Gladkov Alexey Vladimirovich, Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna pedagogical
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING ... sciences
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0072
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
© 2019
Гладков Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящей статье авторы рассматривают современные педагогические технологии в роли средства повышения мотивации студентов к обучению. Установив характеристики педагогической технологии, а также ее структуру для выявления инструментов повышения студенческой мотивации, было приведено определение данного понятия. В ходе исследования отмечается роль компетентностного подхода, который является одним из главенствующих в обучении в высшем учебном заведении. Авторы делают акцент на том, что он является неотъемлемым компонентом высшего образования и рассмотрение педагогических технологий в его рамках будет более актуальным. Так как подход направлен на формирование компетенций, современные выпускники должны уметь применять свои знания, умения и навыки в реальных профессиональных условиях. А это показывает высокую прак-тико-ориентированность данного подхода, помогающую вызвать у студентов большой интерес. В результате проведенного анализа были выявлены технологии, (интерактивные, дистанционного обучения, проблемного обучения, проектного обучения, личностно-ориентированные, модульного обучения) использование совокупности которых, позволяет повысить качество обучения в целом, поскольку каждая из них взаимно дополняет друг друга и побуждает студента к глубокому изучению дисциплины.
Ключевые слова: мотивация, студент, выпускник, педагогическая технология, высшее учебное заведение, качество обучения, самостоятельность, компетентностный подход, практика, практико-ориентированные технологии обучения.
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING EDUCATIONAL MOTIVATION
© 2019
Gladkov Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakov of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of the department of «Innovative Management Technologies» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, the authors consider modern pedagogical technologies in the role of a means of increasing students' motivation to learn. Having established the characteristics of pedagogical technology, as well as its structure for identifying tools to increase student motivation, the definition of this concept was given. In the course of the study, the role of the competence-based approach, which is one of the leading ones in higher education, is noted. The authors emphasize that it is an integral component of higher education and the consideration of educational technologies in its framework will be more relevant. Since the approach is aimed at the formation of competencies, modern graduates should be able to apply their knowledge and skills in real professional conditions. And this shows a high practical orientation of this approach, which helps to arouse great interest among students. As a result of the analysis, technologies were identified (interactive, distance learning, problem-based learning, project-based learning, student-centered, modular learning) which, in combination, improves the quality of learning as a whole, since each of them complements each other and encourages the student to deep learning discipline.
Keywords: motivation, student, graduate, pedagogical technology, higher educational institution, quality of education, independence, competence-based approach, practice, practice-oriented learning technologies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная образовательная парадигма, благодаря которой появился новый стиль взаимодействия студентов и преподавателей, заставляет изыскивать новые способы вовлечения обучающегося в образовательный процесс. При этом задача состоит не просто в том, чтобы сделать его слушателем, но и активным участником. Для этого необходимо правильно мотивировать студента на обучение, заинтересовать его, а это в свою очередь дает новые перспективы для развития личности. На сегодняшний день образовательный процесс в высших учебных заведениях должен быть насыщен применением различ-274
ного рода педагогических технологий, что закреплено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Выполнение этих положений дает хорошую результативность обучения, поскольку разнообразие инструментов используемых технологий обеспечивает заинтересованность и заставляет каждого студента включиться в процесс и быть активным на протяжении всего обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами использования педагогических технологий в образовательном Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Гладков Алексей Владимирович, Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ...
процессе занимались такие ученые как Г.К. Селевко, В.И. Андреев, В.А. Сластенин, Я. А. Савельев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, Н.Е. Щуркова.
На сегодняшний день существует масса определений понятию «педагогическая технология». Г.К. Селевко считает, что педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, содержащая проектирование, организацию и проведение учебного процесса с обеспечением комфортных условий педагога и обучающегося [1]. Многие ученые придерживаются мнения о том, что педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Педагогической технологией также считают совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения, которые способствуют успешной реализации поставленных целей [2]. Каждое определение отчасти несет верную смысловую нагрузку, однако, в данной статье мы будем опираться на следующее, более точное, по нашему мнению, определение [3]. Педагогической технологией называют систему способов, приемов и шагов, которые призваны решить задачи развития и обучения личности, то есть - это определённая система действий, направленная на разработку и воплощение компонентов педагогического процесса для достижения гарантированного результата [4].
