианте гуманизма и стремятся культивировать такие способности и возможности личности, как креативность, самостоятельность, ответственность.
Как самостоятельное педагогическое движение в начале XX в. оформилось свободное воспитание, но исторически оно неразрывно связано с гуманистической педагогической традицией и идеалом свободной личности, обладающей развитым самосознанием и высокой духовной культурой. Идеи свободы зародились еще в древней Греции и нашли свое продолжение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.-Г.Песталоцци, Д.Дьюи, П.Петерсон, М.Монтессори, О.Декроли, С.Френе и др. Основополагающим моментом здесь становится процесс помощи личности организовать процесс своей деятельности, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу. Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает предоставление учащимся максимума свободы в процессе обучения.
Интерес ученых и практических работников к феномену педагогической поддержки со временем возрастает. Стремление перейти от авторитарной к гуманистической педагогике в 80-90-х гг. XX в. определило новый взгляд на эту проблему. Реализацию инновационных идей воспитания личности, осуществили ученые лаборатории «Проектирование инноваций в воспитании» ИПИ РАО, которой руководил О.С.Газман. Известны следующие современные концепции: воспитания человека культуры (Е.В.Бондаревская); педагогика свободы и педагогической поддержки (О.С.Газман); дидактической модели личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков); самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В.Кульневич) и др. Разработка основополагающих идей осуществлялась в условиях перехода от научно-технической парадигмы образования (усвоение знаний, умений, навыков) к парадигме гуманистической (личностное раз-
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
витие и творческая самореализация личности в культуре и социуме).
О.С. Газман был убежден, что «поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживает развитие «самости» и самостоятельности человека» [4, С.29], т.е. педагог поддерживает самостоятельное движение личности к определенной цели. Автор четко разграничивает мысль о том, что педагогическая поддержка не противоречит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения самовоспитания и мотивированного учения. Здесь личностная проблема обучающегося человека обозначается и в целом решается им самим при опосредованной помощи педагога. В таком случае обучающийся сам берет на себя ответственность за результат своих действий, но не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей, т.е. проявляет определенную свободу действий и становится субъектом своей жизнедеятельности. Последователями О.С.Газмана был дан системный анализ исследуемого феномена в условиях современного образования.
Так, в своих исследованиях Н.Н. Михайлова [11] выявляет ключевые блоки, составляющие основу квалификационной характеристики педагога, а именно: способность педагога к личност-но-профессиональному самоопределению; способность педагога выстраивать рефлексивную практику; децентрализации педагогом собственных проблем личности на проблемы обучающегося; «наращивания» педагогом способности в понимании проблем личности; проектирование деятельности по педагогической поддержке, с учетом конкретных ситуаций личности, которыми обладает обучающийся человек. По мнению С.М. Юсфина и Н.Н. Михайловой [12] необходимыми в становлении личности являются социализация и индивидуализация как равноценные и необходимые процессы. Е.В. Бондаревская [2], определяет классификацию средств педагогической поддержки. Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех и создает доброжелательный фон взаимопонимания и сотрудничества. Вторая - средства, направленные на индивидуально-личностную поддержку и предполагающие диагностику развитости, об-ученности и воспитанности; определение проблем личности обучающегося в процессе его развития.
Любое сотрудничество педагога и обучающегося, наставника и воспитанника начинается с установления контакта, а затем возникновения взаимной симпатии. Но раскрыться личность сможет лишь при искренней любви к мудрому наставнику. В этом заключается подход к проблеме педагогической поддержки Т.В.Анохиной [1], которая в своих исследованиях выделяет несколько этапов этого процесса: диагностиче-
ский, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный. Интересен взгляд Н.Б.Крыловой [9], которая утверждает, что педагогическая поддержка нуждается в обеспечении таких условий, которые способствовали бы самоуправлению и самоорганизации, а не управлению, руководству и контролю в общем смысле этого понятия.
