Научная статья на тему 'Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании'

Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированные технологии / контекстнокомпетентностное обучение / компетентностный подход / учебное заведение / профессиональное образование / practice-oriented technologies / context-based competence training / competence- based approach / educational institution / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Дворникова Елена Игоревна

В статье рассматривается использование технологий контекстнокомпетентностного обучения в профессиональном образовании. Уточнено их влияние на становление выпускника как творческого и самостоятельного профессионала. Раскрыты формы практико-ориентированных занятий – неотъемлемых элементов рассматриваемых нами технологий. Приведены рекомендации преподавателю для реализации контекстнокомпетентностного обучения. Определена смыслообразующая категория, которая отражает влияние условий будущей профессиональной деятельности обучающегося на процесс и результат учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Дворникова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR CONTEXT-COMPETENCE EDUCATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

The article reveals the essence of the technologies of context-competence education in vocational education. Their influence on the development of a graduate as a creative and independent professional has been clarified. The forms of practice-oriented studies are revealed integral elements of the technologies we are considering. The recommendations to the teacher for the implementation of context-competence training are given. The semantic category has been determined, which reflects the influence of the conditions of the future professional activity of the student on the process and the result of the educational activity.

Текст научной работы на тему «Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании»

8. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения:13.09.2018). (13)

9. Исаев, В. А. Экономика. Базовый курс: электронный учебник / В.А. Исаев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ebooks.ekonomika.bazovyy_kurs.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.2018). (16)

10. Хегай, Ю. А. Экономика предприятия автомобильного транспорта: электронный учебник / Ю. А. Хегай // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/hegai/u-posob.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 22.09.2018). (38)

Kurbatova Victoria Vladimirovna, graduate student [email protected]

Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, RUSSIA Chernikova Anastasia Evgenievna, associate professor

INNOVATIVE PROCESS: CONCEPT, FEATURES OF IMPLEMENTATION Abstract. This article discusses the features of the implementation of the innovation process, taking into account the implementation model, the formation of the innovation environment, as well as the innovation potential as an element of the innovation at the enterprise level.

Keywords: innovations, properties of innovations, innovation process УДК 331.445

ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) Дворникова Елена Игоревна, преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова г. Тюмень, Россия (e-mail: [email protected])

В статье рассматривается использование технологий контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании. Уточнено их влияние на становление выпускника как творческого и самостоятельного профессионала. Раскрыты формы практико-ориентированных занятий - неотъемлемых элементов рассматриваемых нами технологий. Приведены рекомендации преподавателю для реализации контекстно-компетентностного обучения. Определена смыслообразующая категория, которая отражает влияние условий будущей профессиональной деятельности обучающегося на процесс и результат учебной деятельности.

Ключевые слова: практико-ориентированные технологии, контекстно-компетентностное обучение, компетентностный подход, учебное заведение, профессиональное образование.

Введение

В современном образовании активно используются технологии, связанные с практико-ориентированным обучением, поскольку в высших школах большое влияние имеет компетентностный подход, требующий формирования у студентов компетенций [2, 3, 6]. Это означает, что студент должен не только овладеть знаниями и умениями, но и применять их в профессиональной жизни. Работодателям требуются выпускники, максимально подготовленные к предстоящей профессиональной деятельности [1, 4, 5]. Поэтому образовательный процесс в высшей школе должен все более приближаться к реальным профессиональным условиям. Достижение таких условий возможно при использовании технологий контекстно-компетентностного обучения, где практика является неотъемлемой частью.

Методика исследования

Рассмотрение применения технологий контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании происходило с использованием следующих методов: подбор и анализ публикаций по теме.

Результаты и обсуждение

Ученые определяют контекстно-компетентностное обучение как концептуальную основу интеграции различных видов деятельности студентов (учебная, научная, практическая) [7, 10, 12, 14, 15],. Эти технологии принято считать активными, потому что они опираются не только на процессы восприятия, памяти и внимания, но и на творческое мышление и поведение.

Интеграция контекстного и компетентностного подходов достигается с помощью применения традиционных и новых форм практико-ориентированных занятий [8, 9, 11, 13, 16]. Используется деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность (приближенная к профессиональным условиям), различные обучающие модели. Также применяются проблемные лекции, семинары, дискуссии, ситуационные деловые игры. Например, при учебной деятельности академического типа используется семиотическая обучающая модель и применяются такие формы практико-ориентированного занятия как проблемная лекция, семинар, дискуссия. При квазипрофессиональной деятельности используется имитационная обучающая модель, где применяются ситуационно-деятельностные игры. В учебно-профессиональной деятельности - социальная обучающая модель, где могут использоваться экскурсии и выездные занятия [17, 20].

Смыслообразующей категорией контекстного обучения является «контекст», который отражает влияние условий будущей профессиональной деятельности обучающегося на процесс и результат учебной деятельности.

За основной элемент деятельности обучающихся здесь принимается поступок, после которого студент получает определенный опыт профессиональной деятельности.

Преподавателю для реализации контекстно-компетентностного обучения следует:

- обеспечить содержательно-контекстное отражение профессиональной деятельности в формах учебной деятельности;

- сочетать разнообразные форм и методы обучения;

- использовать модульность построения обучения;

- обеспечивать нарастающую сложность заданий для сохранения интереса обучающихся [18, 19, 21, 22, 23].

Обучающийся овладевает деятельностью с помощью системы задач, учебных проблем и специально подобранных проблемных ситуаций, в процессе решения которых он включается в активную деятельность и становится ее субъектом. Реализация принципов проблемного обучения пробуждает у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает к активной самостоятельной и групповой деятельности, поиску новой информации.

Выводы и заключение

Построение учебного процесса в профессиональном учебном заведении на базе контекстно-компетентностных технологий максимально приближает условия высшей школы к профессиональным условиям, что позволяет сформировать выпускника, подготовка которого отвечает требованиям современных работодателей. Применение контекстно-компетентностных технологий оказывает положительное влияние на будущего выпускника. В результате этого воздействия высшая школа формирует грамотного, самостоятельного и творческого профессионала.

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

3. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.

5. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

6. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.

7. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

8. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.

9. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

12. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

13. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

14. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

15. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

16. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

17. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

18. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

20. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.

21. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23.

22. . Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

23. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

Kutepova Lyubov Ivanovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Dvornikova Elena Igorevna, teacher, Tyumen Higher Military Engineering Command

School named after Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakova, Tyumen, Russia

TECHNOLOGIES FOR CONTEXT-COMPETENCE EDUCATION IN

PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article reveals the essence of the technologies of context-competence education in vocational education. Their influence on the development of a graduate as a creative and independent professional has been clarified. The forms of practice-oriented studies are revealed - integral elements of the technologies we are considering. The recommendations to the teacher for the implementation of context-competence training are given. The semantic category has been determined, which reflects the influence of the conditions of the future professional activity of the student on the process and the result of the educational activity.

Key words: practice-oriented technologies, context-based competence training, competence-based approach, educational institution, vocational education.

УДК 334.02

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

Статья посвящена алгоритму проведения экономической экспертизы проектов нормативно правовых актов. Рассматривается вопрос о субъектах-заказчиках экспертизы, о перечне задач и вопросов, подлежащих экспертной оценке. На основе проведенного контент-анализа авторы выделяют основные этапы экономической экспертизы, их основные положения. Рассматривается роль экспертного заключения в совершенствовании российского законодательства. Сделаны выводы о необходимости пошагового проведения экономической экспертизы в правотворческом процессе.

Ключевые слова: экономическая экспертиза, правотворческий процесс, экспертная оценка, этапы проведения экономической экспертизы, экспертное заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.