Совокупность применения педагогических технологий, как мы уже говорили, позволяет обеспечить мотивацию студентов на обучение. Нельзя не отметить, что обучение в высших учебных заведениях проходит с использованием компетентностного подхода, где мотивация обеспечивается за счет практической направленности [5]. Компетентностный подход призван сделать обучение более практико-ориентированным. То есть студенты большую часть времени должны обучаться в условиях максимально приближенных к реальным профессиональным. Такая тенденция позволяет заинтересовать студентов, поскольку они в реальности смогут увидеть свои будущие профессиональные задачи и научиться ориентироваться в них. Обучающиеся не только приобретают теоретические знания, но и учатся применять их. Подготовка при этом проходит с большой долей самостоятельной работы [6]. Это дает определенную свободу и студенты имеют возможность развивать свои творческие способности
Мотивация - это процесс, который запускает и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности [7]. Принято считать, что основным компонентом, без которого у обучающегося не вызвать интерес к какой-либо деятельности - это цель [8]. За счет использования педагогических технологий в рамках компетентностного подхода, студент четко видит ее перед собой и устанавливает для себя ее значимость и способы достижения [9].
Технология характеризуется следующими позициями:
- разрабатывается под конкретный педагогический замысел;
- цепочка действий и операций выстраивается строго в соответствии с целевой установкой, соответствующей форме конкретного результата [10];
- технология функционирует на основе принципов индивидуализации и дифференциации;
- обеспечение поэтапности планирования и последовательности воплощения элементов педагогической технологии [11].
В структуру педагогической технологии входят:
- цель обучения;
- содержание [12];
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса [13];
- субъекты обучения;
- результат педагогической деятельности [14].
Как мы говорили выше, образовательный процесс в высших школах осуществляется именно в рамках ком-петентностного подхода. Для активации дополнительной мотивации у студентов требуется много инструмен-
тов для его реализации [15].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выявлении современных педагогических технологий, способствующих повышению учебной мотивации студентов. Для этого необходимо решать следующие задачи:
- установить определение понятия «педагогическая технология»;
- определить позиции, на которые опирается педагогическая технология;
- выявить структуру педагогической технологии;
- определить основные педагогические технологии современного образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В образовательном процессе высшего учебного заведения используются следующие виды педагогических технологий:
- интерактивные;
- дистанционного обучения [16];
- проблемного обучения;
- проектного обучения [17];
- личностно-ориентированные;
- модульного обучения [18].
Как показывает практика, во взаимодействии друг с другом они дают лучшие результаты.
Интерактивные технологии позволяют не просто наладить взаимодействие между студентом и преподавателем в режиме диалога, но сделать отношения партнерскими. Педагог не только передает конкретный объем информации, он становится тьютором и направляет студента по нужной образовательной траектории, при том, что студент в большей степени сам занимается поиском информации и средств для решения поставленной задачи [19]. Интерактивные технологии направлены как на широкое взаимодействие как между студентами и преподавателями, так и только между студентами. Такое взаимодействие организуется, к примеру, при выполнении проектов в малых группах или при проведении тренингов обучающих, профессиональных или мотивационных. Технологии дистанционного обучения используются повсеместно. Это главный атрибут современного образования, позволяющий студентам чувствовать себя более мобильными и самостоятельными. Электронные курсы позволяют обучаться удаленно [20]. При этом студент получает образование, которое по качеству не уступает очной форме. Дистанционные технологии позволяют организовать так называемое смешанное обучение, где традиционные методы и формы дополняются электронными. При смешанном типе студент усваивает информацию гораздо лучше, так как имеет постоянный доступ к лекциям, заданиям и видеоматериалам, и в любой момент может обратиться к ним. К тому же, обучающийся получает творческую свободу и самостоятельность, поэтому электронные технологии мотивируют на еще более углубленное изучение дисциплины.