Вышеобозначенные исследования раскрывают специфику применения педагогической поддержки обучающихся школьного возраста. Авторам необходимо было выявить аспекты оказания педагогической поддержки и помощи в условиях профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Так, Г.Б. Мардиросова [10] анализирует проблему формирования профессионального самовоспитания молодежи и рассматривает педагогическую поддержку как «системное ориентирование будущего специалиста в предлагаемых обстоятельствах, формирование готовности к принятию самостоятельных нестандартных решений, поощрение педагогического творчества, формирование компетентности».
Исследователи В.А. Стародубцев и др. [14] акцентируют свое внимание на реализацию педагогической помощи путем проведения профди-агностического тестирования, которое позволяет определить возможные профессиональные позиции, типы построения карьеры и дает рекомендации по развитию личностных межпрофессиональных компетенций. И.Н. Дмитриев [6] проводил свои исследования по реализации педагогической поддержки по развитию творчества обучающихся в процессе профессиональной подготовки в военных вузах. А.С. Яцын [15] обращает внимание на особый вид поддержки в системе дистанционного обучения, с помощью разнообразных педагогических приёмов (разработки электронного учебника и его освоения), что значительно повышает эффективность учебных педагогических средств. Исследователи М.В.Зверева и М.Н.Митин [7] утверждают, что проблемы формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗов могут быть решены благодаря организации и внедрению системы педагогической поддержки обучающихся.
Таким образом, анализируя вышеперечисленные исследования, можно отметить, что интерес к проблемам реализации педагогической поддержки в научной среде не ослабевает, имеет различные формы и применяется в различных сферах, форма отношения с обучающимся - договорная, а результат - выбор обучающимся того пути, по которому он готов пройти, беря на себя ответственность. Педагогическая помощь и поддержка будут реально осуществляться, если преподаватель хорошо знает психологические особенности студенческого возраста, специфику студенческой группы в целом и личности каждого студента.
Такая технология применяется и организуется не как одноразовая помощь, а как дли-
тельный процесс помощи студенту с первого до выпускного курса, ориентированный на преодоление препятствий, затрудняющих личностное и профессиональное становление студентов-будущих руководителей [16]. Педагогическая поддержка - необходимое
условие эффективной подготовки менеджера на современном этапе, т.к. человеческое бытие есть всегда «бытие с другими» (К.Ясперс) и этот постулат является основным в будущей управленческой деятельности такого выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование. -1997. - №3. - С.108-109.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. -1997. - № 4. - С.11-17.
3. Валитова Е.Ю. Система педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза//Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 3 (26). С.9-15.
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / Новые ценности образования. - Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996. - С.10-39.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб.: Диамант, 1996. - 699 с.
6. Дмитриев И.Н. Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к решению тактических задач: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дмитриев Иван Николаевич - Санкт-Петербург, 2015. - 190 с.
7. Зверева М.В., Митин М.Н. Педагогическая поддержка учащихся как условие эффективности междисци-плинароного модульного обучения и проектной деятельности в педагогическом вузе// Eurasian Union of Scientists (Vol.4, No. 16). 2015. С.48-51.
8. Корнетов Б.Г. Общая педагогика: Уч. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 192 с.
9. Крылова Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Народное образование. - 2000. - №3. - С.91-97.
10. Мардиросова Г.Б. Педагогическая поддержка профессионального самовоспитания студентов гуманитарного факультета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 9. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95022.htm.
11. Михайлова Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребенка // Народное образование. - 1998. - №6. - С.115-118.
12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Уч.-метод. пособие. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 816 с.
14. Стародубцев В.А., Соловьев М.А., Валитова Е.Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в вузе//Высшее образование в России, №1, 2015 г.
15. Яцын А.С. Педагогическая поддержка студентов вузов средствами электронных учебных материалов [Электронный ресурс] - URL http://www.rusnauka.com/23_WP_2011/Pedagogica/1_91251.doc.htm (дата обращения: 09.11.17).
16. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук / Нижний Новгород, 2006.
