cess of personnel adaptation on the preservation and development of the level of the company's corporate culture, as well as on the stabilization and improvement of the social and psychological climate in the team.
Keywords Adaptation, personnel, adaptation program, research, social and psychological factors.
УДК 331.445
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Лунева Юлия Борисовна, преподаватель
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова г. Тюмень, Россия (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет и м. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании. Данный подход предоставляет широкие возможности для формирования студентов как высококвалифицированных профессионалов. Выделены цель и задачи практико-ориентированного обучения. Определены направления, по которым должен реализовываться практико-ориентированный подход для достижения наилучших результатов. Описаны подходы к рассматриваемому нами обучению, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Выделен конечный результат использования практико-ориентированного подхода.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональное образование, практика, практико-ориентированное обучение, компетенции.
Введение
Современные подходы к решению образовательных задач должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Новая образовательная парадигма базируется на необходимости внедрения большого количества практики и самостоятельной работы студентов в процессе обучения, для того чтобы сформировать определённые компетенции, которые обучающийся сможет реализовать в профессиональной сфере [1, 9,10]. В этой связи появляется интерес к использованию практико-ориентированного подхода. Его внедрение также обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных техноло-
гий - совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать эффективное развитие установленных стандартом компетенций.
Методика исследования
Для выявления сущности практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании в работе применялся подбор и анализ соответствующей литературы по теме.
Результаты и обсуждение
Под практико-ориентированным обучением понимают освоение студентами образовательной программы в условиях, приближенных к реальным профессиональным, формирование у них необходимых компетенций, с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время [2, 3, 6].
Практико-ориентированное обучение обеспечивает вовлечение студентов в работу таким образом чтобы их активность сравнивалась с активностью преподавателя [4, 5, 7, 8].
Целью практико-ориентированного обучения являются получение студентами в процессе обучения компетенций в какой-либо области или сферы деятельности общества для применения их на практике [12, 14].
К задачам практико-ориентированного обучения относятся:
- формирование у выпускников отличного владения теоретическими и практическими навыками деятельности;
- расширение сотрудничества работодателей с учебными заведениями для получения студентами опыта работы и дальнейшего трудоустройства;
- повышение эффективности проходимой студентами в процессе обучения практики [11, 13, 15, 17].
Для достижения наилучших результатов практико-ориентированный подход должен реализовываться по нескольким направлениям:
- учебная и производственная, научно-исследовательская практика студентов;
- волонтерская деятельность студентов;
- проектная деятельность студентов [16, 18, 19].
Во время практики раскрывается умение студентов применять накопленные на протяжении обучения знания и умения.
Некоторые специалисты выделяют следующие подходы к практико-ориентированному обучению:
- организация всех видов практик для реального приобретения студентами профессиональных компетенций по соответствующему профилю обучения [20];
- активное введение в обучение практико-ориентированных технологий, позволяющих сформировать у студента качества необходимые для выполнения на должном уровне своих профессиональных обязанностей в будущем;
- создание на базе вуза инновационных форм профессиональной занятости студентов [21, 22, 23].
При этом данные подходы должны быть между собой взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Конечным результатом использования практико-ориентированного подхода является итоговая модель поведения выпускника, с помощью реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в процессе учебы и после прохождения практик.
Выводы и заключение
Мы выяснили, что сущность практико-ориентированного обучения состоит в создании для студентов таких условий, чтобы они могли погрузиться в профессиональную сферу, реализовать себя творчески и проявить свою самостоятельность. Особенность практико-ориентированного подхода заключается в формировании фундаментальной научной базы знаний у студентов параллельно с получением компетенций. Использование прак-тико-ориентированного подхода в обучении необходимо для эффективного формирования грамотных конкурентоспособных выпускников.
Список литературы
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
2. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
4. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
7. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
8. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.
9. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
13. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
14. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
15. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
16. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
17. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
18. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
20. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23.
21. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
23. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
Luneva Julia Borisovna, teacher, Tyumen Higher Military Engineering Command School
named after Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakova, Tyumen, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract.
The article reveals the essence of the practice-oriented approach in vocational education. This approach provides ample opportunities for the formation of students as highly qualified professionals. Highlighted the purpose and objectives of practice-oriented learning.
The directions on which the practice-oriented approach should be implemented to achieve the best results are determined. We describe the approaches to the training we are considering, which are interrelated and complement each other. The end result of using a practice-oriented approach is highlighted.
Key words: practice-oriented approach, vocational education, practice, practice-oriented training, competence.
УДК 331.445
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Макеева Анастасия Владимировна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна, г. Княгинино, Россия
(e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов, оказывающих большое влияние на качество образования. Статья раскрывает формы информационно-коммуникационных технологий, которые применяются в современных высших учебных заведениях в условиях цифрового образовательного пространства. Указываются задачи применения ИКТ в образовании. Выделяется несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ, среди которых: мотивационный, содержательный, учебно-методический.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровое образовательное пространство, процесс обучения, электронные курсы.
Введение
Информационно-коммуникационные технологии прочно закрепились во всех сферах жизни общества. Образование не стало исключением, поэтому ИКТ стали неотъемлемой частью современного процесса обучения. Положение об использовании цифровых технологий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах. За счет их использования образовательный процесс получает ряд преимуществ, например, таких как мобильность студентов, развитие их самостоятельности. Кроме того, стоит упомянуть, что доля самостоятельной работы обучающихся увеличивается, снижается количество аудиторной нагрузки, поэтому использование