На рисунке 1 показано, каким образом на курсе могут быть представлены материалы. В данном случае студент видит несколько разделов.
Раздел I. Теоретико-методологические основания профессионального образования
1.1. Ключевые понятия и основные концептуальные положения профессионального образования
профессионального образования
Й^З Ключевые п ^ материалы
концептуальные работы
Рисунок 1 - раздел электронного курса по дисциплине
Суть реализации технологии проблемного обучения заключается в том, что преподаватель не сообщает студентам готовых знаний, но ставит проблемную задачу, побуждая к поиску путей и средств решения. Мотивация
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
275
Gladkov Alexey Vladimirovich, Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING ..
pedagogical sciences
к обучению возникает из-за поставленной проблемы и разворачивается в процессе умственного труда, связанного с поиском решения задачи. Таким образом возникает внутренняя заинтересованность. Для поддержания этой заинтересованности сложность заданий должна выстраиваться по нарастанию. Преподаватель должен обеспечить посильность работы.
Технологии проектного обучения в полной мере позволяют студентам развить свою творческую составляющую. Особенность технологий заключается в том, что выпускники не только понимают и решают практические задачи, но и могут свободно перейти к непосредственно профессиональной деятельности. Для этого создаются специальные условия [21]. Обучающиеся делятся на небольшие группы, назначается руководитель, который помогает определить сроки, развить тематику проекта и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. Студенты сами занимаются составлением плана, поиском информации, разработкой проекта, оформлением и представлением результатов.
Личностно-ориентированные технологии позволяют раскрыть потенциал каждого студента, так как педагог помогает выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Проектирование траектории состоит из следующих этапов:
- функциональный этап (осознание и коррекция цели, планирование результатов);
- содержательный этап (анализ программ обучения и выделение учебных модулей, а также определение способов обучения на основе индивидуальных особенностей студента);
- операционный этап (разработка структуры индивидуального образовательного маршрута);
- оценочный этап (рефлексия и самооценка результатов обучения) [22].
Пройдя все этапы, студент становится более уверенным и самостоятельным. Появляется интерес, новые цели и готовность к продолжению обучения.
Технологии модульного обучения направлены на систематизацию всех образовательных материалов. Его отличает:
- четкая структуризация содержания обучения;
- вариативность обучения;
- адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам студентов.
Модуль - это завершенная часть курса, раздела, которая заканчивается контролем. Главная цель - достижение высокого уровня конечных результатов. За счет модульных технологий выстраивается комфортный темп работы, при этом студенты могут сами определять свои возможности. Также модульные технологии отличают гибкое содержание обучения [23].
Как показывает практика, все указанные технологии взаимно дополняют друг друга и гармонично взаимодействуют, обеспечивая качество обучения посредством пробуждения и сохранения у студентов мотивации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. в выявлении современных Нами были выявлены педагогические технологии, способствующие повышению учебной мотивации студентов. Из указанной выше информации, мы можем заключить, что совокупность рассматриваемых педагогических технологий обладает необходимыми свойствами для того, чтобы правильно мотивировать студента на обучение. В рамках компетентностного подхода они обеспечивают качественное усвоение студентами информации и пробуждают большую заинтересованность в освоении дисциплины. Использование каждой отдельной технологии приносит свой особый результат, но итоги освоения студентами дисциплин доказывают, что наиболее действенным является совокупное применение представленных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и тех-
нологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
3. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.
7. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
8. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
9. АбрамоваН. С., Ваганова О. И., ТрутановаА. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
11. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
13. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
14. Yashin, S.N., Yashina, N.I., Ogorodova, M.V., Smirnova, Z.V., Kuznetsova, S.N., Paradeeva, I.N. On the methodology for integrated assessment of insurance companies' financial status (2017) Man in India, 97 (9), pp. 37-42.
15. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
16. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.
17. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.
18. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
19. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
20. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
21. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
22. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
23. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.
Статья поступила в редакцию 08.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
276
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)