REFERENCES
1. Anokhina T., Krylova N. Pedagogical support - a different culture of education // Public education. - 1997. - № 3. -P. 108-109. (in Russian).
2. Bondarevskaya EV Humanistic paradigm of personality-oriented education // Pedagogy. - 1997. - № 4. - P.11-17. (in Russian).
3. Valitova E.Yu. The system of pedagogical support of professional self-determination of students in the educational space of the university // Vector of science TSU. Series: Pedagogy, psychology. 2016. № 3 (26). C.9-15. (in Russian).
4. Gazman O.S. Pedagogy of freedom: the path to the humanistic civilization of the XXI century / New values of education. - Вып. 6. - Moscow: Innovator, 1996. - P.10-39. (in Russian).
5. Dal VI Explanatory dictionary of the living Great Russian language. - St. Petersburg: Diamant, 1996. - 699 p. (in Russian).
6. Dmitriev I.N. Pedagogical support of the development of the creative approach of cadets of military institutes of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the solution of tactical tasks: dissidence. ped. Sciences: 13.00.08 / Dmitriev Ivan Nikolayevich - St. Petersburg, 2015. - 190 p. (in Russian).
7. Zvereva MV, Mitin M.N. Pedagogical support of students as a condition for the effectiveness of interdisciplinary modular instruction and project activity in a pedagogical university // Eurasian Union of Scientists (Vol.4, No. 16). 2015. P.48-51. (in Russian).
8. Kornetov BG General pedagogy: Uch. allowance. - Moscow: Izd-vo URAO, 2003. - 192 with. (in Russian).
9. Krylova N. Is it possible to manage pedagogical support, and if possible, how? // Public education. - 2000. - №3. -P.91-97. (in Russian).
10. Mardirosova G.B. Pedagogical support of professional self-education of students of the Humanities faculty // Scientific-methodical electronic magazine "Concept". - 2015. - T. 9. - P. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95022. htm. (in Russian).
11. Mikhailova N. Qualification requirements for a teacher working in the field of pedagogical support of a child // Public education. - 1998. - №6. - P.115-118. (in Russian).
12. Mikhailova NN, Yusfin S.M. Pedagogics of support: Uch.-method. allowance. - Moscow: MIROS, 2001. - 208 p. (in Russian).
13. Ozhegov SI Dictionary of the Russian language: / Ed. Doct. philol. Sciences, prof. N.Yu. Shvedovoi. - 15 th ed., A
Perspectives of Science & Education. 2017. б (30)
stereotype. - Moscow: Rus. 1983, 816 p. (in Russian).
¡14. Starodubtsev VA, Soloviev MA, Valitova E.Yu. Pedagogical support of professional self-determination of students in the university // Higher education in Russia, №1, 2015. (in Russian).
15. Yatsyn A.S. Pedagogical support of university students by means of electronic educational materials [Electronic resource] URL http://www.rusnauka.com/23_WP_2011/Pedagogica/1_91251.doc.htm (reference date: 09.11.17). (accessed 09 November 2017).
16. Yashkova E.V. Formation of value attitudes to the person at students of high school in the course of vocational training. Diss. PhD in Pedagogical Sciences / Nizhny Novgorod, 2006. (in Russian).
Информация об авторах Яшкова Елена Вячеславовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: Elenay2@yandex.ru
Information about the authors
Yashkova Elena Vyacheslavovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: Elenay2@yandex.ru
Синева Надежда Леонидовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет
им.К.Минина E-mail: sineva-nl@rambler.ru
Плесовских Галина Артуровна
(Россия, г. Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: galya777galya@gmail.com
Шипулло Максим Станиславович
(Россия, г. Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: argon2602@mail.ru
Sineva Nadezhda Leonidovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: sineva-nl@rambler.ru
Plesovskih Galina Arturovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Student.
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: galya777galya@gmail.com
Shipullo Maxim Stanislavovich
(Russia, Nizhny Novgorod) Student.
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University) E-mail: argon2602@mail.ru